Занятие-практикум с родителями "Зрительная гимнастика"
консультация по коррекционной педагогике

Материал для проведения занятия-практикума с родителями детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. В материале описано значение  зрительной гимнастики и даны подробные рекомендации по ее проведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10._2018_st.gr_._zritelnaya_gimnastika.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

СТАРШАЯ ГРУППА


Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности; учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.

В развитых странах  20 % детей дошкольного возраста и каждый четвертый школьник имеют проблемы со зрением.

По данным общероссийской статистики: среди первоклассников близоруких – 3%, среди школьников 3-х классов – 10%. Более миллиона детей в России, по данным. Министерства здравоохранения, страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения.

С каждым годом число таких детей растет. За последние 10 лет заболеваемость детей и подростков данной патологией выросла в 1,5 раза.

Для начала рассмотрим медико-педагогическую классификацию нарушений зрения:

- Слепые дети.

Дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

- Слабовидящие дети.

Дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

- Дети с пониженным зрением.

Дети с остротой зрения от 0,5 (50%), до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

- Дети с остротой зрения 0,9 – 1,0 (90 – 100%) относятся к категории «Нормально видящие».

Одним из замечательных средств профилактики и улучшения зрения является зрительная гимнастика. Нормальная работа глаз требует его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность. Возьмем, к примеру, мышцы рук или ног. При отсутствии тренировки эти мышцы становятся слабыми, вялыми, дряблыми. И напротив, тренируясь ежедневно, находятся в прекрасной рабочей форме. В такой же рабочей форме следует держать и мышцы глаз.

Зрительная гимнастика – это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц, и улучшению кровоснабжения и обменных процессов в глазах. Зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения.

Проводить ее следует регулярно до 6 раз в день по 2-3 минуты у младших дошкольников, по 4-5 – у старших. При выполнении зрительной гимнастики двигаются только глаза. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием художественного слова, игрушек или плоскостных изображений, предметов: машинки, птички, зайчики …

В нашей группе изготовлены разные зрительные тренажеры для коррекции зрения. (Показ разных тренажеров). Эти тренажеры способствуют укреплению глазных мышц, снятию напряжения глаз. (Выполнение упражнений на зрительных тренажерах родителями.) Предложить изготовить зрительные тренажеры для выставки.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз.  

Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (выполнение упражнений родителями):

  • Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение.
  • Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение.
  •  Перевести взгляд по диагонали влево – вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение.
  • Перевести взгляд по диагонали вправо-вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево-вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение.
  • Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Это упражнение используется только при расходящемся косоглазии.
  • Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно.
  • Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 – 5 секунд, затем открыть глаза на 3 – 5 секунд.
  • Дать «попрыгать глазками с лестницы» – посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз.

Упражнения повторяются до 10 раз.

     

          Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером, следует почаще отвлекаться  от него и смотреть вдаль, закрывать глаза для отдыха.

Предлагаю несколько упражнений для усталых глаз: 

1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы.  Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.

3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 5-6 раз.

4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 5-6 раз.

5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Простейший отдых для глаз – это упражнение «Пальминг».

Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза («оденем крышу на носик»).  

Нельзя давить на глазные яблоки, ограничивать дыхание, закрывать нос.  Хорошо проводить пальминг после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.) в течение 2-3 минут.

Чтобы показать эффективность этого упражнения, предлагаю посмотреть на текст до и после упражнения.  Что заметили? (После выполнения упражнения текст на короткое время видно лучше.)      

Для детей с нарушением зрения пальминга никогда не бывает слишком много. Посвятив несколько минут расслаблению, можно избежать напряженности и усталости глаз.

 Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не минут более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.

Недалек тот день, когда наши дети пойдут в школу, увеличатся зрительные нагрузки, что может отрицательно сказаться на глазах.  Наша с вами задача научить детей самостоятельному выполнению зрительной гимнастики, показать необходимость ее выполнения.  

Мы рассмотрели с вами основные упражнения зрительной гимнастики. В наших памятках вы найдете упражнения, полезные при косоглазии, близорукости, дальнозоркости, астигматизме.

На нашей выставке мы предлагаем вам для ознакомления подборку «Зрительных гимнастика», а также вы можете познакомиться с массажем, полезным для глаз. 

Также здесь вы видите различные зрительные тренажеры, которые мы используем в работе с детьми.

В конце встречи родителям предлагается памятка

                                          «Зрительная гимнастика»

Приложение

        Зрительная гимнастика – это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц, и улучшению кровоснабжения и обменных процессов в глазах. Зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Проводить ее следует регулярно до 6 раз в день по 2-3 минуты у младших дошкольников, по 4-5 – у старших. При выполнении зрительной гимнастики двигаются только глаза. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз.  

        Упражнения для зрительной гимнастики:

  • Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в и. п.
  • Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в и. п.
  • Перевести взгляд по диагонали влево – вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в и. п.
  • Перевести взгляд по диагонали вправо-вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево-вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в и. п.
  • Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в и. п. Это упражнение используется только при расходящемся косоглазии.
  • Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно.
  • Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 – 5 секунд, затем открыть глаза на 3 – 5 секунд.
  • Дать «попрыгать глазками с лестницы» – посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз.

Упражнения повторяются до 10 раз.

        Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером, следует почаще отвлекаться от него и смотреть вдаль, закрывать глаза для отдыха.

        Упражнения  для усталых глаз: 

1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы.  Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.

3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 5-6 раз.

4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 5-6 раз.

5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

        Простейший отдых для глаз – это упражнение «Пальминг».

Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза («оденем крышу на носик»).  

Нельзя давить на глазные яблоки, ограничивать дыхание, закрывать нос.  Хорошо проводить пальминг после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.) в течение 2-3 минут.

Упражнения для глаз при косоглазии

  1. Ребенок располагает свой указательный палец на носу. Движениями глаз он следит за поднятием пальца вверх, до полного вытягивания руки, затем вниз. 
  2. Голова не двигается, а ребенок смотрит вверх, вниз, влево, вправо. После каждого цикла веки закрываются. 
  3. Рисование глазами восьмерки в воздухе. 
  4. Здоровый глаз нужно закрыть. Двигать головой в сторону больного глаза следует до упора. 
  5. При закрытом здоровом глазе нужно двигать в быстром темпе больным вправо и влево. 

Упражнения при близорукости (миопии)

  1. Моргание глазами в быстром темпе 30 секунд. Затем веки сомкнуть, дать отдохнуть. 
  2. Глаза нужно сильно зажмурить на 4-5 секунд, затем столько же времени держать их широко открытыми. 
  3. Исходное положение для выполнения упражнения –  стоя. Необходимо вытянуть вперед руку и смотреть на указательный палец, приближающийся к лицу. 
  4. Безымянный, указательный и средний пальцы обеих рук нужно положить на закрытые глаза, слегка прижать их и отпустить. 
  5. Три пальца рук положите на надбровные дуги. Нужно тянуть кожу лба вверх, а глаза опускать вниз, преодолевая образующееся при этом сопротивление. 
  6. Голова не двигается, а глазные яблоки медленно поднимаются вверх до крайней точки и так же опускаются вниз.

Все вышеуказанные движения гимнастики выполняются по 6-7 раз. Вначале ребенок должен делать это вместе с взрослым, который сидит напротив. Затем родители могут просто руководить словесно.

     

         Упражнения при дальнозоркости

  1.  «Пишем носом». Усадить ребенка прямо. Предложить представить себя Буратино. Он должен написать кончиком носа буквы. При этом обязательно смотреть глазами на кончик носа. Также можно рисовать круг, треугольник, прямоугольник. Упражнение выполняется на протяжении 3-4 минут. 
  2. Пальцы – в разведенном положении должны находиться на уровне глаз. Ребенок пытается рассмотреть то, что находится перед ним сквозь пальцы. Можно при этом немного двигать головой. 
  3. Повороты головы вправо-влево с одновременным движением глазами. 
  4. На расстоянии трех метров от лица ребенка расположить большой яркий предмет. Пусть ребенок вытянет свою руку и переводит взгляд медленно с предмета на пальцы руки. 

   

        Упражнения для глаз при астигматизме

  1. Вращение глазами по часовой стрелке. 
  2. Переведение взгляда по направлению вверх-вниз-вправо-вниз. Затем движения делаются вверх-вниз-влево-вниз.
  3. Полусогнутая рука располагается напротив лица. Глаза должны следить за ее медленным приближением к носу, затем за удалением

Упражнения сначала выполняются по 2-3 раза, а в конце первой недели занятий их нужно делать уже двумя подходами.

