Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Прокопьева Елена Александровна

Конспект комплексного итогового занятия в старшей группе компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)

«Путешествие в весенний лес»

Цель: закрепление представлений о весне и ее признаках через дидактические игры и продуктивные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей о весенних явлениях в природе.

- Активизировать словарь детей по теме «Весна».

- Закрепить знания о сенсорных эталонах, умения соотносить и сравнивать по форме, цвету, величине.

- Закрепить умение считать до 5-ти, называть числительные по порядку.

Развивающие:

- Развивать сенсорное восприятие, память, внимание, произвольность.

- Развивать навыки ориентировки на образец, умение действовать по подражанию и показу.

- Развивать координации движений, крупной и мелкой моторики.

Воспитывающие:

- Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, совместной деятельности: внимательно слушать педагога, отвечать полным предложением, помогать друг другу.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдение весенних явлений в природе; рассматривание цветов, чтение стихотворений, художественной литературы, загадывание загадок.

Материалы:

Колокольчик; картинки с природой в разные времена года; картинки по лексическим темам (деревья, цветы, перелётные птицы, дикие животные, насекомые, транспорт);

объёмные игрушки: ёж, заяц, бабочка; дидактические пособия: цветные карточки, геометрические формы, красно-синие штанги (Монтессори-материал), карточки с цифрами; материал для развития мелкой моторики: массажные мячи, деревянные палочки; магнитофон; музыкальные композиции: песенка паровозика из Ромашкова;  звуки леса.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением весенних первоцветов. Наблюдения на прогулках за весенними изменениями в природе. Составление описательных рассказов о весне и её признаках.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент: пальчиковая игра – приветствие: «Доброе утро». Игра с тихим колокольчиком (Монтессори приём – урок тишины).

2. Дети садятся на стульчики перед доской. Учитель-дефектолог:

- Где ты солнышко, проснись,

  Где ты скворушка вернись,

  Сыпать снег зима устала,

  Кап, кап, кап весна настала.

- Дети, как вы думаете о каком времени года это стихотворение? (о весне). А какие времена года вы ещё знаете? (осень, зима, лето).

Игра «Что сначала, что потом».

Картинки с временами года устанавливаются на доске в хаотичном порядке. Детям предлагается установить последовательность времён года, начиная с осени.

Молодцы ребята, вы правильно расставили времена года.

Сегодня  мы отправимся с вами в путешествие в весенний лес.

Пешком идти очень далеко. На чем же нам добраться до леса?  (на автобусе, на самолёте, на корабле и т.д.). А как это всё назвать одним словом? (транспорт)

Звучит музыка песенки Паровозика из Ромашково. Выставляется картинка паровозика.

Ребята,  кто к нам приехал? (паровозик).  Мы отправляемся в путешествие в весенний лес на паровозике.

Дети встают друг за другом и двигаются по кругу под музыку изображая паровозик.

1-я остановка. «В гостях у ёжика»  (дети располагаются полукругом на ковре).

Учитель-дефектолог:

- Отгадайте загадку о животном, которое живёт в лесу.

  В клубок свернётся, а взять не даётся.

  Сердитый, колючий, не трогайте лучше. (Ёж)

- Почему же ёж нас не встречает? Наверное, он ещё не проснулся после зимы. Давайте позовем его (дети зовут ежика).

Из-под сухой травы показывается игрушка ежа. Детям предлагается её потрогать.

- Осторожно ребята не уколитесь. Чем покрыто тело ежа? (иголками). Наверное, наш ёжик сердитый, потому что голодный. Хорошо, что я прихватила корзинку с печеньем. Давайте покормим его.

Игра «Разложи по форме»: детям предлагается определить и назвать форму, ощупывая её внутри корзинки,  разложить печенье разной формы на разносы с таким же обозначением.

- Одному ёжику не съесть столько печенья. Он хочет поделиться со своими друзьями.

Скажите ребята, кто ещё из животных живёт в лесу? (белка, лиса, медведь). Как мы можем назвать их одним словом? (дикие животные).

- Скажите ребята, а как называют детёнышей ежей (ежата).  Давайте с ними поиграем.

Игра с массажным мячом «Ежик» (дети выполняют круговые движения по подражанию за взрослым).

- Я ежа в руке катаю, им ладошки разминаю.          

  Им ладошки разминаю, взад вперёд его гоняю.

  1,2, 3,4,5 все закончили играть.

- Молодцы ребята, ежик дарит нам картинку с первыми признаками весны:  Весной солнце светит ярче, греет сильнее. Весной тает снег, начинается весенняя капель. Теперь нам пора дальше в путь.

Дети встают друг за другом и двигаются за взрослым под музыку, изображая паровозик.

2-я остановка «В гостях у зайчика».

Отгадайте загадку о следующем лесном жителе:

- Летом шубку серую, а зимою – белую,

  Носит попрыгайчик, наш трусливый (зайчик)

- Зайчик часто прячется среди деревьев. Но тут пришёл дровосек и распилил дерево на части. Давайте поможем зайчику собрать дерево.

Игра «Назови части дерева» (дети собирают разрезную картинку, называют по очереди части дерева).

- Назовите деревья, которые вы знаете (ель, сосна, тополь, береза, рябина).

Игра «Какое по счёту» (детям предлагается определить каким по счёту стоит каждое дерево в пределах 5).

- Молодцы ребята, вы правильно назвали деревья и посчитали их.  За это зайчик  приготовил для вас подарок и хочет поиграть с вами вот этими палочками.

Дети выполняют  движения и поют  песенку по подражанию за взрослым.

Речевая игра с палочками.

Пришли в гости палочки, палочки - стучалочки. Тук-тук-тук.

Пришли в гости палочки, палочки – шуршалочки. Шик-шик-шик.

Пришли в гости палочки, палки – попрыгалочки. Прыг-скок.  Прыг-скок.

Пришли в гости палочки, палочки – шагалочки. Топ – топ.

Пришли в гости палочки, палочки – леталочки. Полетели-полетели.

Пришли в гости палочки, палочки – молчалочки. Т-ссс.

- Молодцы ребята, зайчик  дарит нам картинку еще с двумя признаком весны. Весной на деревьях появляются первые листочки. Весной день становится длиннее, а ночь короче. Теперь нам пора дальше в путь.

Дети встают друг за другом и двигаются по кругу под музыку, изображая паровозик.

3-я остановка «В гостях у птиц»:

- Ребята давайте отдохнём на этой красивой полянке и послушаем звуки леса.

Дети ложатся на ковёр в удобном положении и закрывают глаза. Звучит композиция «Звуки леса».

- Расскажите мне, что вы слышали? (как гудит ветер, шелестит листва, поют птицы)

Появляется ласточка (игрушка).

Тили-тели, тили-тели (хлопаем в ладоши)

Птицы с юга прилетели.(машем кистями рук как крыльями)

Птицы с юга прилетели,(машем кистями рук как крыльями)

Песни звонкие запели. (хлопаем в ладоши)

- Ласточка приготовила для вас задание. Нужно собрать картинку, и тогда вы узнаете, какие птицы прилетают к нам из тёплых стран.

Игра «Собери картинку» (дети складывают разрезные картинки. Количество частей зависит от возможностей ребёнка и определяется индивидуально. Дети называют перелётных птиц,  педагог выставляет картинки на доску, дополняя ответы).

Ласточка дарит нам следующий признак весны: Весной из тёплых стран возвращаются перелётные птицы.

- Теперь нам пора дальше в путь (дети встают друг за другом и двигаются по кругу под музыку изображая паровозик).

4-я остановка «На лесной полянке»

Дети проходят  на стульчики возле доски. На доске демонстрационный плакат «Лесная полянка»

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами оказались на весенней полянке. Весна наступает, солнце прибавляет. Весной появляются первые цветы-подснежники, затем ландыши, одуванчики (показывает весенние цветы на иллюстрациях). Весной просыпаются насекомые. Посмотрите внимательно на картинку и расскажите какие цветы и какие насекомые изображены на ней. ( Дети по очереди отвечают. Педагог дополняет ответы.)

- Ребята, к нам в гости прилетела бабочка и села на цветок. У бабочки есть много разноцветных подружек. Но вот беда, бабочки летали, летали и забыли где их домики. Давайте поможем каждой бабочке найти свой цветок.

Игра «Цветные бабочки» (Дети берут по одной бабочке разного цвета. Предлагается назвать цвет и соотнести с таким же по цвету цветком).

- Молодцы, ребята, теперь у каждой бабочки есть свой цветок. А в благодарность они дарят нам следующие признаки  весны: Весной появляются насекомые. Весной распускаются первые цветы.

Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка, дети сидя изображают движение паровозика, подражая педагогу.

3. Заключительная часть:

Учитель-дефектолог: Ну вот мы и вернулись из путешествия. Сегодня мы путешествовали по весеннему лесу. Жители леса нам подарили картинки с признаками весны. Давайте составим рассказ «Что бывает весной» (педагог выставляет картинки-опоры на доску и предлагает детям назвать признаки весны).

- Наше путешествие  закончится тогда, когда каждый из вас позвенит в колокольчик.

Игра с звучащим колокольчиком (Монтессори приём-урок тишины).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект непосредственно образовательной деятельности в  старшей группе компенсирующей направленности...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».

Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с  тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....