Главные вкладки
Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и пособий М.Монтессори у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения «Прогулка ежика»
план-конспект по коррекционной педагогике
Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и пособий М.Монтессори
у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения
«Прогулка ежика»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт – Петербурга
Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и пособий М.Монтессори
у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения
«Прогулка ежика»
Составитель:
учитель-дефектолог первой кв. категории
Наталья Александровна Котина
Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и пособий М.Монтессори
у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения
«Прогулка ежика»
Вид деятельности: непрерывная образовательная деятельность.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Возрастная группа: разновозрастная группа
Контингент: дети со сложной структурой дефекта
Тема занятия: «Прогулка Ежика»
Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие по формированию коммуникативных навыков с использованием необходимых пособий М.Монтессори
Продолжительность: 10-15 минут
Технологии:
- игровые технологии;
-сотрудничество;
-познавательно-продуктивные;
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровье-сберегающие.
Цель: развитие элементарных представлений об окружающей действительности через расширение чувственного опыта ребенка.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить ребенка с природным материалом (камень, вода, трава) и его свойствами.
- Развитие активного словаря, понятий: трава – колючая; вода – льется, теплая, холодная; камни – твердые, сухие, мокрые.
- Формировать умение осуществлять выбор объекта среди группы объектов. Называть и показывать свойства объекта.
Развивающие:
- Развивать познавательные функции руки, мелкой моторики: зрительно-двигательную координацию.
- Развитие тактильного восприятия и тактильного опыта ребенка.
- Развивать наглядно-действенное мышление.
- Развитие наглядно-образной память.
Воспитательные:
- Поощрять стремление ребенка действовать самостоятельно на занятии.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
По физическому развитию:
-умение обследовать с помощью приемов (поглаживание, постукивание, ощупывать предметы с различными свойствами);
-умения производить предметные действия
-производить последовательные действия.
По познавательному развитию:
-показ и называние четырех основных цветов;
-развитие тактильного восприятия и тактильной чувствительности
-повторение действий за педагогом по словесной инструкции, по подражанию и образцу;
-рассматривание картинок с объектами (трава, камни, вода)
-соотнесение картинки с объектом (блоки Монтессори);
-развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образной памяти.
-представление о величине предметов – большой-маленький;
По речевому развитию:
-развитие речевой активности
-развитие понятийного словаря
-развитие коммуникативной функции речи
-выполнение действий по простой словесной инструкции (1-2 действия);
-слушание потешек, стишков.
По ознакомлению с окружающим:
-развитие представлений об окружающем мире,
-знакомство с объектами и свойствами неживой природы
- развитие интереса к живой и неживой природе
- расширение представлений об окружающем мире через предметно-практическую деятельность.
-проявление самостоятельности в выполнении простейших заданий.
Оборудование для педагога: дорожки Монтессори; карточки; природный материал - вода, камни, трава.
Оборудование для воспитанников: игрушка – еж; дорожки Монтессори; карточки с изображением травы, воды, камней; природный материал - вода, камни, трава. Пипетка, ложка, сачок.
Ознакомление детей с природным материалом на прогулке, в группе с воспитателем, по дороге в детский сад с родителями.
Конспект адресован учителям-дефектологам для индивидуальных форм работы, а так же воспитателям младших и средних групп.
Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.
Развитие ребенка с аутистическим спектром существенно отличается от развития нормальных детей. У многих детей-аутистов задерживается развитие прямостояния: держать голову, сидеть, стоять, ходить они начинают значительно позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Как правило, у этих детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему миру, общая патологическая инертность. У них не возникает интереса к игрушкам, не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками. Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у детей не возникает своевременно лепет. Таким образом, без специального коррекционного обучения и воспитания дети с аутистическим спектром достигают школьного возраста с существенными речевыми нарушениями. Содержание образования является материалом для построения индивидуальных коррекционно-образовательных программ, в основе которых лежит подробное и тщательное психолого-педагогическое и медико-социальное обследование, динамическое наблюдение развития каждого ребенка. Занятия, организуемые в рамках коррекционно-развивающей области, являются обязательными для воспитанников группы. Они строятся на основе предметно-практической деятельности детей, реализуются воспитателями группы и учителем – дефектологом через систему специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, включают большое количество практических, игровых упражнений и образовательных ситуаций.
