Проект. Современные технологии в работе учителя – логопеда. «Шумелкин и я - неразлучные друзья».
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Любовь Владимировна Краснова

В современном обществе произошел переход на качественно новую систему образования и воспитания – на личностно-ориентированную, нацеленную на формирование целостной личности, способной к самореализации,  в  активном взаимодействии с другими участниками образовательных отношений.

Личностно-ориентированный подход рассматривает действительность как интегрированное целое и способствует формированию творческой личности, владеющей  правильной, чистой речью,  понятно выражающей свои мысли и желания, легко вступающей в общение с партнерами для совместной деятельности.

Исходя из интересов воспитанников активизация  речевой деятельности обучающихся старшего дошкольного возраста  по постановке и автоматизации шипящего звука [Ш] целесообразно проводить с помощью ЛЕГО-технологии как вариативной формы коррекции различных речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._shumelkin_i_ya_-nerazluchnye_druzya.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 3»

Проект.

Современные технологии в работе учителя – логопеда.

«Шумелкин и я - неразлучные друзья».

Автор:

учитель – логопед

Любовь Владимировна

Краснова.

г. Североуральск

2022

Вид проекта. Исследовательский.

Продолжительность проекта. Период становления  шипящего звука [Ш] ( 37 часов – 57 часов).

Актуальность. В современном обществе произошел переход на качественно новую систему образования и воспитания – на личностно-ориентированную, нацеленную на формирование целостной личности, способной к самореализации,  в  активном взаимодействии с другими участниками образовательных отношений.

Личностно-ориентированный подход рассматривает действительность как интегрированное целое и способствует формированию творческой личности, владеющей  правильной, чистой речью,  понятно выражающей свои мысли и желания, легко вступающей в общение с партнерами для совместной деятельности.

К сожалению, речь не является врожденной способностью. По итогам логопедического обследования, проведенного по методике А. М. Быховской и Н. А. Казовой,  у 90% детей  логопедического пункта  было выявлено нарушение шипящих звуков.  Из них у 30% воспитанников наблюдался антропофонический дефект звукопроизношения (искажение), у 60% воспитанниколв фонологический дефект (замены, смешение). У всех воспитанников данной группы   - нарушение  подвижности,  артикуляционных мышц,  у 40% -  укороченный выдох. У 45%  - пробы показали нарушение мышечного тонуса и звуко-слоговой структуры слова, отставание импрессивной и экспрессивной речи  от возрастной нормы.

Проблема   длительного поэтапного формирования звука [Ш]  заключается в стойком характере нарушения звукопроизношения у воспитанников  старшего дошкольного возраста  и, в первую очередь, зависит от степени выраженности речевого дефекта. Кроме того у данной категории обучающихся по итогам обследования наблюдается:

- нарушение произвольных движений мелкой моторики пальцев рук;

- снижение слухового и зрительного внимания, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

Гипотеза. Если в системе педагогических отношений в рамках исследовательской, коррекционно-развивающей деятельности, направленной на формирование нормативного произношения шипящего звука [Ш] адресно использовать ЛЕГО-технологию, учитывая   образовательные потребности обучающихся, то это активизирует речевую деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста.

Цель. Активизация  речевой деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста по постановке и автоматизации шипящего звука [Ш] с помощью ЛЕГО-технологии как вариативной формы коррекции различных речевых нарушений.

Задачи.

Образовательные задачи.

Формировать:

- умение воспитанников передавать реальное сходство с предметом с помощью деталей конструктора ЛЕГО;

-  артикуляционную (для шипящих звуков)  и ручную моторику,  фонематическое восприятие, фонематические представления  о звуке [Ш] и навыки звукового анализа и синтеза.

Развивающие задачи.

Развивать:

- конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию у воспитанников;

- звуковую культуру речи.

Воспитательные задачи.

Воспитывать:

-  устойчивый интерес к звучащей речи и  конструированию из конструктора ЛЕГО предмета, содержащего коррегируемый звук [Ш];

- самостоятельность, творчество и инициативу.

Этапы реализации проекта.

Этапы коррекции произношения звука [Ш].

Нарушение мышечного тонуса:

наблюдается;

не наблюдается.

Количество часов

1-этап  подготовительный:  «Развитие ручной  и артикуляционной  моторики».

5-7

7-14

2-этап формирования произносительных умений и навыков:

2.1.  «Постановка и коррекция звука  [Ш]».

2-5

5-8

2.2.  «Автоматизация поставленного звука [Ш] в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности».

5-10

10-15

2.3.  «Автоматизация и дифференциация звука [Ш] в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком»

15

20

Продукт проекта.  Альбом: «ЛЕГО - технология в автоматизации звука [Ш]

Ожидаемый результат.

  Воспитанник самостоятельно контролирует и  уверенно управляет движениями артикуляционного аппарата, необходимыми для произношения шипящего звука [Ш]. 

Чисто и четко произносит шипящий звук [Ш] в речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...