Методическая разработка сценария психологического занятия
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Козлова Светлана Алексеевна

 Сценарий психологического занятия по психогимнастике «Как ёжики в гости ходили»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методическая разработка сценария психологического занятия педагога»

Сценарий психологического занятия по психогимнастике

«Как ёжики в гости ходили»

                                                              Автор: Козлова Светлана Алексеевна

                                                                                              педагог – психолог

                                                                                         МДОУ № 9 «Березка»

                                                                                                     Угличский МО

2020 г.

Пояснительная записка

Ребенок в период дошкольного возраста очень чувствительный и уязвимый к воздействиям современного мира. Он еще только начинает различать свои эмоциональные проявления и учится ими управлять. Поэтому я считаю, что главной актуальной задачей психологической службы ДОУ является сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников. Организуя жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении, мы создаем условия для предупреждения эмоционального дискомфорта и его проявлений (неуравновешенность, скованность, страхи, агрессия и т.п.). Справиться с этой задачей помогают занятия психогимнастикой.

Представленная методическая разработка сценария занятия является составной частью программы специальных занятий «Психогимнастика для детей 4-6 лет», разработанной на основе программ по психогимнастике М. И Чистяковой и Е. А Алябьевой . Использовать такие занятия можно как в коррекционной деятельности, так и в профилактической работе с целью психофизической разрядки детей. В основе занятий лежит игра - основной вид деятельности дошкольника, что делает такие занятия доступными и эффективными.

Главной целью данного занятия является произвольное направление внимания детей на внутренние ощущения как эмоциональные, так и «телесные». Любое физическое движение представлено определенным образом фантазии, насыщенным еще и эмоциональным содержанием. Это дает возможность объединить деятельность сразу нескольких психических процессов: мышления, эмоций и движений. С помощью комментариев педагога к этим процессам подключается внутреннее внимание детей. Благодаря этому ребенок постепенно учится произвольно воздействовать на свои мысли, чувства и движения, связывать их между собой в единое целое.

Для достижения поставленных задач, на данном занятии мною использованы следующие методы и приемы:

  • мотивация детей на тематику занятий (сюрпризный момент, беседа);

  • прием су-джок терапии для детей;

  • прием перевоплощения;

  • музыкальная игра;

  • психомышечная тренировка;

  • проигрывание ситуаций;

  • упражнение на развитие внимания;

  • игра – пантомима;

  • обмен ролями партнеров по общению;

  • этюд на выражение эмоций;

  • прием выражения эмоций жестами.

На таких занятиях дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир и при этом учатся нелегкому делу – умению управлять собой и своими эмоциями, что является базой для успешного обучения ребенка в школе.

Сценарий занятия по психогимнастике

«Как ёжики в гости ходили»

Возрастная группа: дети 4 – 5 лет.

Цель: произвольное направление внимания детей на испытываемые эмоциональные и «телесные» ощущения.

Задачи:

  1. снизить психоэмоциональное напряжение и повысить уровень активности детей;
  2. дать возможность раскрыть себя через творческое самовыражение;
  3. разнообразить ощущения детей путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого;
  4. тренировать детей изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями (напряжение – расслабление, часто – медленно, вращения - прыжки);
  5. учить задерживать внимание детей на испытываемых ощущениях;
  6. формировать у детей основы коммуникативной культуры и чувство сотрудничества.

Прогнозируемые результаты:

  • повысился уровень познавательного интереса и активности детей;
  • у детей развивается произвольное внимание и воображение;
  • дети научились выражать свое эмоциональное состояние;
  • детям легче понимать, общаться и взаимодействовать с одногодками и взрослыми;
  • сформировалось чувство сопереживания и сотрудничества.

Психологический инструментарий:

  • методы и приемы психогимнастики (сюрпризный момент, беседа, прием перевоплощения, музыкальная игра, психомышечная тренировка, проигрывание ситуаций, упражнение на развитие внимания, игра – пантомима, обмен ролями партнеров по общению, этюд);
  • использование элементов су – джок терапии для детей;
  • использование элементов жестового языка;
  • методы диагностики (наблюдение за уровнем проявления инициативы и эмоций в общении, в игровой деятельности и двигательной активности).

Оборудование: шарики су – джок, аудиозаписи музыкального сопровождения.

Время проведения: 25 минут.

Сценарий занятия

  1. Мотивация на тематику занятия

(сюрпризный момент, беседа, прием су-джок терапии для детей)  

Педагог приносит небольшую коробку с крышкой. Большинство детей видят ее, проявляют интерес к содержимому коробки, вступают в контакт с педагогом.

Психолог: Вы уже заметили, что я вам сегодня принесла коробку, давайте заглянем в нее скорее! (Дети и педагог открывают коробку и рассматривают ее содержимое). Посмотрите, здесь лежат маленькие шарики, на кого они похожи? (Дети высказывают свои предположения, большинство отмечают сходство с ёжиком). Эти шарики очень похожи на веселых, маленьких, колючих ёжиков (приложение 1).

А кто из вас видел настоящего ёжика? Где вы его видели? (Дети высказываются по желанию). Я их принесла не просто так, сейчас они нам помогут рассказать и показать стишок про ёжика (дети берут из коробки по одному шарику).

Упражнение с шариками су – джок «Бегал ёжик по дорожке»

Бегал ёжик по дорожке (катаем шарик между ладошек),

У него устали ножки.

Он катился и катился,

В правую руку закатился (сжимаем шарик в правой руке).

Бегал ёжик по дорожке (катаем шарик между ладошек),

У него устали ножки.

Он катился и катился,

В левую руку закатился (сжимаем шарик в левой руке).

Бегал ёжик по дорожке, (катаем шарик между ладошек),

У него устали ножки,

Он катился и катился,

И на ухо закатился (кладем шарик на ухо).

Покатался, покатался (катаем шарик по уху)

И на голову забрался (кладем шарик на макушку),

Покатался, покатался (катаем шарик по голове)

И обратно спрятался (сжимаем мяч в ладонях) [11].

  1. Разминка

(прием перевоплощения, музыкальная игра)

Психолог: Не бойтесь ёжики – выходите из своих норок впереди нас ждет интересное путешествие! А чтобы у нас все получилось, добрая волшебница дала мне супер силу, сейчас я дотронусь до каждого, произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в ёжиков (дотрагиваюсь рукой и произношу волшебные слова: «Фуфти, фуфти, фуфти, фу в ёжиков всех превращу»). Ах, какие чудесные ёжики отправляются в путешествие! (Дети и педагог идут по кругу друг за другом и выполняют движения под музыку).

Музыкальная игра «Жил в лесу колючий ёжик» (аудиозапись приложение 2).

Жил в лесу колючий ежик, да-да-да (ходьба по кругу друг за другом),

Был клубочком и без ножек, да-да-да (приседания на месте).

Не умел он хлопать — хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши),

Не умел он топать — топ, топ, топ (шаг на месте).

Не умел он прыгать – прыг, прыг, прыг (прыжки на месте),

Только носом шмыгал – шмыг, шмыг, шмыг (движения носом).

В лес ребята приходили, да-да-да (ходьба по кругу друг за другом),

И ежа всему учили — да-да-да.

Научили хлопать — хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши),

Научили топать — топ, топ, топ (шаг на месте).

Научили прыгать – прыг, прыг, прыг (прыжки на месте),

А он их… носом шмыгать – шмыг, шмыг, шмыг (движения носом).

  1. Общение с элементами гимнастики

(психомышечная тренировка на расслабление/напряжение, проигрывание ситуаций, упражнение на развитие внимания)

Психолог: Уф, устали ёжики, сели на полянке отдохнуть (на ковре расслабление тела 30 секунд). Расслабили усталые лапки и спинку, плечи опущены, всему телу хорошо и приятно… [8].

Вдруг у ёжиков громко заурчало в животе от голода (звук урчания в животе, дети стараются воспроизвести чувство голода - напряжение тела 10 секунд). Надо бы подкрепиться, оглянулись ёжики вокруг, где бы еды раздобыть. Видит ёжик – гриб стоит (дети изображают ёжика). Взял ёжик этот гиб, сел, поел и дальше пошел. Ёжик шел, шел, шел, яблоко нашел. Сел, поел и дальше пошел. Ёжик шел, шел, шел, и шишку нашел. Вкусная шишка? (дети высказывают свое мнение, педагог направляет ход рассуждения, большинство детей сходятся во мнении, что шишка несъедобная).

- Нет, шишка не вкусная! (имитируем и называем эмоцию отвращения).

- Несъедобная! Не будем ее есть!

Психолог: Что же делать? Так хочется ёжикам попробовать вкусненького…? (дети озвучивают свои варианты решения проблемы).

Дети, а давайте представим, что ёжики решили пойти в гости к своему другу медвежонку, ведь у медвежонка всегда есть вкусное угощение.

Прежде чем отправиться в гости, нужно привели себя в порядок: сделать зарядку, умыться, причесать свои иголки, надеть красивый шарфик (дети имитируют слова движениями).

- Теперь ёжики готовы идти в гости или нужно еще что-то сделать? (дети высказывают своё мнение, педагог направляет ход рассуждения).

Конечно, как же идти в гости без подарка? Нужно сделать медвежонку подарок. Что можно подарить? (каждый ребенок придумывает свой подарок). Очень хорошо! Теперь, ёжики, берите свои воображаемые подарки, кладите их друг другу на спину и отправимся в гости к медвежонку.

Упражнение на развитие внимания к внутренним ощущениям «Веселая гимнастика» (аудиозапись приложение 3).

Педагог и дети имитируют действия под музыку.

Сейчас мы пойдем по узкой тропинке, только очень осторожно! Сосредоточьтесь! Посмотрите, впереди ручеёк, нужно через него перепрыгнуть, прыгайте за мной (напряжение всего тела).

Все, перепрыгнули! (расслабление тела, отдых).

И снова в путь. Я пойду первая, а вы за мной. Петляем по извилистой дорожке, следите внимательно, чтоб не потеряться в лесу. А впереди болото. Давайте перейдем его по кочкам. Шагайте за мной, наступайте только на кочки, напрягите все тело (напряжение всего тела).

Ура, перебрались! (расслабление тела, отдых).

Теперь нам нужно повернуть направо, повернуть налево, никто не потерялся? Еще раз направо, налево (напряжение тела).

Остановились на полянке (расслабление сидя на ковре 10 секунд).

Вот так весело шли ёжики в гости, давайте проверим наши подарки. Все на месте? (дети проверяют подарки друг у друга и вспоминают их названия). Пока мы шли по дороге наверняка встретили других зверей. Кто сможет показать животное без слов, а мы отгадаем, кто же нам встретился в лесу?

Игра – пантомима «Хорошие друзья» (дети по желанию изображают животное, остальные его пытаются угадать) [10, часть 4].

  1. Поведение - выражение радости при встрече с другом

(обмен ролями партнеров по общению, этюд «Встреча друзей»)

Психолог: Посмотрим, ведь уже совсем близко домик медвежонка!

Предлагаю вам сыграть в одну игру, которая называется «Встреча друзей». Какие друзья встретились? (ежик и медвежонок). Ёжики у нас есть, а кто может сыграть роль медвежонка? (дети договариваются и распределяют роли, педагог направляет процесс). Итак, медвежата сидят в своих домиках, а ёжики издалека смотрят на домики. Начинаем: я рассказываю, а вы показываете, кто как сможет.

Этюд «Встреча друзей»

Подошел ёжик к домику медвежонка и постучал в дверь. Вышел медвежонок, увидел своего друга ёжика и обрадовался (улыбнулся ему, обнял и т.д.). Ёжик подарил медвежонку подарок, а медвежонок угостил его сочной и полезной ягодой малиной (проигрывается 2 раза в парах ёжик – медвежонок со сменой ролей). 

А теперь дружно ёжики и медвежата  пошли играть на полянку (свободная деятельность детей в парах под музыку – аудиозапись приложение 4).

Веселая игра у нас получилась? (большинство детей отвечает утвердительно). Теперь вы все опять мои любимые ежата, идите ко мне поближе (педагог собирает вокруг себя детей, все вместе обнимаются).

  1. Завершение

(прием выражения эмоций жестами)

Психолог: Совсем незаметно наступил вечер, и ёжикам пришла пора возвращаться домой, а нам в детский сад. Сейчас я вас превращу опять в детей: «Был ежонок, а теперь опять ребенок» (дотрагивается до каждого ребенка).

Вот так мы сегодня сходили в гости, вам понравилось? Покажите теперь жестом (чаще всего, если понравилось, дети показывают жест «класс» большой палец вверх, если не понравилось - жест «класс» наоборот, большой палец вниз).

И мне тоже понравилось сегодняшнее наше путешествие, а сейчас пришло время прощаться до следующей встречи: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!» (встаем в круг и  произносим завершающие слова).

Учебно – методическое обеспечение

Учебно – методическая литература

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Веселая игра, или как научить ребенка управлять самим собой. - Издательство «Аркти». - М. - 2011 г. - 168 с.
  2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 577 с.
  3. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. – М.: ГНОМиД. – 2018 г. – 64 с.
  4. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов/Под общей ред. В. М. Букатова. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 189 с.
  5. Лубенская Е. А. Развитие способности к саморегуляции у детей дошкольного возраста// Справочник педагога - психолога. Детский сад. – 2014. - № 9. – с. 41 – 51.
  6. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М. – 2008 г. – с. 24
  7. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
  8. Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

Интернет ресурсы

  1. https://nsportal.ru
  2. https://detivsadu.ru/igri-upraghneniya-dlya-doshkolnikov/psihogimnastika-v-detskom-sadu-kartoteka-uprazhnenij-ch-1/
  3. https://smotri.life/video/JLuaj4yTpF0

Демонстрационный материал

Приложение 1 «Применение мячика су – джок в работе психолога»

Приложение 2 «Аудиозапись к музыкальной игре «Жил в лесу колючий ёжик»

Приложение 3 «Аудиозапись к упражнению на развитие внимания к внутренним ощущениям «Веселая гимнастика»

Приложение 4 «Аудиозапись к свободной деятельности детей»



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Применение шарика су-джок в работе психолога

Шарик су – джок является одним из практических инструментов су – джок терапии. С его помощью происходит стимулирование на ладонях активных зон, которые отвечают за активизацию развития речи, совершенствование пространственной ориентации, нормализацию мышечного тонуса, развитие тактильной чувствительности, а также развитие познавательной и эмоционально – волевой сфер ребенка. Поэтому элементы данного метода органически включаются в занятия психогимнастикой.

C:\Users\Владелец\Desktop\sl381827.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Социально-психологический тренинг для педагогов ДОУ на сплочение колектива"

Успех любой организации во многом зависит именно от того, насколько сплоченным является ее коллектив. Причем здесь вообще сплоченность коллектива? Да притом, что людям ежедневно приходится взаимодейст...

Методическая разработка по психологическому сопровождению воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении на тему: «Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»

laquo;Картина на песке – изображение душевного состояния.....Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликтпереноситься из внутреннего мира во внешний и делает зримым»Дора Колф...

Методическая разработка(сценарий итогового занятия по истории Санкт- Петербурга , посвященный Дню рождения города): « «Итальянцы в Санкт-Петербурге». Автор- Киселёва М.В.

Этот сценарий предназначен для детей 6-14 лет, изучающих историю Санкт- Петербурга. Ребятам предстоит окунуться в костюмированный мир итальянской мафии, проявить знания о любимом городе и убедить...

Методическая разработка центра психологической разгрузки педагогов дошкольного образовательного учреждения

Актуальность: Стресс стал частью жизни современного человека и подстерегает его в самых разных ситуациях. Большинство людей хотя бы раз в жизни отмечали симптомы хронического стресса: чувство по...

Методическая разработка. Сценарий комплексного занятия Путешествие в сказку 2022

Пример интегративности в проведении досуга для старшей группы детского сада....

Методическая разработка "Нейро-психологические игры-песенки для детей"

Сегодня все чаще можно услышать о том, что дети имеют те или иные отклонения в психическом развитии (слишком активны, или, наоборот, медлительны, не могут концентрироваться, раздражительны, возбудимы ...