Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Игрушки»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Конспект коррекционной НОД
по формированию коммуникативных навыков
у детей со сложной структурой дефекта
третьего года обучения
«Игрушки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт – Петербурга
Конспект коррекционной НОД
по формированию коммуникативных навыков
у детей со сложной структурой дефекта
третьего года обучения
«Игрушки»
Составитель:
учитель-дефектолог первой кв. категории
Наталья Александровна Котина
Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта
третьего года обучения
«Игрушки»
Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Возрастная группа: разновозрастная группа
Контингент: дети со сложной структурой дефекта
Тема занятия: «Игрушки»
Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие по формированию коммуникативных навыков с применением ИКТ (системы «MimioStudio»)
Продолжительность: 15-20 минут
Технологии:
- игровая;
-сотрудничество;
- здоровье-сберегающая: следить за правильным положением тела ребенка в пространстве, чередовать статические и динамические задания, охрана зрительного анализатора, развитие слухового анализатора, укрепление психофизического здоровья ребенка.
Конспект адресован учителям-дефектологам для индивидуальных форм работы, а так же воспитателям младших и средних групп.
Цель: побуждать детей к речевой активности, развивая коммуникативную функцию их речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развитие речи;
- обогащение опыта взаимодействия со взрослым и сверстниками;
- формирование представлений об окружающем мире;
- развитие пространственных представлений.
Коррекционно-развивающие:
- развитие двигательной активности;
- развитие зрительно-моторной координации;
-развитие зрительно-пространственного восприятия;
-осуществление зрительного контроля над действиями;
- развитие внимания;
- развитие мелкой и общей моторики;
- выделение указательного пальца.
Коррекционно-воспитательные:
- развитие познавательной активности в процессе коммуникации;
- воспитание аккуратности, точности при выполнении заданий
Методические приемы:
- словесный (беседа, рассказ педагога, вопросы, стишки);
- наглядный (использование ТСО, аудиозаписи с опорой на наглядность, показ по словесной инструкции, по наглядному образцу);
- игровой (разминочные упражнения, сюрпризный момент, игровые задания и упражнения);
- практический (создание благоприятной атмосферы, нормализация тонуса мышц, применение различных приемов работы, анализ работы).
Прогнозируемый результат:
Предполагается, что у детей будет развиваться мотивация к речи и потребность в речевом общении, у детей актуализируются индивидуальное и хоровое повторение речевого материала, имитационные действия, способность к простейшему описанию игрушек, способность выражать эмоции радости и грусти, расширят представления о пространственных свойствах объекта.
Материал и оборудование:
- Smart доска с программным обеспечением «MimioStudio»
- аудиозапись с песней Е.Железновой «Мы ногами топ-топ-топ»;
- набор игрушек;
Предварительная работа:
- I этап: знакомство с простыми игрушками, формирование элементарных обследовательских действий, обучение простым конструктивным действиям; развитие невербальной коммуникации, эмоциональное реагирование на интонацию и голос взрослого. Формирование понимания словесных инструкций.
- II этап: планомерное обследование деталей игрушки; формирование опыта ориентировочно-исследовательских действий; соотнесение картинок с реальными игрушками. Воспроизведение задания по наглядному образцу на столе, на полу. Формирование элементарной ориентировки в групповой комнате. Развитие способности понимать речь взрослого, развитие коммуникативной функции речи в играх, знакомство со способами невербальной коммуникации.
- III этап: воспроизведение задания по наглядному образцу на доске «MimioStudio», показ игрушек. Выполнение интерактивных заданий с опорой на предметные картинки, на сюжетные картинки, на игрушки. Комментированное рисование. Знакомство с пространственными свойствами объектов. Расширение понимания словесных инструкции. Упражнять работу детей в паре, в малой подгруппе детей. Коммуникация с детьми с других групп.
Психолого-педагогическая характеристика детей ОВЗ второго варианта.
