методическая разработка (конспект сложные дефекты)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Верещагина Наталья Валентиновна

Методическая разработка

План конспекта учителя-дефектолога Верещагиной Н.В. с детьми 4 - 6  лет

со сложной структурой дефекта (с преимущественным нарушением интеллектуальной сферы в сочетании

с сенсорными дефектами и системным недоразвитием речи) с использованием игровых технологий. 

Тема: «Большой – маленький».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект сложные дефекты22.62 КБ

Предварительный просмотр:

План конспекта учителя-дефектолога Верещагиной Н.В. с детьми 4 - 6  лет

со сложной структурой дефекта (с преимущественным нарушением интеллектуальной сферы в сочетании

с сенсорными дефектами и системным недоразвитием речи) с использованием игровых технологий.  

Тема: «Большой – маленький».

Цель: создавать условия для усвоения детьми со сложной структурой дефекта представлений о величине (большой - маленький).

Задачи:

1)Образовательные:

-продолжать закреплять умение  детей определять размер разных предметов (2 контрастные величины) «большой –маленький»,

-продолжать упражнять детей действовать по подражанию с разными предметами,

-способствовать расширению представлений детей об окружающем мире,

-упражнять детей в постройке из 2 элементов,

      -упражнять детей в подборе предметов по размеру,

-развивать умение детей насыпать полный стаканчик сыпучего материала (фасоли) совочком, высыпать и снова наполнять;

-продолжать формировать представления детей о «пустой - полный».

2) Развивающие:

-развивать произвольное внимание и зрительно-моторную координацию детей,

-способствовать расширению пассивного и активного словарей детей.

  3)Воспитательные:

- воспитывать у детей усидчивость, умение слушать до конца, внимательно смотреть на предлагаемые игрушки и следить за действиями взрослого с ними.

Организация детских видов деятельности: сидя на стульях за столом, стоя.

Тип, форма и методы, используемые в НОД:

        Тип: игровой.

Метод: практический, игровой, наглядный, словесный.

Форма: фронтальная.

Вид детской деятельности: коммуникативный, игровой.

Активизация словаря: большой, маленький.

Материалы и оборудование: тарелочки большого и маленького размера (2 комплекта), деревянные пластины контрастного размера,

кубики и «крыши» одинакового цвета,  

машины 2 контрастных размеров,

2 лотка с фасолью, прозрачные ведерки большие и маленькие, 2 ложечки (совочка), сметка, совок.

Информационный материал:

1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.,2003.

2.Слепович Н.В. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб,2009.

Ход непосредственно – образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Учитель-дефектолог с 2 детьми подходит к столу, где сидит игрушка Кошечка.

«Мальчики, посмотрите, к нам пришла Кошечка. Погладьте ее . Ей нравится (Дети поглаживают Кошечку самостоятельно или с помощью взрослого.) Зачем же она пришла?

Дети подходят к столу, где сидит игрушка кошечка. Гладят кошечку.

Возможная речевая активность детей: «Мяу!»

Вводная часть (мотивационный момент)

Рядом с кошечкой стоят тарелочки.

Она принесла нам тарелочки. (Взрослый достает тарелочки.)

Из тарелочки она хочет попить молочка. Только маленькую тарелочку потеряла. Ай-ай. Пожалеем Кошечку.

Давайте Кошечке поможем.

Дети наблюдают за действиями взрослого.

Дети жалеют- качают на руках.

Основная часть. Проблемная ситуация

Перед каждым ребенком стопочка тарелочек.

Раздается звук сигнала машины.

(Машины разных размеров стоят на видном месте.)

Сидя за столом. На столе лежит дорожка, деревянные элементы конструктора.

Сидя за столом. Перед ребенком 2 машины, контрастные по величине.

Сидя за другим (сенсорным) столом

Дидактическая игра «Найди маленькую тарелочку»

« Посмотри, здесь тарелочки большие. А вот тарелочка маленькая. Маленькая тарелочка спряталась. Найди маленькую тарелочку.»  

Если у ребенка не получается, педагог оказывает помощь (демонстрирует вариант поиска, «рука в руке» переставляет тарелочки и стимулирует самостоятельную деятельность ребенка).

 «Кошечка очень нам благодарна, что нашли маленькую тарелочку. До свидания.»

        

 «Что это звучит? Где стоит? Найдите.» «Правильно, это машины. Машины большие и маленькие. Машины ездят по дороге. Давайте постоим дорогу.»

