Арт-терапия как метод воздействия на эмоциональное состояние ребёнка.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Творчестово, свободное экпериментирование с художественными материалами, рисование необычными инструментами, предметами вызывает интерес у многих дошколят. А использование шаблонов, тафаретов, фактурных красок обеспечит  ещё и ситуацию успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artterapiya_v_tsvete.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

          Добрый день всем заботливым и активным родителям!                                          

Мы рады, что вы откликнулись на наше приглашение в субботний день Приятно осознавать, что вам важно знать, чем занимается ваш ребёнок в детском саду.

          Я предлагаю вам коснуться арт-терапии, используемой как метод и технологию в работе с детьми для их психического и интеллектуального развития.

Арт-терапия это лечение искусством или мягкое воздействие на эмоциональное состояние человека.  Методы и приёмы арт-терапии были признаны  ещё в 1948 году и широко   используются по сей день, как в коррекционной работе, так и в развивающем обучении.                                                                                                    

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности.

Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.), цветотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, библиотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.), данс-терапия, драматерапия и многие другие.

           Мы с вами выполним несколько упражнений изо-терапии и цветотерапии. В отличие от систематического обучения какому-либо искусству, занятия арт-терапией направлены не столько на результат, сколько  на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и экспериментирования. Так средствами художественной деятельности ребёнок познаёт себя и окружающий его мир. Свободная изобразительная деятельность, не требующая каких то художественных способностей, использование нетрадиционных инструментов, материалов вызывает интерес к действию с ними. Но все мы родом из детства…А значит и этот «язык» творчества для нас не чужой – так давайте отправимся в это творческое путешествие: вновь пофантазируем, порисуем, полепим, выразим своё отношение к окружающему. Краски на основе муки и соли с добавлением гуаши помогут нам окунуться в  мир цвета, а готовые трафареты и шаблоны - предать нашим цветным пятнам какую то форму.                                                                          

Педагог показывает несколько возможных вариантов кляксографии с  применением шаблонов,  трафаретов, рисованием палочкой, стекой. Так же предлагает смешать несколько цветов пластилина и создать живописный барельеф.

Этими нетрадиционными способами изображения можно успешно заниматься дома. Важно ещё и то, что  и взрослый и ребёнок находятся на одинаковой позиции, результатом этих занятий может быть изобретение вами новых способов рисования или лепки.

По окончании работы каждому предлагается рецепт изготовления «волшебных красок»,  бумажные шаблоны разных форм.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, кАрт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием. оллектива средствами художественной деятельности.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

     Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.п.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая.

В работе по художественному развитию детям младшего возраста предлагаются основном игровые действия, манипуляции с изобразительными материалами. Эти действия не направлены на создание конкретного образа предмета или явления; ребёнок «играет» с заданным правилом на основе собственных эстетических представлений - а в результате получается интересное изображение. Так например, монотипия на круге, или шестиграннике, когда ребёнок наносит пятна краски по собственному представлению, затем складывает форму листа пополам несколько раз, добиваясь симметричного узора. Так же доступна техника фроттаж: под лист бумаги подкладывается рельефное изображение, малыш закрашивает лист мягкой пастелью или масляным мелком, на листе получается объёмный оттиск, который может служить фоном для последующих действий, либо дорисовыванием деталей.  Техника печатного художественного изображения, где поролоновый штамп оставляет оттиск по трафарету или по нарисованному силуэту, печать листьями, ластиком с последующим дорисовываним. Рисование шариком, вызывает у детей интерес, как к действиям, так и к их результату. Изображение можно наносить по готовой аппликации или служить фоном для дальнейшей работы. Дети любят рисовать палочкой, точнее смешивать пятна красок свободными хаотичными  движениями,  необычные по цвету и форме разводы вызывают у детей массу эмоций.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимоотношения детей в игре. Влияние на эмоциональное состояние ребёнка»

Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складываетс...

«Взаимоотношения детей в игре. Влияние на эмоциональное состояние ребёнка»

  Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкн...

Самообразование (опыт работы) на тему "Музыка как метод воздействия на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Музыкотерапия - эффективное средство воздействия на дошкольников в развитии линости, коррекции эмоциональной и поведенческой функций. в материале описывается применение танцев, коррекционной ритмики и...

Арт-терапия (рисование шерстью) - как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка

Живопись шерстью - это уникальная техника выкладывания волокон под стекло. При этом получается объемная 3D картина и валяния не требуется. Эта техника появилась совсем недавно и стала набирать п...

Применение метода "Мандала" для определения эмоционального состояния ребёнка-дошкольника.

Мандалотерапия-это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию....

Инновационная техника арт-терапии- рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей.

Инновационная техника арт-терапии- рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического  воздействия на эмоциональное состояние детей....