День открытых дверей. Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с синдромом Дауна по теме: "День рождения куклы Кати"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Харитонова Светлана Викторовна

Занятие разработано для неговорящего, но понимающего инструкцию ребенка. Позволяет обучать новым навыкам и умениям, развивать речевые и неречевые психические функции в обстановке эмоционального комфорта, воспитывать положительную мотивацию к общению со взрослым.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_den_rozhdeniya_kukly_kati.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое учреждение ХМАО - Югры

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

 с ребенком с синдромом Дауна

Тема: «День рождения куклы Кати»

                                                                                                     Подготовила и провела:

                                                                                                   учитель-дефектолог

                                            Харитонова С.В.

                                                         

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Обучать ребенка элементарным навыкам учебной (игровой) деятельности (умение сидеть на стульчике за столом, выполнять инструкции педагога).
  • Обучать подражательным действиям взрослого, умению выполнять 2-3 взаимосвязанных действия (взять предмет – поиграть – отложить его).
  • Формировать умения: различать три цвета предметов (синий, красный, желтый), соотносить их, различать три величины предметов, группировать предметы.
  • Уточнять названия частей тела и лица в ходе выполнения игровых и массажных действий.

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать координированные действия рук; мелкую моторику пальцев; развивать функции ведущей (рабочей) руки.
  • Развивать все виды ориентировок: зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические.
  • Развивать понимание речи и предпосылки активной речи.
  • Формировать устойчивое внимание, развивать наглядно-действенное мышление, память.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать положительную мотивацию к взаимодействию со взрослым.

Здоровьесберегающие:

  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Оборудование: нарядно одетая кукла; красивый мешочек из ткани; звучащие игрушки: барабан, погремушка, колокольчик; картина  изображением солнышка; ширма; пирамидки синего, красного, желтого цветов; 3 «пальчиковых бассейна» с разными наполнителями (пшеном, горохом, манкой); аудиозапись музыки Е.Железновой «Ручка вверх»; картинки с изображением зайца и медведя; мягкие игрушки: зайка, мишка; детская мебель 3 размеров; игрушечная посуда (чашки, тарелочки) 3 размеров; большая тарелка с муляжами сушек, печенья, ягод малины, морковки; световая панель «Рисунки на песке».

Ход занятия.

Организационный момент. Игра «Кто у нас хороший?».        

- Кто у нас хороший?

 Кто у нас пригожий?

 Семочка хороший.

 Семочка пригожий.

Игра «Прятки».  Уточнение названий частей лица и тела с выполнением массажных и игровых действий.

- А где же наши глазки? (прикрываем глазки ладошками). Вот, вот наши глазки! (убираем ладошки). Где же наши ушки? (поглаживаем ушки). Вот, вот наши ушки! Где же наши ручки? (прячем руки за спину). Вот, вот наши ручки! (поднимаем ручки, делаем фонарики).

- Молодец, как ты хорошо играл в прятки. С тобой захотело подружиться солнышко (показ картины с изображением солнышка). Посмотрим на солнышко и поиграем ладошками.

- Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило (поглаживаем лоб ладошками)

Солнышко проснулось,

К щечкам прикоснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило (поглаживаем щеки ладошками)

Солнышко проснулось,

Подбородочка коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило (поглаживаем подбородок ладошками)

Артикуляционная гимнастика. Солнышко разбудило язычок, он выглянул из домика-ротика и решил погреться на солнышке (упражнение «Лопаточка»). Потом язычок снова ушел в домик-ротик. А губки улыбнулись солнышку (упражнение «Улыбка»), потом потянулись навстречу солнышку (упражнение «Трубочка»).

Сюрпризный момент. Раздается стук.

- Ты слышишь, кто-то стучит. Кто-то к нам пришел. Посмотри, какая красивая кукла пришла к нам! Куклу зовут Катя. Поздоровайся с Катей. Здравствуй, Катя. Дай Кате ручку. Посмотри на Катин наряд – красивое белое платье. Тебе нравится Катино платье? А на голове у Кати белый бант. Скажем вместе «бант». А у меня есть бантик на голове? Катя нарядная, потому что у неё сегодня день рождения! Давай ей похлопаем и крепко обнимем.

Кукла в гости к нам пришла

И мешочек принесла. 

Мы на стульчик присядем,

Что в мешочке том, узнаем!        

 Ребенок достает игрушки из мешочка.

Развитие слухового восприятия. Ты достал из мешочка звучашие игрушки. Катя будет играть ими за ширмой, а ты будешь угадывать, какой игрушкой Катя играла. (Если ребенок выбирает правильно звучащую игрушку, то он производит ею игровые действия).

- Молодец, правильно угадал. А что-то Катя печальная. Катя, что случилось? (Кукла что-то «шепчет» педагогу). Катя играла с пирамидками, и колечки от пирамидки потерялись. Видишь, на пирамидках не хватает колечек. Сема, найди в этих коробках колечки и надень их на пирамидки, которые по цвету подходят колечкам.

Развитие мелкой моторики. Соотнесение предметов по цвету. Перед ребенком – 3 «пальчиковых бассейна» с разными наполнителями (горохом, манкой, пшеном), в каждом из которых находятся колечки. Ребенок находит колечки и надевает их на пирамидку соответствующего цвета.

- Молодец, Катя говорит тебе: «Спасибо».

- День рождения — весёлый праздник. Давай включим музыку, возьмём наши волшебные палочки и потанцуем!

Физминутка. Логоритмическая игра «Ручка вверх» под музыку Е. Железновой.

Ребенок танцует с султанчиками в руках.

Ручку вверх и ручку вниз (3 раза), кружись, кружись, кружись, кружись!
Ножку вверх и ножку вниз (3 раза), кружись, кружись, кружись, кружись!
Вот мы скачем вверх и вниз (3 раза), кружись, кружись, кружись, кружись!
Полетели вверх и вниз (3 раза), кружись, кружись, кружись, кружись!

- Кате понравился наш танец, она улыбается.

Развитие зрительного восприятия.

- К Кате пришли гости, а кто это, ты узнаешь по их фотографиям (показ картинок с изображениями зайца и медведя). Кто это? (произнесение полного слова педагогом: «зайка», упрощенного слова ребенком: «зая»). Покажи, как прыгает зайка. Кто это? (ребенок произносит звукоподражание: «э-э-э», изображает походку медведя).

 - Найди Катиных гостей в группе (ребенок находит зайку: узнает его по торчащим над столом ушкам, и мишку: узнает по лапам, которые виднеются из-за кресла).

Развитие умения различать величину предметов.

- Накроем стол для Кати и ее гостей. Мишка большой, поставь ему самую большую чашку и тарелку для угощения, кукла Катя поменьше, для нее поставь чашку и тарелку поменьше. Зайка самый маленький, для него поставь маленькую чашечку и тарелочку. Посади мишку на самый большой стул, куклу Катю на стул поменьше, а зайку – на маленький стульчик. А теперь разложи по тарелочкам угощение к чаю.

Формирование умения группировать предметы.

Ребенку предлагается «смесь» из угощений – в большой тарелке перемешаны муляжи сушек, печенья, морковки, малины.

- Положи угощение: для куклы Кати сушки и печенье, для зайки - морковку, для мишки – ягоды малины.

- Скажем кукле Кате и ее гостям: «Кушайте, пейте чай! Приятного аппетита!»

- Пока кукла Катя пьет чай с гостями, сделаем подарок для нее: нарисуем солнышко

Развитие координированных движений руки. Дыхательная гимнастика. Ребенок рисует солнышко на световой панели «Рисунки на песке» (взрослый помогает). 

- Кате очень понравился твой рисунок, она говорит тебе: «Спасибо», и тоже дарит тебе подарок: мыльные пузыри. Давай сделаем для Кати салют из мыльных пузырей (ребенок выдувает мыльные пузыри).

Итог занятия.

- Тебе понравился день рождения куклы Кати? Кукле Кате тоже понравилось, как ты играл с ней. А сейчас попрощаемся с куклой и ее гостями.        

Дружно хлопаем руками,  

Вместе топаем ногами.

«До свидания», - сказали,  

И рукою помахали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком с ОВЗ

Цели:Коррекционно - образовательные:- формировать навык пространственной ориентировки - сверху, рядом, около, над, посередине  на основе работы с плоскостными геометрическими фигурами : квадратам...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком с синдромом Дауна "Мишуткина пропажа"

quot;Мишуткина пропажа" - конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком с синдромом Дауна...

День открытых дверей.Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием ИКТ по теме: "Осень. Животные леса"

Занятие позволяет уточнить и расширить знания ребенка о времени года - осень, о диких животных, провести коррекционную работу по развитию речи, артикуляционного аппарата, слухового восприятия, моторик...

День открытых дверей. Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие с использованием ИКТ для детей младшего дошкольного возраста по теме: "Осень"

При повторении лексической темы "Осень" осуществляется коррекционная работа по развитию зрительного и слухового восприятия, дыхания, словарного запаса, артикуляционной, мелкой и общей мотори...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа ребёнка инвалида с синдромом Дауна

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа ребёнка инвалида с синдромом Дауна...