Перспективный план работы для ребенка с моторной алалией.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шуляк Инна Александровна

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе и детям, имеющим тяжёлую речевую патологию. Ребёнок с особыми образовательными потребностями нуждается в коррекционной программе, которая бы учитывала его индивидуальные особенности. Данный перспективный план предназначен для составления рабочей логопедической программы для ребёнка с моторной алалией, у которого общее недоразвитие речи I уровня

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя-логопеда

Шуляк Инны Александровны

Логопедическая работа по преодолению моторной алалии

       Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Другими словами,  это такое нарушение речи при котором ваш малыш хорошо вас понимает, выполняет все ваши инструкции, однако речи как таковой у него нет. 

        В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе и детям, имеющим тяжёлую речевую патологию. Разрабатываются новые организационные формы работы, выявляются потенциальные способности таких детей к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в общество. Ребёнок с особыми образовательными потребностями нуждается в коррекционной программе, которая бы учитывала его индивидуальные особенности. Данный перспективный план предназначен для составления рабочей логопедической программы для ребёнка с моторной алалией, у которого общее недоразвитие речи I уровня (из опыта работы).

Цель: коррекция речевого развития ребенка с моторной алалией, ОНР 1 уровня, посредством специального коррекционно-развивающего обучения, социальная адаптация и интеграция в общество.

Задачи: 

1.Формировать психологическую базы речи (внимание, восприятие, память, воображение, мышление).

3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

4. Развивать фонематический слух и восприятие.

5. Активизировать словарный запас.

6. Совершенствовать слоговую структуру.

7. Учить ребёнка элементам грамоты (читать слоги и слова, говорить, запоминать и дифференцировать звуки, буквы, слова).

8. Развивать связную речь.

Примечание: выполнять все предъявляемые задания ребёнок должен по мере своих возможностей.

Перспективный план логопедической работы для ребенка с моторной алалией.

Этапы формирования устной речи.

1 этап.

Однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней.

1) Вызвать у ребенка желание подражать вербальной речи взрослых. 

2) Уточнение активного словаря. (Составление активного словаря).

3) Формирование предикативных слов (на, дай), «указательных» слов (вот, тут, там, здесь, это)

4) Формирование фразы из двух слов (обращение +предикативное слово). 

5) Расширение глагольного словаря за счет глаголов повелительного наклонения. Формирование фразы из двух слов (Обращение +глагол повелительного наклонения). 

 6) Слова слоговой структуры СГ - СГ, ГС, СГС

7) Лексическая темы: «Семья» и наиболее интересная тема для ребенка (транспорт, животные, игрушки…)

2 этап. Первые формы слов. Винительный падеж.

Фразовая речь

1) Научить пользоваться фразой из 2х или 3х слов (обращение + глагол повелительного наклонения + сущ. Вин.п). Уточнение окончаний существительного-объекта (сначала модель женского рода с окончанием – у, затем мужского рода с нулевым окончанием, затем мужского рода с окончанием.

Грамматика. Словоизменение. Словообразование.

1) Уточнить понимание грамматической конструкции (сущ. И.п + глагол 3 лица + сущ. Вин. П.)

Лексика

1) Лексические темы: Умывание и Купание, Части тела и лица, Одежда.  2) Научить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Понимать вопросы «кто?» и «что?».

3) Признаки предметов: размер (большой-маленький), цвет (3 основных цвета – красный, желтый, синий или зеленый).  В пассивном, потом в активном словаре – соотносить, показывать, называть).

4) Расширение активного словаря существительных (бытовой словарь, темы интересные ребенку).

5) Глаголы движения. Один предмет + несколько глаголов. Один глагол + несколько существительных.

Слоговая структура

1) Формирование слов со слоговой структурой СГ ССГ («наращивание слога)

Фонетика. Развитие фонематического слуха.

1) В речи использовать слова со звуками раннего онтогенеза, артикуляторно простыми: п, б, м, к, г, х, т, д, н. на произношение других звуков на этом этапе внимания не обращаем.  Развитие ВПФ

1) Понимание слов «одинаковый», «такой же», «отличается». Развитие зрительного восприятия и внимания.

2) Конструирование из кубиков по образцу и по инструкции, с использованием признаков предметов.

3 этап. Двусоставное предложение. 

Фразовая речь

1) Научить пользоваться фразой из 2-3х слов («сущ. в И. п. + глагол 3-го лица наст.времени», «сущ в И.п. + глагол в 3 лице наст времени + сущ. в Вин п.»). 

2) Преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы 3го лица. («спи – спит»)

3) Научить договаривать последнее слов  строчке стихотворения. Запоминать короткие двустишия и потешки.

4) Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом по картинке и по знакомой ситуации.

5) Научить понимать субъект (подлежащее, существительное в Именительном падеже) и объект (дополнение, существительное в Винительном падеже) в предложении. 

Грамматика. Словоизменение. Словообразование.

1) Понимание основных грамматических форм слов (- единственное и множественное число существительных,- числовые формы глаголов,- родовые и числовые окончания).

2) Научить пользоваться существительными 1го склонения в винительном падеже прямого объекта: последовательно – женского рода, мужского рода неодушевленные, мужского рода одушевленные. 

3) Научить понимать и образовывать формы множественного  числа существительных (модель с окончаниями –Ы, -И). Научить образовывать форму единственного числа от существительных во множественном числе. 

 4) Понимание грамматической конструкции, обозначающей место предмета.(где? на чем? в чем?) (вместе с темой «животные»)

5) Понимание формы множественного числа глаголов настоящего времени.

6) Согласование глаголов и существительных во множественном числе.

Лексика

1) Лексические темы. Увеличение активного словаря существительных и глаголов. («Животные: домашние и дикие», «транспорт»…)

2) Расширение словаря качественных прилагательных (цвет, вкус, форма)

Слоговая структура

1) Слова из 3х открытых слогов. Правильное употребление 3хсложных слов с ударением.

Фонетика. Развитие фонематического слуха.

1) (При необходимости) постановка звуков В, С, З.

Развитие ВПФ

1) Развитие пространственных представлений (верх, низ, правое и левое). Понимание. 

2) Исключение 4го лишнего предмета (по цвету, форме или размеру).

3) Сформировать представление о времени (было, есть, будет).

4 этап. Предложения из нескольких слов. Падежные формы.

Фразовая речь.

1) Научить грамматически правильно строить простые предложения из 3 – 5 слов (предложно-предметными конструкциями со значением места, мысли, инструмента…).

2) Научить договаривать предложение словом (в нужном падеже).

3) Научить пользоваться фразами с модальными глаголами и глаголами в начальной форме (я хочу гулять, он ….).

4) Научить пользоваться глаголами будущего времени (сложное будущее время глаголов несовершенного вида).

5) Научить составлять небольшие рассказы (3-5 предложений) по сюжетной картинке.

6) Научить составлять рассказ-описание (по схеме, по образцу, самостоятельно).

7) Пересказ небольших рассказов по вопросам, самостоятельно после прослушивания.

Грамматика

1) понимание рода существительных (мужской и женский). Обратить внимание на окончания слов.

2) Научить согласовывать притяжательные местоимения «мой», «моя» с существительными.

3) Научить согласовывать прилагательные с существительными в роде.

4) Понимание глаголов в форме прошедшего времени единственного и множественного числа, мужского и женского рода.

5) Научить согласовывать существительные с глаголами в прошедшем времени.

6) Понимать и образовывать существительные со значением уменьшительно-ласкательности (с суффиксом  -ик)

7) Научить понимать и образовывать формы множественного  числа существительных (модель с окончаниями –А; -Ы, со сменой места ударения).

8) Научить пользоваться падежными формами существительных в единственном числе:

  1. Дательный падеж косвенного объекта (кому?)
  2. Дательный падеж пространственных отношений (к кому? к чему?)
  3. Родительный падеж отсутствия (нет кого? без чего?)
  4. Родительный падеж для обозначения принадлежности (у кого?)
  5. Родительный падеж в значении материала (из чего?)
  6. Предложный падеж пространственных отношений (Где? на чем? в чем?)
  7. Предложный падеж мысли и чувства (о ком? о чем?)
  8. Творительный падеж совместности действий (с кем?)
  9. Творительный падеж пространственных отношений (под чем? над чем?) 

9) Научить понимать общность вопросов «Где?» и «На чем?», «В чем?». «Куда?» и «На что, во что?». 

 Лексика

1) Притяжательные местоимения (мой, моя)

2) Использовать качественные прилагательные (цвет, форма, размер, вкус) во фразе.

3) Прилагательные-антонимы (большой – маленький, добрый – злой, чистый – грязный…)

4) Лексические темы «Животные» (хищные, травоядные, морские, жарких стран), «Насекомые», «Птицы», «Дом», «Мебель», «Посуда»…..)

5) Тема «Детеныши» - научить понимать, запомнить названия детенышей домашних животных, научить образовывать названия детенышей от основы животного. Находить название взрослого животного от названия его детеныша.

6) Формировать понимание обобщающего значения слова.

7) Учить отгадывать предмет по описанию.

8) Понимать разницу в глаголах совершенного и несовершенного вида.

Слоговая структура

  1. Научить делить на слоги слова из 2 и 3 открытых слогов.

Фонетика. Развитие фонематического слуха.

1) Включаем в речь звуки С, З, Сь, Зь, Ц. По возможности (использовать или научить) Ш, Ж, Л, Ль, Й.

2) Определять первый звук в слове.

Развитие ВПФ

1) Научить объединять предметы в одну категорию (даже если нет вербального обозначения категории).

2) Исключение 4го лишнего (по признаку принадлежности к той или иной категории предметов).

3) Научить выделять главное в сюжетной картинке.

4) Учить анализировать и сравнивать предметы.

5) Научить относить живое существо к одной из категорий: животное, птица, рыба, насекомое – на основе анализа внешнего вида.

5 этап. Расширение объема предложения. Сложное предложение.

Фразовая речь

1) Научить строить и использовать сложносочиненные предложения в рассказах, повествованиях.

2) Составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

3) Научить строить и использовать сложноподчиненные предложения. Значение причины, цели, времени, качества и т.д. научить понимать разницу между причиной и целью действия, адекватно использовать союзы «чтобы» и «потому что». Прямой и обратный порядок построения сложноподчиненного предложения со значением времени. 

Грамматика. Словоизменение. Словообразование.

1) Существительные среднего рода: научиться определять, соотносить с местоимениями, научить образовывать множественное число, уменьшительно-ласкательные формы.

2) Научить пользоваться существительными (мужского, женского и среднего рода):

  1. в винительном падеже со значением пространства  куда?  во что? «откуда?», «из чего?».
  2. в родительном падеже со значением пространства  (откуда?). 
  3. в творительном падеже со значением орудия действия (чем?) (инструменты)
  4. в творительном падеже для обозначения временных отношений (когда?) (время суток, время года)

3) Научить образовывать притяжательные прилагательные (Чей хвост? – волчий. Чьё ухо? – волчье. Чья сумка – мамина.). 

4) Закреплять согласование существительных и прилагательных в роде и числе.

5) Научить согласовывать и использовать во фразовой речи согласованные прилагательные и существительные в косвенных падежах.

6) Научить образовывать наречия от качественных прилагательных.

7) Научить образовывать и использовать приставочные глаголы. Соотнести с использованием предлогов (в – из, на – с, через, к – от …).

8) Научить правильно употреблять числительные «один» - «одна» - «одно»  с существительными мужского, женского и среднего рода.

9) Научить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чк, -ок, -ышк, -ц. Отрабатывать использование параллельно с фонетическими темами «звук Ч», «звук Ш», «звук Ц», «звук Ж».

10) Научить образовывать прилагательные, имеющие ласкательное значе¬ние, с  использованием   суффиксов:   -еньк—оньк.

11) Научить правильно использовать в речи предлоги с, со, к, от, за, над, под, для, около, рядом с, у, между, вокруг и др.

12) Научить различать значение и правильно использовать предлоги по – на, на – над, между – вокруг.

13) Множественное число: существительные, у которых нет формы единственного числа (тема «Одежда», «Развлечения», «Инструменты»); существительные у которых нет формы множественного числа (темы: «Овощи», «Ягоды»). 

14) Несклоняемые существительные.

Лексика

1) Темы: Овощи, фрукты, ягоды, продукты питания, времена года, осень, зима, весна, лето, развлечения, инструменты, природные явления, одежда. 

