Главные вкладки

    Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Игрушки»
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике

    Котина Наталья Александровна

    Конспект коррекционной НОД

    по формированию коммуникативных навыков 

    у детей со сложной структурой дефекта 

    третьего года обучения

     

    «Игрушки»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №2 комбинированного вида

    Петродворцового района Санкт – Петербурга

    Конспект коррекционной НОД

    по формированию коммуникативных навыков  

    у детей со сложной структурой дефекта  

    третьего года обучения

     

    «Игрушки»

    Составитель:

    учитель-дефектолог первой кв. категории

    Наталья Александровна Котина

    Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта  

    третьего года обучения

     

    «Игрушки»

    Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.

    Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

    Возрастная группа: разновозрастная  группа

    Контингент: дети со сложной структурой дефекта

    Тема занятия: «Игрушки»

    Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие по формированию коммуникативных навыков  с применением ИКТ (системы «MimioStudio»)

    Продолжительность: 15-20 минут

    Технологии:

    - игровая;

    -сотрудничество;

    - здоровье-сберегающая: следить за правильным положением тела ребенка в пространстве, чередовать статические и динамические задания, охрана зрительного анализатора, развитие слухового анализатора, укрепление психофизического здоровья ребенка.

    Конспект  адресован учителям-дефектологам для индивидуальных форм работы, а так же воспитателям младших и средних групп.

     Цель: побуждать детей к речевой активности, развивая коммуникативную функцию их речи.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    - развитие речи;

    - обогащение опыта взаимодействия со взрослым и сверстниками;

    - формирование представлений об окружающем мире;

    - развитие пространственных представлений.

    Коррекционно-развивающие:

    - развитие двигательной активности;

    - развитие зрительно-моторной координации;

    -развитие зрительно-пространственного восприятия;

    -осуществление зрительного контроля над действиями;

    - развитие внимания;

    - развитие мелкой и общей моторики;

    - выделение указательного пальца.

    Коррекционно-воспитательные:

    - развитие познавательной активности в процессе коммуникации;

    - воспитание аккуратности, точности при выполнении заданий

         Методические приемы:

    - словесный (беседа, рассказ педагога, вопросы, стишки);

    - наглядный (использование ТСО, аудиозаписи с опорой на наглядность, показ по словесной инструкции, по наглядному образцу);

    - игровой (разминочные упражнения, сюрпризный момент, игровые задания и упражнения);

    - практический (создание благоприятной атмосферы, нормализация тонуса мышц, применение различных приемов работы,  анализ  работы).

         

         Прогнозируемый результат:

    Предполагается, что у детей будет развиваться мотивация к речи и потребность в речевом общении, у детей актуализируются индивидуальное и хоровое повторение речевого материала, имитационные действия, способность к простейшему описанию игрушек, способность выражать эмоции радости и грусти, расширят представления о пространственных свойствах объекта.

    Материал и оборудование:

    - Smart доска с программным обеспечением «MimioStudio»

    - аудиозапись с песней Е.Железновой «Мы ногами топ-топ-топ»;

    - набор игрушек;

    Предварительная работа:

    - I этап: знакомство с простыми игрушками, формирование элементарных обследовательских действий, обучение простым конструктивным действиям; развитие невербальной коммуникации, эмоциональное реагирование на интонацию и голос взрослого. Формирование понимания словесных инструкций.

    - II этап: планомерное обследование  деталей игрушки; формирование опыта ориентировочно-исследовательских действий; соотнесение картинок с реальными игрушками. Воспроизведение задания по наглядному образцу на столе, на полу. Формирование элементарной ориентировки в групповой комнате. Развитие способности понимать речь взрослого, развитие коммуникативной функции речи в играх, знакомство со способами невербальной коммуникации.

    - III этап: воспроизведение задания по наглядному образцу на доске «MimioStudio», показ  игрушек. Выполнение интерактивных заданий с опорой на предметные картинки, на сюжетные картинки, на игрушки. Комментированное рисование. Знакомство с пространственными свойствами объектов. Расширение понимания словесных инструкции. Упражнять работу детей  в паре, в малой подгруппе детей. Коммуникация  с детьми с других групп.

    Психолого-педагогическая характеристика детей ОВЗ второго варианта.

    Характерным для детей с ОВЗ является многократное стереотипное повторение одних и тех же действий, простых инструкций.

     В начале пятого года жизни у детей начинает появляться интерес к игрушкам, предметам, что способствует развитию их социальной потребности в общении  и в ознакомлении со свойствами и отношениями предметов. Восприятие этих детей имеет ряд особенностей: замедленность, фрагментарность, малый объем, низкий уровень избирательности, слабая дифференцированность и несамостоятельность. У детей действия с предметами длительное время остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических (постукивание, бросание предметов).

    Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи. Выполняя какие либо действия контактируя друг с другом, дети со сложной структурой дефекта, как правило, молчат. Лишь иногда произносят отдельные слова, фиксирующего характера. Многие из детей пользуются жестами, мимикой, движениями головы.

    Необходимо отметить, что у таких детей на протяжении всего дошкольного возраста ярко проявляется недостаточность зрительно-двигательной координации и сеснсорномоторной координации невысокое качество  выполняемых действий и их результатов вызывает необходимость постоянной стимулирующей помощи взрослых.

    Ход НОД:

    Этапы

    Деятельность педагога

    Деятельность ребенка

    1. Организационный

    Входим, здороваемся, улыбаемся.

    Обратить внимание детей, что к нам пришли  гости.

    - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся.

    1. Мотивационный

    Обратить внимание детей на звук. Это плач куклы.

    - Ой, ребята, а что это за звук? Послушайте. Это плачет кукла Ксюша.

    - Пожалейте Ксюшу.

    - Ксюша, почему ты плачешь? Что случилось?

    «Я хотела с гостями поиграть в свои любимые игрушки. Но я их потеряла и не могу найти. Как же мы теперь будем играть?»

    - Не плачь, Ксюша, мы найдем твои любимые игрушки.

    - Да, ребята? Поможем Ксюше?

    - А пока, Ксюша, посиди с гостями на стульчиках.

    1. Практический

    Обратить внимание детей, что в группе спрятаны игрушки. Необходимо найти все игрушки, назвать.

    Вместе с детьми, по заданию, разложить игрушки по местам, ориентируясь в макро-пространстве. Закрепить на Mimio, ориентируясь в микро-пространстве..

    - Посмотрите вокруг себя.

    - Что стоит за стулом? Большая пирамидка.

    - Где стоит большая пирамидка? За стулом.

    - Ребята, посмотрите, кто-то играл в маленькие пирамидки и не собрал их. Давайте соберем маленькие пирамидки и поставим их за стул.

    - Ой, ребята, а посмотрите на волшебный экран.

    - Давайте подойдем к волшебному экрану.

    - Что здесь надо сделать? Собрать пирамидку.

    - Ребята, посмотрите, что лежит на стуле? На стуле лежит мешочек. Где лежит мешочек? На стуле.

    - Потрогайте, что в нем? Мячики. Достаньте мячики и положите в коробку. Повторяйте за мной.

    - Ой, ребята, посмотрите на волшебный экран. Подойдем к нему. Соберем мячики в коробку. Молодцы!

    - Ребята, давайте посмотрим, что лежит под столом? Под столом лежат мешочки. Возьмите каждый по мешочку, потрогайте, что в нем лежит? Кубики.

    - Достаньте каждый из своего мешочка кубики и положите около себя.

    - а давайте построим из кубиков башню. Смотрите, как я делаю. Возьмите красный кубик и поставьте его около себя. Возьмите синий кубик и поставьте его на красный кубик. Что мы сделали? Поставили синий кубик на красный кубик. Возьмите желтый кубик и поставьте его на синий кубик. Что мы сделали? Поставили желтый кубик на синий кубик. Возьмите зеленый кубик и поставьте его на желтый кубик. Что мы сделали? Поставили зеленый кубик на желтый. Получилась башня.

    - У меня большая башня получилась из больших кубиков. У вас маленькая башня из маленьких кубиков.

    - Ребята, а посмотрите на волшебный экран. Подойдем к нему. Что здесь нарисовано? Кубики. А давайте из кубиков построим башню, как на картинке. На красный кубик ставим синий. На синий – желтый. На желтый-зеленый.

