Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей
статья по развитию речи на тему

Терентьева Ольга Алексеевна

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

И логоритмика как одна из форм активной терапии, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, способствует овладению чистой речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логоритмика19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

И логоритмика как одна из форм активной терапии, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, способствует овладению чистой речью.

Целью логоритмики является коррекция и профилактика, имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова и движения.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме  ритмических упражнениях и играх.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  •         Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики);
  •         Образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений);
  •         Воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма);
  •         Коррекционные (укрепление мышц органов артикуляционного аппарата);

Логоритмика в первую очередь полезна детям:

• с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;

• с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

• с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

• с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;

• часто болеющим и ослабленным;

• находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логоритмические занятия включают в себя следующие элементы:

•        ходьбу в разных направлениях;

•        упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

•        упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

•        речевые упражнения без музыкального сопровождения;

•        упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

•        ритмические упражнения;

•        пальчиковые, коммуникативные игры;

•        пение;

•        упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк совмещается с движением.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Предлагаю вам из опыта работы некоторые  упражнения:

1. «Зарядка»        

Руки в стороны и в кулачок,

Разжать и на бочок,

Правую руку в верх,

Левую руку в верх,

В стороны, накрест,

В стороны, вниз

Тук- тук – тук!

Сделаем большой круг.

2. Массаж для рук «Лисички».

Вяжет бабушка лисичка

Всем ребятам рукавички.

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли.

А маленькие рукавички-

Для Наташеньки – лисички.

В рукавичках  да-да-да

Не замерзнем никогда!

3. Упражнение  на развитие внимания:

«У ребят порядок строгий».

 У ребят порядок строгий,

 Знают все свои места,

 Поскорее становитесь

 Тра – та - та - та, та – та – та – та!

 (воспитатель показывает карточку – схему)

 Дети встают так, как изображено на схеме.

 4. Стихи, сопровождаемые движениями «Огород».

Мы идем на огород,

Посмотреть, что там растет,

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой.

Будем низко приседать

Их с корнями выдирать.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

Трогать мы ее не будем!

Мы перчатки раздобудем.

Грядки мы польем из лейки

И присядем на скамейке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей"

Этот доклад был составлен по теме, которая меня очень заинтересовала. Надеюсь он будет полезен и вам....

Презентация Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии....

"Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений"

влияние логоритмики для улучшения работы речевых нарушений детей дошкольного возраста...

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений. Тема: "Чудеса времен года".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9165227","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"404"}}]]...

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Рекомендации по проведению занятий.Правила ,структура проведения занятий,...

Логоритмика краеведческого характера как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей

Многие испытывают потребность в интересном речевом материале, поэтому я  стала подбирать и разрабатывать различные варианты логоритмических упражнений, где речевой материал носил краеведческое со...