День открытых дверей.Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием ИКТ по теме: "Осень. Животные леса"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Харитонова Светлана Викторовна

Занятие позволяет уточнить и расширить знания ребенка о времени года - осень, о диких животных, провести коррекционную работу по развитию речи, артикуляционного аппарата, слухового восприятия, моторики, создать атмосферу психологического комфорта при выполнении ребенком игровых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kor.zanyatie_osen._zhivotnye_lesa.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое учреждение ХМАО - Югры

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

с использованием ИКТ  для ребенка

второй группы раннего возраста

Тема: «Осень. Животные леса»

                                                                                      Подготовила и провела:

                                                                                                   учитель-дефектолог

                                            Харитонова С.В.

                                                         

   

                                                             

Цель:  осуществление коррекционно-развивающей работы при повторении темы: «Осень. Животные леса».

Задачи:

 Образовательные:

  • Уточнять и расширять словарь по теме: «Осень. Животные леса».
  • Активизировать словарь прилагательных.
  • Совершенствовать умение соотносить изображение животных с игрушками.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, образование и употребление имен существительных в форме родительного и дательного падежа).
  • Упражнять в употреблении предлогов «с», за».
  • Совершенствовать умение ориентироваться в величине предметов. Развивающие:
  • Развивать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос,  правильно отвечать на него, не перебивая говорящего взрослого;
  • Развивать  умение различать окружающие звуки, фонематический слух, силу голоса, внимание, память.

Коррекционные:

  • Развивать длительный ротовой выдох, речевое дыхание (умение произносить звук на выдохе с дифференциацией носового и ротового выдоха, с разной силой голоса, произносить звукоподражания в разном темпе);
  • Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук и общую моторику.

Здоровьесберегающие:

  •  создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Словарная работа:

Существительные: осень, дождь, ветер, шишка, волк, медведь, заяц, лиса, белка.

Глаголы: дует (ветер), идет (дождь), летают, кружатся, падают.

Прилагательные: сильный, слабый, желтый, красный, холодный, осенний, злой, большой, маленький, злой, голодный, лохматый, косолапый, пушистый, колючая, трусливый, быстрая, хитрая, рыжая, ловкая.

Предварительная работа:

  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Рассматривание картин с изображением осенней природы.
  • Игра - лото «Дикие животные».
  • Дидактическая игра «Кого не стало?»
  • Дидактическая игра «Кто что ест».
  • Пальчиковая гимнастика «Дождь идет».

Материалы и оборудование:

  • Кукла в желтом костюме;
  • Презентация к занятию;
  • Игрушки животных (волк, медведь, заяц, лиса, белка);
  • Аудиозапись -  звуки дождя и ветра, вой волка, рычание медведя, музыка Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»;
  • Индивидуальное зеркало для проведения артикуляционной гимнастики;
  • «Чудесная коробка» с пшеном, со спрятанным угощением для животных (морковка, гриб, рыбка, шишка, ягоды малины, бочонок меда)
  • Макеты деревьев;
  • Круглый ободок с прикрепленными осенними листьями.

Подарок для ребенка – книга-раскраска с изображениями животных.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Анечка, я очень рада видеть тебя! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! К нам пришли гости, поздоровайся с ними. Сегодня тебя ждут увлекательные игры, веселые упражнения и ещё очень много интересного.

Беседа о признаках осени.

– Какое на улице время года? (Осень) Правильно. И к нам в гости пришла кукла Осень. (Появляется кукла в желтом костюме). Какого цвета костюм на кукле? (Желтого). Правильно, желтого, потому что осенью листья на деревьях желтого цвета. Кукла Осень хочет познакомиться с тобой, она спрашивает: «Как тебя зовут?» (Аня). «А знаешь ли ты, Аня, об осени? Какая погода осенью?» (Холодная, идет дождь). Какой ветер дует осенью? (Сильный, холодный).

Развитие слухового внимания.

- Кукла Осень хочет узнать, отгадаешь ли ты звуки осени.

Слайд 2  (Звук дождя).

Пальчиковое упражнение «Дождик»

(Ребенок изображает пальчиками дождик: кончиками расслабленных пальцев одной руки стучит по столу и одновременно проговаривает звукоподражание):

- Сильный дождь стучит по крыше: 

Кап-кап-кап-кап. (Ребенок быстро стучит пальцами по столу)

А теперь пошел потише: КАП-КАП. (Медленно стучит по столу)

И закончился. (Развести руки в стороны)

- А сейчас звук чего ты услышишь?

Слайд 3  (Звук ветра)

Дыхательная и звуковая гимнастика. Развитие умения произносить звук «в» с разной силой голоса.  Дифференциация ротового и носового выдоха.

- Сильный ветер набежал и деревья закачал: «В-В-В» (ребенок делает вдох носом и на выдохе громко произносит звук, поднимая при этом руки вверх и сильно раскачивая ими из стороны в сторону).

- Слабый ветер набежал, и травинки он качал: «в-в-в» (ребенок делает вдох носом и на выдохе тихо произносит звук,  слегка покачивая кистями рук).

Кукла Осень приглашает нас прогуляться по осеннему лесу. Она хочет показать тебе, что можно увидеть в лесу и кто там живет.

Слайд 4.

- Как красиво в осеннем лесу! Земля покрыта разноцветным ковром. А откуда на земле листья? (Листья упали с дерева).

Дыхательная гимнастика.

- Подул ветерок, и листики залетели к нам. Какого они цвета? Подуй на красный листик. А теперь на желтый.

Слайд 5. Физкультминутка.

- Посмотри, как плавно и не спеша падают листья. Представим, что мы листья в осеннем лесу.

Движения выполняются под музыку Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» в сопровождении стихотворного текста:

Яркими красками листья сверкают (фонарики).

Ветер подует – они облетают (медленно опустить руки вниз).

Будто бы бабочки, листья порхают, (медленно кружиться на месте)

Летают, летают, кружатся, кружатся,

Пестрым ковром на землю ложатся. (присесть на корточки)

Они под ногами у нас шелестят –     (Встать, размахивать

Об осени листья нам говорят.       опущенными руками)

   

- Посмотри, что это? (Ребенок находит под листьями шишки). Откуда шишки в лесу? (Упали с дерева)

Самомассаж ладони и пальцев.

- Покатаем шишку между ладонями и пальцами.

Шишкой я круги катаю,

Взад-вперед ее гоняю.

- А теперь сожмем шишку ладошками.

Шишку я сожму немножко,

Как сжимает лапу кошка.       

- Какая шишка? (Колючая)

- Положим шишки под елку, может, пригодятся кому.

- В лесу так тихо, кажется, что нет никого. Но это не так. Послушай звуки леса.

Развитие слухового внимания. Активизация словаря прилагательных.

Слайд 6. (Вой волка)

- Чей это голос? (Волка).

На экране появляется изображение волка. 

- Животные любят, когда о них рассказывают. Расскажи о волке, какой он? Как только ты расскажешь, волк придет к тебе. (Волк серый, большой, злой, зубастый, голодный)

Игрушка волка появляется на столе.

- Послушай, а это чей голос?

Слайд 7. (Медведя).

Изображение медведя появляется на слайде.

- Какой медведь? (Медведь большой, лохматый, косолапый, неуклюжий)

Игрушка медведя появляется на столе.

- А это кто? Маленький, пушистый, с длинными ушами и коротким хвостом, пугливый и трусливый. (Заяц) 

Слайд 8. После того, как ребенок отгадает загадку, появляется изображение зайца на экране.

- Какой заяц? (Заяц маленький, пушистый, пугливый).

Игрушка зайца появляется на столе.

- Отгадывай дальше, про кого я скажу. Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. Кто это? (Лиса)  

Слайд 9. После того, как ребенок отгадает загадку, изображение лисы появляется на экране.

- Какая лиса? (Лиса хитрая, рыжая, пушистая).

Игрушка лисы появляется на столе.

- Маленькая, ловкая, быстрая, пушистая, с ветки на ветку скачет. Кто это? (Белка) 

Слайд 10. После того, как ребенок отгадает загадку, изображение белки появляется на экране.

- Какая белка? (Белка пушистая, быстрая, маленькая).

Игрушка белки появляется на столе.

Совершенствование умения ориентироваться в величине предметов.

- Теперь животные из леса собрались вместе. Они по размеру одинаковые или разные? Расставь их по порядку от самого большого к самому маленькому. Кто самый большой? Кто самый маленький? (Самый большой медведь, самая маленькая – белка). А кто за кем стоит? (Волк стоит за медведем, лиса стоит за волком, заяц стоит за лисой, белка стоит за зайцем).

     

Артикуляционная гимнастика.

Ребенок выполняет гимнастику перед индивидуальным зеркалом.

- Мы умеем изображать животных с помощью языка. Покажем, как медведь топает по лесу (пошлепать верхней губой по широкому языку, лежащему на нижней губе), какой широкий хвост у лисы и белки (положить широкий язык на нижнюю губу), как волк и лиса машут хвостом из стороны в сторону (кончик языка касается правого и левого угла рта), как прыгают зайка и белка (широкий кончик языка поднимается к верхней губе и опускается к нижней).

- Животным понравилось, как ты их изображала, но они грустные, потому что им нечего есть, а впереди зима. Ты хочешь накормить их? Еду для зверей ты найдешь в «Чудесной коробочке» в пшене.

Дидактическая игра «Кому что?»

Ребенок находит на ощупь в пшене и достает угощения для животных, комментируя свои действия (Белке – шишку, медведю - ягоды и мед, лисе - гриб, волку - рыбу, зайцу - морковку).

- Животные очень благодарны тебе, говорят: «Спасибо».

Дидактическая игра «Кого не стало».

- А сейчас ты закроешь глаза, а в это время кто-то из животных уйдет, а когда откроешь глаза, скажешь, кого не стало (Не стало лисы, не стало зайца и т.д.)

Итог занятия.

Ушли все наши животные.

Кукла Осень спрашивает тебя: «Кто же живет в лесу?»

Кукле Осени понравилось, как ты занималась, и она дарит тебе книжку-раскраску, где ты снова встретишься с животными леса.

Ты сегодня много играла,
И задания выполняла.
А теперь прощаться будем,
И помашем всем рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников.Тема:"Дикие животные леса"

Программное содержание.Задачи:-закрепить представления детей о лесе, как месте обитания диких животных;-закрепить понятие "дикие животные",умение различать и называть их жилища;-развивать наблюда...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (средний дошкольный возраст). Тема: «Осень»

   На занятии закрепляется объём знаний об осени в игровой форме,  решаются   коррекционные цели:Обобщать знания детей об осени.Учить проводить длинные вертикальные лин...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

День открытых дверей. Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с синдромом Дауна по теме: "День рождения куклы Кати"

Занятие разработано для неговорящего, но понимающего инструкцию ребенка. Позволяет обучать новым навыкам и умениям, развивать речевые и неречевые психические функции в обстановке эмоционального комфор...

День открытых дверей. Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие с использованием ИКТ для детей младшего дошкольного возраста по теме: "Осень"

При повторении лексической темы "Осень" осуществляется коррекционная работа по развитию зрительного и слухового восприятия, дыхания, словарного запаса, артикуляционной, мелкой и общей мотори...