Детская агрессивность. Роль генотипа и среды в ее индивидуальных различиях
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

в статье описаны различные направления в исследованиях первичных факторов проявления агрессивности у детей, связь агрессивности и характерологических особенностей и влияние на них изменения числа хромосом, а также вклад генотипа и среды в вариативность агрессивности начиная с раннего возраста. Экспериментальное исследование выявления особенностей проявления агрессивного поведения у близнецовых пар и у детей, не имеющих близнецовой пары.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская агрессивность. Роль генотипа и среды в ее индивидуальных различиях

Дубаева Е.Н.

Дубаева Елена Николаевна- педагог-психолог,

муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад комбинированного вида» №125 г. Сочи

Аннотация: в статье описаны различные направления в исследованиях первичных факторов проявления агрессивности у детей, связь агрессивности и характерологических особенностей и влияние на них изменения числа хромосом, а также вклад генотипа и среды в вариативность агрессивности начиная с раннего возраста. Экспериментальное исследование выявления особенностей проявления агрессивного поведения у близнецовых пар и у детей, не имеющих близнецовой пары. 

Ключевые слова: агрессивность у детей, исследования, выявление агрессии, личность, характер, генотип и среда в агрессивности, наследственные факторы, хромосомные аномалии, близнецовый метод, ребенок, взрослый, формы поведение для снижения агрессивности.

     Люди значительно отличаются друг от друга по склонности к агрессии. Согласно наиболее принятому определению, агрессия – это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3]. Различия агрессивности как онтогенетически устойчивой индивидуальной характеристики, детерминированы не только внешними и внутренними условиями развития, но и некоторыми наследственными биологическими задатками. Каков соотносительный вклад генотипа и среды в вариативность агрессивности у людей, какие именно, гены и кодируемые ими белки, влияют на межиндивидуальные различия в склонности к агрессии, какие психологические механизмы, могут опосредовать такое влияние – эти и  некоторые другие вопросы, касающиеся источников агрессивности и ее места в структуре индивидуальности человека в целом, начиная с рождения, являются предметом психогенетических исследований [1].

    Откуда появляется агрессивность – вопрос спорный и сложный одновременно. Ж. Годфруа в книге «Что такое психология» говорит о том, что существует много факторов, которые влияют на появление агрессивности: «С одной стороны, имеются биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны, результаты исследований, проведённых в последнее десятилетие, говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности». Вот две основных теории -генотип или среда агрессивности, что первично, это мы и рассмотрим [6].

     Возьмем результаты близнецовых и семейных исследований, направленных на изучение соотносительного вклада генотипа и среды в формирование различий в агрессивности, на первый взгляд, противоречивы. Так, Бэрон Р. И Ричардсон Д. ссылаются на семь близнецовых исследований агрессивности, в трех из них было обнаружено влияние генотипа на выраженность этого психологического свойства, а в четырех других – нет. [3]. Согласно, Ф.Вернону, оценки наследуемости для разных показателей агрессивности, полученные в девятнадцати работах, колеблются от 0 до 98%. Такое расхождение результатов обусловлено различиями в величине использованных выборок (от 18 до 700 пар близнецов или приемных детей), в возрасте испытуемых (от четырехлетних детей до взрослых) и способах измерения агрессии. Изучение агрессивности у детей как правило указывает на вклад и генотипа, и общей среды (под последней подразумевают все наследственные факторы, которые делают сравниваемых родственников похожими) в изменчивость данной черты; с возрастом влияние генетических факторов повышается, а факторов общей среды – снижается. Такая закономерность имеет место в случае измерения агрессии с помощью самооценки или оценок родителей. Напротив, индивидуальные различия в агрессивности, наблюдаемой в лабораторных условиях, в существенной степени детерминированы общей средой, а влияние наследуемости в этом случае пренебрежительно мало [4].

 Так же многие исследователи полагают, что связь между наследственными, биологическими особенностями индивида и склонностью к агрессивному поведению опосредуется констелляцией ряда самостоятельных, имеющих собственные, генетические предпосылки и биологические механизмы черт темперамента.

