Комплекс нейрогимнастики.
статья по коррекционной педагогике

Криворучкина Елена Анатольевна.

В даннай статье представлены варианты упражнений для разных возрастных групп детей. А так же дана методика выполнения комплекса упражнений для тренировки головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_neyrogimnastiki.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Раскрой супер способности ребенка.

Нейрогимнастика. Как?

    Автор: Криворучкина Елена Анатольевна

Учитель-логопед

ГАУ КО «Центр диагностики детей и подростков»,

педагог высшей школы

Нейропсихологические упражнения – это практически волшебный эликсир, который раскрывает   супер возможности  каждого ребенка.  Этот элексир может использоваться  детьми всех возрастных групп, а так же взрослыми всех возрастов. Семейное выполнение нейрогимнастики принесет великолепные результаты, т.к. данная гимнастика помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга.

Комплекс нейропсихологической гимнастики -это как лестница, по которой нужно подниматься 30дней, чтобы достичь устойчивого результата.  На каждой ступеньки нужно побыть один  день. Переход на следующую ступеньку занимает  3-5 минут в день.

Сделали гимнастику и ваш ребенок уже на следующей ступеньке.  

Только при достижении верха лестницы (30 дней) появиться стойкий результат!

Каждое упражнение следует выполнять  1минуту, как на настоящей тренировке.  Но начать нужно с маленького времени , например, с 10 секунд  и увеличивать постепенно.

Достоинство  этих упражнений в том, что их можно делать практически в любом месте и в любое время.

С чего начать?  

Шаг 1. Три глотка воды

Вода – это то, что необходимо мозгу для проведения нервных импульсов-электрических шариков.  Нервные импульсы  – это электрические шарики, которым нужна вода, чтобы «плыть» по нервным волокнам. Если воды мало, то они плывут медленно, если воды много, то оно плывут быстро. Тогда мозг быстрее обрабатывает информацию, реакции убыстряются.

Как пить воду правильно?  Три раза поднести стакан с водой ко рту и  сделать небольшие глотки. Если хочется еще пить, то все повторить. Таким образом не только восполняется нехватка воды в организме, но и восстанавливается внутренний биологический ритм, за который отвечает 1 блок головного мозга.

Каждый раз  комплекс нейрогимнастики нужно начинать с   трех глотков воды. После каждого упражнения  нужно так же сделать три глотка воды, если ребенок утомился.

Так же при усталости после садика или школы нужно восполнить силы ребенка тремя глотками воды. Перед зачетом или экзаменом  убыстряем заряжаем  мозг тремя глотками воды.

Шаг 2. Прокачка одного полушария головного мозга.

Второй шаг нейрогимнастики  потренировать каждое полушарие по отдельности. Правой половиной тела управляет левое полушарие. Когда ребенок выполняет движения правой рукой или ногой, то тренируется левой полушарие.  Левой половиной тела управляет правое полушарие. Следовательно, когда ребенок выполняет движения левой рукой или ногой, то тренируется правое полушарие.

Ребенок самостоятельно выбирает, какой рукой или ногой выполнять упражнения сначала. Чаще всего он выбирает ведущую руку.

Упражнение  для активизации речи ребенка

(подходит для любого возраста)

Простое сгибание стопы ноги быстро подключает "языковое" полушарие мозга и активизирует активную речь ребенка.

Выполняя упражнение правой ногой, заставляем работать речевую зону, находящуюся в левом полушарии, отвечающую за структуру слова и предложения,  за звуковое звучание слова.

Выполняя упражнение левой ногой , принуждаем работать речевую зону головного мозга, находящуюся в правом полушарии, отвечающую за просодику речи: интонацию, темп речи.  Детям до 2-3 лет понадобиться физическая помощь родителя. Родитель берет в свою руку стопу ребенка и проделывает упражнение: тянет носок вверх, тянет носок вниз.

Упражнения для детей от 0 до 3-х лет.

В этом возрасте самостоятельно дети еще не могут выполнить нейрогимнастику. Поэтому ребенку нужно оказывать физическую помощь. Она подразумевает, что родитель берет в свою руку руку или ногу ребенка и выполняется упражнение.  Упражнения подбираются  самые легкие. Ниже представлены варианты упражнений.

Вариант 1.

Правой рукой коснуться правой коленки ( или пальцев ног правой ноги).  Выполняется 1 минуту в медленно темпе. Чем медленнее делается упражнение, тем активнее работают зоны головного мозга. Тренируется левое полушарие.  Затем левой рукой коснуться левой коленки (или пальцев ног левой ноги). Тренируется правое полушарие.

Вариант 2.

Левой рукой коснуть левой коленки (или пальце  левой ноги), затем левого плеча ( уха или щеки). Затем правой рукой коснуться правой коленки (или пальце  правой ноги), затем правого плеча (уха или щеки)

Упражнения для детей 4-5 лет

Варианты упражнений такие же как и для детей от 0 до 3 лет. Дети этого возраста могут самостоятельно выполнять эти упражнения нейрогимнастики. Если есть затруднения, то сначала также можно оказывать физическую помощь.

Упражнения для детей 5-7лет.

         Вариант 1. «Кулак, ребро, ладонь»

Всем известное упражнение «Кулак, ребро, ладонь» тренирует самопрограммирование, самоконтроль и одно из полушарий головного мозга.  В течение 1  минуты в медленном темпе на первом этапе со зрительным самоконтролем выполняется это упражнение одной рукой, а затем другой.  Если ошибок в выполнении нет, то можно увеличивать темп.  Итог: две минуты, потраченного времени и два полушария прокачены.

  1. Сначала  рука  сжимается в кулак и дотрагивается до стола;
  2. затем раскрывается ладонь и ребром дотрагивается до стола;
  3.  ладонь  переворачивается параллельно столу  и дотрагивается до стола.

Вариант 2. Упражнение «Ленивая восьмерка»

Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды. Голову держать прямо и расслабленно. Важно: следить за движением большого пальца нужно только глазами!  

Тренировочный процесс проходит следующим образом:

  1. Ребенок занимает положение сидя.
  2. Затем на большой палец правой руки надевают пальчиковую игрушку.
  3. Данным пальцем ребенок медленно рисует в воздухе воображаемую цифру «8».
  4. После этого игрушку надевают на палец левой руки для выполнения аналогичных действий.

Вариант  3  Упражнение«Кольцо»

Поочередно дотронуться большим пальцем до других пальцев начиная с указательного. Выполняется в течение 1 минуты.

Шаг 3. Тренировка межполушарных связей.

Упражнения для детей до 4-х лет

Родитель оказывает ребенку физическую помощь, т.е. берет в свою руки руку или ногу и проделывает упражнения.

Вариант 1.

Правой рукой коснуться левой коленки ( или пальцев ног левой ноги).  Выполняется 1 минуту в медленно темпе. Чем медленнее делается упражнение, тем активнее работают зоны головного мозга. Затем левой рукой коснуться правой коленки (или пальцев ног правой ноги).

Вариант 2.

Левой рукой коснуть правой коленки (или пальце  правой ноги), затем правого плеча ( уха или щеки). Затем правой рукой коснуться левой коленки (или пальце  левой ноги), затем правого плеча (уха или щеки)

Упражнения для детей 4-5 лет.

Варианты упражнений такие же как и для детей 0-3.

Варианты упражнений такие же как и для детей от 0 до 3 лет. Дети этого возраста могут самостоятельно выполнять эти упражнения нейрогимнастики. Если есть затруднения, то сначала также можно оказывать физическую помощь.

Вариант 1.

Правой рукой коснуться левой коленки ( или пальцев ног левой ноги).  Выполняется 1 минуту в медленно темпе. Чем медленнее делается упражнение, тем активнее работают зоны головного мозга. Затем левой рукой коснуться правой коленки (или пальцев ног правой ноги).

Вариант 2.

Левой рукой коснуть правой коленки (или пальце  правой ноги), затем правого плеча ( уха или щеки). Затем правой рукой коснуться левой коленки (или пальце  левой ноги), затем правого плеча (уха или щеки)

Упражнения для детей  5-6 лет

Вариант 1. Упражнение «Часики»

Данное упражнение выполняется следующим образом:

  1. Необходимо занять положение, стоя или сидя.
  2. После этого ребенок кладет правую руку на поверхность тела ниже левой ключицы.
  3. Левая рука фиксируется на животе в области пупка.
  4. Проговаривая слова «Часики так-так», ребенок массирует мышцы в области ключицы, а затем резко меняет руки.
  5. Аналогичные действия выполняются в области правой ключицы.

Вариант 2 Упражнение «Простой замок»

  1. Сцепить руки в замок;
  2.  Большие пальцы направлены вверх и образуют как бы букву «Х»
  3. Рисовать в воздухе цифру 8  двумя сцепленными руками, следя глазами за выполнением упражнения.

Упражнения для детей  5-6 лет

Детям возрастом от 5 до 6 лет рекомендуется выполнять более сложные упражнения, которые активируют большее количество центров мозга.

Вариант 1. Упражнение «Перекрестные шаги»

Для выполнения упражнения «Перекрестные шаги» необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  1. Занять положение стоя.
  2. Ребенок делает шаг, поднимая правое колено вверх, а затем одновременно касается его поверхности ладонью левой руки.
  3. После этого поднимается левое колено, а к его поверхности прислоняется ладонь правой руки

Вариант 2. Упражнение «Двойные каракули»

«Двойные каракули» считается одним из наиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушария головного мозга.

Данное занятие проходит следующим образом:

  1. Необходимо занять положение, стоя или сидя.
  2. Ребенок выпрямляет обе руки в локтях, вытягивая их перед собой.
  3. Затем указательными пальцами верхних конечностей необходимо синхронно рисовать в воздухе различные геометрические фигуры.

Упражнение для детей 6-7 лет.

Вариант 1  Упражнение «Камень, ножницы, бумага»

  1. Ладонь сжать в кулак и дотронуться до стола;
  2. Сделать ножницы: указательный и средний пальцы выкинуты вперед в прямом положении, остальные зажаты большим пальцем. Дотронуться до стола.
  3. Раскрыть ладонь  параллельно столу, дотронуться до поверхности стола.

Вариант 2  Упражнение « Танец»

Левой рукой, сжатой в кулак, с развернутым большим пальцем в сторону, дотронуться до правого мизинца. Поменять руки. Стараться делать движения быстро и точно.

Вариант 3 Упражнение «Замок»

  1. Скрестить руки
  2. Развернуть ладони друг к другу.

2. Сцепить их в замок.

3.. Подвигать каждым пальцем в отдельности. Задействовать соседние пальцы нельзя.

Вариант 4 Упражнение   «Веселые обезьянки»

Со стороны это упражнение выглядит крайне забавно. Но на самом деле выполнять его не так  просто. С первого раза может и не получиться. При этом здесь как раз очень важна скорость. И чем быстрее вы будете его выполнять, тем лучше. Отличное упражнение для детей, испытывающих проблемы с чтением и письмом.

  1. левой рукой взяться за кончик носа;
  2.  правой рукой взяться за левое  ухо.
  3.  одновременно отпустить ухо и нос;
  4.  хлопнуть в ладоши;
  5. поменять положение рук с точностью «до наоборот».

Вариант 5 Упражнение   «Сова»

Для развития слуховых, зрительных умений, для улучшения поворота головы. Для координации глаз вовремя чтения и /или включает в работу навыки видения с близкого расстояния. Упражнение снимает напряжение в шее и плечах в состоянии стресса, длительного чтения, удлиняет мышцы шеи и плеч, восстанавливает в них нормальное кровообращение. Повышает циркуляцию крови в мозгу и таким образом активизирует сосредоточение внимания и навыки понимания.

Несмотря на забавное название, это упражнение помогает снять напряжение в шее и плечевом поясе. Незаменимый помощник как для школьников, которые сидят целыми днями за партой, так и для взрослых.

Порядок выполнения: схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Теперь поверните голову и посмотрите назад через плечо. Глубоко вдохните и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы.

Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

Вывод: ежедневные тренировки по 3минуты в день через 30 дней дадут стойкий результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс нейрогимнастики "Дельфины"

Авторами данного комплекса являются А.В. Семенович, Т.Н. Ланина....

Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей

Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с ...

Комплекс упражнений нейрогимнастики

Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с ...

Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей

Синхронная работа полушарий мозга – это залог отличной памяти, реакции, навыков быстрого переключения с одних видов деятельности на другие.Нейрогимнастика - это комплекс многофункциональных упра...

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих развивать межполушарные связи.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается уто...

Комплекс нейрогимнастики.

Нейрогимнастика....