Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями.
статья по теме

Спичак Елена Дмитриевна

 

 

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями и система взаимодействия спецалистов и педагогов ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_detyah_dcp_osobye_deti._2013_god.odt26.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Е.Д. Спичак

Заведующий ГБДОУ детский сад №45

 комбинированного вида

 Приморского района Санкт-Петербурга

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями.

       Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ). К ним относятся  дети – инвалиды  с особыми образовательными потребностями. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования  вне специальных условий  обучения и воспитания. К этой категории детей относятся дети с детским церебральным параличом (ДЦП), а также дети со сложными дефектами (ДСД), комплексными нарушениями. У этих детей встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, речевые, интеллектуальные, а также комплексные дефекты: ДЦП в сочетании  с ЗПР, ДЦП и слабое зрение или слух, ДЦП и интеллектуальная недостаточность и т.п.                                                                

     Этап   дошкольного детства время вхождения детей с ДЦП и ДСД в первую общественную образовательную систему – систему  дошкольного воспитания и обучения.

    Система коррекционно-педагогической  помощи  детям данных категорий базируется на  положении Л.С. Выготского о принципиальной роли обучения, опережающего развития и являющегося источником возникновения нового.

    Дети со сложными дефектами, в основном, обездвижены. У большинства детей отмечаются грубые речевые нарушения, слабое зрение, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. У детей с ДЦП и ДСД  наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения, необоснованный смех и др.

   Дети со сложными дефектами испытывают чувство незащищенности в силу ограничения движения, они не могут охватить взглядом то, что происходит за их спиной, и это способствует возникновению тревоги и страхов. Эти дети неадекватно реагируют на незначительные  изменения в  окружающем их мире: появление нового взрослого, громкая речь,  неожиданные звуки, изменения в привычной для них обстановке, новая игрушка и т.п. У них отмечается частая смена настроения, аффективные вспышки, как обоснованные, так и необоснованные.

      Особенности коррекционно-развивающей работы  с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к  каждому ребенку, составлению индивидуальных маршрутов сопровождения рядом специалистов и педагогов. Чтобы составить индивидуальный маршрут, каждый ребенок обследуется при поступлении в ДОУ педагогом-психологом, учителем-дефектологом группы, которую посещает ребенок,  воспитателями группы, учителем-логопедом, инструктором по физкультуре, музыкальным работником, медсестрой.  Затем собирается ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум) детского сада, председателем которой является заведующий детским садом. На заседании ПМПК обсуждаются особенности возможностей каждого ребенка. И на основании вынесенного решения ПМПК составляется индивидуальные маршруты сопровождения.

       Эффективность психолого-педагогического воздействия зависит от комплексного подхода, совместной деятельности  коллектива специалистов и педагогов.

      Каждый этап в работе обсуждается с педагогическим коллективом не только на ПМПК, но и на педсоветах, индивидуальных консультациях для сотрудников.

     В группах ведутся тетради связи всех специалистов с воспитателями, в которых даются рекомендации от каждого  специалиста, как индивидуально, так и для всех детей группы (развивающие игры сказки, релаксационная музыка перед сном, спокойная музыка  для  фонового сопровождения режимных моментов, игр, физкультурные упражнения, тексты песен и мелодий на  музыкальных занятиях и др.).

     При работе в группах детей с ДЦП и ДСД педагоги  сталкиваются с    вышеперечисленными трудностями в развитии детей, для преодоления которых проводятся занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. Наиболее доступной технологией является «Сказкотерапия». Сказки предоставляют педагогам большие возможности, они позволяют проводить «сказочные» занятия с  детьми, у которых различный уровень развития речи и интеллектуальных способностей. Погружение  в сказку  снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса,  восстановить силы.  Сказки наполняют ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями сказок  ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.

     Во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого  происходит бессознательная  проработка собственных проблем ребенка, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.

    «Сказкотерапия» для  данных групп детей является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире.

Целью этой работы является развитие эмоциональной сферы.

Задачи:

  1. Снижение тревожности.
  2. Развитие умения распознавать и передавать базовые эмоции.
  3. Развитие вербальных и невербальных  средств общения.
  4. Развитие адаптивных механизмов к изменениям в социуме.
  5. Развитие дружеских чувств.
  6. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики).

    Для решения этих задач используются дополнительные технологии: музыкотерапия, арт-терапия, библиотерапия, театрализация, драматизация.

Оснащение занятий:

  1. Книги с иллюстрациями
  2. Игрушки, изображающие сказочных героев
  3. Стихи, загадки
  4. Кукольный театр
  5. Диски (музыка, сказки, звуки природы)
  6. Альбомы
  7. Карандаши, фломастеры, мелки
  8. Сказочные атрибуты (волшебное перышко, шляпы, диадемы, волшебная палочка)

Алгоритма занятий (для детей с ДЦП):

  1. Ритуал – приветствие
  2. Прослушивание сказки (сочинение, изменение окончания, драматизация, театрализация)
  3. Беседа о сказке
  4. Рисование под музыкальное сопровождение
  5. Рассказывание детьми  нарисованный  эпизод,  определение нравственного урока (самостоятельно или с помощью взрослого)
  6. Ритуал – прощание

Подбор сказок в программе от простых к сложным:

  1. Бытовые, о животных
  2. Волшебные
  3. Изменение окончаний у сказок
  4. Сочинение общей сказки
  5. Решение сказочных задач
  6. Индивидуальные сказки

     Применение здоровьесберегающей технологии «Сказкотерапия», повышает уровень эмоционального развития детей, снижает уровень тревожности и агрессивности, повышает уверенность в себе, развивает коммуникативные навыки. Использование данной технологии в работе с детьми с ДЦП и со сложными дефектами наблюдается динамика в развитии познавательных процессов.

Используемая литература:

  1. Баенская Е.Р. Помощь  в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2 изд.  М., 2009
  2. Баряева Л.Б.,  Вечканина И.Г., Зарин А.П.  Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб,  2001
  3. БеловаТ.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по  сказкотерапии.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии.
  6. Катаева  П.П. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей  дошкольного возраста. – М.1977
  7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:  Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М.,  2001
  8. Панфилова М.А. Игротерапия общения.
  9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011
  10. Семенова К.А. Детские церебральные  параличи. – М. 1968
  11. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб.,2001


 

Комментарии

Уважаемая Елена Дмитриевна! Спасибо большое за статью. Я тоже работаю с детьми с огрниченными возможностями,поэтому ваша статья для меня была очень информативна.

Работая с детьми с задержкой психического развития, считаю, что обмен опытом среди специалистов необходим.Спасибо за Вашу статью!

Антипьева Ирина Николаевна

Уважаемая Елена Дмитриевна! Приятно знать, что рядом есть такой грамотный руководитель,как Вы,специалист своего дела и чуткий человек. Статья отличная.