Роль семьи в развитии и коррекции речи детей с ОВЗ и инвалидностью.
статья по коррекционной педагогике

Платонова Татьяна Уалентовна

В статьте расскрывается тема возможностей родителей в развитии и  коррекции речи у детей с ОВЗ и инвалидностью.  Основные характерные особенности и недостатки таких детей. Ошибки, которые допускают некоторые родители в общении с ребенком. Даны рекомендации, следуя которым, родители могут помочь своим детям в преодолении речевых проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии и коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

        Дети с  ограниченными возможностями здоровья  и инвалидностью - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

   Группа  этой категории  детей не однородна,  к ней отнесены:

 -Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).      

 - С нарушениями интеллектуального развития;                                

 - С нарушением эмоционально-волевой сферы;                                

 -Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития;          

 -Дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие).    

 -Дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие).              

 -Дети с ранним детским аутизмом (РДА).                                        

 -Дети с тяжелыми нарушениями речи.

          Общими, характерными недостатками развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

- Замедленное и ограниченное восприятие;                                    

-Недостатки развития моторики;                                                        

-Недостатки мыслительной деятельности;                                        

-Недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная  активность, пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире.

И, практически,  все  дети  с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью  имеют нарушения в развитии речи и нуждаются в обучении по специальной адаптированной программе.                                          

     Включение семьи в процессы коррекции и интеграции ребенка с  ограниченными возможностями здоровья.

 Для достижения положительной динамики в развитии  ребенка с      ограниченными возможностями здоровья  необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребенка в процессе коррекции.  Это прямая обязанность родителей, закрепленная законодательством Российской Федерации в ст. 44  закона «Об образовании»  от 29.12.2012 года.  

  Бывает, что родители   не всегда уделяют достаточно времени для домашних занятий с ребенком, не обращаются за консультацией  к педагогам и поздно замечают, что ребенок плохо и мало говорит.      Нервная система ребенка пластична  и  поддается коррекции, а для развития речи наиболее важными являются первые три года жизни.

     В норме, к 2,5-3 годам, ребенок должен овладеть главными формами родного языка, накопить достаточный словарный запас, выражать свои мысли  фразой из 3-4 слов. К 3-3,5 годам пользоваться  развернутой фразой, употребляя предлоги и почти все части речи. Словарный запас к этому возрасту в среднем, составляет 700 - 1000  слов.  

     Если ребенок в 2.5 года произносит только лепетные слова и звукоподражания, не связывает слова в предложения, то можно говорить о задержке речевого развития. Ему необходима консультация и   обследование у врача невролога, отоларинголога, логопеда, психолога.  Результаты обследования высветят проблемы в развитии, а специалисты помогут в их решении.   Если в первые три года, речи малыша не было уделено должного внимания, то  в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

    Какие возможности есть у родителей для оказания помощи ребенку с  речевыми нарушениями?

       Желательно, чтобы   коррекционная работа с ребенком  велась  профильным   специалистом -  педагогом, а родители закрепляли    сформированные навыки и знания. Но и самостоятельно,  взрослые могут оказывать  помощь ребенку посредством проведения разнообразных  игр  и упражнений, направленных на развитие речи, памяти, внимания, моторики.    Работу по развитию речи нужно начинать с того возрастного этапа, которому соответствует речь вашего ребенка.

   Какую  основную ошибку допускают родители неговорящего ребенка?            

   Мало общаются со своим ребенком!

        В настоящее время родители очень много  времени проводят   в  социальных сетях,  общаясь  с кем угодно   даже не предполагая, что как никому другому, общение с ними нужно их ребенку. Ведь речевая функция формируется по подражанию.    

«Ну, что с ним разговаривать, он же ничего не отвечает», рассуждают молодые родители  3-5-7 месячного ребенка.

И, в результате, у младенца не появляется вовремя лепет, звукоподражания, слова, а откуда им взяться, если он почти не слышит человеческой речи.

    Что же  нужно делать, чтобы речевая функция развивалась правильно и своевременно?

    1. Пожалуйста, общайтесь со своим ребенком как можно больше и чаще по любому поводу, в  течение всего дня и всех режимных моментах: во время пробуждения, приема пищи, одевания, прогулки, купания.

    2. Обращенная к ребенку речь должна быть выразительной, эмоциональной, просто и внятно называйте всё, что окружает ребенка, побуждайте его  к повторению.

   3. Любое обращение, инструкция, вопрос, должны начинаться с обращения к нему по имени, установления зрительного контакта для привлечения и удержания внимания.

  4.Темп речи должен быть спокойным, с паузами, для ожидаемой реакции ребенка.

  5. Как можно больше читайте простые, доступные пониманию ребенка стишки,  потешки, сказки с иллюстрациями, прослушивайте детские песенки.

  6.  Развивайте  мелкую  и общую моторику ребенка  используя пальчиковые игры со стишками, подвижные игры, игры с мячом.

  7. Знакомьтесь со специальной литературой по развитию и  коррекции речи, памяти, внимания и мышления детей.

  8. Вовремя обращайтесь к специалистам за консультацией и помощью.

Активизировать  речевое развитие детей можно посредством специальных игр и упражнений.   Многие из них не требуют значительных временных затрат и приспособлений. Их без труда можно проводить с ребенком дома,   на прогулке, в режимных моментах.

В какие игры и как  можно и нужно играть?

        Для улучшения  артикуляционной моторики, если у ребенка « каша во рту»

 выполнять:   - упражнения для языка,
упражнения для развития дыхания,

а также использовать игры для обогащения словаря,  развития связной речи и грамматического строя  речи.

       Многие родители могут помочь своим детям, если начнут применять систему коррекционного воздействия как можно раньше. Поэтому нельзя замалчивать проблемы ребенка, скрывать их.

     Родители, совместно со  специалистами,  должны вместе искать пути  социальной адаптации и коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, заботиться об их будущем,  воспитании и  образовании.

  Литература:

1.А.В. Гришвина, Е.А. Пузыревская, Е. В. Сочеванова «Занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития.

2.  О. В. Шемякина «Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет».

3.Г. В. Ханышева, Л. В. Кулибаба « Как разговорить малыша».

4. Е. И. Веселова, Е. М. Скрябина « Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет».

5. Т. А. Куликовская « Массаж лицевых мышц для малышей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей"

Буклет в помощь педагогу "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей" (сборник материалов для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей)...

«Роль игры в развитии и коррекции речи ребенка старшего дошкольного возраста».

Выступление с обобщением опыта работы и презентацией намежрегиональной научно-практической конференции «Ребенок, играющий и созидающий - целевой ориентир на творческую индивидуальность в ус...

Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5 - 6 лет с ОНР

сообщение для педагогов коррекционных групп...

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. К89 Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет: Конспекты за¬нятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с. (Серия «Программа развития».)

Предлагаемое пособие включает конспекты занятий с детьми по развитию речи, позволяющие одновременно усвоить некоторые пра­вила грамматики. Своевременно начатые занятия позволят устра­нить отставание в...

Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год

Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи  детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год....

«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.

laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....

РОЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Практическая значимость метода проектирования в развитии и коррекции речи детей младшего возраста...