Почему ребёнок не говорит? Дифференциальная диагностика неговорящих детей
статья по коррекционной педагогике

Лысенко Елена Викторовна

Статья адресована родителям, воспитателям, молодым логопедам, которые сталкиваются с проблемой: ребёнку уже три года, а он не говорит. Может быть много различных причин. В своей статье я попыталась показать, чем отличаются дети с разными сходными речевыми патологиями, как можно различить их между собой и к каким специалистам следует обращаться в каждом конкретном случае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребёнок не говорит? 

Очень часто у родителей возникает вопрос: «Почему мой ребёнок не говорит? Он всё понимает, но не разговаривает.» Как правило, это происходит ближе к возрасту трёх лет. Задача специалиста: правильно определить причину отсутствия речи. Неговорящие дети очень сильно отличаются друг от друга. Один ребёнок внимательно слушает, охотно выполняет все инструкции специалиста, доброжелателен в общении. Другой ребёнок, как будто не слышит инструкцию, пассивен и необщителен. Третий, очень активен, не замечает никого вокруг и делает то, что ему хочется. Задача специалиста максимально грамотно провести дифференциальную диагностику с целью выявления первопричины отсутствия речи для составления плана дальнейшей работы с данным ребёнком. От правильной постановки диагноза зависят прогноз и перспективы речевого и коммуникативного развития ребёнка.

Диагностика ребёнка начинается с беседы с родителями. Важно узнать, как протекала беременность, как протекали роды, как проходило раннее развитие ребёнка. Однако специалисту надо очень внимательно отнестись к информации, которую предоставляют родители. Очень часто на вопрос: «Как протекала беременность, роды?» родители отвечают: «Да всё нормально». Необходимо задавать вопросы более конкретные. Изучение анамнеза проходит в несколько этапов. На каждом этапе выясняются следующие вопросы:

  1. Перинатальный период: состояние здоровья родителей до момента рождения ребёнка, наличие нервно-психических расстройств, наследственных заболеваний в семье, речевой патологии, возраст родителей, заболевания матери во время беременности, неблагоприятные факторы внутриутробного развития малыша.
  2. Натальный период: родился ли ребёнок недоношенным, роды: затяжные или стремительные, фиксируется длительность безводного периода, применение препаратов для стимулирования родовой деятельности, рождение ребёнка в асфиксии, низкий вес (до 1500 г), наличие травм, резус-фактор.
  3. Постнатальный период: через какое время было первое кормление, отклонения в поведении ребёнка, болезни в течение первых месяцев, первого года жизни, от 1 года до 3, травмы, недостаточность речевых и социальных контактов, двуязычие в семье.

Следующий момент диагностики – наблюдение за игрой ребёнка. Ребёнку предлагают игрушки по возрасту. Педагог отмечает, есть ли интерес к ним, как ребёнок играет, разворачивает ли полноценную игру или неадекватно действует с ними, грызёт, бросает или просто манипулирует. Затем педагог пытается подключится к игре ребёнка. Важно отметить, как ребёнок реагирует на включение взрослого в совместную игру. Одни дети с удовольствием поддерживают игру, другие отстраняются, третьи проявляют негативизм. Во время совместной игры начинается непосредственно диагностика развития ребёнка. Сначала педагог предлагает ребёнку невербальные (не требующие речевой активности) задания. Например: покажи мишку, дай куклу, где машина и т.д.  Затем можно попытаться вызвать речевую активность, если ребёнку это доступно. Например, как кошка мяукает – мяу-мяу, как сигналит машина – би-би и т.д.

Моторная алалия. Дети с моторной алалией охотно вступают в контакт, проявляют интерес к предложенным заданиям, активно используют мимику и жесты при общении. Иногда могут проявлять негативизм, как реакцию на речевую недостаточность. С игрушками действуют адекватно, активно включаются в совместную игру. Если проявляется негативизм, то после дополнительной стимуляции включается в совместную деятельность. Невербальные задания выполняют в соответствии с возрастом. Некоторые задания могут вызывать затруднения, т.к. может наблюдаться задержка не только речевого, но и психического развития. Вербальные задания вызывают большие затруднения у данной группы детей. Очень тяжело даются упражнения на повторение артикуляционных поз, переключение с одной позы на другую. Для работы с данной группой детей необходимо включение в работу врача-невролога.

Сенсорная алалия. Дети с сенсорной алалией не всегда сразу вступают в контакт, что обусловлено нарушением восприятия обращённой речи. Поведение может носить импульсивный характер, могут проявлять беспокойство. К игрушкам проявляют интерес, совместную игру как правило поддерживают. Восприятие предложенных инструкций затруднено. Трудно узнают предметы по названию. Очень важно дифференцировать сенсорную алалию и снижение слуха. Дети с сенсорной алалией слышат, но не понимают обращённую к ним речь. Для этого необходимо провести дополнительное медицинское обследование – аудиограмму. Как правило эти дети слышат и воспринимают неречевые звуки в достаточном объёме, они могут вызывать у них беспокойство. Речь у таких детей может проявляться в виде модулированного лепета.

Нарушение слуха. Дети с нарушением слуха контактны, но контакт может быть затруднён. Они активно используют жесты и мимику при общении, заглядывают в лицо говорящему, как бы считывая с губ. При увеличении громкости речи говорящего улучшается понимание её. К игрушкам интерес проявляют, совместную игру поддерживают. При высокой громкости инструкций хорошо выполняют предложенные задания. Дети могут быть как импульсивны, так и истощаемы, эмоционально возбудимы.  Слабослышащие дети не могут почерпнуть слова и фразы из речи окружающих их людей. Голос у них приглушённый, глухой, скрипучий. Речь лишена интонационной выразительности. При данном нарушении речь без специального обучения не появляется. При работе с данной группой детей обязательно необходимы консультации отоларинголога и сурдолога.

Нарушения интеллекта. Особую группу неговорящих детей составляют дети со сниженным интеллектом. В контакт такие дети как правило вступают, но контакт малопродуктивен. Жесты и мимику в общении используют, но они носят подражательный характер. К игрушкам проявляю избирательный интерес. Действия с ними не всегда адекватны. Самостоятельная игра не разворачивается. Совместная игра может носить подражательный характер, а может и не поддерживаться совсем. К предложенным заданиям могут не проявлять интереса, а если и проявляют, то не всегда выполняют. Обучаемость низкая. Дети истощаемы, отвлекаемы. Отмечается также моторная неловкость у данной группы детей. Отличие детей с алалией и нарушением интеллекта то, что у детей с алалией по мере становления речи и проведении логопедической работы интеллектуальная задержка исчезает. А вот у детей даже при специально организованном обучении интеллектуальное развитие возрастной нормы не достигает. К работе с данной группой детей необходимо подключать врача-невролога и учителя-дефектолога.

Расстройства аутистического спектра (РАС). Алалию очень часто путают с аутизмом. При аутизме речь ребёнка в возрасте до 1, 5 лет может развиваться в соответствии с возрастом, иногда даже обгоняя своих сверстников. Затем ближе к двум годам речь ребёнка «угасает». Он перестаёт использовать её для общения, но может разговаривать сам с собой или во сне. В раннем возрасте может обращать на себя внимание отсутствие лепета, реакции на родных людей и подражания. Дети с РАС не реагируют на обращённую к ним речь, неконтактны, речевая инициатива отсутствует, отсутствует потребность в общении, мимика и жесты у них достаточно развиты и могут использоваться вместо словесной речи. Часто наблюдаются расстройства двигательной сферы (общей и мелкой моторики). Дети могут потряхивать руками, вращать кистями рук, раскачивать туловище и выполнять другие стереотипные движения. У них часто возникает боязнь взглянуть в лицо человека при общении с ним. Может проявляться агрессия или самоагрессия. Работу с данной группой детей проводят врачи невролог и психиатр, учителя дефектолог, логопед и психолог.

Итогом комплексной дифференциальной диагностики является определение причины отсутствия речи у ребёнка, построение оптимального для каждой группы детей образовательного маршрута с привлечением необходимой команды специалистов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....

Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией и стертой дизартрией

Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик мы составили дифференциальную диагностическую   программу для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии. Она составлена с уче...

Дифференциальная диагностика нарушений речи у детей в таблице

Диагностика речевых нарушений имеет большое практическое значение. Она позволяет определить уровень и описать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недо...

Дифференциальная диагностика аутистических расстройств у детей

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия Социального Управления», кафедра специального и инклюзивного образования, курс повышен...

Вопросы дифференциальной диагностики недоразвития речи и ЗПР у детей младшего дошкольного возраста

В данной презентации поднимаюся вопросы диагностики детей с ЗПР и с ОНР...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Дифференциальная диагностика развития детей с ДЦП. Консультация

Психологическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений у них нарушений двигательного, психического и речевого развития. Дви...