Главные вкладки

    Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и пособий М.Монтессори у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения «Прогулка ежика»
    план-конспект по коррекционной педагогике

    Котина Наталья Александровна

    Конспект коррекционной НОД  по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и  пособий  М.Монтессори

    у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения

     

     

    «Прогулка ежика»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №2 комбинированного вида

    Петродворцового района Санкт – Петербурга

    Конспект коррекционной НОД  по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и  пособий  М.Монтессори

    у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения

    «Прогулка ежика»

     

    Составитель:

    учитель-дефектолог первой кв. категории

    Наталья Александровна Котина

    Конспект коррекционной НОД  по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и  пособий  М.Монтессори

    у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения

    «Прогулка ежика»

    Вид деятельности: непрерывная образовательная деятельность.

    Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

    Возрастная группа: разновозрастная  группа

    Контингент: дети со сложной структурой дефекта

    Тема занятия: «Прогулка Ежика»

    Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие по формированию коммуникативных навыков  с  использованием необходимых пособий  М.Монтессори

    Продолжительность: 10-15 минут

    Технологии:

    - игровые технологии;

    -сотрудничество;

    -познавательно-продуктивные;

    - информационно-коммуникативные технологии;

    - здоровье-сберегающие.

    Цель: развитие элементарных представлений об окружающей действительности через расширение  чувственного опыта ребенка.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Знакомить ребенка с природным материалом (камень, вода, трава) и его свойствами.
    2. Развитие активного словаря, понятий: трава –  колючая;  вода – льется, теплая, холодная; камни – твердые,  сухие,  мокрые.
    3. Формировать умение осуществлять выбор объекта среди группы объектов. Называть и показывать   свойства объекта.

    Развивающие:

    1. Развивать познавательные функции руки, мелкой моторики: зрительно-двигательную координацию.
    2. Развитие тактильного восприятия и тактильного опыта ребенка.
    3. Развивать наглядно-действенное мышление.
    4. Развитие наглядно-образной память.

    Воспитательные:

    1. Поощрять стремление ребенка действовать самостоятельно на занятии.
    2. Воспитывать интерес к окружающему миру.

    Предполагаемый результат:

    По физическому развитию:

    -умение обследовать с помощью приемов (поглаживание, постукивание,  ощупывать предметы с различными свойствами);

    -умения производить предметные действия

    -производить последовательные действия.

    По познавательному развитию:

    -показ и называние четырех основных цветов;

    -развитие тактильного восприятия и тактильной чувствительности

    -повторение действий  за педагогом по словесной инструкции, по подражанию и образцу;

    -рассматривание картинок с объектами (трава, камни, вода)

    -соотнесение картинки с объектом (блоки Монтессори);

    -развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образной памяти.

     -представление о  величине предметов – большой-маленький;

    По речевому развитию:

    -развитие речевой активности

    -развитие понятийного словаря

    -развитие коммуникативной функции речи

    -выполнение действий по простой словесной инструкции (1-2 действия);

    -слушание потешек,  стишков.

    По ознакомлению с окружающим:

    -развитие представлений об окружающем мире,

    -знакомство с объектами и свойствами  неживой природы

    - развитие интереса к живой и неживой природе

    - расширение представлений об окружающем мире через предметно-практическую деятельность.

    -проявление самостоятельности в выполнении простейших заданий.

    Оборудование для педагога: дорожки Монтессори;  карточки; природный материал - вода, камни, трава.

    Оборудование для воспитанников: игрушка – еж; дорожки Монтессори;  карточки с изображением травы, воды, камней; природный материал - вода, камни, трава. Пипетка, ложка, сачок.

    Ознакомление детей с природным материалом на прогулке, в группе с воспитателем, по дороге в детский сад с родителями.

    Конспект  адресован учителям-дефектологам для индивидуальных форм работы, а так же воспитателям младших и средних групп.

    Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.

    Развитие  ребенка с аутистическим спектром существенно отличается от развития нормальных детей. У многих детей-аутистов задерживается развитие прямостояния: держать голову, сидеть, стоять, ходить они начинают значительно позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Как правило, у этих детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему миру, общая патологическая инертность. У них не возникает интереса к игрушкам, не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками. Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у  детей не возникает своевременно лепет. Таким образом, без специального коррекционного обучения и воспитания дети с аутистическим спектром достигают школьного возраста с существенными речевыми нарушениями. Содержание образования является материалом для построения индивидуальных коррекционно-образовательных программ, в основе которых лежит подробное и тщательное психолого-педагогическое и медико-социальное обследование, динамическое наблюдение развития каждого ребенка. Занятия, организуемые в рамках коррекционно-развивающей области, являются обязательными для воспитанников группы. Они строятся на основе предметно-практической деятельности детей, реализуются воспитателями группы и учителем – дефектологом через систему специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, включают большое количество практических, игровых упражнений и образовательных ситуаций.

    Для воспитанников группы не может быть единого образовательного стандарта, так как по возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого из них строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы, направленной на личностное развитие каждого воспитанника, его потенциальных возможностей и способностей.

                                                        Ход НОД

    Ход занятия

    Деятельность ребенка

    1

    2

    1. Вводная часть.

    Учитель-дефектолог.  Сегодня в гости к нам пришел  еж. Он зовет (Имя ребенка)  погулять.

    1. Основная часть.

    - Посмотри на экран.

    - Кто это?

    - Покажи и назови, где у ежика глазки, носик, колючки?

    - давай поиграем с пальчиками, покажем ежика

    Что ж ты, еж, такой колючий?

    Это я на всякий случай…

    - давай, наш ежик сейчас побежит по дорожке. Посмотри и потрогай, какая дорожка у ежика

    Руками ощупываем дорожку из искусственной травы. Трава колючая, как еж.

    - повтори, какая трава? (зеленая, колючая).

    - давай несколько раз пробежит  ежик по дорожке. (Даем 2-3 повтора)

    Дальше наш ежик увидел на дорожке  лужи. А сколько луж увидел ежик? (две лужи)

    - Опусти руку в  воду. Какая вода? Назови.  Холодная или теплая? (холодная)

    - а теперь опусти  руку в другую воду. Какая вода? Назови.  Холодная или теплая? (теплая)

    - Попробуй набрать воды в ладошку. Вода льется.

    Дождик, дождик,

    Кап-кап-кап,

    Прямо по дорожке,

    Ловит (Имя), капли эти,

    Выставив ладошки.

    - Посмотри, что в воде? Назови.  Скажи, какие здесь камни? (Камни), (большие, маленькие)

    - (Имя), достань камни из воды.

    (на столе перед ребенком лежит сачок, ложка)

    - В одну руку возьми большой камень, в другую – маленький.

    - какие камни мы вытащили из воды, давай погладим камни,  камни твердые, мокрые. Почему они мокрые? Потому что они лежали в воде. Потрогай, посмотри и назови. (камни мокрые) Постучи камешком о камешек. Еще раз скажи, какие камни мы достали из воды (мокрые, твердые)

    - Послушай стишок и постучи камешками.

    В руки камешки мы взяли,

    Друг о друга постучали.

    Вот так, вот так.

    Не разбить их нам никак.

    - Постучи еще раз: тук-тук, тук-тук.

    - Как стучат камушки? Тук-тук

    Дальше ежик побежал по дорожке из камней.

    - Какие камни на этой дорожке? Мокрые или сухие? (сухие)

    - давай сделаем дорожку мокрой.

    (на столе губка, леечка)

    - а как можно еще сделать мокрой дорожку? Посмотри, что я сейчас сделаю. (педагог намачивает губку и проводит по дорожке)-посмотри, что я сейчас сделаю? Я намочу губку в луже  и проведу ей по дорожке. Какая у нас стала дорожка? Мокрая или сухая? (мокрая)

       3.   Заключительная часть

    - Ежику понравилось с тобой гулять. Он говорит: «Спасибо». (Имя), давай вспомним, где мы были с ежиком? что мы видели? что мы узнали нового?

    - у меня в руках  картинки. (изображения объектов травы, воды, камней)

    - Что на этой картинке? (трава). Какого цвета трава? Какую траву ты трогал? (колючую)

    - По какой траве бегал у нас ежик? (по зеленой колючей траве). Куда  положим картинку с травой?

    - ежик побежал по траве и  увидел что на дорожке? (воду)

    - а какая была вода? (теплая и холодная)

    - Что на этой картинке?(камни)

    - По какой дорожке бегал у нас ежик? Какие камешки он видел? Какие камешки ты трогал? (сухие и мокрые)

    - (Имя), ты сегодня молодец, очень постарался на занятии!

    - ежик тебе улыбнулся, давай улыбнемся ему в ответ.

    - Скажи ежику: Досвидания!».

    Занятие окончено.

    Улыбка, слова-приветствия  ежа.

    Выделение указательного пальца

    Используя прием по подражанию с небольшой помощью педагога изобразить ежа из пальцев, используя речевое сопровождение.

    Ребенок стоит на четвереньках, в одной руке держит игрушку, а другой – обследует и ощупывает блок Монтессори с искусственной травой.

    Опускает руку в одну емкость,  потом в  другую. Самостоятельные действия ребенка.

    Самостоятельные действия ребенка. Педагог сопровождает действия речевым сопровождением.

    Достает из воды камни (рукой, сачком или ложкой), ощупывает, обследует камни руками.

    Ребенок стучит.

    - Тук-тук.

    - Тук-тук.

    Речевое сопровождение педагога.

    Совместные действия педагога и ребенка

    Действия ребенка.

    Ребенок делает выбор и выполняет действие при помощи лейки самостоятельно.

    С небольшой помощью педагога ребенок повторяет действия педагога, намачивает губку в воде и проводит по камням.

    Совместные действия педагога и ребенка.

    Ребенок соотносит картинки с блоками монтессори при помощи педагога и с опорой на тактильный опыт ребенка. Если ребенок сомневается в процессе ответов, может опять производить действия с объектами.

    Поощрение и подведение итогов занятия. положительной эмоциональной реакции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)

    "Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)...

    Конспект индивидуального занятия по конструированию с элементами математики (для детей со сложной структурой дефекта) Тема «Зоопарк». (Второй год обучения)

    занятие для детей со сложной структурой дефекта. Конспект содержит задачи, оборудование, ход занятия. будет интересен воспитателям, дефектологам, логопедам....

    конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком со сложной структурой дефекта четвертого года обучения по теме: "В гостях у солнца"

    Занятие адресовано учителям-дефектологам ДОУ для индивидуальных форм работы.Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Вид деятельности: непосредстве...

    Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Игрушки»

    Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков  у детей со сложной структурой дефекта  третьего года обучения «Игрушки»...

    Конспект коррекционной НОД по развитию конструктивных навыков с применением ИКТ (интерактивная программа «Фантазеры»), светового стола с песком, материала PERTRA у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «В гости к солнцу».

    Конспект коррекционной НОД  по развитию конструктивных навыковс применением ИКТ (интерактивная программа «Фантазеры»), светового стола с песком, материала PERTRAу детей со сложной стр...

    Конспект коррекционной НОД по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Кораблик для ежика и зайчика»

    Конспект коррекционной НОД  по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения...

    Конспект коррекционной НОД по формированию навыков по техническому конструированию у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «Зайкина избушка»

    Конспект коррекционной НОД  по формированию навыков по техническому конструированию  у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «Зайкина избушка»...