Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике

Материал предназначен всем специалистам, работающим с детьми с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» г. Бердска

Семинар-практикум для воспитателей  групп компенсирующей направленности

На тему: «Развитие зрительного восприятия  в         процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения»

Составила: учитель-дефектолог Ефремова О.В.

Первая часть семинара (теоретическая)

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. На всех видах занятий необходимо вести систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением.

Рисование — это один из видов детской деятельности, при котором у ребенка формируются не только изобразительные навыки, но в первую очередь реальные представления о предметах окружающей действительности. Ребенку, прежде чем начать изображать, необходимо достаточно точно представлять предмет, который он хочет изобразить. На всех этапах обучения детей рисованию придается большое значение формированию предметных представлений, развитию способов обследования предметов посредством различных видов восприятий: зрительного, осязательного, тактильно-двигательного и других. Весьма важно обеспечить детям с нарушением зрения условия для овладения сенсорными эталонами формы, цвета, величины и пространственного положения предметов.

Графические умения и навыки носят сенсомоторный характер, поэтому при нарушении зрения наблюдаются трудности формирования   зрительно-двигательных  взаимосвязей, обеспечивающих успех овладения   изобразительными   навыками, контроль за графическими движениями в условиях слабовидения со стороны зрения снижен, что отрицательно сказывается на точности, скорости, пластичности движения руки во время рисования. В связи с этим страдает качество рисунка. На фоне этого у детей с нарушением зрения наблюдается снижение интереса к рисованию неуверенность в умении рисовать приводит к тому, что дети часто отказываются от рисования. Все это указывает на необходимость  использования  специальных средств формирования изобразительных навыков у детей с нарушением зрения.

Одним из эффективных средств, способствующих улучшению качества навыков рисования, является рисование по трафаретам, обводка по силуэту и контуру.

Очертание внешней линии предмета в процессе обводки силуэта, контура или по трафарету способствует уточнению, конкретизации строения предмета и его изображения, учит детей рисовать различные линии в заданных условиях. Дети начинают осознавать и понимать образование различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых.

Упражнение в рисовании по трафаретам без участия зрения способствует формированию тактильно-двигательных ощущений, лежащих в основе развития формообразующих движений. Многократное повторение одних и тех же движений при рисовании по трафаретам различных фигур приводит к развитию моторики руки, автоматизации двигательных навыков, обеспечивающих воспроизведение изображений. Формирование приемов и способов автоматизации изобразительных действий снимает зрительное напряжение, которое возникает тогда, когда дети слабо владеют навыками рисования и не умеют зрительно анализировать качество рисования.

Раскрашивание, штриховка изображений в трафарете помогают детям улучшить качество рисунка. Движения детей в таких условиях становятся более уверенными, четкими. Кроме того, раскрашивание в трафарете учит детей закрашивать по форме, повторять формообразующие движения в изображении. Все это особенно важно тогда, когда дети еще слабо владеют навыками рисования.

Срисовывание по трафарету, обводка по контуру и силуэту используются непостоянно. По мере овладения навыками изображения дети сами стремятся к самостоятельному рисованию.

При самостоятельном рисовании педагогу иногда следует напоминать детям о том, как они рисовали этот предмет с помощью трафарета. Обращение к опыту ребенка, активизация детей во время рисования позволяет вырабатывать у детей с нарушением зрения обобщенные способы изображения предметов, что обеспечивает затем детям самостоятельность в рисовании.

Овладение способом рисования предметов с помощью обводки, при изображении основной формы предметов, дает детям с нарушением зрения удовлетворение, уверенность в деятельности, которая им дается трудно. Так появляется интерес к рисованию, изображению. Не нужно опасаться, что владение на первоначальных этапах способами работы по трафарету приведет к штампу. Практика показала, что как только у детей появляется уверенность в знании строения предмета и способа его изображения, они отказываются от рисования по трафарету и с помощью обводки. Тем более что тренировка руки при рисовании большого количества простейших предметов по трафаретам способствует постановке руки и овладению свободными изобразительными действиями.

Накопление зрительного опыта является одной из основных задач коррекционной работы на занятиях по рисованию в детском саду для детей с нарушением зрения. Особенно эффективны в коррекции зрительного образа предметов занятия по рисованию с натуры, где перед началом рисования дети изучают строение предметов, их цвет, пространственное расположение.

Вторая часть семинара (практическая)

 Рассматривание примеров содержания дидактических игр и упражнений, применяемых на занятиях по рисованию.

Начиная с младшей группы, и в зависимости от состояния зрения, уровня развития изобразительных навыков предлагаются трафареты, по которым дети рисуют линии — «дождик», точки — «снежок», клетки — «платочек» и другие. Для того чтобы дети научились замечать форму в различных предметах и соединять в группы эти предметы по одинаковой форме, надо давать им упражнения в рисовании разных предметов. Например: дети рисуют по трафарету солнце, пуговицу, мяч, шары, одуванчик и другие. Такие упражнения дают детям представления о разнообразии предметов округлой формы. Наряду с рисованием в период формирования реальных представлений о предметах, которые дети затем будут рисовать, проводится работа по анализу этих предметов в процессе различных дидактических игр. Посредством этих игр дети учатся находить в предметах общие и отличительные признаки, классифицируют предметы по форме, цвету, величине, пространственному положению. Так, в играх типа «Составь из частей целое», «Подбери по цвету», «Найди такой же», «Подбери узор по образцу» дети упражняются в зрительном анализе изображений и реальных предметов, накапливают сведения о строении и других признаках. Выкладывание цветовых полос по насыщенности, подбор предметов по цвету дают детям возможность для познания цвета и его гаммы. Работа с использованием фланелеграфа, на котором дети составляют из частей целый предмет, сюжетную картину, способствует формированию у детей понимания структуры, строения предмета или сюжета. Если в младшей группе дети чаще работают с предметным рисованием, то в старшем дошкольном возрасте у них появляется возможность объединять эти предметы в сюжеты. Здесь нужно быть только уверенным, что при создании сюжета ребенок уже рисовал все предметы, которые могут быть объединены в сюжетный рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия в старшей компенсирующей группе для детей с нарушениями зрения.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развития зрительного восприятия в старшей компенсирующей группе  для детей с нарушенями зрения....

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Рыбы»

Уточнить и расширить представления о строении рыб;Учить различать и называть геометрические фигуры в различных пространственных положениях;Учить ориентировки на листе бумаги; повторить счет в пр. 20Ра...

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...

Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения

Программа «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения» направлена на коррекцию зрения  и зрительного восприятия в  процессе форм...

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения по теме «Дом»

Цель данного занятия - развитие зрительного восприятия, Содержит основные задачи такие, как коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитывающие....