Мастер – класс «Развитие речи детей с ОНР через использование игр и игровых упражнений».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Боканова Наталья Ивановна

В данном масте-классе представлены методы и приемы для развития речи детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_s_pedagogami.docx59.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Развитие речи детей с ОНР через использование игр и игровых упражнений».

Сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание.

Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс. Игра — основной вид деятельности детей. Чтобы повысить интерес детей к занятиям приходится подбирать и модифицировать игровые методы и приемы. Очень активно я использую на занятиях «Речевой куб» или «Логокуб». Это пособие представляет собой куб с шестью гранями. Изготовить его можно из различного материала картон, пенопласт, пластмассовые кубы.

Дидактические игры с Логокубом Игра «Домик для язычка» Цель: знакомство детей с органами артикуляции. Описание. В каждый кармашек вставляется картинка с изображением какого либо органа артикуляционного аппарата (язык, губы, зубы, нижняя челюсть). Логопед читает стишок или загадывает загадку, а дети находят на логокубе соответствующую грань, выполняя простые упражнения, свойственные данному органу.

 Игра «Зарядка для языка» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание. На картинках, которые вставляются в кармашки, изображены сигнальные рисунки к артикуляционным упражнениям: заборчик, качели, грибок, чашечка, лошадка и т.д. К каждому упражнению подобраны небольшие стишки. Логопед читает стихотворение, ребенок находит данное упражнение и выполняет его. (Варенье, Маляр, Орешки, Качели, Слоник пьет), Индюки)

Игра «Звуковая дорожка» Цель: автоматизация изолированного звука. Описание. На гранях изображены картинки со звуковыми дорожками для определенного звука: самолет с оставшимся следом, насос со шлангом, чайник с паром, змейка, пароход и др. Ребенок находит изображение к заданному звуку и произносит звук на одном выдохе, проводя пальчиком по звуковой дорожке. Игры с чистоговорками. Цель: автоматизация звука в слогах и словах, развитие фонематического слуха, грамматического строя, словаря. Описание. На гранях Речевого куба размещаются картинки с чистоговорками. Вариант 1 Ребенок, поворачивая куб, проговаривает чистоговорки. Можно проговорить чистоговорки с различной интонацией, тембром (как медведь, как лиса, как мышка и
В своей работе мы используем различные дидактические игры. Предлагаем посмотреть некоторые из них.

Игра "Карусель". Цель: закрепление имен признаков. Ход: Пособие представляет собой круг из ткани или клеенки, на котором расположены по краю 17 кругов для значков признаков и в центре 1 круг для объекта. С другой стороны аналогично : по кругу расположены волшебники, а центре два круга для объектов. - на развитие воображения, умения преобразовывать. Проводится с подгруппой детей. Воспитатель предлагает 3-4 детям встать по кругу, выбрать объект и начинает считать: 1,2,3-беги. ( дети бегут по кругу, вокруг пособия.) Воспитатель::1,2,3- замри. (Дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка-значок признака, при условии если знакомы с 17 признаками (выкладываются столько значков, сколько знают). По очереди дети называют значок признака и характеризует по нему выбранный объект. Например: Воспитатель: Оля, Петя, Маша выходят. Оля выбери объект. ( Оля Выбирает виноград и кладет его в центр.) 1,2,3- беги. 1,2,3-замри. ( Оля говорит : у меня признак температура. Какой виноград по признаку температура?- теплый. Петя говорит: у меня признак влажность Какой виноград по признаку влажность? - сухой снаружи ,внутри сочный. Маша говорит: У меня признак количество. Сколько винограда?- кисть одна, а ягод много. )

Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за дуга?).

Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.

“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях.)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660136/2.jpg

Игра с предлогами

Мы часто просим ребѐнка: «Достань носочки из шкафа. Сними книжку с полки». Ребѐнок обращает внимание на то, как расположены предметы в пространстве, учится словесно обозначать их местонахождение и использует для этого пространственные предлоги, сначала самые простые - в, на, под, из, а затем и более сложные - над, около (у), перед, между и др. Кроме повседневных жизненных ситуаций, пространственные предлоги можно употреблять и в особых - дидактических - играх. Затевая их, нужно помнить, что ребѐнку хорошо бы не только понимать, где находятся предметы, но и уметь верно обозначать словом их местонахождение. Перед вами игра, которая в доступной и интересной форме расскажет вашему ребенку о предлогах, их значении и «работе» в предложении, правильном использовании их в речи.

"Назови предлог", "Подставь предлог кслову", "Подбери картинку к предлогу".

Лепбук

"Подбери слово", "Противоположные слова", "Подбери слова кзвуку", "Составь предложение"

Игра с пищепками "Звукобуквенный анализ"

"Сколько букв вслове", "Сколько звуков", "Какие звуки в слове"

Игра "Он мой, она моя, оно мое, они мои"

Цель: закрепить умение согласовывать существительные с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ в роде, числе, падеже.

Правила: Необходимо помочь ёжику подобрать подходящие картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова

Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....

Мастер-класс Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук».

Мастер-классРазвитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук». Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с методами развития мел...

Мастер -класс "Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы"

знакомство педагогов с техникой «друдлы», как способом развития речи и творческих способностей дошкольников;- повышение профессиональной компетенции педагогов в области речевого разви...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

А.П. ДОМБРИЛОВАМБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок»с. Дульдурга, Дульдургинский район, Забайкальский край РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩ...

мастер - класс "Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий"

quot;Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий"...

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием народного фольклора».

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет....