Картотека игр по логопедии
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фердерер Ирина Александровна

Цель: составление картотеки игр для работы над звуками [с] и [ш] на каждом этапе логопедической работы.

Игры на развитие фонематического слуха

Игра «Звуковая мозаика»

Цель: развитие фонематического слуха.

Дидактическая задача: научить находить звук [с] и [ш].

Игровая задача: раскрасить клетку красным цветом, когда услышат звук [с] и зеленым цветом, когда услышат звук [ш].

Оборудование: расчерченный на равные клетки лист бумаги, красный и зеленый карандаши, карточки с изображением предметов.

Ход игры: я буду называть слова. Когда вы услышите слово, в котором есть звук [с], раскрасьте клетку красным карандашом, когда услышите звук [ш], раскрасьте клетку зеленым карандашом.

Игра «Кто полетит на ракете»?

Цель: развитие фонематического слуха.

Дидактическая задача: научить находить звуки[ш].

Игровая задача: выбрать картинку со звуком [ш] и прикрепить ее к ракете.

Оборудование: картинки с изображением животных, изображение ракеты.

Ход игры: ребята, наша ракета отправляется в полет, вам надо найти пассажиров со звуком [ш] и прикрепить к ракете, чтобы они смогли отправиться в полет.

Игры на постановку и автоматизацию звуков [с] и [ш]

Игра «Расскажи, что изображено».

Цель: автоматизация звука [ш] в предложениях с предлогом «на» с опорой на картинки.

Дидактическая задача: автоматизировать звук [ш].

Игровая задача: рассмотреть картинку и, выделяя звук [ш], проговорить что изображено.

Оборудование: картинки (мышка на картошке, шишка на ладошке, мишка на дорожке, ватрушка на кружке и т. д., фишки.

Ход игры: ребята, вам надо перевернуть картинку и сказать, что на ней изображено, выделяя звук [ш]. Если вы называете правильно, получаете фишку.

Игра «Шляпа волшебника».

Цель: автоматизация звука [с].

Дидактическая задача: автоматизировать звук [с].

Игровая задача: вытащить из шляпы картинку и назвать что наколдовал волшебник.

Оборудование: шляпа, картинки предметов со звуком [с].

Ход игры: Посмотрите какая у меня есть шляпа волшебника. Давайте посмотрим, что же он наколдовал. Вытащив картинку, вы должны сказать «Волшебник наколдовал, например, Сыр».

Игра «Приключения букв С и Ш».

Цель: автоматизация звуков [с] и [ш].

Дидактическая задача: автоматизировать звуки [с] и [ш].

Игровая задача: дойти от первой башни до второй, бросая кубик, называя что и кто встретится на пути.

Оборудование: игра-бродилка, кубик, фишки.

Ход игры: ребята, вам надо добраться из одной башни в другую. В этом вам поможет кубик. Бросайте кубик и двигайтесь вперед, но вам необходимо назвать кто или что будет встречаться на вашем пути.

Игры на дифференциациюзвуков [с] и [ш]

Игра «Переезд».

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш].

Дидактическая задача: дифференцировать звуки [с] и [ш].

Игровая задача: помочь Маше и Саше перевезти только свои вещи.

Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками [с] и [ш], 2 куклы.

Ход игры: сегодня Саша и Маша переезжают в новые квартиры, им надо помочь перевезти вещи. В квартиру Саши только те вещи в которых вы найдете звук [с], а в квартиру Маши со звуком [ш].

Дидактическое упражнение 1.

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш].

Дидактическая задача: дифференцировать звуки [с] и [ш] в словах.

Ход: ребята, повторяйте за мной[с] и [ш].

Усы – уши маска – Машка ириска – Иришка

Усат – ушат масса – Маша басенка – башенка

Пасу – пашу пески – пешки носить – нашить

миска – мишка каска – кашка просить – прошить

басня – башня киски – кишки миска – мишка

посол – пошёл пасли – пошли просо – Проша

Дидактическое упражнение 1.

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш].

Дидактическая задача: дифференцировать звуки [с] и [ш] в словосочетаниях.

Ход: ребята, повторите, выделяя звуки [с] и [ш].

Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;

Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

Для составления картотеки я воспользовалась материалами книги Селиверстова В. И. Картотека Игры в логопедической работе с детьми. Грамматический строй речи. Также идеи некоторых игр были подсмотрены на просторах интернета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звуки С-Сь"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звуки З-Зь, дифференциация С-З"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звук Ц"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звук Ш, звук Ж"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звук Ч"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звук Щ, Дифференциация Ш-Ж, С-Ш, Ц-Ч, Щ-Сь"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звук Л"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...