     Ряд авторов изучали влияние наследственных факторов на склонность к агрессии, наблюдаемую в рамках различных расстройств детского и подросткового возраста, которые связаны с антисоциальными и деструктивными проявлениями при этом исследователи опирались, как правило, на родительские оценки поведения детей. С помощью близнецового метода, и метода приемных детей, было установлено, что на склонность к агрессивным, антисоциальным поступкам  влияют как генетические особенности, так и генотип-средовые взаимодействия (последнее отражают разную реакцию генотипов на разные  условия среды).Антисоциальное поведение без агрессии и жестокости оказалось связано со средовыми факторами, в частности, с проблемами  в семьях приемных родителей. Итак, близнецовые и семейные исследования, а данный метаанализ включает ни менее 24 исследований агрессивности, проведенный Майлсом Д.Р. и Кареем Г. позволяют заключить, что индивидуальные различия агрессивности в существенной степени (почти на 50%) обусловлены генетическими факторами, по данному психологическому свойству. В современной психофизиологической генетике сформировалась концепция о том, что люди создают или находят определенные средовые условия, соответствующие их генотипам. Поэтому оптимальным вариантом является адаптивная реализация присущих им генетически обусловленных предпосылок потенциала личности к быстро меняющимся условиям окружающей среды [7].

     Многие специалисты и исследователи склонны к позиции разделять   понятия, такие как агрессивный ребенок - где   агрессивные поведение или его проявление   считается личностной чертой, а агрессивное поведение ребенка - проявление агрессии в   какой-либо ситуации.

      Чаще всего, агрессивным называют ребенка, который причиняет вред и боль другим детям и взрослым, дерется, угрожает, вспыльчив. Взрослея и развиваясь, каждый ребенок испытывает желание использовать силу для решения своих трудностей, приложить усилия для наказания обидчика, в словесной форме угрожать другому и принести наказание. Начиная с младенчества многие дети кидают и бьют в первую очередь маму или обоих родителей игрушками или предметами их заменяющие, вырываю из рук у других детей понравившуюся игрушку, кусая его, начинает толкаться, драться и даже может поцарапать или кинуть предметами или сыпучими веществами. И чем старше становятся дети, тем все чаще любые действия и сопутствующая речь, могут заменяться оскорблениями, угрозами, и, в частности, в дальнейшем сопровождать свои действия ими. Когда данное поведение у одних детей возникает чаще, чем у других, то окружающие склонны называть их агрессивными. И если родители поведут себя правильно в сложившихся ситуациях, то такое поведение со временем может исчезнуть у ребенка, либо замениться более приемлемыми положительными формами в обществе. Но при неправильном отношении родителей, формы агрессивного поведения станут характерными для ребенка и могут закрепится на длительное время.

     Из этого следует, что агрессивное поведение ребенка стоит разделять - как естественное, которое проявляется в том, или ином периоде его развития, и на агрессию, которая проявляется как устойчивая черта личности. Так же агрессивное поведение может быть обусловлено целым рядом факторов, таких как индивидуальные, семейные, культурные.

      Агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, и что возможно, агрессивный ребенок, скорее всего, вырастет агрессивным взрослым. И так же дает возможность ни упустить предположение того, что с одной стороны, уровень агрессивности – врожденная характеристика человека, и если способствовать ее развитию в социуме, создавать ей благоприятные условия, то в дальнейшем, она укорениться как устойчивая черта личности.

     Агрессия может проявиться как хромосомные аномалии - изменения числа хромосом или их структуры – вызывают обычно целый комплекс нарушений в строении и функциях различных органов, а также поведенческие и психические расстройства. Возможно, повышенная агрессивность лиц с разными хромосомными аномалиями в большинстве случаев является следствием снижения интеллекта и других психологических и соматических дефектов, нарушающих социальную адаптацию, однако при некоторых синдромах могут быть задействованы и специфичные генетические механизмы. Ввиду наличия в разных популяциях устойчивых половых различий в агрессивности, большой интерес вызывает связь агрессивности с аномалиями половых хромосом ( в норме клетки мужчины содержат половые хромосомы X и Y, а клетки женщины – две X –хромосомы). Внимание к характерологическим особенностям лиц с измененным числом половых хромосом было привлечено в 1965г., когда П.А. Джейкобс с коллегами сообщили о большом числе мужчин с дополнительной Y-хромосомой, и предположили, что повышение содержания Y - материала ведет к возрастанию агрессивности. Кроме того, учитывая, что мужчины с лишней Y- хромосомой характеризуются высоким ростом и снижением интеллекта. Затем эти данные подтвердили и другие исследователи [6].

