Кинетический песок в работе с детьми с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, тифлопедагогов, дефектологов к нетрадиционным методам воздействия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению определённых успехов в преодолении трудностей у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. На фоне комплексной коррекционно-развивающей помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции. Работая с кинетическим песком развиваются не только тактильно-кинестетическая чувствительность и моторика рук, воображение, самостоятельность, но и умение ребёнка с нарушением зрения прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения; также происходит восстановление, компенсация и коррекция нарушенных функций: зрительных, глазодвигательных, психических и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

                                                                               Подготовила: педагог-психолог

                                                                                                    Лебедева С.Б.

     Главная задача педагога-психолога в ДОУ-это создание условий для формирования личности ребенка с нарушением зрения, профилактика и преодоление вторичных дефектов.

     Дети с нарушениями зрения разной степени, как правило, имеют похожие психологические особенности. Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.

      На протяжении нескольких лет педагоги и специалисты нашего детского сада работают над решением проблемы, связанной с условиями адаптации, интеграции и социализации детей с нарушением зрения, проблемы поиска и создания эффективных и максимально благоприятных для здоровья наших детей методов, приёмов и технологий воспитания и развития.

      В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, тифлопедагогов, дефектологов к нетрадиционным методам воздействия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению определённых успехов в преодолении трудностей у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. На фоне комплексной коррекционно-развивающей помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. 

           У детей с нарушением зрения представление об окружающем предметном мире не может сложиться без тактильно-двигательного и тактильно-кинестетического восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

     Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. А для детей с нарушениями зрения эти ощущения очень важны, так как они помогают им лучше познать окружающую действительность. И для того, чтобы занятия проходили интересней и результативней я использую в своей работе кинетический песок.

      Игра с песком – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач в песочницу дает уникальный эффект. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным, не бояться допустить ошибку. 

    Игры с кинетическим песком способствуют развитию у детей с нарушением зрения:

  • зрительного восприятия;
  • пространственной ориентации;
  • социально-бытовой ориентировки;
  • мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности; 
  • сенсомоторной координации; 
  •  внимания, памяти, мышления, воображения;
  • сохранных анализаторов;
  • коммуникативных навыков;
  • пополнению словарного запаса;
  • расширению знаний об окружающем мире.

       Что же представляет из себя кинетический песок?

   Появление в 2013 году в Швеции нового пластического материала-«подвижного» («живого») песка, состоящего из кварцевого песка (98%) и современных полимерных материалов (2%) обладающего бактериостатическими и гипоаллергенными свойствами, определило появление новой авторской методики –«плассотерапии», где основным инструментом терапевтического взаимодействия стал этот уникальный по своим свойствам материал.

      Ингредиенты, входящие в состав «подвижного» песка, обеспечивают ему необходимую для лепки пластичность и вязкость, но в тоже время позволяют легко менять свою форму и рассыпаться на мелкие частички, которые продолжают самостоятельно двигаться даже после окончания внешнего воздействия на материал. Именно игры и упражнения с кинетическим песком, в отличие от кварцевого рассыпного, помогают использовать формообразующие движения руки при обследовании и воспроизведении объекта, так как они способствуют развитию глазодвигательных функций.

      Работая с кинетическим песком развиваются не только тактильно-кинестетическая чувствительность и моторика рук, воображение, самостоятельность, но и умение ребёнка с нарушением зрения прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения; также происходит восстановление, компенсация и коррекция нарушенных функций: зрительных, глазодвигательных, психических и т.д.

     При наличии у детей с нарушениями зрения эмоциональных и поведенческих нарушений, игры с кинетическим песком и плассотерапия выступают в качестве ведущих методов содействия, так как ослабляют эмоциональную напряжённость и тревожность. Кинетический песок – это хороший медитативно-расслабляющий материал, который неплохо гармонизирует психоэмоциональное состояние ребёнка. Он забирает в себя негативную энергию, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергетику.

                                          Организация деятельности

     Место ребенка на занятии определяется с учетом клинической формы заболевания, степени выраженности зрительного дефекта, вида косоглазия и характера окклюзии.

