Конспект коррекционной деятельности.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мельникова Елена Павловна
Конспект коррекционной деятельности для детей 4-6 лет. Помогает научиться произносить многосложные слова и слова со сечением согласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект коррекционных игр. 44.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 75 компенсирующего вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

коррекционного занятия  учителя-логопеда с детьми
подготовительного дошкольного возраста

(диагноз: ТНР-ОНР III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия)

Тема: «Игровые приёмы коррекции слоговой структуры и звуконаполняемости слова с использованием ЭОР и современных методик обучения»

Учитель-логопед:         Мельникова Е.П.

                                                               Санкт-Петербург

                                                                        2019 г.


Цель: формирование умения произносить многосложные слова и слова со стечением согласных в их полном звуковом составе.

  1. Коррекционно-образовательные задачи:
  1. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка 2-х и 3-х сложных слов кинетически и интонационно с выделением ударного слога.
  2. Продолжать различать на слух и передавать заданные речевые ритмы с определенной интонацией.
  3. Формирование у детей фонематических процессов. Фонемный и слоговой анализ и синтез слов разной звуко-слоговой структуры.
  4. Расширять и активизировать словарный запас детей, упражнять их в составлении слов, связанных с темой : «Зима».

  1. Коррекционно-развивающие задачи:
  1. Формирование у детей зрительного, слухового, кинетического восприятия и процессов мыслительной деятельности с помощью методик: образовательная кинезиология, музыкотерапия, сказкотерапия, пиктограммы, алгоритм, слова-перевёртыши.
  2. Формирование длительного плавного выдоха, приёмов самомассажа, слуховых ассоциаций.

  1. Коррекционно-воспитательные задачи:
  1. Развитие выразительных средств языка, умения интонацией передавать смысл высказывания, развитие коммуникативных навыков ведения диалога.
  2. Развитие чувства эмпатии, сплочённости, коллективизма.
  3. Формирование умения конструктивного решения выхода из сложившейся проблемной ситуации.

Методики обучения детей, используемые по ходу занятия:

  1. Музыкотерапия;
  2. Сказкотерапия;
  3. Релаксация;
  4. Алгоритм;
  5. Образовательная кинезиология;
  6. Элементы массажа профессора Ауглина;
  7. Компьютерные интерактивные игры: «Найди буквы и сложи слова», «Перевёртыши», слова-омографы, «найди короткие слова в длинных».

Оборудование и материалы к занятию:

  1. Диск со звуками метели, вьюги;
  2. Изображение замка Снежной Королевы;
  3. Снежинки для развития дыхания;
  4. Символы-квадратики: гласные и согласные звуки;
  5. Слоговая дорожка;
  6. Алгоритм на воспроизведение темпо-ритмической структуры фразы (текст о зиме);
  7. Схемы пиктограмм – загадки о зайце;
  8. Компьютерные интерактивные игры по формированию слоговой структуры слова: «Перевёртыши», «Найди слово», «Найди буквы, сложи слова»;
  9. Конверты с карточками: «Раздели слово на слоги»;
  10. Костюмы и атрибутика сказочных персонажей – Кая и зайца;
  11. Музыкальное сопровождение: аккомпанемент, музыкальные записи.

Ход занятия

Структура

организованной

деятельности

Деятельность

логопеда

Прогнозируемая

деятельность детей

I.Организационный момент

II.Звучит аудиозапись «Звуки зимы»

Дети под акцентированную музыкальную мелодию «подъезжают» к центру зала на коврик.

«Вот и  приехал наш поезд. Посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам. Давайте поздороваемся и назовём своё имя.

хХх Ххх – Елена Павловна

Логопед: «Мы приехали и сели на волшебный ковёр-самолёт. Нас волшебство и сказка ждёт. И к приключениям – вперёд!»

Логопед: «Много разных звуков окружает нас, даже если тихо зимой в лесу сейчас. Какие звуки вы услышали?

Давайте вспомним наше стихотворение о метели».

Логопед: А что ещё зимой гудит? А что скрипит? Что трещит? Что звенит?

Как вы думаете: в летнюю, зимнюю или осеннюю сказку мы попали?

Отгадайте загадку:

«Среди зимних вьюг, морозов

Замок ледяной стоит.

Там живёт красивая,

но совсем не нежная

Королева …».

Дети отхлопывают ритмический рисунок своего имени:

хХх – Алина, Сабина;

хХ – Максим;

Хх – Дима, Настя, Миша.

Ответы детей:

«Звуки вьюги, ветра, снегопада, метели».

Дети:

«Зимой над лугами летели метели,

У дома завыли, На поле гудели».

- гудит ветер, гудят провода, поезда и т.д.;

- скрипит снег, старое дерево;

- трещит лёд на реках и лужах;

- звенит сосулька; холодный воздух.

Дети:

Зимнюю!

«Снежная»

Структура

организованной

деятельности

Деятельность

логопеда

Прогнозируемая

деятельность детей

ЭОР:

На экране изображение замка́

__ х __ х __

Появляется изображение за́мка, перед замком забор из гвоздиков.

Аудиозапись «Звуки вьюги»

Под плавную мелодию выполняется самомассаж лица.

Алгоритм – таблица

Логопед: «Не пускает нас, ребята, Снежная Королева к себе в за́мок. Что сделать, не знаю».

Логопед: «Снежная Королева пришла с морозами и всё …

Метель мела и все тропинки …

Вода покрылась льдом и …

Снежная пороша дорожки все …

Королева позвала вьюгу,

И та всё вокруг замка …

Да ещё этот забор из гвоздиков.

Как пройти к замку?

Логопед: «Усилился ветер, полетели снежинки,

А мы их раздуем, будем дуть плавно и долго.

Логопед: мы совсем замёрзли, да ещё Снежная Королева бросает в глаза и сердца детей осколки льда. Это опасно. Как их растопить?

Логопед: «Вот и согрелись! Покажем Снежной Королеве, что мы её не боимся. Будем слоги в слова вставлять и рифмовки распевать!»

МА.

МЕ!

МО.

МУ?

АМ!

хх хх

ххх

Х ххх

ххх

Х Х

Дети должны переставить ударение в словах: замо́к  за́мок

Образование слов:

заморозила

замела

заледенела

запорошила

завьюжила

Дети должны догадаться о перестановке ударения в словах:

гво́здики  гвозди́ки.

Дети дуют на снежинки.

Дети согревают дыханием руки, растирают их.

Дети выполняют совместно с логопедом массаж лица (надбровные дуги, вокруг глаз, щёки, губы, мочки ушей).

Дети поют:

«Ма-ма, ма-ма - у нас сейчас зима.

Ме! Ме! Ме! – мы готовимся к зиме!

МО мо-мо-мо – продаётся эскимо.

Му-му-му – а кому?

Ам! Ам! – ну, конечно, нам.


Структура

организованной

деятельности

Деятельность

логопеда

Прогнозируемая

деятельность детей

Буквенно-слоговая дорожка: на белых кружках напечатаны буквы. У детей 2-3 буквы, нужно составить слова и прочитать.

На экране появляется за́мок бо́льшего размера

Физминутка: «Транспорт».

После физминутки дети садятся на коврик. Появляется ребёнок – Кай.

Логопед: «Стемнело, не видно дороги, надо свою проложить. У нас дорожка не простая: буквенная и слоговая. Слоги могут в слова превращаться, если с ними уметь обращаться».

Логопед: «Добрались мы до замка, а он высок. Как нам попасть в покои Снежной Королевы?

Может, выбрать мосалёт?

Совсем у меня губы замёрзли.

Мосалёт – это?

Или товерлёт?

Или госнеход?

Или ныегор жилы?

А в волшебных сказках путешествуют на верко-мосалёте.

Логопед: Давайте представим, что мы летим на самолёте, мы летим на вертолёте, едем на снегоходе, едем на лыжах.

Логопед: «Помогите, дети, Каю. Ведь много с буквами хлопот!»

Дети составляют снежную дорожку, читают слова, проверяют себя и других детей.

Дети называют правильно слова:

- Самолёт

- Вертолёт

- Снегоход

- Горные лыжи

- Ковре-самолёте.

Дети имитируют самолёт: «ж-ж-ж…», расставляют руки в стороны.

Вертолёт: движение рук пере собой, «р-р-р…»

Снегоход: «ш-ш-ш…», крутят «руль» перед собой.

Лыжи: «вж-вж-вж-вж…», имитация ходьбы на лыжах.

Ковёр-самолет: «пл-пл-плы!», короткие взмахи руками.

