Развитие самостоятельности в процессе коррекционного обучения и воспитания
методическая разработка по коррекционной педагогике

Елена Николаевна Ходакова

Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности в процессе коррекционного обучения и  воспитания

       Организация своевременного коррекционного воздействия является основным фактором, обеспечивающим социальную адаптацию и развитие проблемного ребенка. Самостоятельность – это комплекс психологических функций, навыков, обеспечивающих достаточное и грамотное выполнение человеком  сложных социальных действий. Самостоятельность ребенка, относительна, но она зарождается и формируется в самом раннем детстве.    

        Распознать её у ребенка очень сложно: мы используем понятие и критерии “зрелой” самостоятельности, а у него она выражена неявно.  часто бывает, что подходит  под другие качества или обнаруживается только избирательно.      

        Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем.

Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя. Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет. Это понятие относительное – не только при сопоставлении групп людей, резко отличающихся между собой по каким-то признакам (этнографическим, возрастным или образовательным), но и при сравнении “однородных” групп.

С одной стороны, за многовековую практику воспитания детей были выработаны определенные нормы. Опираясь на возможности ребенка того или иного возраста, мы знаем, когда нужно его приучать есть самостоятельно, требовать от него опрятности или ответственности за порученное дело. С другой стороны, ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, – овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным “по возрасту”.

Детей с трудностями  в развитии учат выполнять механические операции. При этом  такие необходимые для полноценной жизни навыки, как независимость, способность делать выбор и чувство ответственности ускользают из традиционной обучающей программы.

Формирование бытовых навыков и навыков самостоятельности у детей с трудностями  в развитии крайне затруднено, хотя и необходимо. В связи с нарушениями коммуникативной сферы у таких детей практически не образуются спонтанные попытки подражания взрослым и интерес к их деятельности. Поэтому детей приходится отдельно и весьма долго обучать элементарным бытовым навыкам и навыкам самообслуживания.

 Важно учесть, несмотря на разительную разницу в проявлении нарушений здоровья, у детей идентичные проблемы, мешающие овладеть азами самообслуживания:

*      расторможенность

*      отсутствие реакции на просьбы взрослого, нарушенные

        коммуникативные навыки

*      нарушения моторики.

         Развитие самостоятельности, требует  большого внимания к деятельности ребёнка и практически полной самоотдачи взрослых. Воспитатель  постоянно своим примером должен показывать, что и как надо делать. При этом он короткими повторяющимися фразами комментирует свои действия. После многократного повторения последовательных действий, через некоторое время воспитатель начинает только комментировать, а действия выполняет только ребёнок. С ходом обучения педагог расширяет диапазон действий, постепенно у ребёнка будет возникать в сознании вся цепочка действий ещё до слов взрослого, и приобретёт вид сознательного действия без подсказки.

 Ребёнку с нарушениями здоровья проще жить в упорядоченности и режимности, надо ввести ему некоторые подсказки, которые будут демонстрировать привычность и периодичность жизни. Например, объяснять ребёнку последовательность событий в повседневной жизни: сначала ты уберешь игрушки, а потом будешь завтракать. Так воспитатель помогает ребёнку связать воедино некоторые действия, что создаёт некую причинно-следственную связь. Расширяя возможности ребёнка, педагог постепенно усложняет совершение уже заученного действия и переключает ребёнка с момента совершения заученных действий на момент полной инициативности.

Каждый ребенок – уникальная личность, развивающаяся индивидуально, однако по общим возрастным закономерностям. Темперамент,  врожденные способности ребенка, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. Поэтому не надо увлекаться возрастными нормами, а сравнивать самостоятельность малыша с тем, что было неделю, месяц или год назад. Если количество самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается, пусть даже он не вполне справляется с тем, в чем его сверстники более удачливы.

Самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется  у самого ребенка.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление, столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его “взрослых” инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала надо похвалить, эмоционально поддержать ее, а уже потом тактично объяснить, почему не получилось.

Самостоятельность - развивающееся качество, но то, что заложено в дошкольные годы, трудно переоценить. Воспитатель, который стремиться развить у детей самостоятельность должен помнить следующие правила:

  • постоянно обогащать знания и умения детей;
  • создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и умения, воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагать новые, более сложные задачи, поощряя самостоятельность;
  • постоянно менять тактику руководства деятельностью детей: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание, аналогия), побуждать самостоятельность и самоконтроль;
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца, ориентировать на получение хорошего результата;
  • постоянно расширять перед ними новые возможности, показать рост их достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего обучения;
  • поддерживать у детей чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, стремлений к самоконтролю и самоорганизации.

Самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально - личностного созревания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бальная система оценки развития ребенка с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного обучения.

Учителя-логопеды всегда заслуженно много внимания уделяют диагностике речевых нарушений. Изучение педагогом индивидуальных особенностей и нарушений должно проводиться в форме пролонгированного наблюде...

«Формирование интонационной выразительности речи в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»

Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем б...

Приемы работы с буквой в процессе коррекционно-развивающего обучения по профилактике оптической дисграфии

Материал данной методической  разработки содержит практические приёмы работы и дидактические упражнения с буквой для формирования навыка звуко-буквеннойсимволизации, напр...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.

В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности  в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегаю...

Математическое развитие детей в процессе проблемного обучения

       Использование проблемно-практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для развития математических представлений дошкольнико...

Роль развития эмоций в процессе коррекционно - развивающей работы у детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях

Роль развития эмоций в процессе коррекционно - развивающей работы у детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях...