Логоритмика краеведческого характера как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Толкачева Татьяна Юрьевна

Многие испытывают потребность в интересном речевом материале, поэтому я  стала подбирать и разрабатывать различные варианты логоритмических упражнений, где речевой материал носил краеведческое содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_kraevedcheskogo_haraktera.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика  краеведческого характера, как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей

   В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами.     Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Не является исключением и наш город Санкт-Петербург. По статистическим данным, только около 15% новорожденных в нашем городе появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста,  не овладевшие  в нормативные сроки звуковой стороной языка.  Причем, число дошкольников, имеющих нарушение звукопроизношения, несмотря на постоянный рост логопедической помощи, выпуск разнообразной учебно-методической литературы, не уменьшается, а возрастает. Очевидно, что актуальность и значимость проблемы коррекции речевых нарушений по-прежнему велика. 

  В речевой группе проблема развития речи стоит наиболее остро, является для работающего в ней педагога предметом особо пристального внимания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Кроме того, у детей с ОНР недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение), а также моторика.

  Детей дошкольного возраста часто называют «почемучками»; у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир, людей, природу. Краеведческая деятельность предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром, дает убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие у них вопросы, формирует образ Родины. В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно знакомиться с родным городом, улицами, зданиями и т. д. Поэтому петербургская тематика является благодатной почвой для всестороннего развития детей, и в первую очередь речевого развития. Используя лексику петербургской тематики, можно подобрать лексико-грамматические игры и упражнения, а также упражнения на звукопроизношение, в которых у детей развивается речь, формируются познавательные процессы, нравственные нормы поведения, расширяется кругозор, появляются дополнительные возможности для развития творчества, происходит развитие эмоциональной сфер. Например, при запоминании ребенком своего домашнего адреса одновременно можно закрепить имеющиеся у него знания о безопасном поведении дома и на улице и в то же время пополнить, активизировать словарный запас малыша.

    Каждый раз мы задаем себе вопрос: «Как  же исправить ребенку речь   быстро и эффективно?  Как сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной. Пробудить  у детей интерес к выполнению различных упражнений, заданий, расширить круг знаний.

Чтобы коррекционный процесс обучения протекал в хорошей эмоциональной обстановке, чтобы детям во время непосредственной образовательной деятельности было занимательно, интересно и в то же время познавательно, мы стараемся умело подобрать интересный для каждого случая речевой материал. Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, мы используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

 Что же такое логоритмика?  Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речь, музыка и движение – вот три компонента, помогающих речевому развитию.  Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

   В поисках подхода к организации логоритмики и подбора речевого материала мы учитывали место проживания наших детей  это - культурный город Санкт-Петербург. Нашим детям посчастливилось родиться  в замечательном городе, и хочется вырастить из каждого малыша истинного петербуржца, патриота, любящего свой город, знающего его достопримечательности, умеющего в нем ориентироваться, понимать и ценить красоту его архитектуры, освоившего культуру поведения, способного грамотно рассказать об увиденном.

   Испытывая потребность в интересном речевом материале, мы стали подбирать и разрабатывать различные варианты логоритмических упражнений, где речевой материал носил краеведческое содержание.

  Поэтому решили включить в логопедическую ритмику речевой материал краеведческого характера, связанный с описанием достопримечательностей Санкт-Петербурга. При составлении текста логоритмики мы учитывали  также тематику, возраст и речевые нарушения детей. Нам необходимо было найти что-то близкое и понятное детям, тем не менее, логопедические  упражнения должны были давать результат и воздействовать на все психические процессы, а особенно на речь.                  Таким образом, учитывая речевые нарушения детей и то, что наши дети живут в городе Санкт-Петербурге, мы разработали систему работы с практическим материалом: « Логопедические упражнения и игры краеведческого содержания для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

 Предложенная система работы рассчитана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста и рассчитана на целый год. В работе также представлены перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности по различным областям, имеются логоритмические упражнения краеведческого содержания для каждой темы.

 Содержание системы реализуется через разнообразные виды деятельности детей и   посредством непосредственной образовательной деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.

С помощью использования логопедических приемов данной системы, у детей воспитывается чувство ритма и тембрового слуха, развивается координация движений, реакция, концентрируется внимание.

Таким образом, можно сказать, в результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.

 Также практика показала, что регулярная логоритмическая деятельность способствуют развитию речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками, развивает умение  составлять описательные рассказы о достопримечательностях Санкт – Петербурга.

Санкт – Петербург, в данном случае, выступает, с одной стороны, как учебная площадка, где ребёнок делает первые шаги по пути становления мировоззрения городского жителя. С другой стороны, ребёнок получает и первые впечатления от общения с этим городом, которые он передает через общение со сверстниками, с воспитателями и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логоритмика - эффективный метод преодоления речевых нарушений"

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Работая с детьми, и...

Доклад "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей"

Этот доклад был составлен по теме, которая меня очень заинтересовала. Надеюсь он будет полезен и вам....

Презентация Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии....

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.И логоритмика как одна из форм активной терапии, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, способствует овладению ч...

Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме: «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Цель: • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В последние годы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) становится все больше и им следует оказывать специализированную помощь. У детей наблюдается низкий уровень активного слова...