Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Игрушки»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

Конспект коррекционной НОД

по формированию коммуникативных навыков 

у детей со сложной структурой дефекта 

третьего года обучения

 

«Игрушки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт – Петербурга

Конспект коррекционной НОД

по формированию коммуникативных навыков  

у детей со сложной структурой дефекта  

третьего года обучения

 

«Игрушки»

Составитель:

учитель-дефектолог первой кв. категории

Наталья Александровна Котина

Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта  

третьего года обучения

 

«Игрушки»

Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Возрастная группа: разновозрастная  группа

Контингент: дети со сложной структурой дефекта

Тема занятия: «Игрушки»

Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие по формированию коммуникативных навыков  с применением ИКТ (системы «MimioStudio»)

Продолжительность: 15-20 минут

Технологии:

- игровая;

-сотрудничество;

- здоровье-сберегающая: следить за правильным положением тела ребенка в пространстве, чередовать статические и динамические задания, охрана зрительного анализатора, развитие слухового анализатора, укрепление психофизического здоровья ребенка.

Конспект  адресован учителям-дефектологам для индивидуальных форм работы, а так же воспитателям младших и средних групп.

 Цель: побуждать детей к речевой активности, развивая коммуникативную функцию их речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- развитие речи;

- обогащение опыта взаимодействия со взрослым и сверстниками;

- формирование представлений об окружающем мире;

- развитие пространственных представлений.

Коррекционно-развивающие:

- развитие двигательной активности;

- развитие зрительно-моторной координации;

-развитие зрительно-пространственного восприятия;

-осуществление зрительного контроля над действиями;

- развитие внимания;

- развитие мелкой и общей моторики;

- выделение указательного пальца.

Коррекционно-воспитательные:

- развитие познавательной активности в процессе коммуникации;

- воспитание аккуратности, точности при выполнении заданий

     Методические приемы:

- словесный (беседа, рассказ педагога, вопросы, стишки);

- наглядный (использование ТСО, аудиозаписи с опорой на наглядность, показ по словесной инструкции, по наглядному образцу);

- игровой (разминочные упражнения, сюрпризный момент, игровые задания и упражнения);

- практический (создание благоприятной атмосферы, нормализация тонуса мышц, применение различных приемов работы,  анализ  работы).

     

     Прогнозируемый результат:

Предполагается, что у детей будет развиваться мотивация к речи и потребность в речевом общении, у детей актуализируются индивидуальное и хоровое повторение речевого материала, имитационные действия, способность к простейшему описанию игрушек, способность выражать эмоции радости и грусти, расширят представления о пространственных свойствах объекта.

Материал и оборудование:

- Smart доска с программным обеспечением «MimioStudio»

- аудиозапись с песней Е.Железновой «Мы ногами топ-топ-топ»;

- набор игрушек;

Предварительная работа:

- I этап: знакомство с простыми игрушками, формирование элементарных обследовательских действий, обучение простым конструктивным действиям; развитие невербальной коммуникации, эмоциональное реагирование на интонацию и голос взрослого. Формирование понимания словесных инструкций.

- II этап: планомерное обследование  деталей игрушки; формирование опыта ориентировочно-исследовательских действий; соотнесение картинок с реальными игрушками. Воспроизведение задания по наглядному образцу на столе, на полу. Формирование элементарной ориентировки в групповой комнате. Развитие способности понимать речь взрослого, развитие коммуникативной функции речи в играх, знакомство со способами невербальной коммуникации.

- III этап: воспроизведение задания по наглядному образцу на доске «MimioStudio», показ  игрушек. Выполнение интерактивных заданий с опорой на предметные картинки, на сюжетные картинки, на игрушки. Комментированное рисование. Знакомство с пространственными свойствами объектов. Расширение понимания словесных инструкции. Упражнять работу детей  в паре, в малой подгруппе детей. Коммуникация  с детьми с других групп.

Психолого-педагогическая характеристика детей ОВЗ второго варианта.

Характерным для детей с ОВЗ является многократное стереотипное повторение одних и тех же действий, простых инструкций.

 В начале пятого года жизни у детей начинает появляться интерес к игрушкам, предметам, что способствует развитию их социальной потребности в общении  и в ознакомлении со свойствами и отношениями предметов. Восприятие этих детей имеет ряд особенностей: замедленность, фрагментарность, малый объем, низкий уровень избирательности, слабая дифференцированность и несамостоятельность. У детей действия с предметами длительное время остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических (постукивание, бросание предметов).

Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи. Выполняя какие либо действия контактируя друг с другом, дети со сложной структурой дефекта, как правило, молчат. Лишь иногда произносят отдельные слова, фиксирующего характера. Многие из детей пользуются жестами, мимикой, движениями головы.

Необходимо отметить, что у таких детей на протяжении всего дошкольного возраста ярко проявляется недостаточность зрительно-двигательной координации и сеснсорномоторной координации невысокое качество  выполняемых действий и их результатов вызывает необходимость постоянной стимулирующей помощи взрослых.

Ход НОД:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

  1. Организационный

Входим, здороваемся, улыбаемся.

Обратить внимание детей, что к нам пришли  гости.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся.

  1. Мотивационный

Обратить внимание детей на звук. Это плач куклы.

- Ой, ребята, а что это за звук? Послушайте. Это плачет кукла Ксюша.

- Пожалейте Ксюшу.

- Ксюша, почему ты плачешь? Что случилось?

«Я хотела с гостями поиграть в свои любимые игрушки. Но я их потеряла и не могу найти. Как же мы теперь будем играть?»

- Не плачь, Ксюша, мы найдем твои любимые игрушки.

- Да, ребята? Поможем Ксюше?

- А пока, Ксюша, посиди с гостями на стульчиках.

  1. Практический

Обратить внимание детей, что в группе спрятаны игрушки. Необходимо найти все игрушки, назвать.

Вместе с детьми, по заданию, разложить игрушки по местам, ориентируясь в макро-пространстве. Закрепить на Mimio, ориентируясь в микро-пространстве..

- Посмотрите вокруг себя.

- Что стоит за стулом? Большая пирамидка.

- Где стоит большая пирамидка? За стулом.

- Ребята, посмотрите, кто-то играл в маленькие пирамидки и не собрал их. Давайте соберем маленькие пирамидки и поставим их за стул.

- Ой, ребята, а посмотрите на волшебный экран.

- Давайте подойдем к волшебному экрану.

- Что здесь надо сделать? Собрать пирамидку.

- Ребята, посмотрите, что лежит на стуле? На стуле лежит мешочек. Где лежит мешочек? На стуле.

- Потрогайте, что в нем? Мячики. Достаньте мячики и положите в коробку. Повторяйте за мной.

- Ой, ребята, посмотрите на волшебный экран. Подойдем к нему. Соберем мячики в коробку. Молодцы!

- Ребята, давайте посмотрим, что лежит под столом? Под столом лежат мешочки. Возьмите каждый по мешочку, потрогайте, что в нем лежит? Кубики.

- Достаньте каждый из своего мешочка кубики и положите около себя.

- а давайте построим из кубиков башню. Смотрите, как я делаю. Возьмите красный кубик и поставьте его около себя. Возьмите синий кубик и поставьте его на красный кубик. Что мы сделали? Поставили синий кубик на красный кубик. Возьмите желтый кубик и поставьте его на синий кубик. Что мы сделали? Поставили желтый кубик на синий кубик. Возьмите зеленый кубик и поставьте его на желтый кубик. Что мы сделали? Поставили зеленый кубик на желтый. Получилась башня.

- У меня большая башня получилась из больших кубиков. У вас маленькая башня из маленьких кубиков.

- Ребята, а посмотрите на волшебный экран. Подойдем к нему. Что здесь нарисовано? Кубики. А давайте из кубиков построим башню, как на картинке. На красный кубик ставим синий. На синий – желтый. На желтый-зеленый.

