образовательная деятельность по развитию речи по теме "Овощи"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Лозовская Татьяна Николаевна

образовательная деятельность по развитию речи на тему "Овощи"

Задачи:

·        расширение предметного словаря;

·        развитие слухового и зрительного внимания; развитие речевых модуляций;

·        развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.

Оборудование: натуральные овощи (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель), плоскостной театр «Репка», бубен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема « ОВОЩИ »

Занятие 1

Задачи:

·        расширение предметного словаря;

·        развитие слухового и зрительного внимания; развитие речевых модуляций;

·        развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.

Оборудование: натуральные овощи (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель), плоскостной театр «Репка», бубен.

Ход занятия

1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика

Солнышко, солнышко, посвети, (Кисти рук поднять вверх, напряженные пальчики)

Лучики, солнышко, распусти! (широко развести в стороны.)

Дождик, дождик не молчит, (Подушечки пальцев стучат по крышке стола.)

Дождик весело стучит.

2. Ознакомление с темой занятия

Педагог демонстрирует натуральные овощи, называя их.

Дети рассматривают, трогают овощи. Педагог знакомит детей с обобщающим понятием « овощи » .

3. Инсценировка сказки «Репка»

Педагог показывает сказку с помощью фигур плоскостного театра.

4. Дети отвечают на вопросы логопеда по сказке:

- Что посадил дед? ( - Репку.)

- Кто тянул репку с дедом? ( - Бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)

- Как звал дед бабку?

Детям предлагается позвать бабку тихо, затем громко: «Баба, иди!»

- Как мяукала кошка?

- Как лаяла собака Жучка?

- Как пищала мышка?

5. Игра «Солнышко — дождик»

Педагог объясняет детям правила игры:

- Когда бубен стучит, на улице светит солнышко - можно гулять.

Когда бубен звенит, начинается дождик - нужно прятаться в « домики». (Дети должны присесть, поднять руки над головой в виде крыши.)

Сначала дети видят, что педагог делает: звенит или стучит в бубен. Затем игра усложняется: педагог производит действия с бубном, спрятав его за спину.

6. Итог занятия

Занятие 2

Задачи:

·        закрепление лексики по теме;

·        упражнение в сличении предмета и фишки; составление картинки из двух частей;

·        развитие мелкой моторики.

Оборудование: натуральные овощи (см. предыдущее занятие), счетные палочки (фишки) четырех основных цветов, разрезные картинки с изображением овощей, предметные картинки теме.

Ход занятия

1. Организационный момент его.

На столе у педагога поднос с натуральными овощами. Педагог называет овощ, а ребенок показывает

2. Упражнение в сличении цвета

На доску выставляются картинки с изображением овощей (помидора, огурца, капусты, свеклы). Детям раздаются по две счетные палочки (красного и зеленого цвета). I

Покажите, мне красную палочку. Такую, как этот помидор. И т.д.

3. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Так капусту мы рубили Попеременные удары ребрами ладоней по столу. И вот так ее солили. Имитация посыпания солью из щепотки. Отжимали ручками Интенсивное сжимание-разжимание кулачков.

И сложили кучкою. Ладошки ребрами скользят по столу к центру. В банку затолкали, Попеременные удары кулачками по столу. Крышкой закрывали. Один удар по столу ладонями.

4. Складывание картинок из двух частей по теме «Овощи»

Педагог раздает детям разрезные картинки. Дети складывают картинки, затем называет изображенные на них овощи.

5. Итог занятия

Занятие 3

Задачи:

·        активизация словаря по теме;

·        развитие тактильного восприятия;

·        развитие слухового внимания и понимания небольших стихотворных текстов; развитие мелкой моторики.

Оборудование: муляжи овощей, мешочек, картинка «Зайчики в огороде», игрушки (мяч, зайка, бычок, лошадка, мишка).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

На столе у педагога лежат муляжи овощей, известных детям. Педагог складывает их в мешочек, дети припоминают названия овощей. Затем каждый ребенок вынимает из мешочка один овощ и называет его.

2. Закрепление обобщающего понятия «овощи»

Демонстрируется картинка «Зайчики в огороде». Педагог задает детям вопросы:

- Что растет у зайчиков в огороде? ( — Морковь, капуста.)

- Как назвать это одним словом? ( - Овощи.)

3. Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Он под кустиком сидит Пальчики одной руки вытянуты, напряжены («кустик»).

И ушами шевелит. Шевелить вытянутыми указательным и средним пальцами

Вот так, вот так другой руки, остальные пальцы прижаты к ладошке

Он ушами шевелит. большим пальцем.

4. Прослушивание стихов А. Барто из серии «Игрушки»

Вызванный ребенок выбирает из предложенных игрушек ту, о которой говорится в прочитанном логопедом стихотворении, и называет ее: Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. И т.д.

5. Имитация движений по словесной инструкции

Педагог предлагает детям вспомнить и перечислить те игрушки, которые они выбирали, когда читались стихи. Далее дети по просьбе педагога изображают, как неуклюже шагает косолапый мишка, как скачет и цокает лошадка, как прыгает зайчик, как идет, качаясь, бычок.

6. Итог занятия

Занятие 4

Задачи:

·        уточнение произношения гласных звуков;

·        развитие ротового выдоха;

·        упражнение детей в понимании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

·        развитие мелкой и общей моторики.

Оборудование: два зайца-перчатки (разные по величине), парные картинки с изображением больших и маленьких овощей, натуральные овощи (капуста, морковь), нож, терка, салатник, соль.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Упражнение «Потянем ниточки»

Подражая педагогу, дети тянут гласные звуки «А», « О », « И » или произносят их отрывисто. Во время длительного произнесения сложенные щепоткой пальчики правой руки «тянут длинную ниточку» ото рта вперед на уровне лица. Аналогично, но отрывистым движением «тянут короткую ниточку».

2. Дидактическая игра «Два зайца»

Педагог демонстрирует детям двух зайцев (зайцы-перчатки надеты на руки логопеда) и объясняет, что у большого зайца-папы большие овощи, а у маленького зайчика - маленькие. Далее педагог предлагает детям внимательно послушать:

- У зайца-папы огурец. У зайчика огурчик.

Покажите, у кого огурец?

Дети показывают жестом на большого зайца.

- А у кого огурчик?

Дети показывают на зайчика.

Затем педагог подходит к каждому ребенку и задает аналогичные вопросы на понимание значения и различение слов: помидор - помидорчик, репа - репка, лук - лучок, морковь -морковочка, картошка - картошечка.

3. Дидактическая игра «Угостим зайцев»

Педагог раздает детям по одной картинке с изображением большого или маленького овоща, просит каждого ребенка подойти к нему и отдать свой овощ или папе-зайцу, или зайчику. Педагог произносит название отданной картинки, а ребенок должен повторить за ним. Так несколько раз.

4. Уточнение, практическое усвоение глагольного словаря по теме

Педагог рассказывает детям о блюдах, которые готовят из овощей; показывает, как рубят капусту, чистят и трут морковь, солят. Дети пробуют салат, приготовленный взрослым.

5. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...