2) Закреплять навык подбора слов по теме (например: тема «лето» - какая одежда, какие фрукты, ягоды, какие развлечения).

3) Антонимы: для существительных, прилагательных, глаголов, наречий время, размер, расстояние. Сравнение и противопоставление в одном предложении с союзами А, Но, Или. 

4) Уточнить значения приставочных глаголов.

5) Научить образовывать и использовать в речи слова с увеличительными оттенками. (вместе с фонетической темой «звук Щ» ).

6) Выучить времена года, время суток. Уточнить понимание времени (прошлое, настоящее, будущее, наречия – утром, ночью, завтра, вчера, потом, сначала…). Закрепить понятие «противоположный», подбирать антонимы.

Слоговая структура

1) 2,3,4хсложные слова с несколькими стечениями согласных.

2) Делить на слоги слова из 2-3-4х слогов со стечением. Определять количество слогов в односложном слове. Беседа с родителями.

3) Определять количество слогов в слове. Называть указанный слог.

Развитие ВПФ

1) Тренировка зрительного внимания (последовательное изучение предъявляемого материала слева направо и сверху вниз).

2) Тренировка слухового внимания – исключение четвертого лишнего без зрительного подкрепления.

Фонетика. Развитие фонематического слуха.

1) При необходимости постановка и автоматизация шипящих и сонорных звуков. 

2) Дифференциация имеющихся звуков.

3) Определять первый и последний звук в слове, наличие звука в слове.

4) Подбирать слова на заданный звук по определённой теме.

6 этап. Повествовательная форма речи.

Фразовая речь

1) Закрепление   навыка  составления  рассказа   по картине и серии картин с элементами   усложнения    (дополнение   эпизодов, изменение начала, конца рассказа, объяснение причин, сделать вывод и т. п.).

2) Закреплять навык самостоятельного рассказа о событиях своей жизни.

3) Научить считать количество слов во фразе. Выделение предлога как самостоятельного слова.

4) Научить составлять предложения из предложенных слов, правильно их согласовывая.

5) Закреплять использование в самостоятельной речи фраз с однородными подлежащими и сказуемыми.

Грамматика. Словоизменение. Словообразование.

1) Научить образовывать относительные прилагательные (со значением материала, из которого сделан предмет) с помощью продуктивных суффиксов; -ов, -ин, -ев, -ан, -ян. Отрабатывать совместно с лексическими темами «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Материалы».

2) Научить образовывать сравнительные степени прилагательных.

3) Научить правильно образовывать формы существительных во множественном числе в косвенных падежах. Использовать во фразовой речи.

4) Научить согласовывать числительные «один», «два», «пять» с существительными.

5) Закрепление навыков   употребления    обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приста¬вок, передающих различные оттенки действий (выехал, подъехал, въехал, съехал и т. п.).   

6) Научить правильно использовать в речи предлоги «Из-за», «из-под», «через».

7) Научить образовывать существительные от глаголов (по теме «Профессии») с помощью продуктивных суффиксов –чик, -щик, -тель, -исти непродуктивных суффиксов –арь, -ёр.

8) Научить преобразовывать существительные мужского рода со значением занятие\деятельность человека в существительные женского рода с помощью суффикса –ниц.

9) Дать представление об изменении числительных по падежам.

10) Научить использовать и изменять по лицам, числам и временам возвратные глаголы (-ся). Возвратные глаголы во втором лице единственного числа использовать при дифференциации звуков Си Ш.

11) Закрепление правильного использования согласованных числительных,прилагательных и существительных (1-2-5).

Лексика

1) Темы:«Дом», «Город», «школа», «больница», «профессии», «посуда», «Семья», 

2) Закрепление антонимов (существительные, глаголы, прилагательные, наречия).

3) Синонимы. Научить точнее выражать мысль с помощью синонимов.

4) Научить различать точное значение глаголов, нюансы употребления (шьет – вяжет, вышивает – пришивает, закрыть – застегнуть, стирать – мыть и т.д.)

5) По теме «семья» - расширить запас слов за счет уточнения взаимных родственных связей (бабушка, мама, внучка, дочка, сестра, племянница, тетя, и т.д.)

6) По теме Животные  - семья животных, научить образовывать существительные женского рода с помощью суффиксов –иц, -их. 

7) Использовать в речи слова, обозначающие моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый).

8) Слова, обозначающие чувства и эмоции человека.

9) Познакомить с многозначными словами и фразеологическими оборотами. Объяснение переносного значения слов.

10) Слова с двумя корнями – научить вычленять 2 корня (понятие корень не дается) из слова, толковать значение слова, исходя из анализа его частей. Образовывать из 2х слов одно сложное.

11) Понимать и образовывать родственные слова.

12) Выучить дни недели, названия месяцев.  Слоговая структура

1) Научить составлять слова из слогов, стоящих по порядку, стоящих в любом порядке. 

2) Научить соотносить движение руки с произнесением слога.

Развитие ВПФ

1) Решать арифметические примеры в пределах десятка.

2) Понимать и решать простые задачи.

3) Решать логические задачи. Выстраивать последовательность событий в рассказах или в сериях сюжетных картинок.

Фонетика. Развитие фонематического слуха.

1) При необходимости постановка и автоматизация сонорных звуков.

2) Дифференциация всех оппозиционных звуков (свистящих шипящих, соноров).

3) Закреплять навык определения наличия звука в слове, места звука в слове

Постановка (или уточнение) произношения

Ребенок повторяет за вами звуки: [А, О, У, И, Ы, Э].      отработка  речевого выдоха.

Ладонь ко рту ребенка, негромко и низким голосом тянуть А, выдувая воздух на ладонь. Затем произнесение звука коротко, указывать ребенку на его ладонь, подчеркивая этим ощущение выдоха.

Ребенок повторяет звук, чтобы на ладони чувствовался выдох. Говорить: А упал, и тыкать в руку пальцем. Отодвигать руку ото рта, показывать, куда должен «упасть» звук. Целясь звуком в ладонь, ребенок утрирует ротовой выдох, звук выходит более внятным.

Эти же упражнения выполнять с другими гласными звуками.

Различение гласных звуков с точки зрения их артикуляции

     Важно научиться различать звуки кинестетически «на ощупь», а не на слух.

Показывайте артикуляцию гласных звуков, особенно тщательно – И и Ы, так как они похожи. И – вытягивать губы, видны только верхние резцы, Ы – видны все зубы. Спрашивать: Какой это звук?

Вычерчивать на листе форму рта при произнесении гласных. Ребенок произносит звуки и обводит губы пальцем (использовать тактильную поддержку). Так ребенок ясно поймет, что  «рисуются» звуки.    

[А] – большой круг. [Э] – эллипс. [О] – небольшой кружок. [У] – маленький кружок, почти точка. [И] – сближенные горизонтальные линии, смыкающиеся по краям. [Ы] – горизонтальные линии на некотором расстоянии друг от друга, смыкающиеся по краям.

Формирование произношения согласных звуков

Постановка (или уточнение) произношения

     Звуки [Д-Т].

Положить ребенку на язык кусочек бумаги (например, обрывок фантика или бумаги для выпечки), «Выплюнь его». Показать, как: выплевывать фантик со звуком Т. Поставить к своему рту руку ребенка и, как бы «выплевывая» звук, произносить Т. Сказать: Т упал. Ткнуть пальцем в ладонь ребенка. Можно чуть высовывать язык между зубами. При этом ребенок ощущает артикуляцию звука тактильно (через соприкосновение с зубами).

Над произношением звука Д работать так же, но звук произносится звонко.

     Звуки [Б-П].

Работать похожим образом. Когда «выплевываются звуки», помогать  движением головы (вперед, по направлению к ладони). На первых порах можно «приклеивать» ребенку фантик к губам.

     Звуки [К-Г-Х].      

Ребенок произносить звук Т (Т-Т-Т). Надавливать деревянным шпателем на кончик его языка и постепенно отодвигать язык вглубь рта. Сначала слышится Т', потом – К' (оба недостаточно четкие). Когда слышится К, остановить шпатель. Сказать: Это К. Отстранить шпатель. Если звук искажается, снова надавливать на язык. Можно произносить вместе в ребенком. Затем показать ребенку, где  язык. Затем пусть сам «загоняет» язык в горло и повторяет  К. Пусть ощупывает пальцем заднюю засть спинки языка  у корня и мягкое нёбо (использовать тактильную поддержку)

Так же поставьте Г от Д.

Если звук Х получается у ребенка, как простой выдох, тянет Х, продвигать язык шпателем. Когда послышится Х, ребенок зажмет шпатель зубами и «смеется»: ХА-ХА, ХО-ХО, ХУ-ХУ. Потом пусть смеется без шпателя.

Звуки Х и К похожи. Делать с ними упражнения с карточками на различение (прием «Различение согласных по признаку глухости-звонкости»).

     Звуки [В-Ф].    

Ребенок несильно прикусывает верхними зубами нижнюю губу и выдувает изо рта воздух на ладонь.

     Звуки: [М, Н].

По дражанию. Ребенок произносит звуки так, чтобы они «падали» на ладонь. При постановке звука М мять пальцами губы ребенка.

 

Остальные звуки русского языка сложны по артикуляции, поэтому на первоначальном этапе постановки скорее всего удастся получить лишь приблизительное их произношение.

               

     Звуки [С-З-Ц].

Напомнить ребенку, как свистит комар: С-С-С. Показать, как у расположен язык. Положить себе на ладонь кусочек ватки и сдуть ее. Пусть ребенок повторит. В результате послышится свистящий звук, возможно, даже нормативный С.

     Если нет, пока ребенок выдувает воздух, показать ему по средней линии языка (зондом) и слегка прижать ею его язык. Выйдет правильный или почти правильный С. Для уточнения произношения пусть ребенок посильней улыбнется. Затем убирать зонд, произносить звук вместе с ребенком.

     Пусть ребенок произносит слоги (СА, СО, СЫ), повторяя их. Сначала можно не вытаскивать зонд. Затем надо произносить слоги без него.

[З]. Произнести С шепотом: Комар свистит тихо. «Тихо» сказать еле слышное С. Затем «свистеть» звонко: З. Комар свистит громко. Ребенок повторяет оба звука. Затем пусть повторяет: СА-ЗА, СЫ-ЗЫ. Делать со звуками упражнение с карточками на различение ( «Различение согласных по признаку глухости-звонкости»).

[Ц]. Пусть ребенок быстро повторит звукосочетание: ТС. Звуки сольются – выйдет Ц.

     Звуки [Ш-Ж].

Взять плотную полоску бумаги, придать ей вогнутую форму, а края завернуть наверх («ложечка»). Пока ребенок тянет: С-С-С, подцепить самодельным инструментом снизу кончик его языка, как ложечкой, и поднять язык за верхние зубы.  Язык будет прилипать к бумаге, его края немного заворачиваться наверх. Будет продолжаться слышаться звук: С-С-С. Произносить вместе с ребенком.

     Затем продвинуть кончик языка ребенка к альвеолам. Послышится неясный шипящий звук. Произнести Ш - так шипит змея. Отодвигать полоску от языка ребенка и поднимать ее опять, пока он не научится удерживать язык в нужном положении.

     Когда это получится, нажать ему пальцами на щеки (прижать к коренным зубам) и выдвинуть вперед губы «рупором». Послышится достаточно отчетливый шипящий звук. Затем пусть ребенок произносит вслед слоги.    

[Ж] -  от [Ш] так же, как [З] от [С]. Тихо шипит змея, а громко жужжит жук.

     Звуки [Ч-Щ].

     Убедится, что ребенок полноценно произносит мягкий Т'.  

Ребенок повторяет: ТИ-ТИ-ТИ (так «говорит» птичка). Прижать щеки ребенка к коренным зубам и выдвинуть вперед губы. Послышится: ЧИ-ЧИ-ЧИ. Затем пусть ребенок повторяет слоги: ЧА, ЧУ и др. Придерживать ему щеки.

     Пусть скажет Ч. Отпускать его щеки, прижимать опять, пока не научится произносить звук самостоятельно. Прислонить вертикально к губам указательный палец и произнесите: Ч-Ч-Ч – это тихо.        

[Щ]. Ребенок показывает, как сказать «тихо»: ЧЩ-Щ-Щ. Тянуть  ЧЩ с небольшими паузами: ЧЩ-Щ-Щ-Щ (прислонять палец к губам, говорить: тихо – ЧЩ-Щ-Щ). Ребенок повторяет. Удлинять паузы, чтобы после Ч слышались изолированные звуки Щ. Если звук недостаточно внятный, прижимать ребенку щеки к коренным зубам.