Так же мной лично было проведено экспериментальное исследование на основе близнецового метода. Данный эксперимент заключался в наблюдении за близнецовыми парами. Экспериментальное исследование проводилось на базе 4 детских садов и было исследовано 8 близнецовых пар в возрасте от 4-5 лет. Для сравнения и достоверности экспериментального исследования, были исследованы дети, не имеющие близнецовой пары. Целью экспериментального исследования являются онтологические аспекты проявления агрессивного поведения у близнецовых пар и у детей, не имеющих близнецовой пары. Близнецовый метод был предложен Гальтоном Ф. в 1865 году, но окончательная разработка его основ была проведена Сименсом Г. в 1924 году. Исследование проходило в двух этапах. На первом этапе было проведено наблюдение за поведением детей и проявлением у них агрессивных тенденций. Для подтверждения данных, полученных на первом этапе, был проведен второй этап диагностического исследования. В данном исследовании использовались рисовальные пробы «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и детский вариант рисуночного теста Розенцвейга. Оно было направленно на выявление преобладающих в поведении эмоциональных проявлений ребенка. В ходе исследования отмечались такие отрицательные чувственные проявления: возбуждение, капризность, злобность, завистливость, обидчивость, жестокость, агрессивность, нетерпеливость. По результатам данного экспериментального исследования детей-близнецов и детей, не имеющих близнецовой пары, можно сделать следующие выводы:

  1. По рисуночной пробе «Рисунок семьи» было обнаружено проявление агрессивно у детей, не имеющих близнецовой пары, имеет большую выраженность, чем у близнецовых пар. Это свидетельствует о том, что проявление агрессии проявляется во внутрисемейных отношениях.
  2. По тесту «Несуществующее животное» уровень агрессивности ярче выражен, чем у детей, не имеющих близнецовых пар. Это говорит о том, что проявление агрессивности у таких детей выносится на живое и неживое окружение ребёнка.
  3. По тесту Розенцвейга выявлена повышенная агрессивность у детей, не имеющих близнецовой пары также направлена на живое и неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица. А у детей – близнецов реакция агрессии направлена на самого себя с принятием вины ил же ответственности за исправление возникшей ситуации. То есть ребенок принимает растрирующую ситуацию, как благоприятную для себя.

               Таким образом, можно отметить, что у детей, не имеющих близнецовой пары проявление агрессивности более ярко выражено, чем у детей – близнецов. Как показывают проведенные исследования, на «склонность» к агрессии могут влиять многие гены и сложные взаимодействия между ними. Что касается отдельных агрессивных действий, то, как подчеркивает большинство исследователей, социальный контекст играет определяющую роль в их возникновении не только у здоровых лиц, но и при патологических состояниях.

     Чем старше становиться ребенок, тем более важную роль в его поведении и развитии играет среда воспитания: эмоциональные отношения в семье, принятые формы поведения в обществе и социализация, коммуникация и взаимодействие с ее членами, реакции взрослых на действия ребенка, ни упуская принципов воспитания. Практика дает возможность предположить, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, но ни оставляя сомнения тому, что врожденная предрасположенность (возбудимость нервной системы) имеет место быть.

Можно выделить основные причины именно детской агрессивности и формы поведения в помощь по преодолению ее:

- первым и основным является генотип это заболевание центральной нервной системы;

- так же соматические заболевания и врожденные физические дефекты, в виде факторов постоянно будоражащих ребенка, затрудняющих полное взаимодействие с другими детьми и взрослыми могут вызывать агрессию;

- агрессивность может выступать как средство психологической защиты и привлечения внимания;

- встречаются порой различные нарушения в семейном воспитании, проявляющиеся как дефицит родительского внимания, любви и принятия;

- иногда может влиять депрессивное состояние родителей, невнимание к ребенку, жестокое обращение в семье, постоянное запугивание;

- отсутствие взаимопонимания и контакта с ребенком, вседозволенность, невнимание родителей к опасным переменам в поведении ребенка;

- личностные особенности родителей, такие как жестокий и нервный отец, раздражительная мать, психические заболевания, психопатии, пограничные состояния в родственных связях.