Для воспитанников группы не может быть единого образовательного стандарта, так как по возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого из них строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы, направленной на личностное развитие каждого воспитанника, его потенциальных возможностей и способностей.
Ход НОД
Ход занятия | Деятельность ребенка |
1 | 2 |
Учитель-дефектолог. Сегодня в гости к нам пришел еж. Он зовет (Имя ребенка) погулять.
- Посмотри на экран. - Кто это? - Покажи и назови, где у ежика глазки, носик, колючки? - давай поиграем с пальчиками, покажем ежика Что ж ты, еж, такой колючий? Это я на всякий случай… - давай, наш ежик сейчас побежит по дорожке. Посмотри и потрогай, какая дорожка у ежика Руками ощупываем дорожку из искусственной травы. Трава колючая, как еж. - повтори, какая трава? (зеленая, колючая). - давай несколько раз пробежит ежик по дорожке. (Даем 2-3 повтора) Дальше наш ежик увидел на дорожке лужи. А сколько луж увидел ежик? (две лужи) - Опусти руку в воду. Какая вода? Назови. Холодная или теплая? (холодная) - а теперь опусти руку в другую воду. Какая вода? Назови. Холодная или теплая? (теплая) - Попробуй набрать воды в ладошку. Вода льется. Дождик, дождик, Кап-кап-кап, Прямо по дорожке, Ловит (Имя), капли эти, Выставив ладошки. - Посмотри, что в воде? Назови. Скажи, какие здесь камни? (Камни), (большие, маленькие) - (Имя), достань камни из воды. (на столе перед ребенком лежит сачок, ложка) - В одну руку возьми большой камень, в другую – маленький. - какие камни мы вытащили из воды, давай погладим камни, камни твердые, мокрые. Почему они мокрые? Потому что они лежали в воде. Потрогай, посмотри и назови. (камни мокрые) Постучи камешком о камешек. Еще раз скажи, какие камни мы достали из воды (мокрые, твердые) - Послушай стишок и постучи камешками. В руки камешки мы взяли, Друг о друга постучали. Вот так, вот так. Не разбить их нам никак. - Постучи еще раз: тук-тук, тук-тук. - Как стучат камушки? Тук-тук Дальше ежик побежал по дорожке из камней. - Какие камни на этой дорожке? Мокрые или сухие? (сухие) - давай сделаем дорожку мокрой. (на столе губка, леечка) - а как можно еще сделать мокрой дорожку? Посмотри, что я сейчас сделаю. (педагог намачивает губку и проводит по дорожке)-посмотри, что я сейчас сделаю? Я намочу губку в луже и проведу ей по дорожке. Какая у нас стала дорожка? Мокрая или сухая? (мокрая) 3. Заключительная часть - Ежику понравилось с тобой гулять. Он говорит: «Спасибо». (Имя), давай вспомним, где мы были с ежиком? что мы видели? что мы узнали нового? - у меня в руках картинки. (изображения объектов травы, воды, камней) - Что на этой картинке? (трава). Какого цвета трава? Какую траву ты трогал? (колючую) - По какой траве бегал у нас ежик? (по зеленой колючей траве). Куда положим картинку с травой? - ежик побежал по траве и увидел что на дорожке? (воду) - а какая была вода? (теплая и холодная) - Что на этой картинке?(камни) - По какой дорожке бегал у нас ежик? Какие камешки он видел? Какие камешки ты трогал? (сухие и мокрые) - (Имя), ты сегодня молодец, очень постарался на занятии! - ежик тебе улыбнулся, давай улыбнемся ему в ответ. - Скажи ежику: Досвидания!». Занятие окончено. | Улыбка, слова-приветствия ежа. Выделение указательного пальца Используя прием по подражанию с небольшой помощью педагога изобразить ежа из пальцев, используя речевое сопровождение. Ребенок стоит на четвереньках, в одной руке держит игрушку, а другой – обследует и ощупывает блок Монтессори с искусственной травой. Опускает руку в одну емкость, потом в другую. Самостоятельные действия ребенка. Самостоятельные действия ребенка. Педагог сопровождает действия речевым сопровождением. Достает из воды камни (рукой, сачком или ложкой), ощупывает, обследует камни руками. Ребенок стучит. - Тук-тук. - Тук-тук. Речевое сопровождение педагога. Совместные действия педагога и ребенка Действия ребенка. Ребенок делает выбор и выполняет действие при помощи лейки самостоятельно. С небольшой помощью педагога ребенок повторяет действия педагога, намачивает губку в воде и проводит по камням. Совместные действия педагога и ребенка. Ребенок соотносит картинки с блоками монтессори при помощи педагога и с опорой на тактильный опыт ребенка. Если ребенок сомневается в процессе ответов, может опять производить действия с объектами. Поощрение и подведение итогов занятия. положительной эмоциональной реакции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)...

занятие для детей со сложной структурой дефекта. Конспект содержит задачи, оборудование, ход занятия. будет интересен воспитателям, дефектологам, логопедам....

Занятие адресовано учителям-дефектологам ДОУ для индивидуальных форм работы.Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Вид деятельности: непосредстве...

Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Игрушки»...

Конспект коррекционной НОД по развитию конструктивных навыковс применением ИКТ (интерактивная программа «Фантазеры»), светового стола с песком, материала PERTRAу детей со сложной стр...

Конспект коррекционной НОД по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения...

Конспект коррекционной НОД по формированию навыков по техническому конструированию у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «Зайкина избушка»...