   Щ-Щ-Щ – очень тихо «говорит» ящерка. Пусть произносит Щ и слоги с этим звуком.

     Звук [Л].

Я пою – АЛА-ЛА-ЛА. На Л высовывать кончик языка между зубами. Выпевать различные мелодии. Петь вместе с ребенком. Если у ребенка будет выходить Н, пусть посильней высовывает язык изо рта. Пусть подставит ко рту ладонь, чтобы ЛА «попадало» на нее (показать).

     Когда получится более-менее внятный Л, ребенку нужно потихоньку убрать язык за зубы (продолжая «петь»). Язык должен виднеться в щель между зубами.

     Затем петь ЛО ЛУ и т.д. Затем ребенок должен повторять изолированный Л. Звук может выйти не совсем точным.

     

     Звук [Й].

Пусть ребенок тянет И, в это время продвигать шпателем его язык в глубь рта. В какой-то момент послышится Й.. Отодвигать шпатель, прижимать его, пока ребенок не будет удерживать произношение. Затем пусть повторяет слоги: ЙА, ЙУ и т.д.

     Звук [Р].

Ребенок произносит: Д-Д-Д, стучит языком об альвеолы. Показать пальцем, куда нужно «стучать», пусть сам ощупает это место. Можно поддерживать язык ребенка шпателем. Сказать ребенку, чтобы язык был твердым. Сделать твердым свой язык, показать ребенку пальцами, что он с трудом гнется (пусть то же самое сделает со своим языком).

     Пока ребенок говорит: Д-Д-Д, зондом двигать у него под языком. Будет слышаться Р -  так рычит тигр. Рычать вместе.

     Отслонять от языка зонд, когда вибрация прекращается, начинать заново.Если Р не получается, отложите работу над звуком на более позднее время.

     Можно действовать зондом иначе: не двигать, как обычно, слева направо, а быстрым коротким движением подталкивать язык ребенка в глубь рта. При этом возникает короткая вибрация: ДР-Р-Р.

Различение согласных по признаку глухости-звонкости

     Оглушаются звонкие согласные.

 Прежде надо в принципе сформировать представление о том, что такое «звонкость» и «глухость» звука (с целью большей доступности материала использовать наименования «громкий» и «тихий» звуки).

Я говорю громко – Б!  Затем: Теперь я говорю тихо – П.П выговаривайте шепотом. Ребенок повторяет звуки.

Говори громко – Б! Тихо – П. Он повторяет оба звука.

Произнести Б и показать карточку (звонкий звук). Затем шепотом П, не поднимая карточку. Дальше произносите ряд из звуков П и Б. На Б поднимаем карточку:  Затем это упражнение выполняет ребенок. То же со звуком П.

Аналогичные упражнения со звуками: Д-Т, Г-К, В-Ф.

     

Формирование представления о мягкости-твердости с опорой на кинестетические ощущения

Формировать представление о мягкости-твердости звуков с опорой на кинестетические ощущения мягкости и твердости языка и губ.

Потрогать стол: Твердый. Потрогать диванную подушку, продавить ее, погладить: Мягкая. Ребенок делает то же самое. Комментировать: Твердый, мягкая. Трогать другие предметы, игрушки. «Твердый» произносить сухим, недовольным голосом, «мягкий» нежно и ласково.

     Слова: твердый и мягкий сложны для произнесения, к ним трудно подобрать звукоподражания, поэтому обозначить их символами. Мягкость -  кусочком ваты, а твердость  - деревяшкой. Пусть ребенок удостоверится в качествах этих символов.

   

Показывать предметы, ребенок ощупывает их. Спрашивать: Мягкий? Твердый? Ребенок показывает ватку или деревяшку.

Напрягать губы, сжав гармошкой. Пусть ребенок потрогает их. Фу – твердые. Расслабить их. Пусть ребенок помнет их пальцами. Теперь – мягкие. Ребенок делает свои губы твердыми и мягкими, щупает их пальцами. Спрашивать: Твердые? Мягкие?