Слова Кая: «Здравствуйте, дети! Я Кай. Дала мне Снежная Королева трудные задания.

Структура

организованной

деятельности

Деятельность

логопеда

Прогнозируемая

деятельность детей

На экране зашоренные буквы. Из них надо составить слова:

Снег

Мороз

Холод

Упражнение в звуко-буквенном синтезе и составлении слов.

На экране напечатаны слова:

Песок, фасоль, цветок, ирис, король, бабочка, удочка, карамель.

На экране появляются символы-пиктограммы букв:

Появление ребёнка-зайчика. У него в «лапках» конверт с заданиями.

Упражнение в слоговом анализе слов и определении ударения в словах:

СНЕГОПАД, ЗИМОВКА, ГОЛОЛЁД, СНЕГОВИК, ХОЛОДА, МОРОЗЫ,

ИЗМОРОЗЬ, СНЕГОХОД.

1)    С     Н     Е     Г     - снег

2)    М     О     Р     О     З     - мороз

3)    Х     О     Л     О     Д     - холод

Логопед: Давайте распутаем буквы, составим слова и скажем: какое слово здесь лишнее? Почему?

Логопед: «В длинном слове найдем покороче, слова разделив на слоги точно».

Логопед: «Видишь, Кай, ребята отлично справились во всеми заданиями Снежной Королевы, и нам пора домой».

Д

Л

И

Н

О

Е

У

Х

К

М

Ч

Х

П

А

    ● Х        

↑ ●  Х ↑        

Логопед: «Измерить длиннющее слово, да это проще простого!»

Прочитаем слова, разрежем полоски-слова на столько частей, сколько слогов в словах. Прохлопаем по слогам, выделив ударение.

В Королевстве полный беспорядок: то слоги в словах перемешаются, то слова рассыпаются. Ох, не видать мне дома, Герды! Останусь я жить в Ледяном замке.

Дети: «снег», т.к. оно состоит из 1-го слога.

Дети отвечают: сок, соль, ток, рис, роль, бочка, дочка, мель.

Слова Кая: «Чтобы вернуться, надо найти помощника, а Снежная Королева надёжно запрятала его в загадке».

Дети читают: «Длинное ухо, комочек пуха». Это заяц.

Слова Зайки:

«Здравствуйте, дети! Я Зайка-Всезнайка. В конверте написаны длинные слова, их надо разделить. А я хоть и длинноухий, но с длинными словами не дружу. Только с длинными морковками.

Структура

организованной

деятельности

Деятельность

логопеда

Прогнозируемая

деятельность детей

Фонемный разбор слов разной слоговой структуры.

Проверка правильности звукового анализа отображается на экране.

Сюрпризный момент

Конец занятия.

Логопед: «Вот и закончилось наше путешествие в Царство Снежной Королевы. Мы снова дома, с нами Кай, Герда, Зайчик и гости.

Что вам понравилось за время путешествия?

Какие задания оказались трудными?

В какую игру вы бы поиграли с родителями дома?

Снежная Королева передала вам такие слова:

«Много дел, но очень рада,

что прошли вы все преграды.

Победили смелость, дружба!

В сундучке моя награда!»

Дети с воспитателями и сундучком покидают зал.

Слова Зайчика: «Дорогу домой, детки, найдёте и меня с собой возьмёте, если правильно слова по звукам разберёте.

Заяц показывает напечатанные слова на карточках: зима, снег, мороз, дом.

Дети выкладывают «звуковую» дорожку из квадратов 3-х цветов: красного, синего, зелёного.

Сверяют правильность выполнения задания на экране, исправляют ошибки.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной деятельности по развитию восприятия сюжетного изображения «Путешествие в весенний лес»

Для проведения коррекционной деятельности по развитию восприятия сюжетного изображения были поставлены следующие задачи:Образовательные:·        формировать знания о...

Конспект коррекционной деятельности с детьми

Конспект коррекционной деятельности с детьми теме «Звук и буква О»...

КОНСПЕКТ коррекционно - образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» по обучению началам грамоты в подготовительной к школе группе коррекционной направленности для детей с общим недоразвитием речи

КОНСПЕКТ коррекционно - образовательной  деятельности «Путешествие по сказкам»по обучению началам грамоты в  подготовительной к школе группе коррекционной направленности  для детей с об...