  • Если у ребенка окклюзия левого глаза- надо посадить его справа от педагога, если правого глаза- слева, дети с расходящимся косоглазием – по центру.
  • Источник света при амблиопии должен быть со стороны хуже видящего глаза и исключить прямые солнечные лучи.
  • Размер демонстрируемого материала 12-15 см. Размер раздаточного материала при остроте зрения с vis 0,4 и выше – 2 см; от 0,1-0,3 до 3-4 см; ниже 0,1 – 5-6 см.
  • Цветовая гамма:

        Желательно использовать жёлто – красно – оранжевый и зелёные тона, что особенно актуально для детей дошкольного возраста.

Слайд №3

      Во время проведения занятий обязательно учитывается продолжительность непрерывной зрительной нагрузки.

     Обязательным компонентом является проведение зрительной (проводится в начале и середине занятия) и пальчиковой гимнастики.

     Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

     В начале занятия можно проводить и электронную зрительную гимнастику с помощью мультимедийной презентации. Упражнения выполняются глядя на экран, движения глаз детей в данный момент соответствуют движениям предметов. Электронная гимнастика для глаз является дополнительным источником наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, позволяет демонстрировать различные объекты в многократно увеличенном виде, осуществлять полисенсорное восприятия материала, возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе. Однако, следует отметить, что мультимедийная электронная зрительная гимнастика должна использоваться наряду с традиционными средствами обучения и воспитания детей, но не вместо них.

Виды игр с кинетическим песком для детей с нарушением зрения:

дидактические и психопрофилактические.

  1. Игры на развитие зрительно-моторной координации

Дети могут на занятиях с кинетическим песком:

-оценивать расстояния в пространстве подноса;

-оценивать, взаиморасположения предметов, фигурок на подносе с песком;

- находить определенные фигуры, расположенные на подносе.

Основные задачи:

  • привитие навыка прослеживания глазами за действиями рук,

развитие мелкой моторики: «Сюрпризы для друзей», «Волшебные узоры», «Золотая рыбка» (Слайд №7), «Отпечатки наших рук», изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

  • развитие умения проведения роликом, стекой по кинетическому песку прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу.
  • развитие умения соединять точки (бусины, камешки и т.д.) прямой линией с помощью пальчика (начинать с большого и так далее), кулачка, массажных мячиков.
  1. Игры для ознакомления с окружающим: «Мир животных и птиц», «Путешествие в Африку» и т.п.
  2. Игры по обучению грамоте: «Кто спрятался»

     Цель: найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

Психопрофилактические игры с кинетическим песком

Проективные игры

        Слабовидящие дети не всегда адекватно осознают свой дефект. Трудности и неудачи, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в играх, при общении неправильно оцениваются ими, обижают и раздражают. Появляется почва для возникновения нарушений в эмоционально-волевой сфере- агрессивности, враждебности, тревожности, страхов и т.п.

     Под эмоциональным неблагополучием ребёнка с нарушением зрения понимается его отрицательное самочувствие в различных социальных ситуациях. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворённость ребёнка общением со взрослыми, прежде всего с его родителями и со сверстниками.

    Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребёнка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов, агрессия и т.д.).

     Знание педагогом основных причин возникновения эмоционального неблагополучия детей с нарушением зрения, признаков его проявления позволяет правильно и продуктивно вести профилактическую и коррекционную работу по устранению детских страхов, агрессивности, враждебности и тревожности.

     Детское творчество с кинетическим песком и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Проективные игры можно проводить индивидуально и в подгруппе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка. 

       Например, сжимая что есть силы песок в своих кулачках, ребенок понижает свое внутреннее напряжение. Строя и разрушая, а затем опять воссоздавая сказочные замки или просто красивую постройку, он гармонизирует внутреннее состояние.

     Наблюдая за деятельностью ребенка с нарушением зрения с кинетическим песком, анализируя результаты его работы, можно диагностировать наличие внутренних конфликтов, детско-родительские отношения, можно узнать, как ребенок преодолевает трудности — об этом свидетельствует сказка (история) к песочной картине, придуманная ребенком, что в свою очередь позволяет подобрать программу коррекционно-развивающих занятий.

Игры на коррекцию взаимоотношений между детьми,

коррекция отклонений в эмоциональном развитии:

    К сожалению, многие дети с нарушенным зрением не всегда умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не получается. Говорящий хочет показать, что он многое знает, но такое поведение не вызывает ответного эмоционального отклика у слушателя. Это может быть связано и с малым опытом общения: он очень хочет общаться, но не знает, как это осуществить, и выступает с монологической речью. Из-за недостатка опыта общения и ограниченной подвижности дети с нарушениями зрения имеют сложности с «языком тела» – пантомимикой: они плохо умеют пользоваться крупной моторикой для выражения эмоций и потребностей. В результате у них не всегда получается наладить контакт.

    Например, проективная игра «Ходим в гости».

    Проективные игры на коррекцию отклонений в эмоционально-личностной сфере

 «Мой мир», «Подводный мир», «В лесу», «Моя семья», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты» (при помощи сказок на песке можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его личности, если такие начинают формироваться, «Волшебный мир», «Семья животных», «Победитель злости», «Эмоции» (схематическая зарисовка эмоций на песке стекой).

 «Разговор с руками» (индивидуальная форма работы с агрессивным ребёнком)

     Цель: научить ребенка контролировать свои действия.

Инструкция: Оставь или обведи на песке силуэт своих ладоней. Теперь можно оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить пальчики бусинками, камушками или ракушками.

      Спросить: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы?» и т. д. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

     Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Фигурки-миниатюры для репрезентации окружающего мира и внутреннего мира ребёнка:

  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звёзды, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  • объекты среды обитания человека (дома, заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • аксессуары (бусы, ткани, пуговицы (крупные), пряжки, бижутерия, декоративные камешки и шарики стеклянные и из пластмассы и пр.);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, семена (крупные), перья (лучше искусственные) и пр.)
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, мифов, сказок.
      Противопоказания к занятиям с кинетическим песком

 Не рекомендуется песочная терапия при наличии следующих состояний:

  • эпилепсия и шизофрения;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи, порезы и травмы кистей рук.

     Таким образом, налаживание процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и подбор эффектных альтернативных методик, учитывающих психологические особенности, в данном случае работа с кинетическим песком, поможет добиться включения таких дошкольников в полноценное общение, предотвратить развитие отклонений, повысить уровень их знаний.

Список использованных источников

  1. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. -96 с.
  2. Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Артюкевич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. — СПб.: Издательство РГПУ им. АИ. Герцена, 1999 - 86 с.
  3. Солнцева, Л.И., Денискина В.З., Буткина Г.А.; под общей редакцией Л.И. Солнцевой, В.З.Денискиной. Психология воспитания детей с нарушением зрения. - М.: «Налоговый вестник», 2004. - 320 с.
  4. Офтальмо-гигиенические рекомендации к режиму дня и организации условий для образовательной деятельности детей с нарушением зрения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//mbdou19.ucoz.ru/spezialist/tiflopedagog/oftalmo gigienicheskie_rekomendacii_dlja_detej_s_n.pdf
  5. Рубцова А.В. Использование элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http//dou25.edumonch.ru/news/ispolzovanie_ehlementov_pesochnoj_terapii_v_rabote_uchitelja_defektologa_s_detmi_s_narusheniem_zrenija/2016-05-24-298
  6. Дети с нарушением зрения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00486698_0.html
  7. Психологические особенности слабовидящих детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rebenkoved.ru/psihologiya/psihologicheskie-osobennosti-slabovidyashhih-detej.htm
  8. Теняева О.В. Дети с ограниченными возможностями здоровья в (ОВЗ) в педагогическом процессе. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-s-kursov-material-pomozhet-v-rabote-s-detmi-s-ovz-1471744.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Использование нестандартного оборудования в коррекционно-оздоровительной работе с детьми с нарушением зрения

Предлагаю варианты нестандартного оборудования, которые  использую в работе для развития компенсаторых навыков детей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Статья "Кинетический песок в работе с детьми в период их адаптации в ДОУ"

Согласно пункту 2.7 ФГОС ДО игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей. Игры в песочнице — одна из форм естестве...

Кинетический песок в работе с детьми с ОВЗ. Семинар

Обучение педагогов способам применения здоровьесберегающей технологии в гармонизации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ позволит повысить информационную компетенцию педагогов в вопрос...