Презентация "Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушением зрения"
презентация по коррекционной педагогике

Пятибратова Ирина Павловна
Руководство сюжетно - ролевой игрой для детей с нарушением зрения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическое руководство игровой деятельностью для детей с нарушением зрения Подготовила: И . П. Пятибратова

Слайд 2

Руководство сюжетно – ролевой игрой осуществляется в 2х направлениях: 1. Прямое руководство 2. Косвенное руководство

Слайд 3

Прямое руководство ( с вмешательством педагога в игру ) Прямые педагогические приемы: Ролевое участие в игре Показ образца игрового действия Предложение готового сюжета игры Участие в сговоре детей Предложение готовой темы игры Совет по ходу игры Беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей Помощь в распределении ролей Помощь в подборе игрушек, атрибутов Обучение ролевому поведению

Слайд 4

К освенное руководство (без вмешательства педагога в игру, направленное на обеспечение опыта детей) Наблюдения Целевые прогулки Экскурсии Беседы Чтение художественной литературы Просмотр кино и видеофильмов Занятия (особенно речевые) Рассмотрение иллюстраций Ознакомление с атрибутами, предметами – заместителями, и способами их использования Организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) Игры (конструктивные, дидактические, подвижные) Изобразительная деятельность Игры – имитации Придумывание историй для планирования игры, например, «придумаем историю о больной девочке и то, как помог ей необычный чай» Домашние задания, которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации, например «Как мама убирает, что делает сначала, что потом».

Слайд 5

Задачи и методика руководства сюжетно-ролевой игрой Ранний возраст Воспитатель - носитель игровых действий (предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла). Приемы прямого руководства показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого (проговариваем все свои действия ); совместные с воспитателем игровые действия; включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач); демонстрация , обучение использованию в игре предметов-заместителей; применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком; п одсказывающие вопросы.

Слайд 6

Ранний возраст Приемы косвенного руководства подбор игрушек с определенными свойствами; рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении; наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения; разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок); подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей); рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций-создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом); изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых) постановка педагогом проблемной ситуации (кукла Катя хочет кушать)

Слайд 7

Ранний возраст Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность.

Слайд 8

Задачи и методика руководства сюжетно-ролевой игрой Младший дошкольный возраст Вторая младшая группа Приемы прямого руководства : 1. Обучение способам игрового отражения действительности: включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта); обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере. 2. Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры : вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста); Поощрение; побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная ?); помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой ).

Слайд 9

Средняя группа Воспитатель - партнер и помощник в игре Приемы прямого руководства: включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто); вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога ).

Слайд 10

Младший дошкольный возраст Приемы косвенного руководства: Обогащение реального опыта детей в активной деятельности: внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений; экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми; создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения); чтение художественных произведений, драматизация сказок-наблюдение за играми других детей; напоминания об интересных фактах из жизни. Организация предметно-игровой среды: сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов; внесение в среду новой игрушки; Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни : ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин); создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими. Организация воспитателем игр обучающего характера : театрализованные игры; игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »; дидактические игры «Кому что нужно для работы». Создание игровой проблемной ситуации: с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек); с помощью активизирующего общения педагога с детьми; поощрение; привлечение в игру малоактивных детей.

Слайд 11

Младший дошкольный возраст Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно – ролевой игры до сюжетно - ролевой . К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

Слайд 12

Старший дошкольный возраст Воспитатель – наблюдатель, при необходимости руководство и помощник. Приемы прямого руководства: Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры ). Приемы косвенного руководства: обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы); привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей .

Слайд 13

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры: создание предметно-игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – « Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста) расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами, включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок, пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями . Помощь взрослого: вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность спланировать ход игры, последовательность действий распределить роли, согласовать замысел, помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре, наблюдение за игрой детей, направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности) создать игровую ситуацию, индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Слайд 14

Старший дошкольный возраст Вывод: К семи годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Роль игровых технологий в развитии сенсорных процессов у детей с нарушениями зрения

Игра, как способ познания. Что такое игровая тезхнология и ее роль для дошкольника. Сенсорное развитие ребенка. игровые технологии, применяемые в группе (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобо...

Игровой комплекс интегрированной совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения

Конспект совместной    деятельности по физической культуре для  детей с нарушением зрения...

Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...

Статья по теме: "Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения".

Уважаемые коллеги ,надеюсь данная статья будет вам интересна и полезна....