Звук Пь
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чекмарева Алла Викторовна

Материал содержит характеристику звука Пь, картинный материал, постановочные упражнения и автоматизацию данного звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук Пь709.14 КБ

Предварительный просмотр:

П’

  1. Характеристика звука и его артикуляции (краткость, четкость, наличие наглядности).

Характеристика: звук [П'] — мягкий глухой согласный.

Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук относится к шумным согласным.

В зависимости от степени участия голосовых связок и от силы мускульного напряжения активного (или также пассивного) органа речи различаются шумные глухие и звонкие. В образовании глухих шумных голос не участвует: голосовые связки не сближены, не напряжены, не колеблются. При образовании глухих шумных происходит, кроме того, более энергичная, чем при образовании звонких шумных, работа активного (или также пассивного) органа речи. К глухим шумным относится согласный [п’].

Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо (шумообразующей) преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:

по месту артикуляции: согласный пь губно-губной (билабиальный) {активный артикулятор — нижняя губа, пассивный артикулятор — верхняя губа}.

Палатальность не следует путать с палатализацией, в русском языке только один палатальный согласный звук, для которого среднеязычная артикуляция является основной в то время как палатализации (смягчению) могут подвергаться многие звуки, но в этом случае среднеязычная артикуляция будет дополнительной по отношению к основной артикуляции данного звука.

По способу артикуляции согласные делятся на два основных класса: смычные согласные {артикуляторы полностью смыкаются} и щелевые (фрикативные) согласные {артикуляторы сближаются, оставляя щель для прохода воздушной струи}; артикуляция ряда звуков сочетает особенности смычных и щелевых согласны.

Согласный пь смычно-взрывной (эксплозивный) {за смыканием органов артикуляции следует их резкое размыкание, сопровождаемое сильным толчком воздуха}: [пь].

По соотношению шума и голоса согласный шумный глухой.

По наличию или отсутствию дополнительной артикуляции; при классификации звуков русского языка среди возможных дополнительных артикуляций выделяют палатализацию, т.е. дополнительное поднятие средней части спинки языка к твердому нёбу: мягкий (палатализованный) согласный.

  1. Описание возможных нарушений в произношении звука (кратко, но исчерпывающе).

ДЕФЕКТЫ ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ

Причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха (Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка), недостаточная скоординированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые связки могут, как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т.е дефект звонкости.

ОГЛУШЕНИЕ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Согласные Б, В,Г,Д,Ж,З произносятся глухо, без голоса, как П, Ф, К,Т,Ш,С (пулка, колофа, шелесо, и.т.д.)

Эти недостатки чаще всего встречаются у детей с поздно развивающейся речью и у тугоухих детей. Нужно отличать их от более редких случаев, когда все звуки произносятся шепотом вследствие болезни горла или сильного испуга.

ОЗВОНЧЕНИЕ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

При озвончении согласных звуки П,Т,К,С,Ш, Ф   произносятся с участием голосовых связок и звучат,  как Б,Д,Ж,З,В.

Такие дефекты встречаются реже, чем оглушение согласных звуков

СМЕШЕНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

При этом недостатке ребенок хотя и может правильно произносить в отдельности согласные звуки, но в речи часто их смешивает: пулка, добор. В основе этого дефекта лежит главным образом плохое (у тугоухих детей) или недостаточно четкое (мало дифференцированное) восприятие сходных звуков речи, иногда же и плохое слуховое Внимание. Нередко причина лежит в плохом осмыслении тонких акустических различий сходных звуков по артикуляционному укладу.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Мягкие согласные отличаются от твердых согласных поднятием средней части спинки языка.

ДЕФЕКТЫ ТВЕРДОСТИ И МЯГКОСТИ согласных могут охватывать многие пары звуков и могут проявляться в трех вариантах. Эти дефекты могут быть связаны с нарушением слуховой дифференциации, с наличием парезов, гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц), повышенного тонуса спинки языка.

ЗАМЕНА ТВЕРДЫХ ЗВУКОВ МЯГКИМИ

При таком нарушении звукопроизношении средняя часть спинки языка слишком приподнята - получается смягченность звука (сянки - санки, дёмик-домик).

ЗАМЕНА МЯГКИХ ЗВУКОВ ТВЕРДЫМИ

Замена  мягких звуков твердыми (дада- дядя, лублу - люблю)происходит потому, что средняя часть спинки языка недостаточно приподнимается к небу, иногда из-за плохого фонематического слуха, иногда же из-за тугоухости.

СМЕШЕНИЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ ЗВУКОВ

Этот  дефект чаще встречается у детей  с нарушением слуховой дифференциации звуков и у тугоухих детей.

  1. Диагностика звукопроизношения, выявление уровня нарушения и его причины (правильность последовательности диагностики, правильность материалов словарного и наглядного материала для диагностики).

Дифференциация звуков[ п], [пь]-[б], [бь].

Определение первого звука в слове.

 - Давайте вспомним про нашу сказку:

 Жил старик со своей  старухой

 У самого синего моря.