         

***

  1. Палец правой руки ребенок располагает на расстоянии 30 сантиметров от своего носа. Он должен фокусировать взгляд сначала на пальце, затем переводить его предметы, находящиеся вдали. Так нужно проделать 10 раз.
  2. Вначале открытыми, затем закрытыми глазами в воздухе выписывается большая цифра 8. Повторить по 10 раз. 
  3. Указательный палец руки фиксируется на расстоянии 25-30 сантиметров от уровня носа. Сначала закрывается правый глаз и второй смотрит на палец 10 секунд, затем левый. 
  4. Глаза нужно сильно зажмурить на 5 секунд. Потом на такое же время они широко открываются. Повторяется 8-10 раз. 
  5. Массирование кончиками пальцев глаза с закрытыми веками круговыми движениями. Подобный массаж нормализует внутриглазное давление. Затем веки открываются, массаж повторяется.

        Упражнения для укрепления мышц

  1. Медленное переведение взгляда ребенком из потолка на пол. При этом голова не двигается, а глаза не останавливаются посередине расстояния. 
  2. Глаз ребенка двигается вправо и влево с фиксацией точки посередине. 
  3. Движения глазами вправо-вверх-влево-вниз. Затем то же выполняется в обратном направлении.

        Упражнения для улучшения кровообращения

  1. Сомкнуть веки на 4-5 секунд, затем открыть глаза широко на 4-5 секунд. 
  2. Быстрое моргание в течение 10-15 секунд, закрытые глаза на такое же время.
  3. Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать их по часовой стрелке одну минуту. 
  4. Сомкнутые веки слегка прижимаются пальцами и опускаются. 

Зрительная гимнастика – это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц, и улучшению кровоснабжения и обменных процессов в глазах. Зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Проводить ее следует регулярно до 6 раз в день по 2-3 минуты у младших дошкольников, по 4-5 – у старших. При выполнении зрительной гимнастики двигаются только глаза. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз.  

Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики: 

  • Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение.
  • Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение.
  • Перевести взгляд по диагонали влево – вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение.
  • Перевести взгляд по диагонали вправо-вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево-вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение.
  • Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Это упражнение используется только при расходящемся косоглазии.
  • Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно.
  • Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 – 5 секунд, затем открыть глаза на 3 – 5 секунд.
  • Дать «попрыгать глазками с лестницы» – посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз.

Упражнения повторяются до 10 раз.

        Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером, следует почаще отвлекаться  от него и смотреть вдаль, закрывать глаза для отдыха.

Упражнения  для усталых глаз: 

1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы.  Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.

3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 5-6 раз.

4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 5-6 раз.

5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Простейший отдых для глаз – это упражнение «Пальминг».

Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза («оденем крышу на носик»).  

Нельзя давить на глазные яблоки, ограничивать дыхание, закрывать нос.  Хорошо проводить пальминг после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.) в течение 2-3 минут.

Упражнения для глаз при косоглазии

  1. Ребенок располагает свой указательный палец на носу. Движениями глаз он следит за поднятием пальца вверх, до полного вытягивания руки, затем вниз. 
  2. Голова не двигается, а ребенок смотрит вверх, вниз, влево, вправо. После каждого цикла веки закрываются. 
  3. Рисование глазами восьмерки в воздухе. 
  4. Здоровый глаз нужно закрыть. Двигать головой в сторону больного глаза следует до упора. 
  5. При закрытом здоровом глазе нужно двигать в быстром темпе больным вправо и влево. 

Упражнения при близорукости (миопии)

1. Моргание глазами в быстром темпе 30 секунд. Затем веки сомкнуть, дать отдохнуть. 

2. Глаза нужно сильно зажмурить на 4-5 секунд, затем столько же времени держать их широко открытыми. 

3. Исходное положение для выполнения упражнения –  стоя. Необходимо вытянуть вперед руку и смотреть на указательный палец, приближающийся к лицу. 

4. Безымянный, указательный и средний пальцы обеих рук нужно положить на закрытые глаза, слегка прижать их и отпустить. 

5. Три пальца рук положите на надбровные дуги. Нужно тянуть кожу лба вверх, а глаза опускать вниз, преодолевая образующееся при этом сопротивление. 

6. Голова не двигается, а глазные яблоки медленно поднимаются вверх до крайней точки и так же опускаются вниз.

        Все вышеуказанные движения гимнастики выполняются по 6-7 раз. Вначале ребенок должен делать это вместе с взрослым, который сидит напротив. Затем родители могут просто руководить словесно.

     

          Упражнения при дальнозоркости

1. «Пишем носом». Усадить ребенка прямо. Предложить представить себя Буратино. Он должен написать кончиком носа буквы. При этом обязательно смотреть глазами на кончик носа. Также можно рисовать круг, треугольник, прямоугольник. Упражнение выполняется на протяжении 3-4 минут. 

2. Пальцы – в разведенном положении должны находиться на уровне глаз. Ребенок пытается рассмотреть то, что находится перед ним сквозь пальцы. Можно при этом немного двигать головой. 

3. Повороты головы вправо-влево с одновременным движением глазами. 

4. На расстоянии трех метров от лица ребенка расположить большой яркий предмет. Пусть ребенок вытянет свою руку и переводит взгляд медленно с предмета на пальцы руки. 

   

Упражнения для глаз при астигматизме

1. Вращение глазами по часовой стрелке. 

2. Переведение взгляда по направлению вверх-вниз-вправо-вниз. Затем движения делаются вверх-вниз-влево-вниз.

3. Полусогнутая рука располагается напротив лица. Глаза должны следить за ее медленным приближением к носу, затем за удалением

        Упражнения сначала выполняются по 2-3 раза, а в конце первой недели занятий их нужно делать уже двумя подходами.

         

***

1. Палец правой руки ребенок располагает на расстоянии 30 сантиметров от своего носа. Он должен фокусировать взгляд сначала на пальце, затем переводить его предметы, находящиеся вдали. Так нужно проделать 10 раз.

2. Вначале открытыми, затем закрытыми глазами в воздухе выписывается большая цифра 8. Повторить по 10 раз. 

3. Указательный палец руки фиксируется на расстоянии 25-30 сантиметров от уровня носа. Сначала закрывается правый глаз и второй смотрит на палец 10 секунд, затем левый. 

4. Глаза нужно сильно зажмурить на 5 секунд. Потом на такое же время они широко открываются. Повторяется 8-10 раз. 

5. Массирование кончиками пальцев глаза с закрытыми веками круговыми движениями. Подобный массаж нормализует внутриглазное давление. Затем веки открываются, массаж повторяется.

Упражнения для укрепления мышц

1. Медленное переведение взгляда ребенком из потолка на пол. При этом голова не двигается, а глаза не останавливаются посередине расстояния. 

2. Глаз ребенка двигается вправо и влево с фиксацией точки посередине. 

3. Движения глазами вправо-вверх-влево-вниз. Затем то же выполняется в обратном направлении.

Упражнения для улучшения кровообращения

1. Сомкнуть веки на 4-5 секунд, затем открыть глаза широко на 4-5 секунд. 

2. Быстрое моргание в течение 10-15 секунд, закрытые глаза на такое же время.

3. Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать их по часовой стрелке одну минуту. 

4. Сомкнутые веки слегка прижимаются пальцами и опускаются. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект сюжетного физкультурного занятия-практикума с родителями 2 младшая группа

Актуальность этого сюжетного физкультурного занятия с родителями во 2 младшей группе в том, что оно дает возможность адаптировать родителей к совместной с ребенком  двигательной деятельности. Так...

Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: "Хотим быть здоровыми"

Познакомить родителей с методами и приемами массажа рук. Оптимизировать чувствительность рук у детей с ОНР с помощью пассивного массажа, который предусматривает использование разнообразных контрастных...

Занятие - практикум для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие,...

Занятие – практикум «родитель+ ребенок» «Артикуляционная гимнастика»

В занятии - практикуме дается определение артикуляционной гимнастики, рекомендации к ее успешному  проведению в домашних условиях, вместе с ребенком родителям предлагается выполнить комплекс упра...

Лэпбук "Артикуляционная гимнастика" Индивидуальные занятия - практикумы.

Лэпбук - технология позволяет систематизировать различный материал, привлечь  родителей в совместный коррекционный процесс, повысить компетентность родителей в вопросах коррекции речи. Ребенок об...

Занятие - практикум для воспитателей "Особенности дыхания детей.Основные правила овладения дыхательной гимнастикой"

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий рефлекторно. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые ...