Что за зверь такой "Виммельбух"?
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

 Любовь

Работая много лет в коррекции и занимаясь развитием детей дошкольного возраста, а также являясь, по совместительству, мамой во главу угла я всегда ставила интерес. Убеждена, что если ребенку не интересно, то пользы от таких занятий не будет. Да и что греха таить, мне и самой надоедает однообразие и постоянно хочется новых приемов, методов, подходов, технологий, пособий. Так однажды на глаза мне попались занимательные книги под диковинным названием «Виммельбух». В интернете можно найти рекомендации использовать виммельбухи даже с годовалыми детьми и неговоряшками постарше. Предлагаю разобраться, что они представляют из себя и действительно ли виммельбухи так полезны?

Виммельбухи – это яркие книжки с большим количеством иллюстраций и минимумом текста. В переводе с немецкого виммельбух это – «кишащая, мельтешащая книга». По сути, это отдельный жанр изобразительного искусства, который восходит к полотнам таких художников, как Босх и Питер Брейгель-Старший (XV-XVI вв.). Придумали этот жанр книг в Германии в конце 60х годов. Прием, когда все изображенные фигуры кажутся равными по размеру вне зависимости от расположения, называется «кавалерийская перспектива» (как если бы зритель сидел на коне и обозревал происходящее вокруг. Особенность таких книг в том, что на развороте огромное количество деталей, нет единой сюжетной линии и последовательности изложения информации, начинать рассматривать картинку можно в любом направлении. Продавцы заявляют, что эти книги как не имеют возрастных ограничений и полезные абсолютно для всех сторон психики: развивает речь, внимание, память, логику, кругозор, умение прослеживать закономерности и находить причинно-следственные связи, стимулирует воображение, обогащает словарный запас, прививает любознательность, развивает пространственное, визуальное, логическое и творческое мышление, является пособием по изучению цвета и счета, прививает усидчивость... Звучит впечатляюще. Кроме того, во многих виммельбухах встречаются парадоксальные детали, например, собака, лягушка, свинья, медведь и черепаха в роли фермера ухаживают за лошадью и коровой. На корабле нарисованы «крестики-нолики» и т.д. Из давным-давно изучаемых в педагогическом институте вспоминаются принципы: научности, целостности, культуро- и природосообразности. И сразу возникает ощущение, что не всё так замечательно с этими «мельтешащими книгами». Я не считаю виммельбухи вредными, но очевидно, что далеко не всем современным детям они подходят как развивающие пособия. Для многих они скорее, будут просто бесполезными.

Давайте порассуждаем, кому и в каких случаях точно не подойдут такие книжки:

  1. Детям с нарушением зрительного восприятия, которым сложно выделить фигуру на фоне, и с истощаемым зрительным вниманием. Виммельбухи имеют слишком сильное зрительное зашумление, и вычленить какие-то смысловые единицы такому ребенку будет очень трудно. 
  2. Детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), которым такое пестрое полотно будет давать мощную сенсорную перегрузку по зрительной модальности. Некоторые дети с РАС вообще не способны воспринимать плоское изображение, либо могут делать это очень непредсказуемым образом.
  3. Детям с нормой развития до 3 лет такие сверх детализированные картины также будут «оптическим шумом».
  4. Детям с нарушенной схемой тела, несформированностью пространственно-временных представлений (в том числе с недостаточностью межполушарных взаимодействий) – до момента компенсации и появления четкого вектора в прослеживании строки (слева направо). Отсутствие четкого направления в развитии сюжета может сослужить плохую службу. Так, в нашей культуре закреплено движение слева направо при письме, чтении, прослеживании течения времени (например, прошлое и будущее, «сначала» и «потом»). Если у ребенка не сформировано внутреннее чувство пространства и времени, «система координат», то хаотичное расположение информации на странице его будет как минимум путать, а как максимум – растормаживать.
  5. Детям с незрелой регуляторной сферой, СДВГ. Такие дети часто когнитивно сохранны и способны установить причинно-следственные связи на сюжетных картинках. Однако ввиду импульсивности им это сделать часто очень трудно даже при наличии одного-единственного сюжета. Они выхватывают отдельные куски сюжета, остальное додумывают. И точно также действуют при чтении. Техника чтения у таких школьников часто слабая, поэтому ребенок торопится быстрее додумать сюжет. Даже события собственного дня современный ребенок часто не может вечером пересказать. Использование виммельбухов никак не поможет научиться ребенку действовать последовательно и прослеживать сюжет от начала до конца. Чтобы установить причинно-следственные связи, ребенку необходим навык так называемой децентрации, то есть способности встать на место другого, «посмотреть его глазами». Ребенку с незрелой регуляторной сферой это сделать сложно. А если будет не один сюжет, а десяток, то в несколько раз сложнее. В таком случае рационально дозировать информацию и убирать лишние стимулы.
  1. Детям с нарушением «центрального связывания». Это также характерно для детей с РАС и СДВГ. За большим количеством деталей кроется глобальный смысл (а в случае виммельбуха – много сюжетных линий). Именно его ребенок не может поймать. Он может долго рассматривать мелкие яркие картинки, но связать воедино не может. Эта проблема не редко встречается даже у условно нормотипичных детей. И виммельбух затрудняет формирование этого навыка.

Если задуматься, то виммельбух – это правополушарный жанр, предполагающий глобальное восприятие, фантазирование, работу воображения и понимание иносказания и юмора. Это всё про правое полушарие. И это очень важные функции. Но использовать виммельбухи целесообразно, когда сформирован «фундамент» для восприятия сложных художественных образов, то есть более базовые психические функции. Кроме того, желательно, чтобы описываемые в книге события имели место в опыте ребенка, чтобы он предварительно «пропустил» их через собственный опыт, через т.н. первую сигнальную систему (то есть через собственную сенсорику – увидеть в реальности, пощупать, понюхать, послушать и т.д.). Очевидно, что речь идет о нейротипичном развитии
(по возрастным нормам) и не ранее 4-5 летнего возраста.

Брать ли виммельбухи для занятий с собственным ребенком или воспитанником – выбор и ответственность взрослого. В каждой конкретной ситуации стоит взвесить все ЗА и ПРОТИВ и принять решение, которое пойдет на пользу ребёнку.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексико-грамматической теме «Домашние звери» в старшей группе с обучающимися ОНР с использованием презентации по теме "Домашние звери".

Тема: Домашние звери.Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние звери”. Задачи:- Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по   теме “Домашни...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Как звери к зиме готовятся. Рисование тычками "Подарки зверям". во 2 младшей группе

В конспекте нод в игровой форме, с загадками и сюрпризными моментами идет ознакомление детей, как готовятся к зиме дикие животные: белка, заяц, медведь, волк, лмса. Здесь дети узнают, как называются д...

Конспект занимательной деятельности по теме: «Как зимуют звери?». Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».

Цели: - Закрепить  знания об особенностях диких животных, впадающих зимой в спячку, а так же с теми, кто зимой ведет активный образ жизни.-Познакомить с художественными особенностями сказки.Задач...

Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Звери зимнего леса»

Упражнять детей в умении предварительно выкладывать  (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета. Формировать навыки аккуратной работы. Вызыва...

Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Удивительный мир зверей»

Познакомить детей со способами сравнения предметов, соизмеряя один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине), пользуясь приёмами наложения и приложениями. Обозначать результат...

Конспект НОД по познавательному развитию в группе раннего возраста "Санки для зверят. покатаем зверей"

Конспект НОД в группе раннего возратсаСанки для зверят. Покатаем зверей (один-много).Возрастная группа: с 2-3 лет.Образовательная область: «Познавательное развитие» (сенсорика)Интеграция о...