"Методическая копилка" для воспитателей. "Формирование связной речи у детей с ОИН в старшем дошкольном возрасте"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
В данном материале перечислены специальные коррекционные приемы, структуры и этапы занятий по формированию связной речи у детей с ОИН в старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka_formir_svyazgoy_rechi.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методическая копилка» для воспитателя
«Формирование связной речи у детей с ОИН в старшем дошкольном возрасте»
Специальные коррекционные приемы, используемые при рассматривании картин:
1. Вопросы, раскрывающие содержание картины: кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Что еще изображено? Что эти предметы, (фон) рассказали о человеке?
При рассматривании можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания, например: о чем думает девочка? Где она была? Что будет делать? Это дополняет сюжетную линию, более глубоко раскрывает эмоциональное состояние изображенного человека и развивает фантазию ребенка.
2. Вопросы, помогающие понять настроение, чувства изображенного человека: почему художник его изобразил таким? О чем говорят его глаза? Какую тайну в человеке раскрывает лежащая рука, деталь одежды и т.д.
3. Вопросы, помогающие выделить средства выразительности, используемые художниками (колорит, композиция, фон) и т.д. Например, почему одна часть лица на портрете светлая, другая темная? Почему художник изобразил человека такой позе?
4. Поясненение, широко применяется в ходе бесед для расширения представлений детей. Этот прием используют в том случае, если ребенок затрудняется ответить. В дальнейшем пояснения нужно заменять вопросами, подводящие детей к самостоятельному объяснению.
5. Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения.
6. Акцентирование деталей. Суть данного приема в следующем: при восприятии картины все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза, или руки, или какая - то иная деталь. Эго помогает подчеркнуть выразительность важной части картины, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым.
7. Метод адекватных эмоций, направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине, например: какое у тебя бывает настроение, когда тебя обнимает мама? Какие у мамы руки? Как эта девочка на картине обнимает куклу? Какие у нее руки? Какое у нее настроение? Используя метод адекватных эмоций, важно учитывать связь предстоящего восприятия с предшествующим опытом дошкольников.
8. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
9. Прием «Вхождения» в картину» - предложить детям представить себя на месте изображенного, на портрете человека. Это оживляет восприятие и вызывает чувства сопереживания, сопричастия. Например: дано задание, представить, что картина ожила, и ответить на вопросы: «Что бы вы при этом услышали?» Какое у вас настроение? А у девочки на портрете какое настроение? Как вы об этом догадались? Кем бы ты хотел быть? Расскажи о себе.
10. Метод музыкального сопровождения. При рассматривании картины часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятия картины или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном.
11. Игровые приемы. Это приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части картины. Например: загадай что - либо о руке (глазе, одежде и т.д.), а мы отгадаем. Придумай название портрета, передай в движении положение руки, головы и т.д. давайте откроем «тайну» человека, скрытою от нас художником.
Пересказ.
1. Вводная беседа, (эмоциональный настрой, вопросы, рассматривание обложки).
2. Рассказывание текста.
Приемы:
- сопровождение настольного театра
- словарная работа
- рассматривание иллюстрации
- опорные схемы
3. Беседа по содержанию.
Приемы:
- вопросы
- выяснение словесно-логических связей.
4. Повторное рассказывание с установкой на пересказ.
5. Пересказ
6. Оценка
Виды пересказов:
совместный пересказ ребенка и педагога (договаривание фразы)
отраженный пересказ (повтор ребенком предложения за педагогом)
пересказ по частям
пересказ по ролям
пересказ с использование игрушек (настольный театр)
Заучивание стихотворения
(Г.Кузнецова).
Этапы:
1. Вступительная беседа (игровой момент)
2. Чтение стихотворения, готовность детей к вопросам педагога.
3. Чтение стихотворения целиком.
4. Чтение по строкам, разбор содержания по строкам для понимания для понимания содержания.
5. Вопросы обобщающего характера.
6. Чтение - повторение 1-2 раза.
7. Совместное чтение
8. Чтение стихотворения сильными детьми, совместно с педагогом.
9. Повтор стихотворения индивидуально.
10. Закрепление стихотворения в группе.
Художественная литература.
Структура занятия:
1. Вступительная беседа. Вызвать интерес к произведению.
Приемы:
- показ игрушек
- иллюстрации
- портрет писателя
- загадки
- игровые ситуации.
2. Знакомство с художественным произведением.
Приемы:
- рассказывание
- обыгрывание
- чтение текста
3. Работа над содержанием прочитанного.
Приемы:
- беседа
- просматривание иллюстраций
- чтение отрывка по желанию
- выборочное чтение
- выборочный пересказ (о самом смешном, грустном)
- пересказ
- обыгрывание текста при помощи настольного театра или фланелеграфа
- инсценировка (если хорошо усвоили 1 раз в квартал итоговое занятие в форме викторины)
- Драматизация
Рассказ - описание:
В описании существует определенная последовательность:
1. Отнесение предмета к отдельному виду (животное, растение, игрушка, посуда и.тд.)
2. Описание внешнего вида (выделение частей, деталей)
3. Описание свойств и качеств предмета
4. Место обитания, принадлежность
5. Выражение своего отношения к нему
Рассказ - повествование:
Имеет определенную структуру:
1. Начало (зачин)
2. Середина (развитие сюжета)
3. Конец
Необходимо помогать ребенку структурно оформлять высказывания.
Виды занятий по обучению рассказыванию по картине:
- Составление описательного рассказа по предметной картине.
- Составление рассказа по сюжетной картине.
- Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
- Составление рассказа по последовательной серии картин
- Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту
- Творческое рассказывание по сюжетной картине.
Этапы работы по составлению рассказа по картине:
1.Рассматривание рисунка
2.Называние всех, кто нарисован на картинке
3.Беседа по картинке (ответы на вопросы полными предложениями).
4.Составление рассказа по картинке с предложенным начало и без.
Структура занятия пересказа:
1.Организационный момент
2.Чтение произведения
3.Разбор текста
4.Пересказ текста
5.Упражнения на усвоение и закрепление речевого материала.
Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин:
1. Последовательный разбор каждой серии картинки
2. Размещение в нужном порядке
3. Определение общего содержания изображенных событий по вопросам педагога (по каждой картинке)
4. Самостоятельное высказывание по каждой из последовательных картинок
5. Составление рассказа по всей серии в целом.
Виды занятий по обучению рассказыванию с элементами творчества:
1. Составление рассказа по набору игрушек
2. По нескольким опорным словам и предметным картинкам.
3. Придумывание окончания незавершенного рассказа
4. Составление рассказа по аналогии.
Общая схема составления рассказа - описания по игрушке и картинке:
1. Определение (называние предмета)
2. Отличительные признаки (форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии, место произрастания, обитания)
3. Назначение предмета, отнесение его к существующей предметной группе.