Дидактическая игра «Большая и маленькая дорожка»

«Посмотри, я построила большую дорожку. А вот дорожка маленькая. Нам нужна большая дорожка. Построй большую дорожку к гаражу.»  

 Если ребенок не справляется, педагог оказывает помощь (демонстрирует нужный образец, «рука в руке» выкладывает дорожку, стимулирует самостоятельную активность ребенка).

«Молодцы. Только теперь дорожки есть, а гаража нет. Он сломался. Надо построить новый.»

Дидактическая игра «Построим гараж»

«Посмотри, как я делаю гараж. На кубик ставлю крышу. Сделай так же.»

Если у ребенка не получается, то педагог демонстрирует вариант выполнения, «рука в руке» выполняет с ребенком задание, стимулирует самостоятельную активность ребенка).

 «Теперь дорога есть. Гараж есть. Машина может ехать по дорожке. Надо определить, какая машина поедет по дорожке?»

Дидактическая игра «Какая машина поедет по дорожке?»

«Посмотри, это большая машина, а это маленькая машина. Вот дорога. Какая машина поедет по дороге? Давай попробуем- это большая машина, не попала на дорожку. А эта маленькая машина попадет на дорогу? Давай попробуем.»

Если ребенок затрудняется с выбором машины нужного размера, то педагог демонстрирует вариант выбора, «рука в руке» делает с ребенком выбор, стимулирует самостоятельность в отобразительных действиях.

Дидактическая игра  «Пустой – полный»

«посмотри, здесь пустые ведра. Надо сделать их полными.» «Получилось полное ведро. Сделай пустое ведро. Вот пустое ведро маленькое. А где пустое ведро большое?»

Если ребенок не справляется, то педагог демонстрирует вариант выполнения, «рука в руке» выполняет с ребенком задание, стимулирует самостоятельную активность ребенка. Если ребенок просыпает на пол фасоль, то берет совок и сметку и заметает на совок, высыпает обратно в ведерко.

Ребенок переставляет тарелочки по одной в другую стопочку. Если обнаруживает маленькую тарелочку, отдает педагогу.

Возможная речевая активность детей: «Вот!»

Дети машут рукой.

Дети прислушиваются к сигналу машины. Ищут машины в группе и приносят.

Возможная речевая активность ребенка: «Би!»

Ребенок выбирает одну из 2 контрастных по величине пластин и ставит в нужном направлении (к гаражу).

Возможная речевая активность ребенка: «Так!»

Ребенок старается самостоятельно выполнить задание - построить по подражанию гараж из двух элементов (кубик и «крыща»). Возможная речевая активность ребенка: «Тут».

Ребенок по подражанию выбирает машину из 2 контрастных по величине, которая поедет по дорожке (не рядом с дорожкой).

Возможная речевая активность ребенка: «Би».        

Ребенок по подражанию насыпает полными все ведерки  фасоли с помощью совочка. Ребенок находит большое пустое ведро.

Возможная речевая активность ребенка: «Вот!», «На!».

Физкультминутка \ динамическая пауза

Машина

Би - би - би - гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу - шу - шу - они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та - та - та - вперед спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

Рефлексия: итог НОД

Оценка деятельности детей.

Сидя на стульчиках рядом с взрослым.

 «Дети, мы сегодня потрудились. С машиной играли, дорожку прокладывали, гараж строили, фасоль насыпали. Хорошо потрудились. Мы молодцы. Похлопайте себе в ладоши».

Дети хлопают в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Конспект занятия для средней группы "Золотая осень"

Данное занятие ставит своей целью научить ребят сравнивать и описывать природу в сентябре и октябре, учить слушать музыкальные произведения, развивать умение работать с витражными красками....

Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....

Методическая разработка. Конспект НОД «Овощи и фрукты – полезные продукты» для группы «Дети со сложными дефектами»

Методическая разработка. Конспект НОД «Овощи и фрукты – полезные продукты» для группы «Дети со сложными дефектами» Продолжаем стимулировать интерес детей к объектам окруж...

план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»

Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...

Методические разработки «Конспекты» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию ре...

Методическая разработка (конспект) Конспект интегрированного занятия: «Опасные предметы»

Конспект ООД "Опасные предметы" младшая группа. В нем присутствует сюрпризные моменты в виде коробки с опасными предметами, с кошечкой. Конспект содержит загадки на данную тему, подвижную иг...

Конспект методической разработки конспекта непосредственной образовательной деятельности модельно-конструктивной деяятельности на тему: "Домик для Зайчика"

продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (пластина широкая и узкая, кирпичики средние и маленькие, кубики), учить использовать их с учетом конструктивных свойс...