 Они жили  в ветхой землянке

 Ровно  тридцать лет  и три года.

 - Кто написал эту сказку? С какого согласного  начинается  фамилия  автора сказки?

2.Игра «Наоборот».

 - Долгими вечерами  старик со старухой  играли в слова со звуками. Сначала старуха называет слова со звуком [п], а старик меняет  в словах звук [п] на [б], а потом наоборот.

 пой-бой                      пыль-…                           бот-…               бодать-…

 пух-…                        почка-….                         забить               пас-…      

 путь-…                       били-…

3.Игра «Найди лишнею картинку».

 - Сердитая была старуха. Каждый день бранила старика, давала ему  все новые  и новые задания. Кто помогал старику?

 - А сегодня мы станем помощниками золотой рыбки. Будем помогать старику исполнять все прихоти старухи.

 - Пойди, говорит  старуха, отыщи  лишнюю картинку  в правом ряду,  затем в левом  ряду.

 а) Дети  из ряда картинок со  звуками[ п],[пь] выделяют картинку со звуком [б]. Аналогично  выделяют картинку со звуком[ п]  из ряда картинок со звуками [б], [бь].

 б) Определяют  позицию  звуков  [б], [п ]в словах.

 - Кланяется вам старик, благодарит  за помощь.

4. Игра «Вот так улов».

 - Бранится старуха: «Ступай старик, к  синему морю и налови рыбы на обед». Взял старик невод, четыре  ведра и пошел к синему морю. Закинул он невод в море, пришел невод с различными предметами. Рассмотрите картинку. «Вот так улов!» Скажите, что принес невод? (дети выделяют  предметные  изображения,  наложенные друг  на  друга).

 - В какие ведра  положит  старик  выловленные  предметы?

 - Вот, спасибо дети, опять  помогли старику.

V. Физминутка.

1.Подвижная  игра  «Найди пару».

Детям  раздаются шапочки в виде рыбок с гласными и согласными  буквами.  Дети двигаются под музыкальное сопровождение  в произвольной  форме. Как только  музыка  заканчивается,  дети находят пару  из гласного и согласного  звуков, читают слог который получился.

 2. Игра на развитие  зрительной памяти «Какой рыбки не стало?»

Правила игры те же, только  после того как  музыка затихает  педагог прячет одного ребенка  с буквой, дети отгадывают какой буквы не стало.

Дидактические игры на этапе   обучения чтению на уровне буквы, слога, слова, предложения.

 - Помогли старику, а старуха  пуще прежнего  бранится:

 «Дурачина ты, простофиля.

 Ничего то ты не умеешь».

1.Игра  «Зеркало».

 - Покажи правильно расположенную букву среди  пар  букв изображенных  верно и неверно. (Дети  помогают старику)

2. Игра « Превращение» (Реконструирование букв убавляя, добавляя, заменяя элементы)

Старуха приказывает старику.

 - Преврати камни и ракушки  на берегу  синего моря в буквы.

 - Раз мы, ребята,     сегодня помощники золотой рыбки, то тоже имеем силу  волшебства. Поэтому давайте устроимся на берегу синего моря поудобнее  и начнем работу.

З.Игра «Послание» (на развитие буквенного гнозиса)

 - Ребята, нам от золотой рыбки послание,  но злая старуха из вредности перечеркнула все, что здесь  напечатано. Давайте попробуем его разгадать.

 а) Дети читают  заштрихованные слоги.

 б) Складывают из них слово: спасибо.

 Это вас благодарит  рыбка за то, что вы помогаете старику. Но злая старуха приготовила старику следующее испытание.

4. Игра «Найди слово».

 а) Нахождение слов  среди строки букв.

 б) Деление этих слов на слоги.

 Посмотрите в каждой строчке букв,  спрятались слова.  Нужно найти эти слова  и соединить  стрелочкой с картинками, которые подходят к слову.

5.Игра  «Телеграмма».

 1. Чтение детьми предложений только по верхней или по нижней  половине  строчки.

  1. Полнота и качество освещения подготовки детей к коррекции звукопроизношения. Наличие разнообразия приемов, направленных на развитие.

Игра “Поймай звук” (Поднять соответствующую схему звука Пь.)

а) из слогов: пи, до, то, ути, ба, те, ато, стя, тол, пио, тим, ату.

б) из слов звук Пь: петух, кот, Печкин, булка, теленок, репа, парусник (корабль под парусами).

в) Кто помнит, на чем мы добирались до электрички. Составить звуковую модель слова

ПЕЧКИН

г) Звуковая линейка. На каком месте по счету слышится заданный звук Т.

Кот (3), Метро (3), Телега (1), Самолет (7), Электричка (5), Теплоход (1, 3, 8), Автобус (3). Проверка.

– Ну вот, доехали мы станции. И дальше поедем, кто отгадает на чем?

Что за чудо синий дом

 Ребятишек много в нем

 Носит обувь из резины

 И питается бензином. (Автобус)

– Какой звук слышится в слове?

