Консультация для педагогов на семинар – практикум «Фонетические действия как предпосылка успешного усвоения фонетики, графики и орфографии».
консультация по логопедии

Ладанова Анна Алексеевна

Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он предполагает от ребенка внимания, усидчивости и устойчивой работоспособности.

Игровое общение является необходимым условием, в рамках которых происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_seminar.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на семинар – практикум

«Фонетические действия как предпосылка успешного усвоения фонетики, графики и орфографии».

        Одно из условий эффективного использования резервов познавательных возможностей детей — это развитие у них фонематического слуха. Дошкольник уже умеет анализировать звучащее слово, обобщать, дифференцировать фонемы по их специфическим и общим признакам.

Фонематический слух – это способность воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов устанавливают, что различия в успешности овладения письмом и орфографией в большей мере обусловлены уровнем развития у учащихся фонематического слуха. (А.Н. Гвоздь, Д.Б. Эльконин, П.С. Жедек, Ф. А. Сохин и др.)

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает развитие фонематического слуха. Проведенное нами обследование уровня развития фонематического слуха свидетельствует о том, что дошкольник не умеет анализировать звучащее слово, что приведет к осложнениям изучения в школе фонетики, графики и орфографии.

Перед нами встал вопрос: как организовать образовательный процесс для решения данной проблемы и это включить в содержание.

Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он предполагает от ребенка внимания, усидчивости и устойчивой работоспособности.

Игровое общение является необходимым условием, в рамках которых происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

        Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат, старательно выполняет все условия, правила игры.

На занятиях по формированию фонематического слуха мы использовали куклу в образе «Кузнечика». Этот образ помогает создавать положительный эмоциональный фон обучения, развивает интерес к занятиям, развивает познавательные способности, речь, внимание и память.

Игры, где главный герой наш Кузнечик, направлены на решение различных задач:

-обогащение словаря;

-развитие грамматического строя речи;

-слоговой структуры слова;

-звукопроизношение;

-связной речи;

-фонематического слуха и слухового внимания.

У детей с нарушением речи часто страдают различные психические процессы, игры носят направленность на развитие внимания, памяти, мышления.

Коррекционная работа состоит из нескольких разделов:

  1. Дифференциация звонких и глухих согласных: (П-Б) (Ф-В) (Г-К) (Т-Д) (С-З) (Ш-Ж)

Игры: – «Играем на пианино»

 – «Играем на Балалайке»

Игра «Поймай звук»

Игра «Повтори песенку»

Игра «Собери слово»

Игра «Подскажи словечко»

Игра «Что лишнее?»

Игра «Хлопни, когда услышишь правильное слово».

  1. Дифференциация мягких и твердых согласных:

с-с, з-з, т-т, д-д;

  1. Дифференциация звуков с-ц, с-ш, з-ж, ч-с, ш-щ, ч-щ, щ-с,
  2. Л-в, л-л, л-й, р-л, р-р.

Для приема даем подробное описание последовательности работы со звуками л и ль.

  1. Кузнечик в гостях у Лены и Ланы.
  2. «Подружки в зоопарке».

Животные: Лиса, лев, олень –эти животные понравились Лене.

Лана назвала: лось, белка, слон, лошадь.

Птицы: Павлин, сокол, дятел, иволга, ласточка, голубь, галка, соловей, лебедь. Девочки выбирают птиц вместе с «Кузнечиком».

Вашему вниманию предлагаю книгу: «Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников». Автор И.Н. Шевченко, «Детство-Пресс», С-Пб, 2011г.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа учителя-логопеда, организованная данным способом, приносит положительные результаты:

- дети с удовольствием посещают игровые занятия;

-дети реже делали ошибки при дифференциации сходных звуков;

Эффективнее становится процесс по постановке и автоматизации звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум "Твои действия при пожаре"

Семинар – практикум «Твои действия при пожаре»Цель: Углубить и систематизировать знания воспитателей по пожарной безопасности Задачи:1.     Способствовать процессам самор...

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....

Семинар-практикум для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников средствами книжной графики»

Цель: раскрыть возможности использования книжных иллюстраций в различных видах деятельности по формированию эстетических представлений у детей дошкольного возраста.Задачи: - повышение педагогической к...

Презентация к семинару-практикуму на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»

Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...