методическая разработка к занятию с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

методическая разработка к занятию с детьми со сложной структурой дефекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района

Методическая разработка конспекта

Занятие-игра с природным материалом «Прогулка ежика»

        Составитель:

Учителя-дефектолога ГБДОУ д/с №2

комбинированного вида Петродворцового района

                                                 Котиной Натальи Александровны

г. Санкт-Петербург

2018-2019 учебный год.

Программа, по которой осуществляется образовательная деятельность, составлена на основе адаптированной общеобразовательной программы ДОО № 2, утвержденной педагогическим советом.

        Рабочая программа разработана на период 2016-2017 учебного года (с 01.09.2018 по 31.08.2019 года). Программа соответствует Закону РФ «Об образовании», «Образовательной программе ДОУ», ФГОС ДО. Программа коррекционно-развивающей работы в группе «Сложные дефекты» была составлена с учетом психофизиологических и интеллектуальных особенностей каждого ребенка в коррекционной группе.

Программа реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по основным направлениям развития ребенка. Она соответствует Закону РФ «Об образовании», «Образовательной программе ДОУ», ФГОС ДО.

Программа обеспечивает: единство целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, строиться с учетом принципа интеграции, что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать,  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.

Развитие  ребенка с аутистическим спектромсущественно отличается от развития нормальных детей. У многих детей-аутистов задерживается развитие прямостояния: держать голову, сидеть, стоять, ходить они начинают значительно позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Как правило, у этих детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему миру, общая патологическая инертность. У них не возникает интереса к игрушкам, не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками. Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у  детей не возникает своевременно лепет. Таким образом, без специального коррекционного обучения и воспитания дети с аутистическим спектром достигают школьного возраста с существенными речевыми нарушениями. Содержание образования является материалом для построения индивидуальных коррекционно-образовательных программ, в основе которых лежит подробное и тщательное психолого-педагогическое и медико-социальное обследование, динамическое наблюдение развития каждого ребенка. Занятия, организуемые в рамках коррекционно-развивающей области, являются обязательными для воспитанников группы. Они строятся на основе предметно-практической деятельности детей, реализуются воспитателями группы и учителем – дефектологом через систему специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, включают большое количество практических, игровых упражнений и образовательных ситуаций.

Для воспитанников группы не может быть единого образовательного стандарта, так как по возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого из них строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы, направленной на личностное развитие каждого воспитанника, его потенциальных возможностей и способностей.

Комплексно тематическое планирование

День недели

Задачи занятия

Формы работы: задания, упражнения

1 – 2 неделя

3 – 4 неделя

Понедельник

  1. Физическое развитие (общая моторика)

- учить путешествовать ребенка от одного предмета мебели к другому, преодолевая пространство;

- учить выполнять согласованные движения обеими руками.

- при ношении предмета учить сохранять равновесие;

- учить выполнять упражнения с предметами.

«По тропинке», «Вдоль забрчика», «Достань камешки сачком», «Постучим-погремим».

  1. Когнитивное развитие (развитие зрительного восприятия и внимания)

- учить выделять предмет из общего фона;

- учить ожидать появления ежа за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение ежа за экраном, ожидая его появления.

- учить находить картинку;

- развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого с предметами и картинками.

«Где еж?», «Еж несет гриб»,  картинки с изображением воды, травы, камней.

Вторник

  1. Развитие речи и ручной моторики

- побуждать детей к речевой активности, развивая коммуникативную функцию их речи на занятиях, в играх;

- расширяем пассивный словарь по теме занятия-игры;

- проводить с детьми игры с пальцами с речевым сопровождением (пальчиковая гимнастика)

- знакомить с содержанием потешек, стихов;

- учить играм, в которых ребенок узнает и «называет» персонажей этих произведений;

- проводить с детьми игры с пальцами с речевым сопровождением (пальчиковая гимнастика).

Индивидуальное повторение речевого материала (потешки), комментированное рисование (трава - линии, камень – круг), объяснение имитационных действий; пальчиковые игры.

  1. Когнитивное развитие (развитие слухового восприятия)

- формировать ориентировку на звуки окружающей среды;

- развивать слуховое сосредоточение при слушании немузыкальных звуков.

- развивать слуховое сосредоточение при восприятии прибауток, детских стихов;

- развивать эмоциональный отклик.

Аудиозаписи «Шум воды»; «Постучим камнем о камень», слушание учителя-дефектолога при пропеванииприбауток «Дождик», «Что ж ты еж, такой колючий?», «В руки камешки мы взяли».

Среда

  1. Развитие речи (основы коммуникации)

- создавать условия для речевой активности детей, развивая коммуникативную функцию их речи на занятиях, в играх;

- привлекать детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

- стимулировать реакцию детей на педагогов и сверстников;

- формировать умения узнавать себя в зеркале, используя указательные жесты;

- побуждать детей к речевой активности, развивая коммуникативную функцию их речи.

«Кто к нам в гости пришел?», индивидуальное повторение речевого материала, комментированное рисование, объяснение имитационных действий, описание игрушки – ежа.

  1. Физическое развитие (мелкая моторика)

       с элементами методики М. Монтессори

- проводить с детьми игры с пальцами с речевым сопровождением (пальчиковая гимнастика);

- обучать правильно брать отдельные предметы и группы мелких предметов.

-  упражнять в соотносящих действиях;

- учить приемам обследования предметов (ощупывание, сминание-разминание, поглаживание).

«Дождик», «Еж», «Камешки»; Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки, складывание мелких предметов (камешки) в узкий цилиндр; «Камешки тук-тук», «Колючки», катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с щипами.

Четверг

  1. Ознакомление с окружающим (восприятие величины, формы, цвета)        с элементами методики Монтессори

- зрительное восприятие формы;

- формировать перцептивные действия идентификации и группировки (по подражанию и образцу).

- зрительное восприятие величины;

- формировать опыт ориентировачно-исследовательских действий.

«Волшебный мешочек», «Шарик – камешек», «Большой-маленький», «Что такое и какое?» , дорожки Монтессори, доски Сегена.

  1. Физическое развитие (развитие тактильно-двигательного восприятия) с элементами методики Монтессори

- знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами;

- обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание-разжимание).

- обучение целенаправленному ощупыванию предметов с различной поверхностью с открытыми глазами;

-  развитие чувствительности пальцев рук.

«Осязательные ванны», мвссажные щетки, махровые рукавички, массажные мячи, «Холодная-теплая», «Мокрый-сухой», сенсорная тропа для ног.

Пятница

  1. Ознакомление с окружающим (развитие пространственных представлений)

- формировать ориентировку в пространстве групповой комнаты;

- формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов

- учить воспринимать пространственные отношения по вертикали;

- формировать квазипространственные представления (определение месторасположения предметов относительно друг друга с обязательным употреблением предлогов).

«У окна, у двери», «В низу- на верху», «Положи правильно», «На столе, под столом», «Покажи, где еж».

  1. Когнитивное развитие (восприятие особых свойств предметов)

- знакомить с характерными запахами неживой природы;

- знакомить с тем, что вода бывает теплая и холодная.

- формировать умения воспринимать температурные различия.

Запах травы, воды; «Теплая-холодная», «Подуй».

Технология: методы, приемы, технологии, используемые в ходе мероприятия:

- Познавательно-продуктивный метод проведения коррекционных занятий учителем-дефектологом – это метод организации коррекционно-восстановительной деятельности.Данный комплекс занятий проводился с элементами методики М.Монтессорис использованием необходимых пособий.

-  Информационно-коммуникативные технологии.

Стараюсь использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности (использование интерактивной доски).

Моя цель использования информационных технологий в работе с дошкольниками:

 -повысить наглядность материала;

 -разнообразить содержание материала;

 -разнообразить формы подачи материала.

- здоровьесберегающие технологии.

Проведение тематических физминуток на занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия), пальчиковой гимнастики, проведение дыхательной гимнастики.

Предполагаемый результат:

По физическому развитию:

-умение обследовать с помощью приемов (поглаживание, постукивание,  ощупывать предметы с различными свойствами);

-умения производить предметные действия

-производить последовательные действия.

По познавательному развитию:

-показ и называние четырех основных цветов;

-развитие тактильного восприятия и тактильной чувствительности

-повторение действий  за педагогом по словесной инструкции, по подражанию и образцу;

-рассматривание картинок с объектами (трава, камни, вода)

-соотнесение картинки с объектом (блоки Монтессори);

-развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образной памяти.

 -представление о  величине предметов – большой-маленький;

По речевому развитию:

-развитие речевой активности

-развитие понятийного словаря

-развитие коммуникативной функции речи

-выполнение действий по простой словесной инструкции (1-2 действия);

-слушание потешек,  стишков.

По ознакомлению с окружающим:

-развитие представлений об окружающем мире,

-знакомство с объектами и свойствами  неживой природы

- развитие интереса к живой и неживой природе

- расширение представлений об окружающем мире через предметно-практическую деятельность.

-проявление самостоятельности в выполнении простейших заданий.

Рекомендации по использованию данной методической разработки в других ОУ.

Необходимо наполнять процесс развития ребенка наиболее значимыми формами и способами деятельности. Стремиться не к ускорению развития с помощью обучения, а в расширении возможностей ребенка.

Занятие-игра с природным материалом «Прогулка ежика»

(группа «Сложные дефекты»)

I– уровень, 2-й год обучения

Программное содержание:

Цель: развитие элементарных представлений об окружающей действительности через расширение  чувственного опыта ребенка.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомить ребенка с природным материалом (камень, вода, трава) и его свойствами.
  2. Развитие активного словаря, понятий: трава –  колючая;  вода – льется, теплая, холодная; камни – твердые,  сухие,  мокрые.
  3. Формировать умение осуществлять выбор объекта среди группы объектов. Называть и показывать   свойства объекта.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные функции руки, мелкой моторики: зрительно-двигательную координацию.
  2. Развитие тактильного восприятия и тактильного опыта ребенка.
  3. Развивать наглядно-действенное мышление.
  4. Развитие наглядно-образной память.

Воспитательные:

  1. Поощрять стремление ребенка действовать самостоятельно на занятии.
  2. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование для педагога: дорожки Монтессори;  карточки; природный материал - вода, камни, трава.

Оборудование для воспитанников: игрушка – еж; дорожки Монтессори;  карточки с изображением травы, воды, камней; природный материал - вода, камни, трава. Пипетка, ложка, сачок.

Ознакомление детей с природным материалом на прогулке, в группе с воспитателем, по дороге в детский сад с родителями.

Ход занятия

Деятельность ребенка

1

2

  1. Вводная часть.

Учитель-дефектолог.  Сегодня в гости к нам пришел  еж. Он зовет (Имя ребенка)  погулять.

  1. Основная часть.

- Посмотри на экран.

- Кто это?

- Покажи и назови, где у ежика глазки, носик, колючки?

- давай поиграем с пальчиками, покажем ежика

Что ж ты, еж, такой колючий?

Это я на всякий случай…

- давай, наш ежик сейчас побежит по дорожке. Посмотри и потрогай, какая дорожка у ежика

Руками ощупываем дорожку из искусственной травы. Трава колючая, как еж.

- повтори, какая трава? (зеленая, колючая).

- давай несколько раз пробежит  ежик по дорожке. (Даем 2-3 повтора)

Дальше наш ежик увидел на дорожке  лужи. А сколько луж увидел ежик? (две лужи)

- Опусти руку в  воду. Какая вода? Назови.  Холодная или теплая? (холодная)

- а теперь опусти  руку в другую воду. Какая вода? Назови.  Холодная или теплая? (теплая)

- Попробуй набрать воды в ладошку. Вода льется.

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап,

Прямо по дорожке,

Ловит (Имя), капли эти,

Выставив ладошки.

- Посмотри, что в воде? Назови.  Скажи, какие здесь камни? (Камни), (большие, маленькие)

- (Имя), достань камни из воды.

(на столе перед ребенком лежит сачок, ложка)

- В одну руку возьми большой камень, в другую – маленький.

- какие камни мы вытащили из воды, давай погладим камни,  камни твердые, мокрые. Почему они мокрые? Потому что они лежали в воде. Потрогай, посмотри и назови. (камни мокрые) Постучи камешком о камешек. Еще раз скажи, какие камни мы достали из воды (мокрые, твердые)

- Послушай стишок и постучи камешками.

В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали.

Вот так, вот так.

Не разбить их нам никак.

- Постучи еще раз: тук-тук, тук-тук.

- Как стучат камушки? Тук-тук

Дальше ежик побежал по дорожке из камней.

- Какие камни на этой дорожке? Мокрые или сухие? (сухие)

- давай сделаем дорожку мокрой.

(на столе губка, леечка)

- а как можно еще сделать мокрой дорожку? Посмотри, что я сейчас сделаю. (педагог намачивает губку и проводит по дорожке)-посмотри, что я сейчас сделаю? Я намочу губку в луже  и проведу ей по дорожке. Какая у нас стала дорожка? Мокрая или сухая? (мокрая)

   3.   Заключительная часть

- Ежику понравилось с тобой гулять. Он говорит: «Спасибо». (Имя), давай вспомним, где мы были с ежиком? что мы видели? что мы узнали нового?

- у меня в руках  картинки. (изображения объектов травы, воды, камней)

- Что на этой картинке? (трава). Какого цвета трава? Какую траву ты трогал? (колючую)

- По какой траве бегал у нас ежик? (по зеленой колючей траве). Куда  положим картинку с травой?

- ежик побежал по траве и  увидел что на дорожке? (воду)

- а какая была вода? (теплая и холодная)

- Что на этой картинке?(камни)

- По какой дорожке бегал у нас ежик? Какие камешки он видел? Какие камешки ты трогал? (сухие и мокрые)

- (Имя), ты сегодня молодец, очень постарался на занятии!

- ежик тебе улыбнулся, давай улыбнемся ему в ответ.

- Скажи ежику: Досвидания!».

Занятие окончено.

Улыбка, слова-приветствия  ежа.

Выделение указательного пальца

Используя прием по подражанию с небольшой помощью педагога изобразить ежа из пальцев, используя речевое сопровождение.

Ребенок стоит на четвереньках, в одной руке держит игрушку, а другой – обследует и ощупывает блок Монтессори с искусственной травой.

Опускает руку в одну емкость,  потом в  другую. Самостоятельные действия ребенка.

Самостоятельные действия ребенка. Педагог сопровождает действия речевым сопровождением.

Достает из воды камни (рукой, сачком или ложкой), ощупывает, обследует камни руками.

Ребенок стучит.

- Тук-тук.

- Тук-тук.

Речевое сопровождение педагога.

Совместные действия педагога и ребенка

Действия ребенка.

Ребенок делает выбор и выполняет действие при помощи лейки самостоятельно.

С небольшой помощью педагога ребенок повторяет действия педагога, намачивает губку в воде и проводит по камням.

Совместные действия педагога и ребенка.

Ребенок соотносит картинки с блоками монтессори при помощи педагога и с опорой на тактильный опыт ребенка. Если ребенок сомневается в процессе ответов, может опять производить действия с объектами.

Поощрение и подведение итогов занятия. положительной эмоциональной реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплексного занятия с детьми подготовительной группы «Как и для чего дышит человек»

Вариант проведения теоретического занятия в детьми подготовительной группыОбразовательная область: Физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Тип занятия: изучени...

Методическая разработка игрового занятия с детьми 2 мл. группы по ИЗО деятельности "Весенняя картина" (ОО "Художественно-эстетическое развитие")

                Методическая разработка игрового занятия с детьми 2 мл. группы по ИЗО деятельности "Весенняя картина" (аппликация).Реализация образовател...

Методическая разработка логоритмического занятия с детьми логопедической группы «Лесной оркестр» (модификация арт-терапевтической работы в русле музыкотерапии)

Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников подготовительной группы.Программные задачи:Коррекционно-образовательные:- расширение представлений об использовании музыкальных инструментов;- обога...

Методическая разработка совместного занятия с детьми и родителями по художественно-эстетическому развитию в ясельной группе "Мы рисуем вместе с мамой"

Цель – раскрытие творческих ресурсов детей ясельной группы в совместной деятельности с родителямиПрограммные задачи:Образовательные:- научить детей рисовать пальчиковыми красками;- расширять знания мл...

Методическая разработка интегрированного занятия с детьми средней группы «Игровое путешествие»

В игре с движениями и превращениями дети легко вспоминают  знакомые сказки, активно вступают в ролевое взаимодействие. Даже робкие дети  начинают участвовать в театрализации....

Методическая разработка физкультурного занятия с детьми подготовительной группы -Космонавтом стать хочу, пусть меня научат

Методическая разработка физкультурного занятия с детьми подготовительной группы -Космонавтом стать хочу, пусть меня научат...