Характерным для детей с ОВЗ является многократное стереотипное повторение одних и тех же действий, простых инструкций.
В начале пятого года жизни у детей начинает появляться интерес к игрушкам, предметам, что способствует развитию их социальной потребности в общении и в ознакомлении со свойствами и отношениями предметов. Восприятие этих детей имеет ряд особенностей: замедленность, фрагментарность, малый объем, низкий уровень избирательности, слабая дифференцированность и несамостоятельность. У детей действия с предметами длительное время остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических (постукивание, бросание предметов).
Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи. Выполняя какие либо действия контактируя друг с другом, дети со сложной структурой дефекта, как правило, молчат. Лишь иногда произносят отдельные слова, фиксирующего характера. Многие из детей пользуются жестами, мимикой, движениями головы.
Необходимо отметить, что у таких детей на протяжении всего дошкольного возраста ярко проявляется недостаточность зрительно-двигательной координации и сеснсорномоторной координации невысокое качество выполняемых действий и их результатов вызывает необходимость постоянной стимулирующей помощи взрослых.
Ход НОД:
Этапы Деятельность педагога | Деятельность ребенка |
Входим, здороваемся, улыбаемся. Обратить внимание детей, что к нам пришли гости. - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся.
Обратить внимание детей на звук. Это плач куклы. - Ой, ребята, а что это за звук? Послушайте. Это плачет кукла Ксюша. - Пожалейте Ксюшу. - Ксюша, почему ты плачешь? Что случилось? «Я хотела с гостями поиграть в свои любимые игрушки. Но я их потеряла и не могу найти. Как же мы теперь будем играть?» - Не плачь, Ксюша, мы найдем твои любимые игрушки. - Да, ребята? Поможем Ксюше? - А пока, Ксюша, посиди с гостями на стульчиках.
Обратить внимание детей, что в группе спрятаны игрушки. Необходимо найти все игрушки, назвать. Вместе с детьми, по заданию, разложить игрушки по местам, ориентируясь в макро-пространстве. Закрепить на Mimio, ориентируясь в микро-пространстве.. - Посмотрите вокруг себя. - Что стоит за стулом? Большая пирамидка. - Где стоит большая пирамидка? За стулом. - Ребята, посмотрите, кто-то играл в маленькие пирамидки и не собрал их. Давайте соберем маленькие пирамидки и поставим их за стул. - Ой, ребята, а посмотрите на волшебный экран. - Давайте подойдем к волшебному экрану. - Что здесь надо сделать? Собрать пирамидку. - Ребята, посмотрите, что лежит на стуле? На стуле лежит мешочек. Где лежит мешочек? На стуле. - Потрогайте, что в нем? Мячики. Достаньте мячики и положите в коробку. Повторяйте за мной. - Ой, ребята, посмотрите на волшебный экран. Подойдем к нему. Соберем мячики в коробку. Молодцы! - Ребята, давайте посмотрим, что лежит под столом? Под столом лежат мешочки. Возьмите каждый по мешочку, потрогайте, что в нем лежит? Кубики. - Достаньте каждый из своего мешочка кубики и положите около себя. - а давайте построим из кубиков башню. Смотрите, как я делаю. Возьмите красный кубик и поставьте его около себя. Возьмите синий кубик и поставьте его на красный кубик. Что мы сделали? Поставили синий кубик на красный кубик. Возьмите желтый кубик и поставьте его на синий кубик. Что мы сделали? Поставили желтый кубик на синий кубик. Возьмите зеленый кубик и поставьте его на желтый кубик. Что мы сделали? Поставили зеленый кубик на желтый. Получилась башня. - У меня большая башня получилась из больших кубиков. У вас маленькая башня из маленьких кубиков. - Ребята, а посмотрите на волшебный экран. Подойдем к нему. Что здесь нарисовано? Кубики. А давайте из кубиков построим башню, как на картинке. На красный кубик ставим синий. На синий – желтый. На желтый-зеленый. - Посмотрите вокруг себя. - Все игрушки мы нашли? - Мы нашли все игрушки. - Ребята, давайте отдохнем. - Мы все игрушки нашли, отдохнули, а теперь давайте вспомним, какие же игрушки мы искали. Посмотрите на волшебный экран. Покажите, какую игрушку мы нашли, еще какую игрушку мы нашли?
