Тематическое планирование педагога-психолога с детьми ТНР (4-7 лет)
календарно-тематическое планирование

Практический материал для педагогов -психологов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tnr.docx70.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование-с детьми ТНР (4-7 лет)

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная группа

(6-7 лет)

Сентябрь

«До свидания лето», «Здравствуй детский сад», «День знаний»

1

Тема «Знакомство»

Задачи: Познакомить детей друг с другом. Способствовать их адаптации в группе. Создание эмоционально благоприятной атмосферы. Знакомство педагога с детьми.

Тема «Знакомство. Каждый привлекателен по-своему»

Задачи, Установление открытых, доверительных отношений между ними. Создание положительного эмоционального настроя у детей в период знакомства. Знакомство с правилами детского сада. Формирование чувства доверия. Развитие навыков общение. Развитие психических процессов. Сплочение детского коллектива.

Тема «День знаний. Я - будущий первоклассник»

Задачи: Расширять и обогащать знания детей о празднике – Дне знаний, знакомить со школьными принадлежностями, школой, расписанием уроков в школе, развивать устную речь, двигательные навыки, мышление, обогащать словарь на тему «Школа». Сформировать у детей интерес  и положительное отношение к школе

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «моя планета»

2

Тема «Мой дом»

Задачи: Развивать умения рассуждать и доказывать, развивать мышление. Развивать диалогическую речь, вводить в активный словарь понятия: «дом, семья». Расширять представления детей об окружающем мире, о доме, семье. Развивать мелкую моторику рук. Формировать чувство  патриотизма и любви к дому, своей семье, своему городу.

Тема «Мы по городу шагаем»

Задачи: Развивать речевую активность, зрительное и слуховое внимание, координацию речи с движением. Способствовать развитию восприятия, памяти, речевого дыхания. Совершенствовать координацию движений, пространственные представления (право, лево, верх, низ, над, под) на листе бумаги; Развивать мелкую моторику рук. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

 Тема «Путешествие по родному городу»

Задачи: Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду, создающих красивый город; развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.  Развивать кругозор, внимание, память. мышление. Закрепить представления о родном городе.  Воспитывать патриотические чувства к малой Родине

4-недля «Урожай»

3

Тема: «Дары осени»

(овощи, фрукты)

 Задачи: представления о фруктах и овощах. Сформировать у детей знания о значении фруктов и овощей для организма (их полезных свойствах). Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.

Тема: «Урожай»

 Задачи: Развивать познавательную активность, связную речь, мелкую моторику.
Закреплять знания об овощах и фруктах, умение узнавать их по характерным признакам, умение классифицировать  фрукты-овощи.

        

Тема: «Огород - овощи.  Сад-фрукты»

Задачи: Закрепить понятия «Овощи. Фрукты» Научить дифференцировать понятия овощи и фрукты. Развивать зрительно-предметный гнозис, логическое мышление, речь, внимания, память произвольность зрительно-моторную. Развивать координацию речи с движением. Формировать навыки самоконтроля. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

Октябрь

1 неделя   «Краски осени»

4

Тема: «Прогулка в осенний лес»

 Задачи: Сплочение группы, развитие эмпатии. Развитие слухового внимания, памяти, воображения, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию. Развитие общей и мелкой моторики.

Тема «Здравствуй, осень»

Задачи: Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Формирование моральных представлений, коррекция поведения и характера. Развитие мышления памяти. Снижение психоэмоционального напряжения.

Тема: Осень

 Задачи: Установление контакта с детьми. Развитие долговременной зрительной ассоциативной памяти, совершенствование координации тонких движений. Развитие внимания. Развитие речи и мышления..

2 –неделя

«Животный мир»

5

Тема «Страх»

Задачи: Расширять представление детей об эмоции «страх». Учить понимать свои чувства и чувства других. Продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Способствовать снятию страхов детей. Способствовать повышению уверенности детей в себе.

 Тема  «Чего я боюсь? Страхи. «Я боюсь! Мои страхи ночью и днем».  «Когда ты боишься, что с этим делать»

Задачи: Помочь понять причины возникновения страха. Нейтрализация страхов, тревоги. Развивать умение справляться с чувством страха. Создать условия для эмоциональной разрядки, проявления сопереживания; обратить внимание детей, что страх – полезная эмоция, просто надо быть её хозяином. Учить детей выражать свои эмоции и управлять ими с помощью пластилина. Снятие психоэмоционального напряжения.

Тема «Наши страхи. Снятие мнимых, неадекватных страхов, тревоги»

Выявление реальных страхов у детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников; снятие страхов и тревожности повышение самооценки (нейтрализация, обесценивание страхов, тревоги). Создание эмоционально-положительного заряда в группе. Релаксация, достижение психофизического покоя.

3 -неделя

«Я - человек»

6

Тема «Мой внутренний мир»

Задачи: Учить детей описывать свои желания, чувства.

Учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.

Развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

Тема: «Я и мое тело»

Задачи: Формировать у детей навыки здорового образа жизни. Использовать навыки здоровьесберегающих технологий. Дать представление об основных частях тела и лица человека, их назначении. Упражнять в нахождении внешних различий у людей (цвету глаз, длине волос, размеру носа и т.п.). Учить понимать и осознавать свой возраст и пол. Формировать навыки здорового образа жизни, через охрану здоровья и гигиену тела.

Тема «Я – человек»

Формировать представления детей о собственном теле и функциях отдельных органов. Использовать навыки здоровьесберегающих технологий. Обратить внимание детей на самих себя, на свое тело, свой организм, на свои способности и возможности.  Познакомить с несложными приемами самооздоровления (массаж, самомассаж). Развивать психические процессы.

4 - неделя

«Народная культура и традиции»

7

Тема: «Мы так похоже. Мы такие разные»

 Задачи: Обеспечивать профилактику социальной дезадаптации. Формировать у ребёнка чувство принадлежности к группе.  Помогать ребёнку почувствовать себя более уверенно. Учить различать индивидуальные особенности детей в группе.

Учить определять свои вкусы в еде, предпочтения по отношению к животным, играм и занятиям.

Тема: «Мы так, похоже. Мы такие разные»

 Задачи: Формировать у ребёнка чувство принадлежности к группе.

Расширять представление детей о различных способах коммуникации с окружающими. Учить различать индивидуальные особенности детей в группе. Учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других детей. Развивать психические процессы  

Тема: «Я тебя понимаю». «Эти разные, разные люди»

 Задачи: Развитие навыков культурного общения. Умения описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления. Развитее внимания к окружающим людям. Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.

Ноябрь

1 неделя

«Дружба», «День народного единства»

8

Тема «Дружба начинается с улыбки»

Задачи: Формирование чувства принадлежности к группе;

Помогать каждому ребёнку чувствовать себя более защищённо, преодолевать трудности в общении. Обучать детей коммуникативным навыкам. Развивать умение передавать с помощью мимики эмоциональное состояние. Развивать логическое мышление, связную и диалогическую речь.

Тема «Ты мой друг и я твой друг. Когда и почему ты ссоришься с друзьями»

Задачи: Формировать у детей понятие «дружба», «друг». Развивать чувство принадлежности к группе.  Уметь выражать поддержку, одобрение. Учить детей находить в своем товарище положительные черты характера, подбирать слова для передачи этих качеств. Развивать у детей умение понимать друг друга без слов, договариваться между собой. Развивать мышление, речь, память. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива. Обучение  приемам саморасслабления.

 Тренинг «Давайте жить дружно! «Дружная команда – это мы!».

 Задачи: Способствовать сплочению коллектива и углублению процессов самораскрытия; развивать умения и навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению. Закрепить понятия «дружба», «дружить». Развивать мелкую моторику. Обучение приемам саморасслабления. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

2- неделя «Наш быт»

9

 Тема «Ориентировка в пространстве»

Задачи: Развивать ориентировку в пространстве: ориентирование в сторонах своего тела; различение направления движения в пространстве (правое-левое, верх-низ, слева-направо, сверху-вниз).   Развивать мыслительные процессы. Развивать мелкую моторику рук и двигательную координацию

Тема: Ориентировка в пространстве и на плоскости

Задачи: Формировать пространственные представления. Ориентирование в собственном теле, дифференциация правой и левой частей. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу). Закрепление навыков работы ведущей руки в направлении слева направо. Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий. Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Развитие самоконтроля.

Тема: Ориентировка во времени и на плоскости.

Продолжать знакомить детей с временными понятиями, обогащать представления о днях недели.  Обобщить и закрепить знания детей о частях суток, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти. Развивать мышление, сообразительность, смекалку, обогащать речь. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу).  Обучение приемам саморасслабления.

3 неделя «Транспорт

10

Тема «Развитие общей и мелкой моторики. Самомассаж»

Задачи: Развивать мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость рук, координацию и быстроту движений, ориентировку в пространстве. Учить элементам самомассажа.
Содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи; совершенствовать навыки детей снимать психоэмоциональное напряжение посредством пальчиковой гимнастики.  Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность

Тема «Веселый карандаш. Пространственная ориентация»

Задачи: Развитие и коррекция общей и мелкой моторики. Развитие и коррекция общей и мелкой моторики. Обучение правильному захвату карандаша, самоконтролю за степенью нажима и захвата. Закрепление навыков работы ведущей руки в направлении слева направо. Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и моторного недоразвития. Ориентирование в собственном теле, дифференциация правой и левой частей Развитие пространственной координации. Развитие мышления и речи. зрительного восприятия, внимания и памяти. Релаксация.

Тема: Развитие графических навыков (готовим руку к письму). Ориентировка на плоскости и пространстве»

  Задачи:Формирование пространственных представлений. Упражнять в ориентировке на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу). Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий.  Тренировка памяти и пространственной ориентации. Развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук. Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Развитие самоконтроля.. Снятие психоэмоционального напряжения.

  1. неделя «Здоровей – ка»

11

Тема «Развитие межполушарного взаимодействия»

Задачи

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие межполушарных связей;
  • синхронизация работы полушарий;
  • активизация работы мышц глаз;

Тема: Развитие межполушарного взаимодействия.  Мелкая моторика (самомассаж).

Задачи: Развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга); развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления (обучать умению обобщать, классифицировать, систематизировать, анализировать). Учить снимать напряжение глаз.

Совершенствовать мелкую моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики. Обучение приемам саморасслабления.

 Тема: Развитие межполушарного взаимодействия. Графомоторные навыки.

Задачи: Обеспечение полноценного физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка через кинезиологические упражнения. Развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга) Совершенствовать и закреплять графические умения и навыки. Тренировать мышцы рук. Продолжать развивать психические процессы

Декабрь

1 неделя «Кто как готовится к зиме»

12

 Тема «Развитие психических процессов»

Задачи: Развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, речевое развитие). Развитие сенсорных анализаторов (зрительных, слуховых), зрительно-моторной координации. Развитие уверенности в себе, коммуникативных навыков.

Тема «Учимся думать»

Задачи: Развивать пространственное мышление; произвольность поведения и самоконтроль. Корригировать зрительную и слуховую память. Развивать умение представлять зрительный образ (задания по запоминанию разной сложности Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. Совершенствовать мелкую моторику.

Тема «Развитие внимания, воспитание выдержки и волевого усилия, развитие наглядно-образного мышления, умения действовать по правилу»

 Задачи: Развитие внимания, умения подчиняться правилам игры. Формирование произвольности поведения при выполнении заданий с 1 – 3 правилами. Развитие памяти, речи, воображения, слухового внимания, мелкой моторики руки. Развитие произвольности и самоконтроля Снятие психического напряжения.

2 неделя «Здравствуй, зимушка-зима

13

Тем «Здравствуй, зимушка – зима»

 Задачи: Развивать внимание, мышление, память, речь, называть признаки зимы. Воспитывать отзывчивость, доброту, эстетическое отношение к природе, к ее отдельным явлениям.

Занятие с элементами тренинга для старших дошкольников «Встречаем зиму»

Задачи: Расширять знания детей о времени год.  Обогащать представления детей об особенностях зимней природы (холода, мороз, снегопад, метель, самые длинные ночи). Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительным. Развивать психические процессы и мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к родной природе.

Тема        «Встречаем зиму»

Задачи: Развивать логическое мышление, речь, зрительное восприятие, память, внимание и наблюдательность.  Развивать межполушарное взаимодействия;

учить снимать эмоциональное и мышечное напряжения. Формировать  графомоторные навыки; Создать  благоприятный психологический климат группы

3 неделя «Город мастеров»

14

Тема «Мелкая моторика»

Задачи: Развивать мелкую моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики. Обучение приемам саморасслабления. Содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи; совершенствовать навыки детей снимать психоэмоциональное напряжение посредством пальчиковой гимнастики.

Тема  «Развите графомоторных навыков»

Задачи: Развитие и коррекция общей и мелкой моторики. Обучение правильному захвату карандаша, самоконтролю за степенью нажима и захвата. Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и моторного недоразвития. Развитие пространственной координации. Развитие мышления, речи, зрительного восприятия, внимания и памяти. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.  Развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга).  Релаксация.

Тема «Развитие зрительно-моторной координации»

 Задачи: Развитие зрительно-моторной координации, пространственно-временной ориентации (право-лево), внимания, логики, памяти, расширение кругозора. Развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга).   Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей

4 неделя «Новогодний калейдоскоп»

15

Тема «Новый Год у ворот»

Задачи: Формировать представление у детей о празднике Новый год, о новогодних обычаях и традициях. Способствовать развитию воображения, внимания, мышления, памяти и речи детей. -Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника развивать взаимоотношения детей.

Тема «Зимние забавы»

Задачи: Формировать представления детей о народных зимних забавах и развлечениях. Обогащать и активизировать словарь детей. Развивать логическое мышление, память, воображение, коммуникативные умения в процессе взаимодействия детей (умение договариваться, приходить к общему решению, помогать другому, учитывать мнение партнера) Психомышечная тренировка.

Тема: «Зима. Зимние развлечения»

Задачи: Развитие произвольности и самоконтроля. Развитие внимания и воображения. Развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу. Активизация эмоционального и моторного самовыражения.  Снятие психоэмоционального напряжения

5 неделя «Новогодний калейдоскоп»

16

Тема «Игры на развитие психических процессов»
Задачи:
 Развивать у детей анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный и психические процессы как память, речь, мышление и воображение. Закрепить умение обобщать предметы по группам. Развивать у детей координацию движений. Воспитывать доброжелательное отношения к товарищам. Развивать в детях чувство дружбы и сопереживания.

Тема «Путешествие в страну игр»

 Задачи: Повышать уровень развития психических процессов: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь.

Формировать любознательность и умственные способности, интеллектуальные умения и навыки. Развивать мелкую моторику.

Воспитывать самостоятельность, уверенность, коммуникативные навыки.

Тема: Интеллектуальные игры для дошкольников

Задачи: Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь) Развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной раскованности и отработка средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.

Январь

        1 неделя        Каникулы

17

Театрализованная игра с элементами кукольного театра «Если сказку любишь ты, в теремок к нам приходи»

 Задачи: Воспитывать у детей любовь к  кукольному театру  посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Кукольный театр с элементами театрализации «Новогодние приключение колобка»

 Задачи: Приобщать детей к театральному искусству и к кукольному театру. Способствовать формированию у ребёнка творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

 Игровой   тренинг «Волшебное путешествие»

 Задачи: Развивать навыки эффективного общения, обучать навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей. Повысить самооценку, приобрести чувство уверенности; развить эмпатию, сопереживание, научить работать в парах, группах; развить речь, творческое мышление; сформировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения; воспитывать доброжелательность.

2 неделя - Каникулы

18

Кукольный театр с элементами театрализации «Новогодние приключение колобка»

 Задачи: Приобщать детей к театральному искусству и к кукольному театру. Способствовать формированию у ребёнка творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

Тема: Викторина «Знатоки сказок»

Задачи: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием. Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Тема: Викторина «Умники Умницы»

Задачи: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием. Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.

«Моя семья»

19

Тема: «Я и моя семья»

 Задачи: Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. 

Тема: Гармонизация внутрисемейных взаимоотношений к родителям и к другим членам семьи.  Я и моя семья»

Задачи: Помочь детям осознать, что не любое сообщество людей является семьей: в основе каждой семьи лежит кровное или тесное душевное родство. Помочь взглянуть на свою семью через призму родственных отношений: кто кем доводится? Что из этого следует? Поддерживать чувства детей, которые они выражают к своей семье. Формировать представление о дружной семье и стремление делать приятное для членов своей семьи.

Тема: «Семья. Моя родословная»

Задачи: Формировать представления о родственных связях: элементарные представления о том, что такое род и родословие; активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими качества личности человека. Развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Воспитывать любовь и уважение к семье, формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Февраль

1 неделя «Азбука безопасности»

20

Игра-тренинг «Развитие у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения»

Задачи: Формировать представления об источниках опасности; развивать самостоятельность, сообразительность, внимание. Учить детей оценивать опасную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления. Воспитывать чувство товарищества.

Игротренинг: «Моя безопасность»

 Задачи: Учить принимать верное решение в опасных ситуациях. Дать представление детям о личной безопасности, добиться усвоения знаний о том, что приятная внешность не всегда означает добрые намерения человека. Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами – электроприборы, спички, зажигалки, формировать знания о свойствах огня, о правильном обращении с огнем. Знакомить с правилами его тушения в чрезвычайных ситуациях. Развивать навыки речевого общения в игровых ситуациях. Развивать образное мышление, воображение и речь. Воспитывать стремление самостоятельно использовать полученные знания в повседневной жизни.

Игротренинг «Психологическая безопасность дошкольников»

 Задачи

Познакомить детей с правилами поведения в нестандартной ситуации. Выработать правила поведения в разных ситуациях. Учить детей высказывать своё собственное мнение, свою точку зрения. Подбирать адекватные способы действия к данной ситуации. Упражнять в умении управлять собой в трудных ситуациях, используя положительную сторону страха. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, эмоциональную сферу).  Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед опасностью.

2 неделя «Маленькие исследователи»

21

Тема «Маленькие исследователи»

Задачи: Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие мышления и речи, зрительно-слуховой памяти. Развитие мелкой моторики рук.

Тема «Мастерская добрых дел. Отчего я бываю разный

Задачи: Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками. Продолжать учить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.  Формировать представление о разные эмоциональные состояния человека; упражнять в распознавании основных эмоций по выражению лица, жестам, позе, интонации, голосу. Обучение приемам саморасслабления

        Тема         «Я знаю, я умею, я могу!»  

Задачи: Продолжать развивать навыки и умения решения задач.  Закреплять приобретенные знания и умения детей; развивать зрительную, кинетическую память; мышление (анализ, обобщение); внимание (концентрацию, распределение); коммуникативные навыки; воображение. Воспитывать самостоятельность.

3 неделя «Наши защитники»

22

Тема «Сказочная страна» (занятие по коррекции агрессии)

Задачи: Коррекция эмоционально-личностной сферы. Коррекция нежелательных черт характера, поведения детей. Обучение бесконфликтным способам поведения взаимодействия со сверстниками. Оптимизация эмоциональной сферы: создание положительных эмоций, развитие чувства эмпатии. Снижение агрессии детей путем выхода эмоций в «ситуации разрушения». Развитие психических процессов и мелкой моторики рук. Релаксация, самоанализ.

Тема: «Я учусь владеть собой»

Задачи Коррекция эмоционально – личностной сферы. Развитие познавательных способностей.  Коррекция нежелательных черт характера, поведения детей. Научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у детей гнев. Учить оценивать свое состояние, анализировать поведения (коррекция импульсивности и гиперактивности), помогать снимать напряжения. Закрепление приемов релаксации.

Тема: Развитие образа «Я» Самооценка. Самоконтроль

Задачи: Создать условия для раскрытия внутренних сил, образа своего «Я». Научить соотносить самоценность своего «Я» с самоценностью другого человека. Учить детей соотносить самооценку с оценкой взрослого; учить детей справедливо оценивать своих сверстников. Развивать пространственные представления.  Развивать мелкую моторику.

саморасслабления для сброса психоэмоциональгого напряжения.

4 неделя «Миром правит доброта»

23

Тема: «Что такое доброта. Добрый мир»

Задачи: Развитие самооценки и формирование адекватного отношения к себе и другим. .Развитие личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у детей, познавательных и психических процессов воспитанников.

Тема: Сказкотерапия «Доброта»

Задачи: познакомить с понятием доброта. Формировать адекватное отношение к своим поступкам; расширять представление о доброте.

Воспитание добрых чувств, обобщение представлений детей о доброте и эмоциональных состояний, которые соответствуют этому понятию; стимулирование потребности совершать добрые поступки; обучение передачи эмоционального состояния человека с помощью мимики, речи, рисунка; формирование позитивного образа «Я».

Тема: Сказкотерапия «Добрый мир».

Задачи: Обобщение представлений детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, актуализация стремления совершать добрые поступки; обучение передаче эмоционального состояния человека с помощью мимики, пантомимики, речи, формирование позитивного образа «Я»

Март

        1 неделя «Женский день»        

24

Тема «Моя любимая мама»

 Задачи: Учить составлять короткий рассказ о маме (имя, отчество, профессия, внешность и др.) по предложенному плану.
Учить рассказывать не торопясь.
Расширять словарный запас речи.
Развивать воображение.
Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Воспитывать любовь и уважение к маме.

Тема «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Задачи: Сформировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка; расширение кругозора детей, умение делать самостоятельно выводы. Развивать память внимание; умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме.

Тренинговое занятие «Самый дорогой на свете человек»

Задачи: Расширять представления детей о самом дорогом человеке – маме, воспитывать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому человеку - своей маме.  Развивать творческую активность детей, речь, память, внимание, любознательность. Воспитывать у детей доброе, заботливое, уважительное отношение к матери, стремление ей помогать, радовать ее.

2 неделя «Быть здоровыми хотим»

25

Тема «Развитие познавательных процессов старших дошкольников» (с использованием здоровьесберегающих технологий)

 Задачи: Развитие психических процессов (память, внимание, мышление).Развитие межполушарного взаимодействия. Обучение навыкам саморегуляции..Снижение нервного напряжение. Развитие мелкой моторики руки. Развивать у дошкольников уверенность в себе, в своих возможностях. Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.

 Тема «Я здоровье берегу-сам себе я помогу»

Задачи: Формировать представления детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни. Расширять знания о том, что полезно и что вредно для здоровья.

Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью. Развивать психические процессы, связную речь, умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы.

Выражать психоэмоциональное и психофизическое состояния

Занятие с элементами тренинга по формированию навыков здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»

Задачи: Формировать представление дошкольников о здоровье как одной из главных ценностей жизни, о которой необходимо постоянно заботиться; развивать память и мышление (умение рассуждать, делать умозаключения). Воспитывать желание заботиться о своем здоровье, интерес к здоровому образу жизни создать радостное настроение.

3 неделя «Весна шагает по планете»

26

 Тема «Развитие навыков ориентировки в пространстве»

Задачи: Продолжать формировать у

 умение ориентироваться на собственном теле. Понимать пространственное расположение отдельных частей своего тела, умению ориентироваться в предметно-пространственном окружении та «от себя».

Тема «Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела. Уточнять и закреплять пространственные представления обучающихся («на», «над», «под»).

Закрепить понятия «слева», «справа», «посередине», умение определять свое место среди окружающих людей.

Тема: Ориентировка во времени.

Задачи: Продолжать формировать у детей представление о некоторых промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь); неделя – 7 дней. Сезоны: весна, лето, осень, зима; месяц – 4 недели. Обобщать и закреплять знания детей о частях суток. Продолжать знакомить детей с временными понятиями, обогащать представления о днях недели. Способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти. Использовать в речи слова: вчера, завтра, сегодня, умение ориентироваться в днях недели, развивать мышление, смекалку.

4 неделя Волшебница вода»

27

Тема: «Хочу и можно».

Задачи: Познакомить детей с правилами детского сада. Формировать доброжелательные отношения, умения общаться.

 Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы   и познавательных процессов

Тема «Застенчивость и уверенность»

Задачи: Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция поведения тревожных, неуверенных, застенчивых, замкнутых.  детей). Развитие эмоционально-выразительных движений. Формирование эффективных способов общения. Обучение приемам саморасслабления. Развитие психических процессов (памяти. Внимания, мышления). Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Тема «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения тревожных, неуверенных детей»

 Задачи: Продолжать повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снимать напряжение перед обучением в школе. Формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях. Развивать, укреплять мелкую моторику детей. Развивать конструктивное мышление. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки, развивать внимание.

5 неделя «День смеха», «Цирк», «Театр

28

Тема «Такие разные эмоции»

Задачи: Познакомить детей с эмоциональным миром человека. Научить различать основные состояния людей. Создание возможностей для самовыражения, преодоления барьеров в общении.

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Формировать навыки эмоциональной разрядки. Развивать психические процессы и мелкую моторику рук.

Тема: Различение эмоциональных состояний. «Я обижаюсь», «Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь», «Я сержусь. Мой гнев

Задачи: Продолжить знакомство детей с эмоциями. Учить владеть своими чувствами, обучать умению принимать во внимание чувства другого человека, активизировать речевые высказывания детей. Выяснить причины появления обиды, радости. Учить изображать и определять эмоцию «радость». Развивать у детей умение действовать в сложных ситуациях. Коррекция стереотипов поведения. Релаксация.

Тема: Волшебные» средства понимания: интонация, мимика»

Задачи: Обучать умению слушать и слышать другого. Учить гибко использовать мимику. пантомимику и голос в общении. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество. Развитие чувство МЫ. Нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

Апрель

1 неделя  «Космос», «Приведем в порядок планету»

29

Тема: «Космическое путешествие»

Задачи: Развитие эмоциональной и когнитивной сфер, творческого воображения, коммуникативных навыков; о бучение техники выразительных движений (психогимнастика) Развитие общей и мелкой моторики тела, координации движений.

  Тема        «Путешествие в космос»

Создать благоприятный эмоциональный климат для расширения активного словаря и развития мыслительной деятельности, зрительного, слухового восприятия и внимания ребёнка;

– способствовать развитию сенсорной и познавательной сферы;

- способствовать оптимизации мышечного тонуса и снятию эмоционального напряжения;

– способствовать повышению самооценки и развитию навыков саморефлексии. Создать условия для коррекции речевого недоразвития, памяти, внимания, образного и логического мышления.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса

 Тема «На поиски неизведанной планеты»

Задачи: Формировать положительную учебную мотивацию, осознанное восприятие объектов. Развивать психические процессы (логическое мышление, память, внимание, восприятие, мелкую моторику рук, творческое воображение) и их волевую регуляцию. Воспитывать дружеские отношения между детьми, побудить к наблюдательности, любознательности.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.

2 неделя «Встречаем птиц»

30

Тема «Развитие мышления, памяти. Тренинг социальных навыков. Релаксация»

Задачи: Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Формирование моральных представлений, коррекция поведения и характера. Развитие мышления памяти. Снижение психоэмоционального напряжения.

Тема «Развитие познавательных психических процессов, активизация знаний детей»

 Задачи: Развитие межполушарных взаимодействий; стимуляция внимания, развитие мышления, памяти, активизация знаний. развитие сенсомоторной координации и воображения; Тренировка мышц рук

Тема «Развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания. Развитие зрительно – моторной координации»

 Задачи: Развивать, наблюдательность и логическое мышление, произвольность. Расширять объём внимания, развивать память, расширять детский словарный запас. Повышать умственную работоспособность, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками). Развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук. Воспитать выдержку, волевые усилия

3 неделя «Праздник весны и труда»

31

Тема: «Страна игр»

Задачи: Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Развитие речи и мышления (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи и навыков связной речи). Развитие общей и мелкой моторики. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 Тема «Страна знаний»

 Задачи: Способствовать развитию познавательной активности, доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Развивать, укреплять мелкую моторику детей через игры, упражнения, пальчиковую гимнастику. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в интеллектуальные игры, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.

Интеллектуальный конкурс

 «Знай – ка»

Задачи: Способствовать развитию познавательной активности. Развивать конструктивное мышление. Учить ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки, развивать внимание. Учить детей запоминать и быстро воспроизводить образец. Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.

4 неделя «Мир природы»

32

Тема «Что такое хорошо. Что такое плохо»

Задачи: Развитие памяти, внимания, мышления. Расширения объема кругозора. Формировать рефлексию ценностных ориентиров «Что такое хорошо? Что такое плохо?», определяющих целевой компонент поведения ребенка.

Воспитание уверенности в себе.

Занятие- тренинг «Я и природа»

Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние.   Сосредотачивать внимание на деятельности. Формировать умения и навыки владения выразительными движениями Развитие памяти, внимания, творческих способностей и речи. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

Тема «Путешествие в эмоциональный мир природы»

  Задачи: Развивать экологическое восприятие и мышление, образную память на основе упражнений в узнавании, обогащать словарный запас речи. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о мире природы. Воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, самостоятельность в работе

Май

1 неделя «День победы»

33

Тема «Я хороший-я плохой»

 Задачи: научить детей видеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои

возможности, способности и умения

научить детей видеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои

возможности, способности и умения

научить детей видеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои

возможности, способности и умения

научить детей видеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои

возможности, способности и умения

Задачи: Научить детей видеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои возможности, способности и умения.        Обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга.

  Тема «Никто не забыт, ничто не забыто»

Задачи: Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы;
Расширять кругозор детей и способность сопереживать

другим людям. Развивать у детей воображение,  память, мышление, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного.. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине

.

Психокоррекционное занятие по теме «День Победы»

Задачи: Расширять представления детей о празднике «День Победы». Создать положительный эмоциональный фон; развивать 

наглядно-образное мышление; слуховое, пространственное восприятие; внимание и память; развивать связную речь, пополнить словарный запас; мелкую моторику, самоконтроль, наблюдательность; развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения; воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну.

2 неделя «В гостях у сказки»

34

Тема «В гостях у сказки»

Задачи: Учить понимать и оценивать поступки сказочных героев.  Способствовать самовыражению ребёнка.

Учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять словарь детей; развивать психические процессы и мелкую моторику рук. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.

Тема Сказкотерапия «Фея сказок. В гостях у сказки»

Задачи: Коррекция негативных поведенческих реакций; формирование позитивного опыта взаимоотношений в процессе занятия; развитие социального доверия; формирование положительной «Я-концепции». Развитие средств общения (речевых и невербальных), саморегуляции, творческих способностей и воображения. Развитие внимания и памяти. Тренировка психомоторных функций; самовыражение индивидуальности ребенка.

Тема «Путешествие в сказку»  

Задачи: Закрепить знания детей о сказках и о сказочных героях. Активизировать словарный запас детей. Развивать связную речь. Развить зрительное внимание и мышление. Тренировать аналитическое мышление, внимание. Развивать координацию речи с движением.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам.

3 неделя «Этикет»

35

Тема «Путешествие в страну этикета»

Задачи: Познакомить с правилами этикета. Воспитывать чувства уважения к сверстникам и взрослым. Развивать культуру речи.

Тема «Что такое этикет»

Задачи: Познакомить с понятием «этикет».

Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях. Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами. Упражнять в использовании вежливых слов. Воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать мыслительную деятельность у детей. Способствовать развитию мелкой моторики и координации руки. Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета.

Тема « Школа и школьные правила, элементарные поведенческие навыки»

Задачи: Развитие коммуникативной готовности к школе. Осознание ребенком специфики позиции школьника. Формирование адекватного представления о школьной жизни. Выработка ситуативно-адекватных релаксаций на возможные затруднения в школьной жизни.

Формирование положительной мотивации к обучению в школе. Релаксация.

4 неделя «Вот мы какие, стали большие»

«До свидания детский сад. Здравствуй школа»,

36

Тема «Детский сад, детский сад – это радость для ребят!»

Задачи: Создание положительного отношения к детскому саду.

 Обучение эффективным способам взаимодействия. Формировать доброжелательные отношения, умения общаться. Сплочение детского коллектива

                Тема «Вот и стали мы на год взрослее»

Задачи: Совершенствовать у детей психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

Создать эмоционально-положительную атмосферу в детском коллективе/

Закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели;
Упражнять в назывании частей суток;

Развивать логическое мышление

Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи; Развивать общую и мелкую моторику. Формировать положительную учебную мотивацию. Воспитывать чувство доброжелательности, навыки сотрудничества и культурного общения.

Тема «В школу мы с тобой идем»

Задачи: Развивать эмоциональную сферу детей, выразительность движений, мимику, пантомимику. Развивать межполушарное взаимодействие при помощи кинезиологических упражнений. Содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Развивать зрительно-моторную координацию. Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.