Нетрадиционные приёмы развития речи в логопедической работе с детьми 5-7 лет.
статья по коррекционной педагогике

Шеляг Нина Михайловна

Нетрадиционные приёмы развития речи в логопедической работе с детьми 5-7 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные приёмы развития речи в логопедической работе с детьми 5-7 лет.

Логопедам-практикам хорошо известно, что коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей затрудняется сложностями восприятия и последующего воспроизведения ребенком слов сложного звукового состава. Нарушения звуко-слоговой структуры слов отрицательно влияют на формирование всей языковой системы ребенка в целом (лексико-грамматический и фонетико-фонематический строй речи), а также затрудняют полноценную коммуникацию.

В своей работе я использую народный детский фольклор, считаю, что в нем есть решающая закладка звуковой информации. Активно использую фольклор в процессе автоматизации поставленных звуков: заклички, песенки, приговорки. Все явления и силы природы отображены в закличках: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года живут в закличках как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с природными явлениями в контакт: солнце просит о тепле и ласке, гром – просит пожалеть дом, не пугать коней, детей, гусей и т.д.

Потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки – без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, не будет способен выражать свои чувства, переживания, не сможет понять смысл речи, обращенной к нему.

Как научиться играть в стихи и со стихами? Очень просто. Их нужно учить наизусть и знать, иначе игра не состоится. Чем больше мы будем повторять стихотворение, тем больше увидим в нем загадок, шуток, перевертышей, звукоподражаний и других игр. Отсюда один шаг до нового увлечения – сочинения собственных стихов.

Заклички не просто обращения к природным стихиям, но и выраженная в слове, в ритме, в интонации гамма чувств, переживаний, восхищения, нежности, восторга, эмоций, радости – в звучании каждой строчки, каждого слова.

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Или:

Гром гремучий

Тресни тучи!

Или:

Уж как дождь-дождем,

Мы давно тебя ждем.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Ребенок обращается к силам природы всегда вместе с другими детьми:

Свети, солнышко, нам с неба:

Чтобы год от года

Давала нам погода….

Или:

Мы на нивку идем,

Мы серпочки несем.

Приговорка – это просьба-пожелание, общение с природой один на один.

Матушка-репка, уродись крепка.

Капуста-виласта, будь пудаста.

Горох крупен и бел, бобы велики и туги.

Проговаривая такие приговорки, ребенок видит назначение каждого растения, это целительная профилактика неразумных истребительских действий детей в природе (беречь растения).

Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове. Сама природа кричалок – тараторка, звенелка, сопелка, шумелка, ворчалка – подсказывает, что нужно петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать, подчиняясь их бойкому ритму.

Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух-четырех строчек. Это красочные словесные картинки, составляющие мир впечатлений ребенка, все то, что окружает ребенка в доме, во дворе, на улице.

Ай качи-качи-качи,

Пекла баба калачи.

Или:

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, по мошок,

Избушку мшить,

Чтоб не холодно жить.

Или:

Ай да квас,

С ледком,

С медком,

И густой,

И забродистый.

Прибаутки лишены описательности и нравоучения, слово в них передает звук, движение, цвет, объем, даже вкус.

У нас в Рязани

Грибы с глазами:

Их едят,

А они глядят.

Прибаутки учат детей видеть смешное в жизни и передавать это в слове.

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке.

Нелепицы, чепуха, небывальщина прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора

По синю морю корабль бежит,

Серый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит.

Или:

Заюшка кораблик на веревочке ведет,

Лисичка из-за кустика хитро глядит.

Как бы зайку украсть,

Как бы веревку украсть.

Считалки среди детей в большем почете, чем другие формы фольклора. В детском исполнении они звучат как стихи, только веселые, смешные. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать все слова раздельно.

Тара-бара, домой пора,

Коров доить – тебе водить.

Скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз. Скороговорку не читают, а повторяют со слуха.

Архип осип,

Осип охрип.

Скороговорки - это полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, любимая играв словотворчество:

Не хочет косой косить косой, говорит кОса косА.

Дразнилки – прочно связаны с потешками. Народная мудрость дает выход отрицательным эмоциям ребенка в слове. Дразнилка учит детей подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, учит слышать слова и подбирать их по созвучию, смыслу:

Антошка – картошка,

Лиза – подлиза,

Лешка -соломенная ножка.

Народные загадки – важный жанр детской литературы. Знание загадок не только развивает память, чувство рифмы, но и воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

Серый маленький Денис

На веревочке повис.

Игры в слова и со словами вводят ребенка в стихию языка и раскрывают ему законы языковой гармонии. Например, игра в звукоподражание:

Ужа ужалила оса,

Ужалила его в живот,

Ему ужасно больно, вот!

Или

Тридцать три сестрицы в ряд

Тараторят, говорят.

Потешные фольклорные сказки – воспитывают правильную устную речь, расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной логичной речи. Сказка делает устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Учит сочинять длинные, смешные слова, понимать значение слова.

Ой, что во бору за крик?
То надумал боровик
С армией грибною
На жуков идти войною.
Сокликал грибы он в рать —
В чисто поле воевать:
— Приходите вы, волнушки,
Со березовой опушки.—
Отказалися волнушки:
— Мы уж старые старушки,
Не пойдем мы на войну,
Хорошо нам и в бору.
— Приходите-ка, сморчки,
Вы, еловые сучки.—
Отказалися сморчки:
— Мы уж стары старички.
Не пойдем мы на войну,
Хорошо нам и в бору.
— Приходите-ка, опята,
Не скачите, как козлята.—
Отказалися опята:
— Мы ведь малые ребята,
Не пойдем мы на войну,
Хорошо нам и в бору.
— Приходите-ка, чернушки,
Вы, болотные лягушки.—
Отказалися чернушки:
— У нас сильно болят ушки,
Не пойдем мы на войну,
Хорошо нам и в бору.
— Позовите мухоморов.
— Мухоморы ушли в горы.
— Позовите мне груздей...—
Пришли на войну грузди,
Ребята очень дружные,—
Чтобы с армией грибной
На жуков идти войной!

Я считаю, что в воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности народного слова. Известный педагог А. П. Усова считала, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование приёмов мультимедиа-технологий в логопедической работе. На примере занятия по развитию речи по теме: «Зима»»

Цель проекта:Обогащение устной речи дошкольников с ЗПР (решение коммуникативных задач), развитие языковой эрудиции каждого ребёнка, его интереса к языку и речевому творчеству на занятиях по развитию р...

Развитие речи при коррекционной работе с детьми с нарушение зрения

Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного  образовательного учреждения, от интеграции в единое целое работы специалистов разного профиля....

Применение шариков ORBEEZ как нетрадиционного приёма в логопедической работе с детьми

На сегодняшний день, учитывая занятость родителей и детей, окружённых рекламой «супер модных» игрушек, родителям легче купить порой не нужную, но модную игрушку своему чаду, тем самым позв...

«Применение электронных методических пособий по автоматизации звуков в слогах, словах и связной речи в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

      С целью повышения качества коррекционного процесса для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях мною...

Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально разви...

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...

Нетрадиционные методики развития речи на логопедических занятиях Акватерапия-Гидротерапия

Нетрадиционные методики развития речи на логопедических занятиях Акватерапя-Гидротерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности...