Индивидуальный образовательный маршрут
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ушакова Елена Вячеславовна

Индивидуальный образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx62.05 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31» г. Железногорска

ФИО ребенка: Л.З.В.

Дата рождения: 12.05.2012г.

Тип группы: старшая группа №6 общеобразовательная

ФИО мамы, возраст, место работы: Л. Е.В., 1983г.р., д/о

ФИО папы, возраст, место работы: Л.В.А., таксист

Коллегиальное заключение территориальной ПМПК от 29.11.2016г.: ОНР (II уровень речевого развития), обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи. Наблюдение невролога, педиатра

Особенности развития ребенка

Физическое развитие – гармоничное, достаточно хорошо владеет своим телом, сформирована координация движений, двигательная деятельность активна и разнообразна, мелкая моторика развита слабо.

Развитие познавательных процессов

Мышление- умеет выделить существенные признаки предметов и явлений, осуществлять операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, работать по образцу, однако иногда затрудняется при установлении логических, причинно-следственных связей, пространственных и временных отношений.

Память – отмечается снижение объема и скорости запоминания как в слуховой, так и в зрительной модальности.

Внимание – умеет сравнивать, находить сходства и различия, однако слабо развита произвольность внимания. Ребенок неусидчив, не всегда внимателен, часто отвлекается на посторонние раздражители.

Восприятие -   нарушение слухового восприятия, недостаточно сформирована   целостность восприятия.

Особенности эмоционально-личностной сферы

Легко идет на контакт со взрослыми и детьми, однако общение затруднено по причине основного заболевания  и недоразвития речи. Мальчик общается с помощью жестов, звукоподражания, крика, иногда отдельных слов. Поэтому мальчик часто бывает подвержен перепадам настроения. Он может быть как добродушным, так агрессивным и конфликтным, если его не смогли правильно понять или если что-то его не устраивает. В ходе непосредственно образовательной деятельности отмечается снижение волевой регуляции. Эмоциональные реакции адекватны ситуации, но увеличены по силе. Темп психической деятельности неравномерный, наблюдаются колебания работы, быстро наступают признаки утомления. Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения учебных правил часто требуется внешний контроль и стимуляция. Ребенок не всегда точно воспринимает инструкцию взрослого, поэтому необходимо многократное повторение задания с опорой на наглядность.

Уровень актуального развития: психоэмоциональное развитие ниже возрастной нормы.

Цель реализации   ИОМ:   развитие эмоционально-волевой, познавательной сфер.

Задачи:

-улучшение адаптации ребенка в детской среде и принятие его сверстниками;

-развитие сенсорных процессов; развитие мелкой и общей моторики;

-формирование коммуникативной деятельности;

-коррекция и развитие познавательной сферы;

-развитие высших психических функций;

-развитие личностной сферы ребенка, регуляторного компонента деятельности.

Сроки реализации ИОМ: сентябрь 2018 год – май 2019 год

Количество занятий в неделю: 2 занятия

Форма занятий: индивидуальная, подгрупповая

Ответственный за реализацию ИОМ: педагог-психолог Ушакова Е.В.

Реализация ИОМ

Сроки реализации ИОМ

Направление работы

Основное содержание

Ожидаемый результат

Сентябрь

Первичная диагностика. Разработка и планирование ИОМ

Октябрь I неделя

-развитие внимания: объема, устойчивости;

-развитие мелкой моторики руки ( пальчиковый тренинг)

-игры:

«Что слышно»,

«Кто летает»,

«Найди отличия»;

-задания:

«Найди два одинаковых предмета»,

«Выкладывание мозаики по образцу»;

-упражнение: “Расставь по образцу»

Сформированность устойчивости внимание;

-умение устанавливать последовательность событий;

-умение обобщать предметы по общему

-снятие   мышечного напряжения;

-стабилизация эмоционального состояния, поглощение негативной энергии;

-упражнения:

«Чувствительные ладошки»,

«Волшебные секреты»

II неделя

- развитие внимания: активности, произвольности, переключения, объема;

-развитие мелкой моторики руки (пальчиковый тренинг)

-игры:

«Слушай звуки»,

«Волшебный столик», Будь внимателен»,

«Слушай хлопки»;

-задания:

«Найди 10 отличий»,

«Смотри на руки»,

«Построй дорожку»,

«Выкладывание мозаики по образцу»

признаку.

  • работать с мелкими деталями;

-умение контролировать свои действия;

  • использование социально- приемлемых навыков невербального общения с детьми.

-снятие психомышечного напряжения;

-развитие мышечного контроля

-песочная терапия:

«Сильный-слабый»,

«Археологи»,

«Что мне нравится»

III неделя

-развитие внимания: произвольности, объёма, распределения устойчивости;

-развитие мелкой моторики руки;

-развитие мышления.

-игры:

«Прятки с игрушками»,

«Отзовись, не зевай»,

«Найди одинаковые предметы»;

-задания:

« Исключение лишнего»,

«Путаница»(последовательность действий),

“Выкладывание из палочек по образцу”

-снятие мышечного и эмоционального напряжения;

-профилактическая работа по снижению импульсивности, излишней двигательной активности, агрессии и тревоги.

-игры:

«Прятки»,

"Необыкновенные следы",

«Удивительные секретики»

«Теплые лучики солнца»

IV неделя

-развитие внимания: объёма, распределения, устойчивости, концентрации;

- развитие мелкой моторики руки;

-развитие мышлении.

-игры:

«Море волнуется»,

«В магазине зеркал».

-задания:

«Сравни, назови, сосчитай»,

«Найди тень»

«Су-Джок» - моторика пальцев рук;

-упражнения :

«Хлопки»,

«Запомни слова»

-развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук;

-совершенствование зрительно- пространственной ориентировки.

-песочная терапия:

«Волшебные узоры»,

«Песочный водопад»,

«Что мне нравится»

Ноябрь I неделя

-развитие внимания: объёма, распределения, устойчивости, концентрации;

- развитие мелкой моторики руки;

-развитие мышлении.

-игры:

«Найди игрушку», «Совушка – сова»;

-задания:

«Четвертый лишний»,

«Слушай команду »,

«Су-Джок»-моторика пальцев рук;

-упражнения:

«Красный – белый», «Где звук»,

«Поймай рыбку »,

«Будь внимательнее»

Сформировать умение:

-концентрировать, распределять, внимание;

  • повысить объём внимания ;

-запоминать последовательность предметов;

-обобщать предметы по общему признаку;

  • классифицировать по заданному принципу;

  • правильно, уверенно держать карандаш в руке.

-обучение приемам саморегуляции;

-развитие быстроты реакции, отработка навыков невербального взаимодействия с детьми

-игры:

«Клубочек»,

«Бездомный заяц»

II неделя

-развитие внимания: объёма, переключения, устойчивости, концентрации;

  • развитие мелкой моторики руки; -развитие мышления;
  • развитие памяти (зрительной, слуховой)

-игры:

«Будь внимателен»,

«Подскажи словечко»;

-задания :

«Смешанный лес», «Классификация», Су-Джок» -пальчиковая гимнастика .

-обучение приемам саморегуляции;

-развитие быстроты реакции, отработка навыков невербального взаимодействия с

-игры:

«Клубочек»,

«Бездомный заяц»,

детьми;

-развитие координации движений

«Золотая рыбка»

III неделя

-развитие внимания:объёма, концентрации, устойчивости;

-развитие мышления, восприятия, памяти (зрительной, слуховой);

-развитие мелкой моторики руки;

-игры:

«Воробьи и вороны», « В магазине зеркал»;

-задания: «Собери картинку»,

«Путаница»,

Выкладывание из палочек по образцу;

-упражнения:

«Слова - перевертыши», «Угадай слово»

-развитие мышечного контроля, умения владеть собой, выплескивать накопившийся гнев в приемлемой форме.

-игры:

«Сделай так»,

«Маленькое приведение»

IV неделя

-развитие внимания: произвольности, объёма, распределения, концентрации, переключения, устойчивости);

-развитие мышления, восприятия, памяти (зрительной, слуховой);

- развитие мелкой моторики руки;

-игры: «Зеваки», «4 стихии»;

-задания: «Чего не стало», «Запомни, что стоит на полке», «Сложи картинку»; Выкладывание из палочек по образцу

-упражнения:

«Лес шумит», «Поезд»

-научить понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

-игры:

«Тренируем эмоции» ,

«Лото настроений»

Декабрь I неделя

-развитие внимания, мышления, восприятия, памяти (зрительной, слуховой);

-развитие мелкой моторики руки;

-игры: «Шапка – невидимка»,

« Почему так происходит»;

-задания: «Кто не на месте»,

«Что забыл нарисовать художник»,

«Запомни картинки» ,

«Нанизывание бусинок по образцу».

-упражнения: «Угадай. чей голосок»,

«Лягушка»

Уметь находить отличительные признаки похожих предметов;        - концентрировать внимание;

- повысить объём внимания;

бучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции

-игры:

«Уходи, злость, уходи» ,

эмоционального состояния.

Необычное сражение»

-последовательно,

аккуратно и не спеша выполнять предложенные задания;

  • развить мыслительные операции анализа, обобщения, сравнения;

  • умение работать с мелкими деталями.

II неделя

-развитие внимания, мышления, восприятия, памяти (зрительной, слуховой);

-развитие мелкой моторики руки;

-игры: «Кто летает»;

-задания: «Пуговицы», «Четвертый лишний», «Послушай, что за окном»,

«Точки», «Нанизывание бусинок по образцу»;

-упражнения: «Улиточка», «Горшочек».

-развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого, управлять своим поведением.

-игры:

«Повтори движения»,

«Час тишины – час можно»

III неделя

-развитие внимания: произвольности, объёма, распределения, концентрации переключения, восприятия, устойчивости;

-мелкой моторики руки;

-мышления;

-памяти (зрительной, слуховой).

-игры: «Что слышно », «Назови сходство и различие двух предметов»;

-задания: «Сложи узор»,

«Обобщение», «Классификация»,

«Нанизывание бусинок по образцу».

-упражнения: «Палочка», «Улавливай звук»

-развитие умения контролировать импульсивные действия.

-игра «Да и нет»

Январь II неделя

-развитие внимания: произвольности, объёма, распределения, концентрации переключения, восприятия, устойчивости;

-мелкой моторики руки;

-мышления;

-памяти (зрительной, слуховой).

-игры:

«Кто самый внимательный»

«Выдуманные небылицы».        - задания:

«Ты вокруг оглянись, ко всему присмотрись», «10 слов»

Сформировать умение:

-концентрировать внимание;

распределять , переключать внимание с одной деятельности на другую, повысить

Формирование эмоционально-волевой сферы, навыков взаимодействия с детьми

-упражнения:

«Насос и мяч»;

«Путник»

III неделя

-развитие внимания: произвольности, объёма,

-игры:

распределения, концентрации, переключения, устойчивости);

-развитие мышления, восприятия, памяти (зрительной, слуховой);

- развитие мелкой моторики руки;

«Пчёлка»,

«Море волнуется раз»;

-задания: «Выложи кружочки »,

«Где чей домик»,

«Чего не хватает»,

«Лото»,

«Кто летит»,

« Найди отличия»,

«10 слов»,

объём внимания;

-сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации;

устанавливать сходство и различия между предметами;

-устанавливать причинно- следственные связи;

- владеть приемами саморегуляции;

-выражать свои чувства в приемлемой форме

Формирование эмоционально-волевой сферы, навыков взаимодействия с детьми

-Психомышечная тренировка:

«Почему»;

«Спящий кот»

IV неделя

--развитие внимания: произвольности, объёма, распределения, концентрации, переключения, устойчивости);

-развитие мышления, восприятия, памяти (зрительной, слуховой);

- развитие мелкой моторики руки;

-игры:

«Воробьи и вороны»,

«В магазине зеркал»;

-задания:

«Картинки», «Классификация»;

-упражнение: «Слушай и выполняй»

Формирование эмоционально-волевой сферы, обучение приемам саморегуляции

Игры: «Клубочек», «Бездомный заяц»

Февраль I неделя

-развитие внимания: произвольности, объёма, распределения, концентрации, переключения, устойчивости);

-развитие мышления, восприятия, памяти (зрительной, слуховой);

- развитие мелкой моторики руки;

-игры: «Запоминаем вместе»,

«Вспомни пару»,

«Слушай и исполняй»;

-задания:

«Раскрась вторую половинку картинки, что бы она была        похожа на первую»,

«Я положил в мешок…»,        - упражнения: «Красный - белый», «Где звук», «Поймай рыбку»

«Часть и целое»,

«Найди одинаковые предметы»

-увеличение объёма внимания;

-сформированность наглядно-образного мышления, операций анализа, обобщения, сравнения;

Формирование эмоционально-волевой сферы, навыков взаимодействия с детьми

Упражнения:

«Насос и мяч»;

«Путник»

-умение работать по образцу, показу;

-умение устанавливать причинно- следственные связи;

-формирование навыков общения со сверстниками;

-умения участвовать в совместных играх;

-владеть приемами саморегуляции;

-выражать свои чувства в приемлемой форме.

II неделя

-развитие внимания: произвольности, объёма, распределения, концентрации, переключения, устойчивости);

-развитие мышления, восприятия, памяти (зрительной, слуховой);

- развитие мелкой моторики руки;

-игра «Зеваки»;

-задания: «Нелепицы», «Собери картинку», «Запомни, что стоит на полке», «Дорисуй картинку ».

Выкладывание из палочек по образцу.

-упражнения: «Кто больше»,

«Угадай слово»

Формирование эмоционально-волевой сферы, навыков взаимодействия с детьми

Психомышечная тренировка: «Почему»;

«Спящий кот»

III неделя

развитие внимания: произвольности, объёма, распределения, концентрации, переключения, устойчивости);

-развитие мышления, восприятия, памяти (зрительной, слуховой);

- развитие мелкой моторики руки;

-игры: « Слушай звуки »,

«Раз, два, три - говори»

«Волшебный столик»;

-задания: «Найди 5 отличий»,

«Смотри на руки»,

«Построй дорожку»,

Срисовывание фигур по клеточкам

Формирование эмоционально-волевой сферы, обучение приемам саморегуляции

Игры: «Клубочек», «Бездомный заяц»

IV неделя

развитие внимания: произвольности, объёма, распределения, концентрации, переключения, устойчивости);

-развитие мышления, восприятия, памяти (зрительной, слуховой);

- развитие мелкой моторики руки;

-игры: Что слышно»,

«Испорченный телефон»;

-задания: «Сложи узор»,

«Обобщение», «Классификация»,

«Корректурные пробы»;

-упражнения: «Осторожные птицы»,

«Узнай цветок», «Узнай ягоду»

-развитие умения контролировать импульсивные действия;

-развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого,

-игры:

«Да и нет»,

«Повтори движения»,

«Час тишины – час можно»

управлять своим поведением.

Март

I неделя

развитие внимания: произвольности, объёма, концентрации, устойчивости;

-развитие мышления, восприятия

-игры: «Найди игрушку», «Строители»,

«Совушка - сова».

-задания: «Узнай по голосу»,

«Четвертый лишний», «Да- нет»,

«Слушай команду»

-упражнения: «Одуванчик», «Капитаны»

Увеличение концентрации внимания;

- умение распределять, переключать внимание с одного вида деятельности на другой;

-точно и последовательно выполнять инструкцию взрослого;

-выполнять задания по образцу;

-точно передавать услышанную информацию;

общаться в коллективе, участвовать в совместных играх;

-способствовать снятию невербальной агрессии, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

-игры:

«Два барана»,

«Злые и добрые кошки»

II неделя

развитие внимания: объёма, концентрации, устойчивости;

развитие мышления, зрительной и слуховой памяти.

-игры: «Слушай звуки», «Раз, два, три - говори»,

«Волшебный столик».

-задания: «Найди 5 отличий»,

«Смотри на руки», «Построй дорожку»;

-упражнения: «Пузырь»,

«Надуй игрушку»

- развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

-игры:

«Мыльные пузыри»,

«Ласковый ветерок»

III неделя

развитие внимания, мышления, восприятия, моторики, слуховой памяти

-игры: «Да и нет не говори»,

«Собери картинку сам»;

-задания: «Запомни и расставь точки»,

« Найди и вычеркни», «Чей это дом»,

«Сложи узор».

-упражнения :« Что мы видели – не скажем, а что делали - покажем».

- способствовать осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации

-игры:

«Кулачок», «Два барана»

IV неделя

развитие объёма, концентрации устойчивости внимания, мышления, восприятия, зрительной памяти, моторики;

-развитие фонематического слуха.

-игры: «Бубен и колокольчик»;        - задания: «Четвёртый лишний» ,

«Ошибки художника»,

«Дорожки к дому»;

-упражнения: «Приятный запах»,

«Соседи»

-способствовать формированию чувства близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности других и самоценности.

-игра «Связующая нить»

Апрель I неделя

развитие объёма, концентрации устойчивости внимания, мышления, восприятия, зрительной памяти, моторики;

-игра: «Перепутанные дорожки», - задания: «Что сначала, что потом»,

«Счётные операции», «Классификация по заданному принципу»

-упражнение: « Обгони», « Придумай фразу»

Увеличение концентрации внимания;

  • умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • сформированность наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа, обобщения, сравнения;

  • развитие заинтересованности в правильном

-формирование умения взаимодействовать со сверстниками, чувства эмпатии

-игры :

«Сороконожка», «Липучка»

II неделя

развитие объёма, концентрации устойчивости внимания, мышления, восприятия, зрительной памяти, моторики;

-игра «Запрещённые движения»;

-здания: «Корректурные пробы», «Чего не стало », «Собери картинку»;

-упражнения: « Волшебное зеркало»,

-снятие мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя;

-игры:

«Котик», «Эмоции героев»

III неделя

развитие объёма, концентрации устойчивости внимания, мышления, восприятия, зрительной памяти, моторики;

-игра: «Отгадаем вместе»;

-задания: «Переплетение линий»,

«Что,где должно быть?», « Кто где спрятался?»

-Упражнение «Палочка – выручалочка»,

«Нарисуй рисунок по моей фразе»;

выполнении задания;

-умение общаться в коллективе, участвовать в совместных играх, предлагать детям свои игры, выполнять определенные игровые правила;

-снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений;

-повышение самооценки ребенка, его значимости в коллективе

-игры:

« Похвалилки»,

«Скульптура»

IV неделя

развитие объёма, концентрации устойчивости внимания, мышления, восприятия, зрительной памяти, моторики;

-Игры: «Слушай и выполняй»,

«Лабиринт»;

-задания: «Коробка форм», «Яблоко» Домики кружков»;

-упражнение «Светофор», «Аист».

-развитие коммуникативных способностей, умения работать с партнером;

-развитие тактильных ощущений, чувства эмпатии.

-игры:

«Симметричные рисунки»,

«Волшебный сундучок»,

«Недотроги»

Май

Итоговая (годовая) диагностика

Работа с родителями

№п/п

Форма работы

Тема

Цель

Ответственный

Дата проведения

1.

Беседа

Особенности развития детей 6-7 лет.

- познакомить родителей с особенностями развития детей данного возраста

педагог - психолог

октябрь

2.

Консультация

«Зрительно – моторная координация »

- формирование у родителей потребности в психологических знаниях

педагог - психолог

ноябрь

3.

Семинар -практикум

«Упражнения для развития мелкой моторики»

- формирование у родителей потребности в психологических знаниях. желания использовать их в интересах ребенка

педагог - психолог

декабрь

4.

Советы

«Развиваем память»

- познакомить родителей с упражнениями для повышения уровня развития памяти у ребёнка

педагог - психолог

январь

5.

Беседа

«Занимаемся дома»

- раскрыть основные приемы, методы работ с детьми для повышения уровня развития познавательных процессов ребёнка

педагог - психолог

февраль

6.

Консультации

Учим ребенка общаться

-объяснить родителям важность и необходимость прививать ребенку навыки конструктивного общения

педагог - психолог

март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...