Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимовье зверей и птиц"
методическая разработка по коррекционной педагогике

В методической разработке рассматриваются вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством создания игровых образовательных ситуаций на песочном столе. Рассматриваются особенности организации игровых образовательных ситуаций, способствующие развитию коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. Представленный сценарий образовательной деятельности с детьми направлен на развитие связной речи, в том числе навыка активного ведения диалога, совершенствование лексико-грамматической стороны речи и ее фонетического оформления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2020.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования администрации города Красноярска                                                                            

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84 комбинированного вида»

________________________________________________________________     

660068, г. Красноярск, пер. Тихий, д.24; тел. 2644 –031, mdou84@mail.ru

ОКПО 53633567,    ОГРН 1022402065256,      ИНН  2462022725  / КПП   246201001

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми  старшего дошкольного возраста «Зимовье зверей и птиц».

Автор: Дроздова Анастасия Геннадьевна,

учитель-логопед

Красноярск, 2020

      Аннотация:

      В методической разработке рассматриваются вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством создания игровых образовательных ситуаций на песочном столе. Рассматриваются особенности организации игровых образовательных ситуаций, способствующие развитию коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. Представленный сценарий образовательной деятельности с детьми направлен на развитие связной речи, в том числе навыка активного ведения диалога, совершенствование лексико-грамматической стороны речи и ее фонетического оформления.

      В методической разработке представлены иллюстративные материалы, которые педагог может использовать в своей деятельности, что делает ее практически значимой.

      Данная методическая разработка может быть интересна учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, а также студентам учебных заведений, обучающимся по специальностям «Коррекционная педагогика», «Специальное дошкольная педагогика».

     В основе разработки лежит практический опыт организации образовательных ситуаций, направленных на формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.  

      Пояснительная записка

     Запрос современного родителя на образование ребенка заключается в том, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, умным, добрым и успешным, чтобы ребенок не потерял свою индивидуальность в современном мире технологий, мог противостоять трудностям, решать и находить выход из создавшихся ситуаций. Особенно этим обеспокоены родители детей с нарушениями речи.  Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию. Поэтому очень важно наряду с коррекцией речевых нарушений, формировать умение решать проблемные ситуации, умение договариваться и выстраивать позитивные взаимоотношениями с окружающими. Эти умения помогут в сложном процессе становления человека помочь ребенку адаптироваться в мире людей, найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.    Практика показала, что эффективно решать задачи на развитие вышеуказанных умений позволяет организация образовательных ситуаций.  

    Л.М.Кларина, З.А. Михайлова определяют образовательную развивающую ситуацию, как совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем.  Образовательная ситуация имеет ряд особенностей:  

- Образовательная ситуация стимулирует развитие ребенка, так как в основе есть проблема, которая требует поиска решения.

- Решаемая задача нова для ребенка, что позволяет поддерживать интерес детей.

- В ходе образовательной ситуации у ребенка формируются исследовательские отношения.

- В образовательной ситуации имеется многообразие возможных решений. Ребенок может выбрать один из вариантов решения.

Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. В образовательной ситуации активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Предложенная образовательная ситуация предусматривает ее проведение на песочном столе, внося релаксирующую функцию в проведение образовательной деятельности, что необходимо детям с ОВЗ.  Так же в ходе игр развивается мелкая моторика, обогащается сенсорный опыт детей, развиваются все психические процессы, необходимые для гармоничного развития речи ребенка. Все это позволяет эффективно производить коррекционно-развивающий процесс в естественной для ребенка деятельности-игре.

     Структура занятия выстраивается следующим образом. Сбор происходит на ковре в кругу, занятие начинается с приветствия, и игр, направленных на взаимодействие детей, что позволяет задать положительный настрой на работу и способствует формированию доброжелательного отношения друг к другу. Занятие состоит из трех этапов: организационный, основной, подведение итогов. На первом этапе, можно использовать сюрпризный момент, небольшую игру, логоритмическое упражнение и т.д. Все это позволяет настроиться на положительный лад, расслабится и легко включится в работу. В ходе основного этапа решаются коррекционные задачи с помощью различных игр и упражнений. Перед детьми ставится проблемная ситуация, требующая их активного взаимодействия. В конце занятия дети подводят итоги, вспоминают наиболее яркие моменты.

В основной части занятия, как правило, используется метод проблемного  обучения, сущность которого сводится к созданию ситуаций, вызывающих активизацию мыслительной деятельности и вынуждающих ребят к самостоятельному поиску ее решения.  

В завершении занятия проводятся упражнения на расслабление, успокоение. В качестве таких игр используются игры с дыханием и телесно-ориентированные игры.

Новизна методической разработки заключается в интеграции в коррекционных задач и проблемного обучения.

   Цель образовательной деятельности:  развитие умения составлять повествовательный рассказ с опорой на схему-модель

Цель реализуется через задачи:

- активизировать словарный запас;

 - совершенствовать у детей навык активного ведения диалога;

- воспитывать культуру общения и сотрудничества в различных ситуациях

- совершенствование лексико-грамматической стороны речи и ее фонетического оформления.

- закреплять умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки.

          При проведении образовательной деятельности используются следующие материалы:

 короб с сертифицированным песком;

природный материал (ветки, камешки, шишки и прочее);

неоформленный материал (бумага различных видов, картон, пластиковые палочки, емкости, нитки, поролон и т.д.);

набор фигурок (овощи, фрукты, продукты, животные,  и т.д.);

видеосюжет о зиме;

схема-модель ответного письма;

      Образовательная деятельность предполагает следующие результаты:  

- дети составляют повествовательный рассказ о подготовке животных к зиме;

- воспитывать культуру общения и сотрудничества в различных ситуациях

-дети правильно используют грамматические стереотипы при изменении и употреблении слов в различных формах;

-дети, при ответе на вопросы, используют различные по сложности синтаксические конструкции;

-дети активно ведут диалог, могут выслушивать собеседника, соблюдают очередность высказываний;

- дети различают на слух смешиваемые звуки, правильно употребляют их в соответствующих речевых ситуациях.

- дети могут договориться о способе выполнения задания.

Содержание методической разработки:

  1. Мотивационно-побудительный этап.

Педагог предлагает детям посмотреть видеофрагмент о скором наступлении зимы в лесу. В конце видеосюжета Дед Мороз просит детей проверить, готовы ли к зиме некоторые звери. Для этого открыть волшебный короб.

На столе стоит короб с песком, на крышке короба разложены снежинки из бумаги.

-Ребята, посмотрите, в открытое окно залетели к нам снежинки, засыпали всю коробку, никак ее не открыть. Но как же их убрать, когда они такие холодные? Ребята, как можно убрать снежинки, не прикасаясь к ним?

Дети высказывают свои предположения, догадываются, что снежинки нужно сдуть и сдувают их. Педагог поощряет детей высказать разные способы и тут же проверить их (например, с помощью палочек, пинцетов).

2. Деятельностный этап.

- Отправимся к зверям мы по особенной дорожке. Чтобы легче было пробираться по заснеженному лесу, выложим дорожку. Договоритесь между собой, из чего можно сделать дорожку, чтобы не провалиться в снег.

На стеллажах, на столе размещены ящики с неоформленным материалом. Дети договариваются о материале для дорожки, выкладывают ее.

- Прошагаем пальчиками по нашей дорожке, будем шагать медленно, не спеша. Лишь небольшой шорох слышится от наших шагов:

Шу-су, шу-су-шагаем мы в лесу.

Сы-ши, сы-ши- тише, не спеши.

Со-шо, со-шо-в лесу хорошо.

Са-ша, са-ша-шагаем не спеша.

Дети делают «ножки» из указательного и среднего пальцев и шагают по выложенной дорожке, отрабатывая задание по дифференциации звуков. Выполнив упражнение, дети помогают педагогу убрать дорожку.

-Вот и добрались мы до лесной полянки, на ней уже собрались дикие животные.

Педагог выставляет на песок фигурки диких животных: медведя, зайца барсука, лесу, волка, белку. Дети рассматривают фигурки, вспоминают названия животных.

- Посмотрите, ребята, все ли звери должны ходить зимой по лесу.

Педагог выслушивает предположения детей. Дети догадываются, что медведь должен зимой впадать в спячку.

-Действительно, медведь за лето нагулял себе жира и должен всю зиму спать. Чем питался медведь, чтобы накопить достаточно жира?

Дети вспоминают тип питания медведя, уточняя и закрепляя понятие-всеядный.

-Но где же медведю спать, прямо на снегу? Как называется жилище медведя? Из чего он строит себе берлогу?

Дети подсказывают, что жилище медведя называется берлога, вспоминают, как и из чего строит этот зверь себе дом.

-Ребята, чем мы можем помочь медведю? Договоритесь между собой, как и из каких материалов вы построите для него берлогу.

Дети совместно строят для медведя берлогу из предложенного неоформленного материала.

-Ну, теперь медведь готов к зимней спячке. Но, посмотрите, среди наших животных есть еще один зверь, который должен зимой спать. Кто это?

Дети догадываются, что это барсук. Дети, совместно с педагогом обсуждают, что барсук, как и медведь, всеяден. А жилище барсука - это нора.

- Поможем и барсуку, выкопаем ему нору, где он будет спать. Песок будем копать с помощью пальчиков. Песок тихонько шуршит: ща-ся, ще-се, щу-сю.

Каждый ребенок копает барсуку норку, выполняя при этом задание на дифференциацию звуков.

- Ребята, почему белочка такая грустная? Похоже она не готова к зиме. Дети, как белка готовится к зиме, что ей нужно, чтобы пережить холода?

Дети начинают обсуждать вопрос, вспоминают, что белке нужны припасы.

-Конечно, зимой без припасов белочки не прожить. Давайте пополнил кладовую белки. Смотрите, у меня есть ящичек с припасами. Здесь самые разные продукты. Обсудите и выберите то, что пригодится белке.

Дети выбирают из набора разных игрушечных фигурок продуктов то, чем питается белка. Вспоминают, что белка-это травоядное животное, питается орехами, семенами, грибами и ягодами.

-Белка рада подаркам, принимает их и прячет в песочек. При этом поет песенку: ча-са, че-сэ, чу-су, чи-сы, чо-со. Споем с белочкой ее песенку!

-Ну вот, на полянке остались заяц, лиса да волк. Как же они будут зимовать?

Дети обсуждают, вспоминают, что эти животные не впадут в спячку, и не будут делать себе припасов. У них теплые шкуры, которые не дают им замерзнуть, и всю зиму они будут добывать себе пропитание в зимнем лесу. В ходе беседы дети уточняют, что заяц травоядный, а лиса и волк хищники.

-Ребята наш заяц в опасности. Много хищников в лесу. Что же делать зайцу?

Дети выдвигают свои предположения, в ходе диалога они вспоминают, что заяц поменяет цвет своей шубки, чтобы быть незаметным на снегу.

-Но даже несмотря на то, что заяц стал незаметным, хищники все равно могут его поймать. Пора ему удирать. Пусть заяц бежит, а мы подуем на песок, заметем его следы. Теперь зайца никто не найдет!

Педагог оставляет на песке отпечатки лап зайца, а дети дуют на них, разравнивая, таким образом, песок.

- Ребята, как мы может рассказать Деду Морозу о готовности зверей к зиме?

Дети предлагают свои способы (записать голосовое сообщение на телефон, написать письмо и т.д.). Совместно выбирается один из способов.

- Чтобы рассказать обо всех зверях, и никого не забыть, предлагаю вам подсказку.

Педагог показывает схему-модель рассказа. Дети составляют рассказ по схеме, записывают или зарисовывают ответ Деду Морозу.

 3.Рефлексивный этап.

-Ребята, мы побывали в зимнем лесу, помогли и птицам, и животным. Расскажите, что вам запомнилось больше всего?

Дети делятся своими впечатлениями и эмоциями от прошедшего занятия.

Направление развития ситуации

С целью развития детского речевого творчества и совершенствования монологической речи детей предлагается продолжить «переписку». Детям необходимо будет «прочесть письма»: без окончания события, с пропущенной картинкой, отражающей кульминацию события, с отсутствием изображения завязки события и т.д. до составления рассказа по одной картинке.

Список использованной литературы:

1.Воронова А.А.- учебно-методическое пособие «Песочная терапия в работе педагога». Издательство ТЦ Сфера, 2019г.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

3. Образовательная ситуация как форма организации образовательного процесса в ДОУ/ https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-obrazovatelnaya-situaciya-kak-forma-organizacii-obrazovatelnogo-processa-v-dou-po-programme-detstvo-832248.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Птицы нашего края»

При проведении НОД по теме  «Птицы нашего края» решаются следующие задачи:          1. Развивать речевую  активность, зрительное восприятие и внимание, тво...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Учим Незнайку сочинять стихи»...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир природы»

laquo;Путешествие в мир природы»Актуальность проведения:         Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не мож...

Методическая разработка проведения непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Птицы - наши друзья"

Проектно-исследовательская работа носит экологический характер. Работа актуальна тем, что воспитывает бережное отношение к природе, формирует эко культуру. Выбор темы «Покормите птиц зимой»...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы "Весенний вальс птиц"

Программное содержание.Цель:Углубить и расширить знания детей о перелетных птицах.Образовательная: 1. Закреплять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц....