Развиваем кисти рук детей с ОВЗ
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике

Сергеева Марина Борисовна

Развиваем кисти рук детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_kisti_ruk.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева

МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия

Развиваем кисти рук.

Своевременное освоение малышом речи становится катализатором его успешного интеллектуального, творческого и социального развития. К тому же говорящего ребёнка гораздо легче понять, и это серьёзно облегчает жизнь ему самому и его любимым взрослым. Конечно же, нам хочется, чтобы наш замечательный малыш поскорей научился хорошо пользоваться речью. Можно ли как-то ему помочь?

Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое.

Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук - представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции – двойная польза!

Итак, чем же можно заниматься с крохой:

1. Массаж! – ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2. Фасолевые ванны – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

4. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

5. Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

6. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой - игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

7. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.)

8. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую – разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

9. Паззлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

10. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Используйте творческий подход, занимаясь со своим любимым крохой: все занятия можно сопровождать сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с малышом за руку немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста – выделите крохе кусочек. И конечно же, много говорите с малышом, обсуждайте всё, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога!

Величина предметов

Такие понятие, как “большой-маленький”, длинный короткий”, “высокий-низкий”, ребенок усваивает в повседневной жизни: через игры, наблюдения в природе, в бытовых ситуациях.

Девочка правильно подберет платьице и туфельки для большой и маленькой куклы, а мальчик найдет “подходящее” колесо к поломанной машинке.
Делая гирлянду к Новому Году, поздравительную аппликацию к дню рождения бабушки, выполняйте задание типа: “в гирлянде надо чередовать большие и маленькие снежинки”, “узор будет смотреться лучше, если наклеим одну большую елочку и две маленькие ”…..

На прогулке отмечайте, какое дерево выше, какое ниже; у какого дерева листик шире, а у какого уже и т.д.

Приобретите книги типа “Логика”, “Логические задачи”, “Математика для дошкольников”. Там вы найдете много заданий для определения величины предметов (“Чей хвост?”, “Чья коробка?”, “Подбери ножку к грибку”, “Кто выше всех?” и т. д.)

Пятилетнему малышу наверняка понравится игра “Наоборот”. Бросая мяч, вы называете слово, а ребенок, поймав мяч, называет слово, противоположное по значению: “большой-маленький”, “узкий-широкий”, “низкий-высокий”, “толстый-тонкий” и т. д.

Интересным и полезным будет задание “Закончи предложение” (Если ель выше березы, то береза..., Если Света старше Маши, то Маша...)

Геометрические фигуры

Знакомство с геометрическим материалом начинается с обыкновенных игр с кубиками, распознавания фигур. Малыш по просьбе взрослых находит в природе предметы, имеющие форму шара, куба, квадрата и т. д.
Уже с четырехлетнего возраста ребенок играет с конструктором, подбирая разные геометрические фигуры для конструирования.
Детям очень нравится игра “Волшебный мешочек” – с закрытыми глазами нужно достать предмет из мешочка и, определив на ощупь его форму, догадаться, что же это такое.

Можно предложить малышу “Геометрическое лото”, лото “Цвет и форма”. Полезным и интересным занятием будет также составление узоров из геометрических фигур.
Дети любят выкладывать многоугольники из палочек. Покажите, как можно превратить одну геометрическую фигуру в другую, прибавляя или забирая одну палочку.
5- летнему ребенку понравится игра “Танграм” – из имеющихся геометрических фигур нужно составить фигуры-силуэты по предложенным образцам.
Предложите малышу обвести при помощи трафаретной линейки квадрат, треугольник, круг, а затем помогите начертить их, используя линейку и циркуль.
Научите ребенка измерять длину предметов при помощи линейки, рассказав перед этим о единицах измерения (см, м, км). Вооружившись метром, измерьте вместе с малышом длину и ширину комнаты.
Все занятия старайтесь проводить в виде веселой и увлекательной игры!

Многих родителей интересует, как правильно подготовить ребенка к школе, какими знаниями, умениями, навыками должен обладать шестилетний малыш, чтобы в первом классе у него не возникло проблем в усвоении школьной программы. В этой статье речь пойдет о математике. Именно этот предмет чаще всего называют любимым и наиболее интересным дети младшего школьного возраста (разумеется, при условии, что учитель работает творчески, использует на уроках дидактические игры, игровые ситуации, элементы соревнования и т.д.).
Обучая математике 4-5-летних малышей, следует помнить, что только живой интерес детей к изучаемому материалу позволит достичь желаемого результата. А чтобы ваши “уроки” были для ребенка веселым и увлекательным занятием, а не скучной и утомительной процедурой, играйте с малышом, вместе “открывайте” окружающий мир с его тайнами и загадками и радуйтесь этим открытиям, фантазируйте, сочиняйте, обыгрывайте ситуацию, проявите все свои творческие способности.
Ниже вы прочтете, какие приемы можно использовать для работы с детьми, познакомитесь с некоторыми дидактическими играми для усвоения того или иного материала. Конечно, эта статья – только “краткий справочник” для родителей, которые сами готовят детей к школе.

Итак, поговорим конкретно о том, чему же следует учить дошкольника и как. Конечно, ваш ребенок уже обладает элементарным представлением о пространстве, времени и величинах, знаком с некоторыми геометрическими фигурами, цифрами, может решить несложные примеры и задачи и т. д. Остановимся подробнее на каждом из видов деятельности.

Ориентирование в пространстве

Может ли ваш малыш, по просьбе взрослого, подать предмет, находящийся - над (за, под, перед) столом? Может ли он пройти в заданном направлении (вперед, назад, вправо, влево) и найти на картинке предмет, расположенный справа (слева) от заданного (перед ним, за ним), определить, какое из яблок на картинке висит выше, а какое ниже всех?

Все это - элементарные представления о пространстве, которыми ваш ребенок уже владеет. А вот какие игры вы можете предложить малышу для их совершенствования:

  1. “Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет”

Ребенок по вашим указаниям идет в заданном направлении, чтобы найти игрушку (сделай два шага вперед, повернись направо, сделай три шага вперед и т.д.).

  1. “Угадай, сколько шагов?»

Малыш должен определить, сколько приблизительно шагов от него до определенного предмета.

  1. “Расскажи о своей квартире”

Ребенок должен рассказать, какие помещения есть в его квартире, сколько комнат, куда нужно повернуть, чтобы попасть в спальню, кухню и т.д.

  1. “Что изменилось?”

Вариантов игры множество. Ребенок может выйти из комнаты, а вернувшись, рассказать, что в ней изменилось (переставлен стул, убрана книга со стола и т.д) Можно в определенном порядке разложить на столе предметы и попросить малыша запомнить, что и где лежит. Затем он должен закрыть глаза, а вы - поменять местами два предмета (или один убрать). Вначале нужно брать небольшое количество предметов (4-6), менять местами не более двух из них. Затем усложняйте задания, исходя из индивидуальных способностей вашего ребенка.

  1. Задания по образцу

Предложите малышу выложить по образцу узор из подготовленных заранее (скажем, вырезанных из цветной бумаги) геометрических фигур. Еще один вариант задания – выложить фигуры в определенном порядке. (Положи три желтых треугольника, рядом с ними – три синих. Под каждым треугольником помести красные кружочки, причем большие кружочки должны чередоваться с маленькими) и т.д. Чтобы ребенку было интереснее, обыграйте ситуацию. Вашему сыну, вероятно, понравится, если он получит задание послать “шифровку” полюбившимся ему героям мультфильмов, используя те же геометрические фигуры. Конечно, малыш постарается не допустить ошибок, ведь иначе он подведет своих друзей! “Шифровку” вы можете изобразить на бумаге, а ребенок выполнит ее в виде аппликации. Для этого понадобится лист картона, необходимые геометрические фигуры из цветной бумаги и клеящий карандаш. Ну, а о чем будет говориться в послании, придумайте вместе с сыном (без сомнения, это будет очень важная информация!) А девочка с удовольствием выполнит по заданному образцу аппликацию, если она превратится в картинку или коврик для домика Барби.

Ориентирование во времени

Одним из показателей развития ребенка является его умение ориентироваться во времени.

С 3-4-летнего возраста малышу известны понятия “сейчас”, “потом”, “долго”, “недолго”, “сегодня”, “завтра”, “день”, “ночь”. Он знает, когда необходимо говорить “доброе утро”, “добрый вечер”, “спокойной ночи”, может определить, какое время года изображено на картинке, расскажет о своем режиме дня и т.д.
В 5-летнем возрасте ребенок без труда запомнит названия дней недели. Только не забывайте ежедневно отмечать, какой именно сегодня день. Малыш должен знать, что у многих людей суббота и воскресенье – выходные дни. Расскажите ребенку о месяцах. Сразу ему трудно будет запомнить названия всех месяцев и их очередность. Но если ежедневно напоминать малышу о том, какой сейчас месяц, с этой проблемой он справится. Не забывайте также упомянуть, какое сегодня число.
К шести годам ребенок без труда назовет сегодняшнее число, месяц и день недели, закончит предложение “Вчера была среда, а сегодня ... Завтра будет ...”
Неплохо, если малыш выучит стихи с временными понятиями. Хотя ребенок еще не умеет читать, покажите ему всевозможные календари, приобретите “отрывной” календарь. Пусть обязанностью малыша будет ежедневное отрывание листка календаря, а вы при этом прочтете то, что там написано.

Настало время ознакомить ребенка с часами. Обычно, если в доме “главные” часы – электронные, дети довольно рано обучаются если не определять по ним время, то называть “сколько на часах”. Почаще просите ребенка подсказать вам который час. Пусть сначала малыш вместо “шестнадцать сорок пять” скажет “один, шесть и четыре, пять”. Похвалите его, поблагодарите за помощь, а затем скажите, что “один, шесть” – обозначает число шестнадцать, “четыре, пять” – сорок пять.

Постепенно ребенок усвоит нумерацию в пределах ста и безошибочно будет называть время.
Ознакомление детей со “стрелочками” происходит значительно позже. Для обучения лучше взять макет часов, на котором ребенок может двигать стрелки. Сначала покажите малышу разные положения часовой стрелки. Поиграйте с ним в “Режим дня” (Кукла Маша просыпается в 8 часов утра. Покажем это время на часах. В 9 часов – завтрак. Как ты думаешь, где находится в это время стрелочка? И т.д.) Затем расскажите о минутной стрелке. Предложите ребенку решить такую “задачку”: “В 9 часов ты идешь умываться и чистить зубы. Выходишь из ванной через 10 минут. Как же показать на часах время 9 часов 10 минут?” Вместе установите минутную стрелку и дайте необходимые пояснения. Так, играя, ваш малыш научится вскоре самостоятельно определять, который час.

Готовя ребенка к школе, родители должны помнить, что добиться усвоения необходимого учебного материала – не первостепенная задача. Главное – вызвать у малыша интерес к учебе, желание пойти в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни

У здорового новорожденного ребёнка отсутствует хватание,наблюдаются червеобразные действия пальцев кисти. Работу по тренировке пальцев рук надо начинать с развития хватательных навыков.Я предлагаю пер...

Конспект НОД во второй младшей группе «Волшебная страна» (оттиск печатками поролона, рисование жесткой полусухой кистью) для детей 3-4 лет

Образовательные области: познание, художественный труд, здоровье.Развитие творческого воображения, выбор способов изображения и изобразительного материала в зависимости от передаваемого образа.Задачи:...

Консультация для родителей "Развиваем кисти рук"

Советы родителям по развитию мелкой моторики рук....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей сОВЗ (ТНР) 4-5 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (ТНР) 4-5 лет...

Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей сОВЗ

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствую...

Развитие мелкой моторики у детей сОВЗ

Как развивать моторику у детей с ОВЗ, основные приемы и упражнения....