Мастер – класс «Развитие речи детей с ОНР через использование игр и игровых упражнений».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Боканова Наталья Ивановна

В данном масте-классе представлены методы и приемы для развития речи детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_s_pedagogami.docx59.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Развитие речи детей с ОНР через использование игр и игровых упражнений».

Сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание.

Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс. Игра — основной вид деятельности детей. Чтобы повысить интерес детей к занятиям приходится подбирать и модифицировать игровые методы и приемы. Очень активно я использую на занятиях «Речевой куб» или «Логокуб». Это пособие представляет собой куб с шестью гранями. Изготовить его можно из различного материала картон, пенопласт, пластмассовые кубы.

Дидактические игры с Логокубом Игра «Домик для язычка» Цель: знакомство детей с органами артикуляции. Описание. В каждый кармашек вставляется картинка с изображением какого либо органа артикуляционного аппарата (язык, губы, зубы, нижняя челюсть). Логопед читает стишок или загадывает загадку, а дети находят на логокубе соответствующую грань, выполняя простые упражнения, свойственные данному органу.

 Игра «Зарядка для языка» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание. На картинках, которые вставляются в кармашки, изображены сигнальные рисунки к артикуляционным упражнениям: заборчик, качели, грибок, чашечка, лошадка и т.д. К каждому упражнению подобраны небольшие стишки. Логопед читает стихотворение, ребенок находит данное упражнение и выполняет его. (Варенье, Маляр, Орешки, Качели, Слоник пьет), Индюки)

Игра «Звуковая дорожка» Цель: автоматизация изолированного звука. Описание. На гранях изображены картинки со звуковыми дорожками для определенного звука: самолет с оставшимся следом, насос со шлангом, чайник с паром, змейка, пароход и др. Ребенок находит изображение к заданному звуку и произносит звук на одном выдохе, проводя пальчиком по звуковой дорожке. Игры с чистоговорками. Цель: автоматизация звука в слогах и словах, развитие фонематического слуха, грамматического строя, словаря. Описание. На гранях Речевого куба размещаются картинки с чистоговорками. Вариант 1 Ребенок, поворачивая куб, проговаривает чистоговорки. Можно проговорить чистоговорки с различной интонацией, тембром (как медведь, как лиса, как мышка и
В своей работе мы используем различные дидактические игры. Предлагаем посмотреть некоторые из них.

Игра "Карусель". Цель: закрепление имен признаков. Ход: Пособие представляет собой круг из ткани или клеенки, на котором расположены по краю 17 кругов для значков признаков и в центре 1 круг для объекта. С другой стороны аналогично : по кругу расположены волшебники, а центре два круга для объектов. - на развитие воображения, умения преобразовывать. Проводится с подгруппой детей. Воспитатель предлагает 3-4 детям встать по кругу, выбрать объект и начинает считать: 1,2,3-беги. ( дети бегут по кругу, вокруг пособия.) Воспитатель::1,2,3- замри. (Дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка-значок признака, при условии если знакомы с 17 признаками (выкладываются столько значков, сколько знают). По очереди дети называют значок признака и характеризует по нему выбранный объект. Например: Воспитатель: Оля, Петя, Маша выходят. Оля выбери объект. ( Оля Выбирает виноград и кладет его в центр.) 1,2,3- беги. 1,2,3-замри. ( Оля говорит : у меня признак температура. Какой виноград по признаку температура?- теплый. Петя говорит: у меня признак влажность Какой виноград по признаку влажность? - сухой снаружи ,внутри сочный. Маша говорит: У меня признак количество. Сколько винограда?- кисть одна, а ягод много. )

Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за дуга?).

Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.

“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях.)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660136/2.jpg

Игра с предлогами

Мы часто просим ребѐнка: «Достань носочки из шкафа. Сними книжку с полки». Ребѐнок обращает внимание на то, как расположены предметы в пространстве, учится словесно обозначать их местонахождение и использует для этого пространственные предлоги, сначала самые простые - в, на, под, из, а затем и более сложные - над, около (у), перед, между и др. Кроме повседневных жизненных ситуаций, пространственные предлоги можно употреблять и в особых - дидактических - играх. Затевая их, нужно помнить, что ребѐнку хорошо бы не только понимать, где находятся предметы, но и уметь верно обозначать словом их местонахождение. Перед вами игра, которая в доступной и интересной форме расскажет вашему ребенку о предлогах, их значении и «работе» в предложении, правильном использовании их в речи.

"Назови предлог", "Подставь предлог кслову", "Подбери картинку к предлогу".

Лепбук

"Подбери слово", "Противоположные слова", "Подбери слова кзвуку", "Составь предложение"

Игра с пищепками "Звукобуквенный анализ"

"Сколько букв вслове", "Сколько звуков", "Какие звуки в слове"

Игра "Он мой, она моя, оно мое, они мои"

Цель: закрепить умение согласовывать существительные с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ в роде, числе, падеже.

Правила: Необходимо помочь ёжику подобрать подходящие картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова

Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....

Мастер-класс Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук».

Мастер-классРазвитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук». Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с методами развития мел...

Мастер -класс "Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы"

знакомство педагогов с техникой «друдлы», как способом развития речи и творческих способностей дошкольников;- повышение профессиональной компетенции педагогов в области речевого разви...

Мастер-класс «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».

Мастер-класс знакомит с таким средством развития речи дошкольников, как рукотворная книга....

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....

мастер - класс "Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий"

quot;Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий"...

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием народного фольклора».

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет....