Развивающие занятия для детей 3-4 лет
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Основными задачами когнитивного развития детей младшего возраста являются:

  • Развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
  • Накопление и расширение сенсорного опыта (накопление ощущений на основе операций с предметами).
  • Формирование представлений об окружающем мире (формирование представлений о различных свойствах предметов и явлениях).
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_4.docx64.41 КБ

Предварительный просмотр:

Основными задачами когнитивного развития детей младшего возраста являются:

  • Развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
  • Накопление и расширение сенсорного опыта (накопление ощущений на основе операций с предметами).
  • Формирование представлений об окружающем мире (формирование представлений о различных свойствах предметов и явлениях).
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Индивидуальные развивающие занятия для детей 3-4 лет (развитие зрительного внимания и сенсорного восприятия ,мелкой моторики)

Задачи:

  • способствовать развитию игровой деятельности;
  • способствовать снятию эмоционального напряжения, развивать уверенность в себе;
  • формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки;
  • развивать зрительно-моторные координации;
  • активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с Лесной сказкой;
  • работать над пространственной ориентировкой на подносе с «сыпучей основой»;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
  • развивать способность к коммуникации, проявлению инициативности и самостоятельности;
  • тренировать умение сосредотачиваться;
  • развивать внимание, память, гибкость и пластичность мышления.

Структурированность занятий

Организационный момент

  1. Сенсорика
  2. Игра «Чудесный мешочек»
  3. «Психологическое поглаживание» («Я – хороший»)
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Игра-сказка (использование «сыпучей» основы)
  6. Музыкально-танцевальная минутка
  7. Выкладывание фигур из счетных палочек
  8. Подвижная игра
  9. Итог

Занятия включают в себя следующие компоненты:

  • организационный момент: используются ритуалы приветствия на выражение эмоций – «Поздороваемся с героем».
  • основная часть включает проработку темы: упражнения на развитие сенсорного восприятия, ориентацию в цвете, развитие тонкой моторки (выкладывание фигур из счетных палочек), развития умения ориентироваться и соотносить предметы разных размеров, игры-сказки (использование «сыпучей» основы. В данной программе сказки авторские [Л.О.]. Основная часть предусматривает элементы сказкотерапии, арт-методы. Данная часть содержит музыкально-танцевальные минутки, где используются песни Е.Железновой.
  • заключительная часть включает в себя подвижную игру, итог (завершение, релаксацию).

Занятие 1«В гости к нам пришли ежата»

Оборудование: игрушка Ежик, «колючие» мячики разного цвета: 3 красных, 3 зеленых, 3 синих, 3 желтых (12 штук), 4 обруча (красный, желтый, зеленый, синий), магнитофон, диск с песней «Ежики», «Червячок» (Е.Железнова), «волшебный» мешочек (с фасолью), маленькие фигурки грибов, тарелочки, поднос, шапочки «Поварята», фигурки овощей, счетные палочки, большой гриб (тряпочный), фигурки бабочек, фигурка червячка, «сыпучая» основа (манка).

Организационный момент

- Здравствуй. Посмотри, кто к нам пришел в гости?

- Правильно, это ежик. Он пришел к нам в гости, давайте с ним поздороваемся.

«Ежик здоровается»

Цель: снятие эмоционального напряжения, настрой на сотрудничество.

- Давайт покажем, как разговаривают ежики, изобразим ежика.

Дыхательное упражнение (громкое выдыхание носом).

«Пых-пых»

Цель: развитие способов коммуникации.

Ожидаемый результат: глубокий вдох и на выдохе говорим: пых-пых-пых.

Сенсорика

Игра «Разложи маленьких ежат по домикам»

Цель: развитие сенсорного восприятия, ориентация в цвете.

Ожидаемый результат: раскладывание «колючих» мячиков по цвету круга, кольца.

- Как называют детей ежа?

- Ежата.

- Маленькие ежата заблудились. У каждого ежика свой домик: у красного ежика – красный домик.

- А у желтого ежика?

- Желтый домик.

- А какой домик у зеленого ежика?

- Зеленый домик.

- Давай поможем найти каждому ежику свой домик.

Массаж с помощью ежика

Цель: развитие сенсомоторики, координации речи с движением.

- Выбери одного из ежат, давайте с ним поиграем.

(Песня «Ежик»)

- Ежики-малыши проголодались. Знаешь, что едят ежата?

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тонкой моторики, развитие умения ориентироваться и соотносить предметы разных размеров (большой – маленький).

- Достаем из мешочка грибы и кладем на тарелку. Большие грибы мы положим на тарелку к большому ежику, а маленькие грибы мы положим маленькому ежику.

Игра «Поварята»

Цельактивизация словаря по теме «Овощи»

Ожидаемый результат: умение правильно называть овощи (картофель, морковь, лук, помидор).

- Из больших грибов мы сварим суп (грибной), кладем их в кастрюлю.

- В суп нужно положить еще овощи.

- А какие овощи вы сейчас узнаете. Достаем и называем овощи.

- Кладем в кастрюлю. Солим пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие тонкой моторики.

«Грибной суп» (авторская)

Мы картофель рубим-рубим
Ладошки движутся параллельно друг другу
Мы морковь трем-трем
Кулачки трут друг друга
Лук кусками разрезаем,
Рукой изображаем разрезание:
вертикально поднимаем и опускаем одну руку
Слезы с глаз мы вытираем.
Руками протираем глаза
Про грибы не забываем
И в кастрюлю все бросаем,
«Кидаем» все в кастрюлю
А теперь солим, мешаем
«Солим» щепоткой, размешиваем рукой
И грибной суп получаем.
Руками изображаем поднос, руки вытягиваем вперед.

Игра «Вкусный суп»

(статическое упражнение)

Цель: развитие физиологического дыхания.

Ожидаемый результат: вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

- Ах, какой вкусный суп! Как он пахнет!

- Вдыхаем аромат грибного супа.

- Молодец, какой чудесный суп мы  сварили!

- Можно и себя похвалить.

«Психологическое поглаживание»

(«Я – хороший»)

Цель: удовлетворять детскую потребность в уважении и самоуважении; подтверждать уверенность  ребенка в том, что он хороший, «психологическое поглаживание».

«Я – хорош (ий/ая)» - гладят себя по груди.

Выполняют те же движения при словах «Я – любимый».

- Значит, вы все, какие? Хорошие и любимые.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие тонкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять!       
Мы идем грибы искать.
«Шагают»  пальчиками по столу.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца

Игра-сказка (использование «сыпучей» основы)

Цельразвитие творческих способностей, упражнение на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики.

- А сейчас мы с вами поиграем. У каждого из вас есть картон, на котором насыпана манка. Вы будете изображать, рисовать пальчиками небольшую сказку.

Сказка «Грибок» (авторская)

Выглянуло солнышко. Давай  нарисуем круг и лучики. Проснулся ежик, вылез из норы и побежал по лесной тропинке. Давай оставим след от его лапок. Вдруг, на небе появилась большая туча и закрыла солнце. Нарисуем тучу. Пошел дождик. Изображаем капли, которые подают на землю. Следы пропали. Разглаживаем рукой. Когда дождь закончился, на опушке вырос большой грибок. Рисуем гриб – ножку и шляпку.

Музыкально-танцевальная минутка

Цель: развитие чувства ритма, развитие слухо-моторной координации, умения действовать в коллективе.

- Посмотри, у нас тоже вырос один очень большой гриб, давайте его рассмотрим. Подходи ко мне.

- Посмотрите, кто на нем сидит?

- Бабочки, божьи коровки.

- Ой, а кто это там выползает из грибочка?

- Маленький червячок.

- Он приглашает  поиграть и потанцевать с ним. Давайте возьмемся за руки и потанцуем.

Е.Железнова «Танец Червячков»

- Ежик приглашает  за стол.

Выкладывание фигур из счетных палочек

«Ежик»

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, умения соотносить образец с выполненным заданием.

Пыхтя, тащил домой грибок   
Проворный маленький зверек
Ни головы, ни ножек, —  конечно, это ежик.     

- Давай выложим из палочек ежика.

https://urok.1sept.ru/articles/665105/img1.gif

Итог

- Ты – молодец, хорошо занимался.

- Кто приходил к вам гости?

- Что  тебе понравилось? 

Занятие 2«Зайка-трусишка»

Оборудование: игрушка Заяц, мешочки разного цвета: 3 красных, 3 зеленых, 3 синих, 3 желтых (12 штук), 4 обруча (красный, желтый, зеленый, синий), магнитофон, диск с песней «Зайка» (Е.Железнова), «волшебный» мешочек (с фасолью), маленькие фигурки моркови, тарелочки, поднос, счетные палочки, «сыпучая» основа (манка).

Организационный момент

- Сегодня к нам в гости пришел Зайка.

«Зайчик здоровается»

Цель: установить контакт, побуждать к общению.

Педагог с зайчиком подходит к  ребенку, здоровается, побуждая его к ответу, называя его имя.

Давайте с ним поздороваемся.

Игра «Зайцы бывают...»

Цельигра способствует развитию внимания, координации движений.

Педагог описывает зайца, а ребёнок  должен  изобразить это в действии, например: «Зайцы  бывают длинноухие (махать руками над головой, изображая уши), прыгучие ( прыгать), маленькие ( присаживаться на корточки)».

Сенсорика

Игра «Разложи маленьких зайчат по домикам»

Цельразвитие сенсорного восприятия, ориентация в цвете.

Ожидаемый результат: раскладывание мягких мешочков по цвету круга, кольца.

- Как называют детей зайца?

- Зайчата.

- Маленькие зайчата заблудились. У каждого зайчика свой домик: у красного зайчика – красный домик.

- А у желтого зайчика?

- Желтый домик.

- А какой домик у зеленого зайчика?

- Зеленый домик.

- Давай поможем найти каждому зайчику свой домик.

- Молодец, а теперь давай потанцуем с зайчатами.

Музыкально-танцевальная минутка

Танец с зайчиком и зайчатами

Цель: развитие чувства ритма, развитие слухо-моторной координации.

«Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Делаем ручками ушки на голове и ими шевелим
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Хлопаем в ладоши
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Прыгаем
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тонкой моторики, развитие умения ориентироваться и соотносить предметы разных размеров (большой – маленький).

- Наши зайчата потанцевали и проголодались, давай их накормим.

- Что едят зайцы?

- Правильно, морковь и капусту.

- Достаем из мешочка морковку и кладем на тарелку. Большую морковь мы положим на тарелку к большому зайцу, а маленькую морковку мы положим маленькому зайчику.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие тонкой моторики.

- У нас осталась капуста, ее мы посолим.

«Капуста»

Мы капусту рубим — рубим,
Ударяем ребрами ладоней об стол
Мы капусту солим — солим,
«
Солим» щепотками обеих рук
Мы капусту трем — трем,
Потираем ладошки
Мы капусту жмем — жмем.
Сжимаем и разжимаем кулачки

- Молодец, какая чудесная капуста  получилась!

- Можно и себя похвалить.

«Психологическое поглаживание»

(«Я – хороший»)

Цель: удовлетворять детскую потребность в уважении и самоуважении; подтверждать уверенность  ребенка в том, что он хороший и любимый, «психологическое поглаживание».

«Я – хорош (ий/ая)» - гладить себя по груди.

Выполнять  те же движения при словах «Я – любимый».

- Значит, ты какой ? Хороший и любимый.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие тонкой моторики.

«Зайка»

Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.

- Скачет, скачет зайка,

- Ты его поймай-ка!

Ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

Игра-сказка (использование «сыпучей» основы)

Цельразвитие творческих способностей, упражнение на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики.

- Сегодня,  я расскажу  историю про Солнышко, Тучку и Зайчика. Ты будешь  не только слушать мой рассказ, но и изображать.
Сказка «Зайка»
 (авторская)

Вышло Солнышко погулять. Солнышко тёплое, весёлое, ласковое. Гуляло Солнышко, гуляло,  и вдруг выскочила из-за облаков Туча. Она была тёмная, и сердитая. Туча была такая большая, что закрыла солнышко. И пошел Дождик, он был теплый, веселый. Появился Ветер и прогнал Тучку. В небе появилась Радуга, которая осветила все небо разноцветными красками. Вновь появилось доброе Солнышко, которое пригрело землю, травку. Из норки вылез зайчик и поскакал по лесной тропинке. Он радовался Солнцу и улыбался всем окружающим. (Е.Железнова «Зайка»)

Танец

Цель: развитие чувства ритма, развитие слухо-моторной координации.

Выкладывание фигур из счетных палочек

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, умения соотносить образец с выполненным заданием.

 «Морковка»

Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!

-  Зайка хочет съесть морковку. Давай ему выложим ее из счетных палочек.

https://urok.1sept.ru/articles/665105/img2.gif

Подвижная игра.  «Зайчик в домике»

Цель: упражнять  в прыжках; учить отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.

- Сейчас мы превратимся в маленьких зайчат, которые будут прятаться в свои домики от серого волка.

Содержание игры.

Обручи лежат на полу — это домики зайчиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. По сигналу педагога «Серый волк!» бегут в свои домики. Затем игра продолжается. В игре может участвовать один ребенок или несколько детей.

- Молодцы, зайчата! Все убежали от волка!

Итог

- Ты – молодец, хорошо занимался.

- Кто приходил к нам гости?

- Что  понравилось?

Занятие 3«Птички-невелички»

Оборудование: игрушка птичка, три емкости (большая, средняя, маленькая), каштаны, шишки, фасоль, «волшебные» мешочки с горохом, рисом, внутри которых различные формы, предметы, музыкальная запись «Ой, летали птички» (народная мелодия), поднос с «сыпучей» основой, счетные палочки, шапочки или эмблемы с изображением птичек.

Организационный момент

- Сегодня к нам в гости прилетели птички.

Игра «Села птичка на ладошку»

Цель: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Педагог свистит в птичку-свистульку:

Села птичка на ладошку
Посиди у нас немножко!
Подожди, не улетай,
Улетела птичка….Ай!

Педагог произносит слова и на ладошку кладет птичку, на последнем слове – убирает или прячет.

Игра: «Где у птички клювик?»

Педагог с игрушкой подходит и спрашивает: «Где у птички глазки? Покажи, где у птички клювик», «Что птичка делает клювиком? Зернышки клюет? Как она клюет, покажи».

Педагог подставляет ладошку и дает  ребенку птичку. Ребёнок  показывают, как птичка клюет с ладони зернышки.

То же самое с глазками, хвостиком, крылышками.

Затем  педагог предлагает показать , где  глазки, ручки, ножки и т.д.

Сенсорика

Игра «Соберем зернышки»

Цель: развитие мелкой моторики, сенсорики.

Ребёнок повторяет движения:

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки,
Желтые ребятки
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите, 
Зернышки ищите!

Затем  предлагается три емкости – большая, средняя и маленькая, в которые нужно собрать каштаны, шишки и фасоль.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мелкой моторики.

Материал: мешочки с горохом, рисом, внутри которых различные формы, предметы.

Из «Волшебных мешочков»,  необходимо достать  все предметы, рассмотреть, назвать цвет, форму, сравнить по величине и т.д. Затем все сложить обратно в мешочек.

 «Психологическое поглаживание»

(«Я – хороший»)

Цель: удовлетворять детскую потребность в уважении и самоуважении; подтверждать уверенность  ребенка в том, что он хороший и любимый, «психологическое поглаживание».

«Я – хорош (ий/ая)» - гладят себя по груди.

Выполняют те же движения при словах «Я – любимый».

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие тонкой моторики.

Птичка

Кто стучится к нам в окно?
Это вы, синички?
Я проснулась уж давно,
Заплела косички.
(
Перекрестить кисти рук).

Игра-сказка (использование «сыпучей» основы)

Цельразвитие творческих способностей, упражнение на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики.

Сказка «Птички» (авторская)

Выглянуло солнышко, его лучики стали пригревать землю (рисуем круг и лучики). От весеннего солнышка проснулись птички – воробышки. Они спустились с веточек деревьев и стали клевать зерна. Вдруг из земли вылез большой червяк, он прополз мимо воробьев, оставляя за собой волнистый след. Сытые воробьи замерли, они смотрели ему вслед. Червяк заполз обратно в землю. Неожиданно пошел дождь (рисуем тучку и капли дождя). Его крупные капли падали на землю. Воробьи улетели на дерево. Когда дождик закончился, и на небе появилось солнце (рисуем круг и лучики), птички спустились вниз и стали играть и радоваться.

Музыкально-танцевальная минутка

 «Ой, летали птички» (народная мелодия)
Цель: развитие чувства ритма, развитие слухо-моторной координации.
Ой, летали птички, птички – невелички
Все летали и летали, крыльями махали  - 2 раза
На дорожку сели, зернышек поели,
Клю-клю-клю, клюю-клю-клю,
Как я зернышки люблю – 2 раза
Присаживаться на корточки и стучать пальчиками по полу
Крылышки почистим, чтобы было чисто,
Вот так, вот так, чтобы было чисто – 2 раза
 Как будто отряхиваются ручками.

Педагог берет собаку и говорит:

«А собака прибежала и всех птичек распугала!»

Ребёнок убегает, садится на стульчик и делает «домик» над головой. Игра повторяется.

Выкладывание фигур из счетных палочек

«Скворечник»

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, умения соотносить образец с выполненным заданием.

- Давай нашим птичкам сделаем домик, в котором они будут жить.

Мы строим скворечник.
У нас есть чертеж,
Чтоб домик наш был
На скворечник похож.
М. Гусева

https://urok.1sept.ru/articles/665105/img3.gif

Подвижная игра «Птички»

Цель: обогащать двигательный опыт; побуждать  к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения со взрослым , а также от выполнения движений.

Материал: шапочки или эмблемы с изображением птичек.

Содержание игры:

Ребёнок изображает птичек. Взрослый обозначает гнезда . По сигналу взрослого «Птички захотели полетать!» птички вылетают из гнездышек, машут крыльями, приседают, клюют зерна, летают по всему обозначенному участку. По сигналу «Птички, в свои гнездышки!» птички занимают свои гнезда.

Итог

- Ты – молодец, хорошо занимался.

- Кто приходил к вам гости?

- Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-7 лет "Давай дружить!"

Коррекционно развивающее занятие для детей старшего возраста...

Коррекционно- развивающее занятие для детей 4-5 лет тема:"Листопад"

Занятие по развитию познавательной сферы дошкольников 4-5 лет...

Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-7 летнего возраста на различение эмоций "Когда ты боишься и что с этим делать?"

Занятие направлено на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, в частности на распознавание эмоциональных состояний человека, развитие эмпатии, рефлексии, умения находить способы регул...

Коррекционно-развивающее занятие для детей 4-6 лет с использованием диагностики выявления агрессивности у детей «Ежик»

Занятие направлено на выявление и коррекцию поведения дошкольников, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам, через получение обратной связи путем погружения в сказку и рисование....

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы с задержкой психического развития (для детей 6-7 лет с ЗПР)

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы с задержкой психического развития (для детей 6-7 лет с ЗПР)...