- Посмотрите вокруг себя.

- Все  игрушки мы нашли?

- Мы нашли все игрушки.

- Ребята, давайте отдохнем.

- Мы все игрушки нашли,  отдохнули, а теперь давайте вспомним, какие же игрушки мы искали. Посмотрите на волшебный экран. Покажите, какую игрушку мы нашли, еще какую игрушку мы нашли?

  1.  Заключительная

- Ребята, посмотрите, Ксюша не плачет, она улыбается. «Спасибо вам, ребята, вы помогли найти игрушки, теперь я со своими гостями смогу поиграть. А я для вас приготовила сюрприз».

- Посмотрите, что в мешочке? Наклейки. Давайте их наклеим на руку.

- Ребята, а у вас в группе есть пирамидка, а мячик, а кубики? А вы мне покажете, как вы играете с этими игрушками? Пойдемте в группу.

За руку с педагогом.

Улыбаются гостям.

Дети огорчаются, грустят вместе с куклой, имитируя действия педагога.

Слушают. Жалеют куклу. Эмоционально реагируют.

Повторяют за педагогом игровые упражнения.

Дети сажают Ксюшу и ее гостей на стульчики.

Совместная с педагогом игровая деятельность с игрушками.

Повторяют за педагогом. Самостоятельно называют.

Дети оборачиваются вокруг себя, смотрят.

Дети показывают жестом руки или указательным пальцем на большую пирамидку. Собирают маленькие пирамидки и ставят их за стул.

Дети друг за другом по наглядному образцу собирают пирамидку, проводя указательным пальцем по экрану.

Дети подходят к стулу. Берут в руки мешочек, ощупывают его, открывают, достают по одному мячу. Повторяют действия за действиями педагога. Кладут мячи в коробку.

Дети проводят указательным пальцем по экрану друг за другом.

Дети ощупывают мешочки, проговаривают, что в них находится. Достают из мешочка по одному кубику, кладут около себя.

Дети выполняют действия по инструкции с посильной помощью педагога (по словесной инструкции, по наглядному образцу, в предметно-практической деятельности, рука в руке). Показывают указательным пальцем или проговаривают свои действия.

Подходят к экрану, смотрят. Показывают жестом или называют словом, что изображено на экране. Указательным пальцем проводят друг за другом по экрану, выполняя игровое упражнение.

Дети повторяют за педагогом динамическую паузу.

Дети подходят к экрану, нажимают на изображения игрушек, которые находили в пространстве. Если ребенок затрудняется в выборе, обращаем его внимание на пространство, где находятся, найденные им, игрушки «Посмотри на пол, что там лежит? Какие игрушки?»

Обращаем внимание детей, что кукла не плачет. Кукла благодарит детей и вручает наклейки. Клеим на руки. Улыбаемся, уходим в группу вместе с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)

"Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)...

конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком со сложной структурой дефекта четвертого года обучения по теме: "В гостях у солнца"

Занятие адресовано учителям-дефектологам ДОУ для индивидуальных форм работы.Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Вид деятельности: непосредстве...

Конспект коррекционной НОД по развитию конструктивных навыков с применением ИКТ (интерактивная программа «Фантазеры»), светового стола с песком, материала PERTRA у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «В гости к солнцу».

Конспект коррекционной НОД  по развитию конструктивных навыковс применением ИКТ (интерактивная программа «Фантазеры»), светового стола с песком, материала PERTRAу детей со сложной стр...

Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и пособий М.Монтессори у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения «Прогулка ежика»

Конспект коррекционной НОД  по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и  пособий  М.Монтессори у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения...

Конспект коррекционной НОД по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Кораблик для ежика и зайчика»

Конспект коррекционной НОД  по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения...

Конспект коррекционной НОД по формированию навыков по техническому конструированию у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «Зайкина избушка»

Конспект коррекционной НОД  по формированию навыков по техническому конструированию  у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «Зайкина избушка»...