И чтобы снизить влияние всех вышеизложенных факторов, и снизить предрасположенность к агрессивности, вот некоторые формы поведения как для родителей, так и для взрослых находящихся с такими детьми в одном окружении:

  • научить таких детей выражать свое недовольство в социально- коммуникативно приемлемых формах поведения;
  • соблюдать и стараться придерживаться последовательности и постоянства в выбранном стиле поведения по отношению к данным детям;
  • на начальной стадии пресекать любое агрессивное поведения и выпады, останавливать спокойно, с минимум слов и действий невозмутимым спокойствием на лице;
  • сдерживать любые предпосылки агрессивного поведения у ребенка, непосредственно перед их проявлением (отвлечь игрой, любым занятием, создать физическое препятствие, отвести в сторону, удержать рукой);
  • обговаривать любое вспыльчивое или агрессивное поведение после полного успокоения ребенка;
  • показывать ребенку на своем примере, что такое поведение неприемлемо, где бы это ни было;                                                                    
  • дайте понять ребенку, что есть более действенные положительные способы проявления характера и привлечения внимания;
  • всегда нужно сохранять эмоциональный тон спокойным и ровным, научиться игнорировать вспыльчивые реакции ребенка;
  • ни забывайте хвалить за положительные поступки, чтобы закрепить это поведение;
  • ни ограничивайте возможность дать ребенку  выплеснуть свою агрессию, переключайте на другие объекты- рисуйте плохое настроение, свою злость на бумаге,  недовольство, рвите  на мелкие кусочки и  превращайте их в снег, скомкивайте и выбрасывайте в корзину для мусора, лепите из пластилина, клейте цветные куски изоленты изображая отрицательные моменты и т. д.;

       Ни стоит упускать тот факт, что у агрессивных родителей, чаще всего, вырастают агрессивные дети. Лишь поняв причины такого поведения и изменив их, вы сможете добиться положительных результатов. Не забывайте, что врожденные качества ребенка, создают лишь предрасположенность к проявлению агрессивности в какой-либо степени. Чтобы ребенок научился контролю своего агрессивного поведения, необходимо привить ему навык саморегуляции и преодолению импульсивности.

Литература.

1. Алфимова М.В., Трубникова В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии. -2000. №3. С.128-139.

2. Басс А.- Психология агрессивности. - М.: Академия, 2002. 64-83с.

3. Бэрон  Р.,  Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. -352с.

4. Вернон П.А., и другие. Индивидуальные различия в нескольких измерениях агрессии: одномерный и многомерный генетический анализ //Tvin Res. 1999.  №1. (1621).

          5. Вопросы психологии способностей: Сб. статей // Под ред.      Пружсцкого В.А. -М.: Педагогика, 1973.С. 214.

          6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. – М.: «Мир», 2005. 496 с.

7. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия.-СПб.:       СОЮЗ,1998.-336С.

8. Майлз Д.Р., Кэри Г. Генетическая и экологическая архитектура агрессии человека //Социальная психология.1997. №1. (207217).

9.Чижова С.Ю. Калинина О.В. Детская агрессивность. -Ярославль: Академия развития, 2003. — 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные различия детей в возрасте до трех лет

Индивидуальные различия в раннем возрасте не являются кажущимися или поверхностными. Данные психологических исследований убеждают, что с момента рождения дети обладают огромными индивидуальными различ...

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников

Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...

Роль предметно-пространственной среды в организации детского коллектива-из опыта работы.

Моя цель: создание детского коллектива и создание комфортных, благоприятных условий для развития.Задачи:-изучить детей, познакомиться с ними, познакомиться с родителями, чтобы они привыкли к детскому ...

Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...

Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для воспитателей

Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для воспитателей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ"

Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно из...