Виды ЗПР. Особенности коррекционно - развивающей работы с детьми.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Подгорнова Татьяна Анатольевна

В условиях инклюзивного образования в ДОУ компенсирующего вида увеличилось количество детей с признаками задержки психического развития различного генеза. Встал вопрос о создании условий для получения этими детьми качественного образования в дошкольном учреждении. Данная методическая рабработка была создана по запросу администрации ДОУ для педагогов ДОУ компенсирующего вида. В ней  дается классификация ЗПР, общий подход к коррекционно - развивающей работе с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ; проявления каждого вида ЗПР, доступные наблюдению. Также автором была сформулирована цель и поставлены конкретные задачи  корекционно - развивающей работы, соответствующие каждому виду ЗПР, которые должны решать педагоги ДОУ компенсирующего вида для обеспечения качественного образования . Методическая разработка "Виды ЗПР. Особенности коррекционно -развивающей работы с детьми" используется педагогами в образовательном процессе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка для педагогов ДОУ компенсирующего вида Семинар - практикум Виды ЗПР. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми. Автор презентации Педагог-психолог ГБДОУ № 46 Подгорнова Т.А. .

Слайд 2

Что такое ЗПР? Виды ЗПР Синдром психофизического инфантилизма Церебрастенический синдром Гипердинамический синдром Психоорганический синдром

Слайд 3

Общий подход 1. Выискать ту черту в ребенке, которая позволит Вам хорошо к нему относиться. 2. Выявить сильную сторону ребенка – что-то сохранное, к чему можно присоединить все остальное. 3. Наладить отношения с мамой ребенка, привлечь ее к сотрудничеству. 4. Посильность игры или упражнения (часто зависит от инструкции и организации). 5. Многократное повторение одного и того же упражнения (умение - навык), с использованием разных вариаций этого задания. 6. Пошаговое усложнение игры или упражнения. 7. Нанизывание последующих знаний, умений и навыков на предыдущие.

Слайд 4

Синдром психофизического инфантилизма Ядро : Эмоционально-волевая и психомоторная незрелость. Причина : Замедленное созревание лобно-диэнцефальных структур, структур левого полушария и глубинных структур ГМ, механизма возникновения альфа ритма. Проявления , доступные наблюдению : Несамостоятельность, внушаемость, стремление к получению удовольствия (основной мотив действий), беспечность (может переходить в дурашливость), преобладание игровых интересов, двигательная расторможенность, порывистость движений, недостаточность тонких движений пальцев рук и кистей, повышенная истощаемость и пресыщаемость внимания.

Слайд 5

Цель и задачи коррекционно-развивающей работы Цель: развитие произвольности внимания и поведения Задачи: Развитие навыков самообслуживания и трудовой деятельности на основе формирования целенаправленности действий; Развитие самостоятельности,; Формирование навыка работы по образцу; Формирование привычки доделывать начатое до конца; Формирование навыка сличения результата деятельности с образцом, умения находить и исправлять ошибки; Развитие точности и координированности тонких движений пальцев и кистей рук (образец); Развитие зрительного внимания; Развитие слухового внимания; Развитие навыков саморегуляции ; Развитие устойчивых интересов.

Слайд 6

Церебрастенический синдром Ядро : Низкая устойчивость нервной системы к умственной нагрузке. Причина : Гипертензионно - гидроцефальный синдром (повышение внутричерепного давления) Проявления доступные наблюдению : Внешние признаки : увеличенные размеры головы, выпуклый высокий лоб или удлиненная затылочная часть черепа, бледная кожа с мраморным рисунком, при волнении или напряжении быстро краснеет, на висках и на лбу выражен сосудистый рисунок вплоть до набухания височных вен. Другие признаки : моторная неуклюжесть, многоречивость (штампованные обороты речи), быстрое утомление при умственном напряжении (через 5-10 минут) и, как следствие, расстройство внимания, снижение целенаправленности действий, слабость самоконтроля.