Высунуть напряженный, заостренный язык между зубами, пусть ребенок попробует сдвинуть его с места. Не убирая языка, сказать: Твердый. Положить широкий язык на нижние зубы. Пусть ребенок потрогает его, убедится, что он, как желе. Сказать Мягкий. Не прятать язык, произнести  «мягким» языком.

Постановка и различение мягких и твердых пар согласных звуков

     Ребенок может смягчать звуки или наоборот произносить твердо. В зависимости от надобности и мягкость, и твердость произношения формировать одинаковым образом, отталкиваясь от кинестетических ощущений ребенка. 

Закрепление произношения звуков

Начинать со звукоподражаний из одного звука. Показывать картинки с соответствующими изображениями.

 

     Жук: [Ж]. Комар: [С]. Тигр: [Р]. Змея: [Ш]. Ежик фыркает: [Ф]. Пароход гудит: [Л]. Муха: [З]. Ящерка шипит: [Щ]. Чайник кипит: [Ч] Заяц дрожит: [Й]. Кузнечик цыкает: [Ц].

      Трудно переключаться со звука на звук, а также запоминать и воспроизводить последовательность звуков.

     В связи с этим помогать ребенку переходить от звука к звуку пальцами (на гласные звуки вытягивать по-разному губы). Звуки, которые он не может выговорить в стечении согласных, пусть произносит сначала по одному, последовательно (в это время  пальцами или шпателем помочь ему произнести звук или переключиться со звука на звук – подтолкнув так или иначе его язык, направив его, задав ему движение, в нужную сторону).

Показывать картинки с изображениями животных и предметов, которые ребенок умеет называть звукоподражаниями из нескольких звуков. Спрашивать: Это кто? Это что? Если он недоговаривает в звукосочетаниях какие-либо звуки, пусть повторяет звукоподражания по нескольку раз – по звукам. Иногда помогать ему произнести звуки шпателем или пальцами.

Формировать новые звукоподражания с вновь поставленными звуками.

Учиться произносить простые существительные, называющие конкретные предметы. Показывать предмет и многократно произносить слово. При необходимости «выговаривать» слово по звукам. Ребенок повторяет.

 

     Звуки закреплять сначала в коротких (2-сложных словах с открытыми слогами), так как нужно сначала научиться удерживать в памяти минимальный простой для произношения слов звуковой ряд. Затем переходим к  более сложным словам.

     Односложные слова: мяч, шар, куб, газ, йод, жук, бок, лед, душ, сор, дом, лес, нос, сыр, суп, чай, пол, лоб, кот, конь, рысь, сад, рот, кит, пень, пыль, гусь, сок, лук, рис, соль, нож, мышь.

     Двухсложные слова: рука, нога, киса, миша, лиса, вода, вата, ляля, каша, губа, зубы, муха, тетя, дядя, кофе, небо, рыба, шуба, щука, коза, гора, море, река, щека, ванна, ухо, дыра, ваза, сани, лапа, лицо, часы, бусы, мясо, пила, кино, луна, лужа, лыжи, шея, шина, коса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень), проведенное совместно со взрослым

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Индивидуальный перспективный план работы на ребенка

Цель:  определение направлений коррекционной работы и содержания коррекционной работы...

перспективный план работы с ребенком инвалидом в ДОУ

В перспективном плане предложены игры и упражнения для развития мелкой моторики у ребенка-инвалида. Материал распределен на каждый месяц....

Индивидуальный план речевого развития ребенка с моторной алалией

 Представленный пример индивидуального  плана речевого развития ребенка с моторной алаллией, составленный по материалам конкретной речевой карты, может быть использован в качестве обр...

Коррекционная работа логопеда в ИОП ребенка с моторной алалией

Содержаие коррекционной работы логопеда в ИОП ребенка с моторной алалией...

Перспективный план работы по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников

В перспективный план по месяцам внесены дидактические игры и упражнения, графические задания, задания по рисованию для развития функций: подвижности кистей и пальцев рук, пространственного ориентирова...

Реализация годового перспективного плана_СНР у ребенка с ЗПР. I-II уровень речевого развития. Моторная алалия. Дизартрия

Реализация годового перспективного плана_СНР у ребенка с ЗПР. I-II уровень речевого развития. Моторная алалия. Дизартрия....