Работа в тетради. Графический диктант

а) Выписывание букв Т-П в тетрадь. Хватай-ка, велосипеды, такси, поезда, метро, Шарик, плот, деревня, самолет, вертолеты. Что такое плот? (Плот – это скрепленные в несколько рядов бревна для сплава или переправы на них по воде.)

– Проверка. Сколько букв Т? (7) Букв П? (3)

– Распределить слова в два столбика, 1-й с буквой Т, 2-й – с буквой П (кот, лапа, полка, лото). Проверяем. На доске буквы и к ним нужно расставить картинки.

Ориентирование по картинке

– Ну, вот добрались мы с вами до деревни. Посмотрите и скажите, что вы видите на картинке.

Составление предложений по картинке.

Физминутка

Игра “Назови слово правильно”

– Как красиво и хорошо в Простоквашино. И вот снова задание.

ТРАКТОР – ТРАТОРК

 ПОЕЗД – ПОЗДЕ

 ВЕЛОСИПЕД – ВЕСИЛОПЕД

 ТРАМВАЙ – ТРАВАЙМ

 ТАКСИ – ТАСИК

 ТЕПЛОХОД – ТЕПХОЛОД

 САМОЛЕТ – САЛЕТМО

Слова выкладываются из букв на наборном полотне. По мере называния правильных слов, вывешиваются картинки.

– Посмотрите, какие буквы написаны правильно, покажите и назовите достопримечательности нашего города на ту букву, которую вы показали.

Театр, площадь Ленина, Кукольный театр, танк, Парк культуры и отдыха.

– Теперь посмотрите на наши картинки и скажите, как все это назвать одним словом. (Транспорт.) А почему я картинки расположила в четыре столбика?

Наземный вид транспорта (поезд, трактор, автобус, велосипед, трамвай, такси).

Водный вид транспорта (теплоход, парусник, плот).

Воздушный вид транспорта (самолет, вертолет).

– А куда мы отнесем метро? Кто знает? Метро – это подземный вид транспорта.

Слепить из пластилина букву П–Т.

  1. Качество        освещения коррекции произношения звука: [П']

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.

2. Учить выполнять графические упражнения.

3. Научить четко произносить звуки [П], [П'], дифференцировать и на слух и в произношении.

4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласны звуков.

5. Развивать у ребенка фонематические представления.

6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай по голосу» (развита слухового внимания).

Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Продолжи строчку». Взрослый предлагает ребенку продолжить строчку:

Задание 3. Знакомство со звуком [П].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [П]:

— вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

— горлышко «молчит».

Символ звука: самовар кипит: ППППП... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4. Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, м, т, м, п...; па, ма, мы...; ап, оп, ум...; Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка, Ваня...

Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных:

пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...

Задание 7. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-ап; по-...; ...ап-па; оп-...

Задание 8. Работа с картинками:

— четко назвать все картинки в ряду, игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

— из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которых нет звука [П];

— перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук [П], определить место звука в словах — начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);

— вспомнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.

Задание 9. Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?

Ушки — пушки, Уля — ..., Оля — ...

Задание 10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [П].

Задание 11. Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова:

полка, лопата, суп.

Задание 12. Выучить чистоговорки:

Па-па-па — на столе крупа.

Пы-пы-пы — нет крупы.

Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — мы ели суп.

Задание 13. Знакомство со звуком [П'].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто это?... (Петушок)

Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?»

Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 14. Фонетическое упражнение.

Птенцы пищат: пи-пи-пи!

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П']»:

пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пирога корова...

Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, запомнить их, назвать одинаковый первый звук:

Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.

Задание 17. Подобрать слова по первому слогу:

ПИ: -ла, -рог...; ПЕ: -рец, -чень, -карь...

Задание 18. Выучить чистоговорку:

Пи-пи-пи — пирожок купи.

Задание 19. Дифференциация звуков [П] — [П']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, пь, пь, п...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-пя, по-...; пя-па, пи- ...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (Пила)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка)

Подобрать слова со звуками [П] и [П'].

Выучить скороговорки:

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Пара птиц порхала, порхала — да и выпорхнула.

Задание 20. Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

На что похожа буква П?

Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы — сжаты в кулак.

Игры с буквой.

Задание 21. Самостоятельный звуковой анализ слова папа (составление схемы из кружков, нахождение повторяющихся звуков), составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв. Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.

Составление предложений по опорным словам. Взрослый называет слова по порядку и просит ребенка составить из этих слов предложение. При этом следует обратить внимание ребенка на правильный порядок слов в предложении.

папа, газета, читает; папа, гвоздь, молоток, забивает; картошку, папа, чистит.

  1. Полнота освещения этапа дифференциации сходных по звучанию или по артикуляции звуков.

“Колечко”

Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением.

2. “Кулак—ребро—ладонь”

Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп.

3. “Лезгинка”

Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп.

4. “Ухо - нос”

Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение.

— Эти упражнения помогут справиться с дальнейшими трудностями на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...