Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Малкова Ксения Алексеевна

Роль логоритмики в работе учителя-логопеда, способы её использования на занятиях с детьми младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»

D:\Работа\Филиппок\Фото\IMG_20171026_090505.jpgD:\Работа\Филиппок\Фото\IMG_20171026_091705.jpg

   Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

   Логоритмические занятия с младшей группой даёт возможность раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений речи. Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально 2 раза в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

   В подготовительной части используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

   Основная часть включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

  • на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • на развитие внимания;
  • регулирующие мышечный тонус;
  • на развитие чувства темпа и ритма;
  • на развитие координации движения;
  • на координацию речи с движением;
  • на координацию пения с движением;
  • на развитие речевых и мимических движений.

  В заключительную часть входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

   Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

  • артикуляционную гимнастику;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

  Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать на других занятиях.

   Необходимым элементом является наглядный материал – иллюстрации, элементы

костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении

логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя, психолога.

   Регулярные занятия логоритмикой способствуют улучшению речи ребенка вне зависимости от вида речевой патологии, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Список информационных источников

Для педагогов:

1. Анисимова Г.И. Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. -

СПб.: КАРО, 2008 – 64 с.

2. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет.

Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006

3. Горбина Е.В. Песенки-чудесенки. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 80 с.

4. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и

методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006

5. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная

пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD: Учебно-методическое пособие для

педагогов ДОУ. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 48 с.

6. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической

группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

7. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет”- М.: ТЦ

Сфера, 2008

8. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет”- М.: ТЦ

Сфера, 2008

9. Костылёва Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи

дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.

10. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с

тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002

11. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1999. – 256 с.

12. Микляева Н. В., Полозова О. А. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ:

Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис – пресс, 2005

Для родителей:

1. Железнова Е. Весёлая логоритмика для детей (аудиозаписи).

2. Костылёва Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи

дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.

3. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для

логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005

4. Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях:

практическое пособие для педагогов и родителей». – СПб.: Издательство

«Крона.Век», 2012 г.

5. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО

«Издательство АСТ», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей"

Этот доклад был составлен по теме, которая меня очень заинтересовала. Надеюсь он будет полезен и вам....

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.И логоритмика как одна из форм активной терапии, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, способствует овладению ч...

Логоритмика краеведческого характера как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей

Многие испытывают потребность в интересном речевом материале, поэтому я  стала подбирать и разрабатывать различные варианты логоритмических упражнений, где речевой материал носил краеведческое со...

Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В последние годы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) становится все больше и им следует оказывать специализированную помощь. У детей наблюдается низкий уровень активного слова...

Презентация Логоритмика как эффективный метод развития речи и моторики детей младшего дошкольного возраста

Презентация для воспитателей "Логоритмика как эффективный метод развития речи и моторики детей младшего дошкольного возраста"...

Мастер – класс по логоритмике на методическом объединении «Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников».

Мастер – класс по логоритмике на методическом объединении «Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников»....