Рабочая программа по адаптации в первой младшей группе
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Ананина Елена Александровна

программа проводится в первой младшей группе, для благоприятной адаптации в детском саду, а также для развития памяти, речи,сенсорного развития, развития мелкой и крупной моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx258.35 КБ

Предварительный просмотр:

адапт.jpeg

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Пояснительная записка…………………………………………………….4
  3. Перспективное планирование……………………………………………..7

  1. Введение

Возраст 2-3 лет – время активного развития сенсорной сферы ребенка: зрительного, тактильного и слухового восприятия. Наряду с этими процессами развивается память, внимание, речь, наглядно-действенное мышление. Также в этом возрасте малыши много двигаются, а, значит, идет активное развитие общей и мелкой моторики. Кроме того, для многих детей этот период является началом посещения детского сада. Адаптация к детскому коллективу – непростой процесс и зачастую требует повышенного внимания от взрослых: педагогов, родителей, родственников. Психологическое развитие ребенка и социальная адаптация будут протекать более успешно при квалифицированном психолого-педагогическом воздействии.

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, а обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Пояснительная записка

Познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Ведущим типом деятельности в возрасте 2-3 лет является предметно-манипулятивная. Поэтому развивающая среда, окружающая ребенка должна быть насыщена всевозможными игрушками и предметами, которыми ребенок может манипулировать: складывать, вкладывать одну вещь в другую, выстраивать в линию и в столбик, включать и выключать, нажимать, растягивать и т. п. тем самым изучая свойства предметов. К 3-м годам появляются элементы игры по предварительному замыслу (зарождение сюжетно-ролевой игры). Ребенок может подбирать в соответствии с замыслом игрушки или какие-то предметы.

Речь находится в стадии формирования. Ее становление носит отображающий характер: ребенок стремится подражать услышанному, в частности, речи взрослого. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас. Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок учится сравнивать, сопоставлять, обобщаеть, запоминать. Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос "почему?", он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался.

Моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика. Дети учатся самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет, так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Малыш становится иногда упрямым. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!", узнает себя в зеркале и на фотографии. Имя является образом «Я», поэтому для успешного формирования личности необходимо чаще употреблять имя ребенка в общении с ним.

Основная цель программы: адаптация детей 2-3 лет к детскому коллективу и условиям ДОУ; сенсорное развитие.

Задачи программы:

1. Формирование у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду; создание благоприятного эмоционального фона в группе.

2. Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.

3. Развитие мелкой и крупной моторики.

4. Развитие речи.

5. Формирование познавательного интереса.

Методы, используемые на занятиях:

1. Пальчиковые игры

2. Жестовые игры

3. Дидактические игры

4. Музыкально-ритмические игры и упражнения

5. Психогимнастика

6. Элементы артикуляционной гимнастики

7. Словесные игры

8. Релаксационные игры с мягкими игрушками

Программа включает в себя цикл и з 13 занятий. Занятия проводятся с 3-ей недели сентября с группой детей от 8 до 14 человек 1 раз в неделю, длительность 10 минут. Каждое занятие включает в себя 3-4 игры, одна из которых обязательно подвижная. Всю программу сопровождает игрушечный зайчик. Кроме того, для занятий понадобятся:

1. Игрушки, изображающие различных животных, в том числе и разного размера,

2. 2 куба-сортера,

3. Цветные деревянные шарики,

4. Кусочки поролона,

5. Картонные «бублики» и шнурки для каждого ребенка

6. Пирамидка

7. Контейнер и желоб

8. Небольшой мячик

9. Салфетка или коврик зеленого цвета

Предполагаемые результаты программы:

- Дети с удовольствием посещают детский сад, спокойно расстаются с родителями утром

- Повышается уровень познавательного интереса

- Улучшается речь, мелкая и крупная моторика, координация движений

- Совершенствуется развитие сенсорного восприятия

3.Перспективное планирование

№ занятия

Содержимое занятий

№1

-Упражнение «Зайчик-красавчик»

-игра «Зайчишки-шалунишки»

-Жестовая игра «Вот я какой»

№2

-Упражнение «Веселые животные»

-Игра «Расскажи и покажи»

-Игра «Кто как кричит?»

3

-Упражнение «Мышка-норушка»

-Игра «Мышка и кот»

-Пальчиковая игра «Мышка в норку пробралась»

№4

- Упражнение «Пирамидка»

-Музыкальная игра «Мышки в лесу»

-Пальчиковая игра «Суп и каша»

5

- Упражнение «Дом зверей»

- Игра «Кто где живет?»

- Пальчиковая игра «Строим стенку…»

6

-Упражнение «Разноцветные шарики»

-Жестовая игра «Бежит зайка по дорожке»

-Пальчиковая игра «Капуста»

№7

- Упражнение «Морские шарики»

-Упражнение «Твердый-мягкий»

-Музыкальная игра «Четверо лягушат»

№8

-Игра «Поезд»

-Игра «Большие ноги- маленькие ножки»

Игра «Погулять язык собрался»

№9

-Игра «Большие-маленькие»

-Пальчиковая игра «Каша»

Упражнение «Бублики»

№10

- Упражнение «Разноцветный кубик»

-Игра «Прокати мяч»

-Жестовая игра «Как живешь?»

№11

-Упражнение «Зайчик-красавчик»

-Пальчиковая игра «Капуста»

-Упражнение «Комарик»

№12

- Упражнение «Большой-маленький»

- Игра «Цветные шарики»

-Логопедическая игра «На лугу»

№13

- Жестовая игра «Прогулка»

-Пальчиковая игра «Зайцы и лиса»

-Жестовая игра «Бежит зайчик по дорожке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕПКЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИИ СВОЕЙ РАБОТЫ....

рабочая программа по ОО музыка первая младшая группа

программа разработанна на основе программы "от рождения до шнолы" Н. Е. Вераксы...

Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группы общеобразовательной направленности, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» г. Лихославль на 2016 – 2017 учебный год.

Рабочая программа образовательной деятельности  в первой младшей группы общеобразовательной направленности,  Муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад ...

Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности

        Ведущие цели Программы – обеспечение  своевременного, всестороннего развития психических и физических качеств  в соответствии с возрастными и  и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности

Ведущие цели Программы – обеспечение  своевременного, всестороннего развития психических и физических качеств  в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями ...

Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группе.

Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, воз...