Слайд 7

Цель и задачи коррекционно-развивающей работы Цель: снижение темпа прохождения программы (сокращение времени непрерывного умственного напряжения) и повышение организующей роли взрослого Задачи: Четкое целеполагание и организация занятия с ребенком с стороны взрослого Формирование навыков целеполагания и планирования действий у ребенка (для повышения эффективности действий ребенка и сокращения времени ) Формирование речевого контроля (ребенок комментирует выполняемое задание) Формирование навыка сличения результата деятельности с образцом, умения находить и исправлять ошибки; Развитие точности и координированности движений Развитие навыков саморегуляции . Постепенное увеличение времени умственного напряжения в тех случаях, когда это позволяет состояние ребенка.

Слайд 8

Гипердинамический синдром Ядро : Н ецеленаправленная двигательная активность, дефицит внимания, повышенная возбудимость. Причина : нарушения в развитии ГМ и ЦНС Проявления доступные наблюдению : Ребенок беспокоен , легко перевозбуждается , проявляет агрессивность и/или эмоциональную неустойчивость, неусидчив, в любой деятельности совершает множество лишних движений, не может сосредоточить внимание, реагирует на любое движение или звук, поведение полевое (непроизвольное), постоянно нарушает дисциплину.

Слайд 9

Цель и задачи коррекционно-развивающей работы Цель : Развитие произвольности (целенаправленности) познавательных психических процессов и поведения на фоне стабилизации эмоционального состояния ребенка Задачи: Развитие зрительного внимания; Развитие слухового внимания; Развитие навыков самообслуживания и трудовой деятельности на основе формирования целенаправленности действий ; Формирование навыка работы по образцу, доделывать начатое до конца; Формирование навыка сличения результата деятельности с образцом, умения находить и исправлять ошибки; Развитие точности и координированности тонких движений пальцев и кистей рук и остальных движений; Развитие навыков саморегуляции ; Снятие напряжения через короткие промежутки времени, с использованием физкультминуток и другой целенаправленной двигательной активности.

Слайд 10

Психоорганический синдром Ядро: Нарушение процессов возбуждения и торможения в ГМ и ЦНС, приводящее к расторможенности одних и/ или замедлению других функций, процессов и влечений. Причина: Р анние органические поражения ГМ, нарушения в развитии ГМ и ЦНС. Проявления доступные наблюдению: Сниженная способность к организованной деятельности, э моциональная неустойчивость, неравномерность умственной и физической деятельности, при незрелости зрительных функций – трудности воспроизведения и запоминания графического образа буквы и цифры (формы), при нарушении зрительно-слухового взаимодействия может возникнуть слуховая дислексия – слуховой образ не вызывает зрительного образа, а зрительный образ не вызывает слухового, плохая ориентация относительно собственного тела, нарушение внимания, снижение всех видов памяти и других познавательных процессов, ЗРР, затруднено формирование умений и навыков, р асторможенность низших влечений.

Слайд 11

Цель и задачи коррекционно-развивающей работы Цель : развитие тех процессов , которые поддаются развитию, на фоне лекарственной терапии, предписанной неврологом ил психиатром. Задачи: Стабилизация эмоционального состояния ребёнка; На первом этапе, уделять больше внимания индивидуальной работе с ребенком для постепенного приучения его к организованной деятельности; Развитие любого процесса, ориентируясь на актуальный уровень его развития у ребенка и «зону ближайшего развития»; Приучать ребенка сдерживать расторможенные влечения (формировать определенные привычки); Консультировать ребенка у соответствующих специалистов (добиваться рекомендаций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями и система взаимодействия спецалистов и педагогов ДОУ....

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов

Содержание коррекционно-развивающей  работы,  в соответствии с Федеральными Государственным образовательным  стандартом  образования,   в настоящее время направлено на со...

Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ

Обобщение опытакоррекционно - развивающей работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях специализированного детского сада...

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность....

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...

«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

В  условиях  современного  российского  образования  уделяется  большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет прио...

Статья в научно-методический журнал "Образование Югории" "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...