Мастер-класс «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Научно доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги»
Цель повышение компетенции педагогов по использованию техники оригами в работе с детьми, направленной на развитие речи старших дошкольников.
Задачи:
- познакомить педагогов с техникой оригами как средством
развития речи детей дошкольного возраста;
- познакомить взрослых с возможностями активизации речи дошкольников, в процессе совместной деятельности.
«Движение рук тесно связано с речью и её развитием»
Владимир Михайлович Бехтерев
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Научно доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.
В связи с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то рекомендуется использовать технику оригами - как средство речевого развития дошкольников старшего возраста.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
В речи у детей появляются математические понятия: название геометрических фигур, понятия лево - право, нижний правый или левый угол, улучшается количественный счёт, сенсорные эталоны (цвет, форма, размер). Улучшается грамматический строй речи – словоизменение и словообразование.
Изготовляя игрушки способом оригами, развивается диалогическая речь. Во время работы ведётся беседа с детьми. Задаются вопросы: Что мы делаем? Какой угол надо загнуть? Как ты будешь играть с этой игрушкой? и т.д.
Развивается монологическая речь. Дети придумывают рассказ или сказку о своей игрушке, показывают знакомую сказку, тем самым обучаем детей пересказывать текст, учим описывать свою игрушку. Можно поиграть со своей игрушкой: с какого звука начинается название игрушки, сколько слогов в названии, какой первый слог, второй и т.д.
Для освоения детьми техники оригами используются такие методы и приемы, как устная инструкция педагога или родителя, показ с проговариванием действий, демонстрация пооперационной карты. При этом очень важно пользоваться общепринятой терминологией, раскрывать понятийную сторону терминов (угол, центр, сторона, линия и др.). Старшие дошкольники достаточно быстро усваивают данные понятия и могут применять их в деятельности. Также для создания мотивации к выполнению поделки важно применять игровые приемы, художественное слово, создание проблемных ситуаций.
Для предупреждения утомляемости в соответствии с темой подбираются различные пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.
Работа строится поэтапно. Первоначально надо заинтересовать детей. Для этого лучше всего подходит сказка, которую показывает взрослый с помощью игрушек, сделанных способом оригами. Эту сказку дети учатся пересказывать. На этом этапе дети учатся выполнять простейшие игрушки, изучая математические понятия: диагональ, пополам, к середине загнуть уголки фигуры и т.д.
Итак, начинаем…
«Жил-был белый лист бумаги. Он лежал на столе в стопке точно таких же белых листов. Ему было темно, тяжело и душно. Листок лежал и думал: «Ах, скорей бы на волю, на воздух, на свет! Может, на мне нарисуют рисунок, и я стану ярким, цветным и красивым. А может, на мне напишут письмо хорошим добрым людям, и я отправлюсь путешествовать по дальним странам, по морям и океанам!» Так думал листок, но вдруг порыв ветра распахнул окно, дунул на стопку бумаги, и… листочки разлетелись по комнате. «Я лечу! - ликовал листок, - может я самолёт?» Немного полетав, он упал на пол и зажмурился от яркого солнечного лучика. «Скорей бы уж кем-нибудь стать, быть нужным», - шептал про себя лист белой бумаги. Тут пришла из детского сада девочка Наташа, вошла в комнату, подняла листок и… раз, два, три, четыре… готово! У неё на ладошке появился белый кораблик».
Что за чудо-пароход
Оригами к нам везет?!
Посмотрите-ка, ребята!
И встречайте всех гостей.
Тут принцесса, кукла Маша,
Лева, Кеша и Наташа.
Рады видеть вас, друзья!
Мы вас ждали и не зря.
Мы хотим, чтоб научили,
Как с бумагой нам дружить,
Как игрушки изготовить
И знакомых удивить.
(Т. Мачинская)
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Мы с вами будем использовать тот же кораблик.
Оригами - сказка «Шапка капитана»
Давным-давно, на берегу синего моря жил маленький мальчик. Он очень любил синее море, белые корабли. Но никак не мог решить, кем станет, когда вырастет. Однажды, гуляя по берегу моря, мальчик размечтался о том, кем ему стать.
Вдали, у самого горизонта виднелся белый корабль.
1. В руках педагога появляется первая фигурка - бумажный кораблик.
«Стану я капитаном! - подумал малыш. - Это так прекрасно: стоять на верхней палубе, отдавать четкие команды. Можно покорить океаны и моря, открыть новые земли!»
Но внезапно ему пришла в голову мысль, что быть моряком не так уж и хорошо. На палубе может быть холодно, от сильной качки может закружиться голова... «Нет, пожалуй, я не буду капитаном!» подумал мальчик.
2. Корабль складывается в квадрат. Один из углов отворачивается. Получается каска пожарника.
«А не стать ли мне пожарным! Я буду смелым и решительным. Я стану спасать женщин и детей. Обо мне будут писать газеты».
Но тут его мечты растаяли как дым. «На пожаре слишком жарко! От дыма можно задохнуться. Да и лестницы таки-и-и-е высокие... Ну, нет, я не стану пожарным!»
3. Отворачивается второй уголок. Получается шапка Робин Гуда.
«Пожалуй, лучше всего быть Робин Гудом. Он такой благородный и смелый. Я тоже стану защитником бедных и буду делать добрые дела».
Пока мальчик так размышлял, на море поднялся шторм.
4. Шапка Робин Гуда складывается в кораблик.
Корабль приблизился к берегу. Сильные волны качали его из стороны в сторону. Вдруг корабль наткнулся на подводный камень и потерял корму.
5. Отрываем один угол.
Но сильное судно мужественно держалось на воде. Огромная волна накрыла корабль целиком. И он потерял нос.
6. Отрываем другой угол.
Чудом судно держалось на воде. Но молния завершила дело, ударив в верхнюю палубу. Корабль пошел ко дну.
7. Отрываем верхний угол.
Испугавшись, мальчик побежал за помощью к береговой охране. А когда он вернулся на берег, на воде не было даже следа от корабля. Только волна вдруг выбросила на берег что-то.
8. Получившаяся фигура раскрывается, превращаясь в рубашку.
Мальчик нагнулся и поднял тельняшку капитана корабля. Мальчик прижал ее к себе и решил: «Все-таки я стану капитаном! Я хочу, чтобы корабли никогда не тонули!»
Такую сказку необходимо проиграть с ребёнком несколько раз, пока он сам не сможет её пересказывать.
Сказки можно придумывать вместе с детьми или брать готовые для обучения складывания оригами. Слушая и проговаривая сказку, дети, сами того не замечая, получают незатейливую фигурку оригами. Пополняется словарный запас. Развивается связная речь.
Писатель Джанни Родари говорил, что ребенку необходимо, чтобы с ним играли, фантазировали и сочиняли, а не поучали его, ведь «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо».
В заключение хочется сказать, что оригами помогает:
- Сделать рывок в развитии речи;
- Улучшить произношение и обогатить лексику;
- Подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
- Предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;
- Развить внимание, терпение;
- Стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
- Играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
- Научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"
Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:• Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

Мастер-класс "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу"
Техника "Миллефиори" как способ развития творческих способностей старших дошкольников....
"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"
Описан опыт работы по организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...
Мастер-класс "Развитие музыкального слуха у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Выступление на региональном семинаре-практикуме...

Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»
В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....
Мастер- класс «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования - ниткография».
Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.Задачи: - продемонстрировать опыт работы по использованию техники «Ниткография» в работе с детьми младших групп...
