ИКТ в образовательном процессе в ДОУ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Марина Николаевна Резанова

Коррекционная деятельность в ДОУ является незаменимой. Конечно же, для того, чтобы ребенок был успешным, чтобы были яркие результаты в его развитии, формировании конкретных навыков, необходимо заинтересовать его на плодотворную работу, нацеленную на конкретный результат. Для повышения мотивации мы в своей коррекционной деятельности применяем различные компьютерные технологиии. И этим опытом я готова поделиться с коллегами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_statya.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ в организации образовательного процесса для детей с ОВЗ

Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с близкими, именно в период дошкольного детства ребенок получает основные уроки взаимодействия с окружающим миром.    Цели, которые ставит перед нами ФГОС ДОУ обучающихся с ОВЗ, предполагают введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, и одной из проблем дошкольной организации является создание толерантного образования и инклюзивного пространства, в котором комфортно находиться как нормотипичному ребенку, так и ребенку с ОВЗ.

И перед дошкольной организацией стоит задача, условия какого плана должны быть созданы, чтобы максимально социализировать детей с ОВЗ. При этом я, как логопед, понимаю, что социализация напрямую зависит от тех коммуникативных компетенций, которые будут развиты и сформированы в дошкольном детстве – это и уровень понимания речи, развития звуковой культуры речи, объема активного словаря, развития психических процессов, так и развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

         Для различных категорий детей с особыми возможностями развития в зависимости от их индивидуальных особенностей специальные условия будут реализовываться по-разному.  К примеру, использование интерактивной доски, детских развивающих планшетов при создании инклюзивного образовательного пространства может с легкостью использоваться детьми с задержкой психоречевого развития, с умственной отсталостью, нарушением слуха и зрения, в то же время, для малофункциональных детей с расстройством аутистического спектра эти задания не решают конкретных коррекционных задач.

Очень важно, чтобы во время коррекционной деятельности у ребенка была высокая мотивация при выполнении различных заданий и формировании социальных, коммуникативных навыков. Он тогда будет стремиться освоить предложенный материал, выполнить даже непростое для него задание, и результаты коррекционной деятельности не заставят себя ждать.  Имея высокую мотивацию во время занятия можно формировать учебное поведение у детей, убирать вспышки агрессии и нежелания работать.

        А именно применение компьютерной техники позволяет значительно повысить эффективность любой деятельности, оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития.

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее.                   Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами. Для точного определения местоположения отметки маркера на доске применяются ультразвуковая и инфракрасная технологии.

С помощью одного из предложенных в комплекте электронных маркеров педагог или ребенок может выделить или подчеркнуть необходимую информацию, что дополнительно привлекает к ней внимание. Для дистанционного управления работой Windows-приложений можно также использовать электронный маркер, заменяющий мышь. В настоящее время имеется множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания детей дошкольного возраста.

А выполнение разнообразных заданий на интерактивной доске позволяет сделать процесс формирования навыков у ребенка ярким, эмоциональным и запоминающимся. К тому же любой ребенок хочет быть успешным, и он с удовольствием концентрирует свое внимание при работе с такими заданиями.

Применение «Волшебной ручки» возможно с различными категориями детей с особыми возможностями здоровья, при условии сформированного учебного поведения и налаженного продуктивного устойчивого контакта с педагогом.

Это комплект карточек разного уровня сложности с изображением букв, сюжетных картинок; азбука, тетрадь для индивидуальных занятий; ручка, с помощью которой все книги и карточки можно озвучить (любое изображение начинает говорить). Я эту ручку применяю при коррекции фонематических нарушений, знакомстве с понятием «звук», обучении грамоте, автоматизации поставленных звуков. А также выполнение заданий с ее помощью очень актуально при коррекции дисграфии. Здесь нельзя не вспомнить про первоначальное обучение чтению, работу по развитию связной речи, коррекцию лексико-грамматических нарушений и, конечно же, обогащение словаря.

         Ряд упражнений предназначен для отработки правильного речевого дыхания, силы, плавности, длительности выдоха, коррекции назального оттенка при ринолалии, коррекции произношения гласных и согласных звуков.

При ФФН, ОНР во время индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста Коррекция фонематических нарушений. Формирование навыка правильного чтения.  Звуко- буквенный анализ слов. Коррекция нарушения чтения. Коррекция грамматических нарушений. Коррекция лексических нарушений, преодоление синтаксических аграмматизмов в реч

Это универсальное устройство, которое позволит ребёнку полноценно обучаться. На PlayPad 3 установлено 30 приложений, которые разбиты на категории: "Обучение", "Развитие" и "Развлечение". Они безопасны для психики ребенка и направлены на развитие умственных, творческих способностей, обучению грамоте и развитию речи.

Хочется отметить, что выполнение базовых специальных условий для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении открывает безграничные возможности для успешной социализации и личностного развития, и, что немаловажно, отличные условия для уверенного перехода на следующую ступень обучения.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов

Планирование на каждый день период: с 1 сентября по 30 сентября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 10,5 ч. пребыванием....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в октябре

Планирование на каждый день период: с 3 октября по 31 октября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в ноябре

Планирование на каждый день период: с 1 ноября по 30 ноября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....