    - Посмотрите вокруг себя.

    - Все  игрушки мы нашли?

    - Мы нашли все игрушки.

    - Ребята, давайте отдохнем.

    - Мы все игрушки нашли,  отдохнули, а теперь давайте вспомним, какие же игрушки мы искали. Посмотрите на волшебный экран. Покажите, какую игрушку мы нашли, еще какую игрушку мы нашли?

    1.  Заключительная

    - Ребята, посмотрите, Ксюша не плачет, она улыбается. «Спасибо вам, ребята, вы помогли найти игрушки, теперь я со своими гостями смогу поиграть. А я для вас приготовила сюрприз».

    - Посмотрите, что в мешочке? Наклейки. Давайте их наклеим на руку.

    - Ребята, а у вас в группе есть пирамидка, а мячик, а кубики? А вы мне покажете, как вы играете с этими игрушками? Пойдемте в группу.

    За руку с педагогом.

    Улыбаются гостям.

    Дети огорчаются, грустят вместе с куклой, имитируя действия педагога.

    Слушают. Жалеют куклу. Эмоционально реагируют.

    Повторяют за педагогом игровые упражнения.

    Дети сажают Ксюшу и ее гостей на стульчики.

    Совместная с педагогом игровая деятельность с игрушками.

    Повторяют за педагогом. Самостоятельно называют.

    Дети оборачиваются вокруг себя, смотрят.

    Дети показывают жестом руки или указательным пальцем на большую пирамидку. Собирают маленькие пирамидки и ставят их за стул.

    Дети друг за другом по наглядному образцу собирают пирамидку, проводя указательным пальцем по экрану.

    Дети подходят к стулу. Берут в руки мешочек, ощупывают его, открывают, достают по одному мячу. Повторяют действия за действиями педагога. Кладут мячи в коробку.

    Дети проводят указательным пальцем по экрану друг за другом.

    Дети ощупывают мешочки, проговаривают, что в них находится. Достают из мешочка по одному кубику, кладут около себя.

    Дети выполняют действия по инструкции с посильной помощью педагога (по словесной инструкции, по наглядному образцу, в предметно-практической деятельности, рука в руке). Показывают указательным пальцем или проговаривают свои действия.

    Подходят к экрану, смотрят. Показывают жестом или называют словом, что изображено на экране. Указательным пальцем проводят друг за другом по экрану, выполняя игровое упражнение.

    Дети повторяют за педагогом динамическую паузу.

    Дети подходят к экрану, нажимают на изображения игрушек, которые находили в пространстве. Если ребенок затрудняется в выборе, обращаем его внимание на пространство, где находятся, найденные им, игрушки «Посмотри на пол, что там лежит? Какие игрушки?»

    Обращаем внимание детей, что кукла не плачет. Кукла благодарит детей и вручает наклейки. Клеим на руки. Улыбаемся, уходим в группу вместе с педагогом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...

    Программа "Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)

    "Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)...

    конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком со сложной структурой дефекта четвертого года обучения по теме: "В гостях у солнца"

    Занятие адресовано учителям-дефектологам ДОУ для индивидуальных форм работы.Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Вид деятельности: непосредстве...

    Конспект коррекционной НОД по развитию конструктивных навыков с применением ИКТ (интерактивная программа «Фантазеры»), светового стола с песком, материала PERTRA у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «В гости к солнцу».

    Конспект коррекционной НОД  по развитию конструктивных навыковс применением ИКТ (интерактивная программа «Фантазеры»), светового стола с песком, материала PERTRAу детей со сложной стр...

    Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и пособий М.Монтессори у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения «Прогулка ежика»

    Конспект коррекционной НОД  по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и  пособий  М.Монтессори у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения...

    Конспект коррекционной НОД по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Кораблик для ежика и зайчика»

    Конспект коррекционной НОД  по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения...

    Конспект коррекционной НОД по формированию навыков по техническому конструированию у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «Зайкина избушка»

    Конспект коррекционной НОД  по формированию навыков по техническому конструированию  у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «Зайкина избушка»...