Ориентировка в пространстве и основные трудности для детей с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике

Ориентировка в пространстве одна из актуальных и трудных проблем входящих в социальную адаптацию детей с нарушением зрения. Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела : формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость : понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями: там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).

Значительная часть детей с трудом воспринимают пространственные отношения. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно изображать геометрические фигуры, рисовать, писать. Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении задания по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки у детей с патологией зрения

При обучении ребенка с нарушением зрения ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Нужно учитывать, что ребёнок, как правило, переоценивает свои зрительные возможности и опирается при ориентировке на неточное зрительное восприятие. В результате у него возникают искаженные представления об осваиваемом пространстве.

Необходимо продолжать развивать и закреплять умение ребенка ориентироваться на собственном теле, в помещениях своей квартиры, дома, во дворе, на ближайших улицах города, использовать при этом все сенсорные возможности: о нарушенное зрение, слух, обоняние, двигательно-тактильную чувствительность. Во время прогулки во дворе, по городу, в парке не оставляйте без внимания возможность различать асфальтированное, бетонное, плиточное покрытие улиц, песчаные, земляные, гравиевые дорожки. Ребенок должен чувствовать разницу, осязая дорогу ступнями ног. Тренируйте его в определении своего местоположения с помощью ориентировки на запахи, звуки. При этом постоянно предлагайте ребенку обозначать в речи восприятие окружающего пространства — в процессе описания ребёнок анализирует и запоминает все то, что он воспринимает.

Умение ребенка понимать расположение предметов относительно себя, ориентироваться в малом и большом замкнутых пространствах, передвигаться в разных направлениях, сохраняя или меняя их, нужно совершенствовать в таких игровых упражнениях «Иди вперед. Повернись направо. Иди вперед до стола. Возьми предмет, который лежит на столе справа», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол» и т. п. Чтобы заинтересовать его, заранее приготовьте какой-нибудь сюрприз. Например: «Покажи рукой направо от себя. Повернись направо. Дойди до шкафа. Открой левую дверцу шкафа. Найди вторую полку сверху. Там что-то лежит для тебя (новая игрушка, книжка, конфета). Обращаем ваше внимание на то, что задания надо давать ребенку поэтапно, а не проговаривать все сразу. Только после того как малыш выполнит одно («Покажи рукой направо», можно предлагать следующее («Повернись направо»). Умение ребенка узнавать как можно больше об окружающем пространстве с помощью всех анализаторов и активно использовать это в практической ориентировке тоже нуждается в закреплении.

Родители ребенка с диагнозами «косоглазие» и «амблиопия» должны знать, что при обучении его ориентировке в пространстве особое внимание следует уделить развитию умений выявлять (видеть, находить с помощью зрения и правильно называть) пространственные признаки предметов : их форму, величину, объем. Для успешности ориентировки в пространстве ребенку с такими зрительными заболеваниями очень важно также уметь определять с помощью зрения удаленность предметов в пространстве, расстояние между ними. Вам помогут такие игровые упражнения: «Посмотри внимательно. Найди вокруг предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы», «Подбери игрушки (предметы) одинаковые (разные) по величине» и т. п. Способность видеть глубину пространства активизируют такие упражнения: «Посмотри внимательно в окно. Расскажи, что ты видишь. Скажи, что расположено ближе, что дальше», «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что нарисовано на первом (переднем) плане, на втором (среднем) плане, на третьем (заднем плане)».

Овладение ориентировкой в пространстве — процесс сложный и длительный, требующий от родителей настойчивости и терпения и, конечно же, огромного желания помочь своему малышу адаптироваться к условиям жизни на ограниченной сенсорной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_v_prostranstve_konsultatsiya.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ориентировка в пространстве: основные трудности для детей с нарушением зрения

        Ориентировка в пространстве одна из актуальных и трудных проблем входящих в социальную адаптацию детей с нарушением зрения. Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела: формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями: там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).

     Значительная часть детей с трудом воспринимают пространственные отношения. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно изображать геометрические фигуры, рисовать, писать. Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении задания по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки у детей с патологией зрения

      При обучении ребенка с нарушением зрения ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Нужно учитывать, что ребёнок, как правило, переоценивает свои зрительные возможности и опирается при ориентировке на неточное зрительное восприятие. В результате у него возникают искаженные представления об осваиваемом пространстве.

         Необходимо продолжать развивать и закреплять умение ребенка ориентироваться на собственном теле, в помещениях своей квартиры, дома, во дворе, на ближайших улицах города, использовать при этом все сенсорные возможности: о нарушенное зрение, слух, обоняние, двигательно-тактильную чувствительность. Во время прогулки во дворе, по городу, в парке не оставляйте без внимания возможность различать асфальтированное, бетонное, плиточное покрытие улиц, песчаные, земляные, гравиевые дорожки. Ребенок должен чувствовать разницу, осязая дорогу ступнями ног. Тренируйте его в определении своего местоположения с помощью ориентировки на запахи, звуки. При этом постоянно предлагайте ребенку обозначать в речи восприятие окружающего пространства — в процессе описания ребёнок анализирует и запоминает все то, что он воспринимает.

Умение ребенка понимать расположение предметов относительно себя, ориентироваться в малом и большом замкнутых пространствах, передвигаться в разных направлениях, сохраняя или меняя их, нужно совершенствовать в таких игровых упражнениях «Иди вперед. Повернись направо. Иди вперед до стола. Возьми предмет, который лежит на столе справа», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол» и т. п. Чтобы заинтересовать его, заранее приготовьте какой-нибудь сюрприз. Например: «Покажи рукой направо от себя. Повернись направо. Дойди до шкафа. Открой левую дверцу шкафа. Найди вторую полку сверху. Там что-то лежит для тебя (новая игрушка, книжка, конфета). Обращаем ваше внимание на то, что задания надо давать ребенку поэтапно, а не проговаривать все сразу. Только после того как малыш выполнит одно («Покажи рукой направо»), можно предлагать следующее («Повернись направо»). Умение ребенка узнавать как можно больше об окружающем пространстве с помощью всех анализаторов и активно использовать это в практической ориентировке тоже нуждается в закреплении.

     Родители ребенка с диагнозами «косоглазие» и «амблиопия» должны знать, что при обучении его ориентировке в пространстве особое внимание следует уделить развитию умений выявлять (видеть, находить с помощью зрения и правильно называть) пространственные признаки предметов: их форму, величину, объем. Для успешности ориентировки в пространстве ребенку с такими зрительными заболеваниями очень важно также уметь определять с помощью зрения удаленность предметов в пространстве, расстояние между ними. Вам помогут такие игровые упражнения: «Посмотри внимательно. Найди вокруг предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы», «Подбери игрушки (предметы) одинаковые (разные) по величине» и т. п. Способность видеть глубину пространства активизируют такие упражнения: «Посмотри внимательно в окно. Расскажи, что ты видишь. Скажи, что расположено ближе, что дальше», «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что нарисовано на первом (переднем) плане, на втором (среднем) плане, на третьем (заднем плане)».

    Овладение ориентировкой в пространстве — процесс сложный и длительный, требующий от родителей настойчивости и терпения и, конечно же, огромного желания помочь своему малышу адаптироваться к условиям жизни на ограниченной сенсорной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал адресован студентам, молодым специалистам и родителям....

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)

Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...

Рекомендации родителям по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст) В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения

Ориентировка в пространстве является жизненной потребностью человека с нарушением зрения. Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве осуществляется в течение всей жизни. ...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...

Конспект тифлопедагогического занятия по развитию социально-бытовой ориентировки в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему: «Транспорт».

Коррекционные задачи:1. Учить описывать транспорт по алгоритму.2. Формировать умение узнавать транспорт в силуэтном и контурном изображении.3. Расширять представление о людях разных профессий (шофер, ...