"Методическая копилка" для воспитателей. "Формирование связной речи у детей с ОИН в старшем дошкольном возрасте"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

В данном материале перечислены специальные коррекционные приемы, структуры и этапы занятий по формированию связной речи у детей  с ОИН в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka_formir_svyazgoy_rechi.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическая копилка» для воспитателя

«Формирование связной речи у детей с ОИН в старшем дошкольном возрасте»

Специальные коррекционные приемы, используемые при рассматривании картин:

1. Вопросы, раскрывающие содержание картины: кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Что еще изображено? Что эти предметы, (фон) рассказали о человеке?

При рассматривании можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания, например: о чем думает девочка? Где она была? Что будет делать? Это дополняет сюжетную линию, более глубоко раскрывает эмоциональное состояние изображенного человека и развивает фантазию ребенка.

2. Вопросы, помогающие понять настроение, чувства изображенного человека: почему художник его изобразил таким? О чем говорят его глаза? Какую тайну в человеке раскрывает лежащая рука, деталь одежды и т.д.

3. Вопросы, помогающие выделить средства выразительности, используемые художниками (колорит, композиция, фон) и т.д.  Например, почему одна часть лица на портрете светлая, другая темная? Почему художник изобразил человека такой позе?

4. Поясненение, широко применяется в ходе бесед для расширения представлений детей. Этот прием используют в том случае, если ребенок затрудняется ответить. В дальнейшем пояснения нужно заменять вопросами, подводящие детей к самостоятельному объяснению.

5. Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения.

6. Акцентирование деталей. Суть данного приема в следующем: при восприятии картины все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза, или руки, или какая - то иная деталь. Эго помогает подчеркнуть выразительность важной части картины, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым.

7. Метод адекватных эмоций, направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине, например: какое у тебя бывает настроение, когда тебя обнимает мама? Какие у мамы руки? Как эта девочка на картине обнимает куклу? Какие у нее руки? Какое у нее настроение? Используя метод адекватных эмоций, важно учитывать связь предстоящего восприятия с предшествующим опытом дошкольников.

8. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

9. Прием «Вхождения» в картину» - предложить детям представить себя на месте изображенного, на портрете человека. Это оживляет восприятие и вызывает чувства сопереживания, сопричастия. Например: дано задание, представить, что картина ожила, и ответить на вопросы: «Что бы вы при этом услышали?» Какое у вас настроение? А у девочки на портрете какое настроение? Как вы об этом догадались? Кем бы ты хотел быть? Расскажи о себе.

10. Метод музыкального сопровождения. При рассматривании картины часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятия картины или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном.

11. Игровые приемы. Это приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части картины. Например: загадай что - либо о руке (глазе, одежде и т.д.), а мы отгадаем. Придумай название портрета, передай в движении положение руки, головы и т.д. давайте откроем «тайну» человека, скрытою от нас художником.

Пересказ.

1. Вводная беседа, (эмоциональный настрой, вопросы, рассматривание обложки).

2. Рассказывание текста.

Приемы:

  • сопровождение настольного театра
  • словарная работа
  • рассматривание иллюстрации
  • опорные схемы

3. Беседа по содержанию.

Приемы:

  • вопросы
  • выяснение словесно-логических связей.

4. Повторное рассказывание с установкой на пересказ.

5. Пересказ

6. Оценка

Виды пересказов:

совместный пересказ ребенка и педагога (договаривание фразы)

отраженный пересказ (повтор ребенком предложения за педагогом)

пересказ по частям

пересказ по ролям

пересказ с использование игрушек (настольный театр)

Заучивание стихотворения
(Г.Кузнецова).

Этапы:

1. Вступительная беседа (игровой момент)

2. Чтение стихотворения, готовность детей к вопросам педагога.

3. Чтение стихотворения целиком.

4. Чтение по строкам, разбор содержания по строкам для понимания для понимания содержания.

5. Вопросы обобщающего характера.

6. Чтение - повторение 1-2 раза.

7. Совместное чтение

8. Чтение стихотворения сильными детьми, совместно с педагогом.

9. Повтор стихотворения индивидуально.

10. Закрепление стихотворения в группе.

Художественная литература.

Структура занятия:

1. Вступительная беседа. Вызвать интерес к произведению.

Приемы:  

  • показ игрушек
  •  иллюстрации
  •  портрет писателя
  •  загадки
  •  игровые ситуации.

2. Знакомство с художественным произведением.

Приемы:

  • рассказывание
  • обыгрывание
  • чтение текста

3. Работа над содержанием прочитанного.

Приемы:

  • беседа
  • просматривание иллюстраций
  • чтение отрывка по желанию
  • выборочное чтение
  • выборочный пересказ (о самом смешном, грустном)
  • пересказ
  • обыгрывание текста при помощи настольного театра или фланелеграфа
  • инсценировка (если хорошо усвоили 1 раз в квартал итоговое занятие в форме викторины)
  • Драматизация

Рассказ - описание:

 В описании существует определенная последовательность:

1. Отнесение предмета к отдельному виду (животное, растение, игрушка, посуда и.тд.)

2. Описание внешнего вида (выделение частей, деталей)

3. Описание свойств и качеств предмета

4. Место обитания, принадлежность

5. Выражение своего отношения к нему

Рассказ - повествование:

Имеет определенную структуру:

1. Начало (зачин)

2. Середина (развитие сюжета)

3. Конец

Необходимо помогать ребенку структурно оформлять высказывания.

Виды занятий по обучению рассказыванию по картине:

  • Составление описательного рассказа по предметной картине.
  • Составление рассказа по сюжетной картине.
  • Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
  • Составление рассказа по последовательной серии картин
  • Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту
  • Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Этапы работы по составлению рассказа по картине:

1.Рассматривание рисунка

2.Называние всех, кто нарисован на картинке

3.Беседа по картинке (ответы на вопросы полными предложениями).

4.Составление рассказа по картинке с предложенным начало и без.

Структура занятия пересказа:

1.Организационный момент

2.Чтение произведения

3.Разбор текста

4.Пересказ текста

5.Упражнения на усвоение и закрепление речевого материала.

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин:

1. Последовательный разбор каждой серии картинки

2. Размещение в нужном порядке

3. Определение общего содержания изображенных событий по вопросам педагога (по каждой картинке)

4. Самостоятельное высказывание по каждой из последовательных картинок

5. Составление рассказа по всей серии в целом.

Виды занятий по обучению рассказыванию с элементами творчества:

1. Составление рассказа по набору игрушек

2. По нескольким опорным словам и предметным картинкам.

3. Придумывание окончания незавершенного рассказа

4. Составление рассказа по аналогии.

Общая схема составления рассказа - описания по игрушке и картинке: 

1. Определение (называние предмета)

2. Отличительные признаки (форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии, место произрастания, обитания)

3. Назначение предмета, отнесение его к существующей предметной группе.