- Ребята, посмотрите, Ксюша не плачет, она улыбается. «Спасибо вам, ребята, вы помогли найти игрушки, теперь я со своими гостями смогу поиграть. А я для вас приготовила сюрприз». - Посмотрите, что в мешочке? Наклейки. Давайте их наклеим на руку. - Ребята, а у вас в группе есть пирамидка, а мячик, а кубики? А вы мне покажете, как вы играете с этими игрушками? Пойдемте в группу. | За руку с педагогом. Улыбаются гостям. Дети огорчаются, грустят вместе с куклой, имитируя действия педагога. Слушают. Жалеют куклу. Эмоционально реагируют. Повторяют за педагогом игровые упражнения. Дети сажают Ксюшу и ее гостей на стульчики. Совместная с педагогом игровая деятельность с игрушками. Повторяют за педагогом. Самостоятельно называют. Дети оборачиваются вокруг себя, смотрят. Дети показывают жестом руки или указательным пальцем на большую пирамидку. Собирают маленькие пирамидки и ставят их за стул. Дети друг за другом по наглядному образцу собирают пирамидку, проводя указательным пальцем по экрану. Дети подходят к стулу. Берут в руки мешочек, ощупывают его, открывают, достают по одному мячу. Повторяют действия за действиями педагога. Кладут мячи в коробку. Дети проводят указательным пальцем по экрану друг за другом. Дети ощупывают мешочки, проговаривают, что в них находится. Достают из мешочка по одному кубику, кладут около себя. Дети выполняют действия по инструкции с посильной помощью педагога (по словесной инструкции, по наглядному образцу, в предметно-практической деятельности, рука в руке). Показывают указательным пальцем или проговаривают свои действия. Подходят к экрану, смотрят. Показывают жестом или называют словом, что изображено на экране. Указательным пальцем проводят друг за другом по экрану, выполняя игровое упражнение. Дети повторяют за педагогом динамическую паузу. Дети подходят к экрану, нажимают на изображения игрушек, которые находили в пространстве. Если ребенок затрудняется в выборе, обращаем его внимание на пространство, где находятся, найденные им, игрушки «Посмотри на пол, что там лежит? Какие игрушки?» Обращаем внимание детей, что кукла не плачет. Кукла благодарит детей и вручает наклейки. Клеим на руки. Улыбаемся, уходим в группу вместе с педагогом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)
"Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)...
конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком со сложной структурой дефекта четвертого года обучения по теме: "В гостях у солнца"
Занятие адресовано учителям-дефектологам ДОУ для индивидуальных форм работы.Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Вид деятельности: непосредстве...
Конспект коррекционной НОД по развитию конструктивных навыков с применением ИКТ (интерактивная программа «Фантазеры»), светового стола с песком, материала PERTRA у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «В гости к солнцу».
Конспект коррекционной НОД по развитию конструктивных навыковс применением ИКТ (интерактивная программа «Фантазеры»), светового стола с песком, материала PERTRAу детей со сложной стр...
Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и пособий М.Монтессори у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения «Прогулка ежика»
Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и пособий М.Монтессори у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения...
Конспект коррекционной НОД по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Кораблик для ежика и зайчика»
Конспект коррекционной НОД по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения...
Конспект коррекционной НОД по формированию навыков по техническому конструированию у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «Зайкина избушка»
Конспект коррекционной НОД по формированию навыков по техническому конструированию у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «Зайкина избушка»...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ФЦКМ для детей со сложной структурой дефекта в развитии
Коррекционно-развивающее занятие...