Индивидуальная программа логоедического сопровождения воспитанника группы компенсирующей напрвленности
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Аннотация к индивидуальной программе
логопедического сопровождения воспитанника группы
компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Индивидуальная программа сопровождения составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» 29.12.2012 года N 273-ФЗ, ФГОС ДО, Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", Уставом Муниципальное бюджетного дошкольного образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 1 «Аист» муниципального образования город-курорт Геленджик иСанПиН2.4.1.3049–13. Срок реализации программы- 1год.Основной целью программы логопеда является формирование правильного звукопроизношения, просодического компонента речи и формирование собственной грамматически правильной речи . В программе освещены основные задачи специальной логопедической практики: развитие просодического компонента речи, развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха, развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения, активизация речевой деятельности, расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по демонстрируемому действию, картинкам, их сериям, обучению навыкам коммуникации: формированию базовых коммуникативных функций, социо-эмоциональных и диалоговых навыков, формирование и развитие речи в быту и в игре соответственно ситуации; Программа прописана счетом учетом потребностей ребенка:
- в реализации практико- ориентированной и социальной направленности при организации коррекционной работы;
- в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
- в дозировании введения в занятия ребенка новизны и трудностей;
- в специальной отработке форм адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом и сверстниками
- в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон , связной речи и познавательных процессов.
.Содержание коррекционной работы прописано по всем образовательным областям . Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые) занятия, в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_duka.docx | 49.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетного дошкольного образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 1 «Аист» муниципального образования город-курорт Геленджик Краснодарского края
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
родитель______/_________________/ заведующий МБДОУ ЦРР д/с «Аист»
дата__________ ____________ В.А Сергеенко
приказ № _______ от "__" _______
Председатель ПМПК ДОУ
__________/__________________/
дата _____________
Индивидуальная адаптированная программа логопедического сопровождения воспитанника группы
компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
Ф.И. ребенка :
Дата рождения: 2.0.2014г
Ответственный за реализацию программы учитель-логопед И.В.Рытова
Дата начала работы: сентябрь 2021г.
Дата окончания работы: май 2022г.
Геленджик, 2021
- Пояснительная записка
Речевой статус ребенка
Ф.И.Данил….. Дата рождения …. 2014г.
Особенности нарушения: запоминает учебный материал механически, без осмысления; избирательный интеллектуальный интерес (цифры и буквы,счет) освоенные навыки и знания – прочные, окружающее воспринимает фрагментарно, буквально и прямолинейно, использует свернутые стереотипные речевые клише, встает, ходит, играет во время занятия, может отказаться от выполнения задания, может реагировать и отвечать правильно, но невпопад или не вовремя.· стереотипия в действиях и поведении, стимы (потрясывание рук и моргание глазами) испытывает сложности переноса действия в другую ситуацию. похвала, соревнование не всегда является регулятором поведения, моторная неловкость. Импрессивная речь: объем пассивного словаря в пределах возрастной нормы. Выполнениет простых просьбы, понимание э словесные инструкции педагога зависит от эмоционального состояния ребенка. Экспрессивная речь:, словарь незначительно ниже возрастной нормы. Мальчик не эмоционален, контактен, не всегда понимает речь в полном объеме, в общении часто отсутствует дистанция между ней и взрослым, часто перебивает собеседника, соскальзывает на побочные темы , испытывает трудности при формулировании вопросов. Наблюдается недостаточность речевой регуляции действия, трудность вербализации действий, несформированность планирующей функции речи. У детей с ЗПР отмечается неточность словарного запаса, трудности в понимании и оперирования рядом сложных логико-грамматических структур, затруднения употреблении некоторых частей речи. Строение артикуляционного аппарата не нарушено.Артикуляционная моторика развита слабо, испытывает трудности в произвольно принятии и удержании артикуляционных поз. Звукопроизношение: общее звучание речи невнятное. Изолированно артикулирует отчетливо: гласные, большинство согласных звуков, но в речевом потоке множественные искажения, смешения звуков, грубые нарушения слоговой структуры слова. Слова, часто употребляемые в речи, может произнести более разборчиво. Звукопроизношение нарушено (замены шипящих и сонорных звуков) Во время занятий быстро истощается, внимание неустойчивое, память снижена. Крупная и мелкая моторика развита ниже возрастной нормы.Связная речь: элементарном диалоге использует бытовые фразы, составление рассказа по картинке вызывает значительные затруднения. Самостоятельная речь автономна, эгоцентрична, иногда недостаточно связана с ситуацией.
Заключения специалистов:
учитель-логопед – НРСХ -III уровень(дизартрия)
педагог-психолог – низкий уровень актуального развития
воспитатель – актуальные трудности в освоении образовательной программы ДОУ
медицинский работник – медицинский анамнез отягощен
Заключение ПМПК: Задержка психо-речевого развития, НРСХ 3 уровень, дизартрия. Вывод: Логопедическое заключение – НРСХ 3 уровня. Ведущим является нарушение коммуникативной функции речи, в результате неполноценного использования речевой функции снижены темпы усвоения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, не сформированы формы не автоматизированной связной речи.
Индивидуальная программа сопровождения составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» 29.12.2012 года N 273-ФЗ, ФГОС ДО, Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", Уставом Муниципальное бюджетного дошкольного образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 1 «Аист» муниципального образования город-курорт Геленджик и СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
Цель и задачи обучения и воспитания ребенка на 2021-2022 учебный год
1. Обеспечение коррекции недостатков в речевом и познавательном развитии ребёнка и оказание ему помощи в освоении адаптированной общеобразовательной программы с учетом целевых ориентиров ФГОС.
2. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы общеобразовательной школы, обусловленных индивидуальными особенностями развития дошкольника. Целевое назначение индивидуальной программы сопровождения –создание специальных условий, способствующих освоению ребенком с ЗПР адаптированной образовательной программы в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей и социальная адаптация в образовательном учреждении.
Цель программы логопеда: формирование правильного звукопроизношения, просодического компонента речи и формирование собственной грамматически правильной речи.
Задачи специальной логопедической помощи:
-развитие просодического компонента речи
-развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха; - развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения;
- активизация речевой деятельности;
- расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по демонстрируемому действию, картинкам, их сериям;
- обучению навыкам коммуникации: формированию базовых коммуникативных функций, социо-эмоциональных и диалоговых навыков;
- формирование и развитие речи в быту и в игре соответственно ситуации;
Участие специалистов ДОУ в совместной работе по программе: - педагог-психолог – развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникационных навыков, психических процессов ; - воспитатели - обучение по разделам программы ДОУ, пополнение и активизация словарного запаса, контроль за грамматически правильной речью, закрепление и выполнение артикуляционных упражнений и автоматизация звуков в вечернее время по заданию логопеда . -музыкальный руководитель - развитие чувства ритма, развитие правильного речевого дыхания, - инструктор по физическому воспитанию- развитие общей и мелкой моторики, зрительно-пространственной координации движений . - родители - выполнение и закрепление артикуляционных упражнений, автоматизация звуков дома, повторение заданий по лексическим темам по заданию логопеда.
Условия успешной реализации программы:
Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом, педагогом- психологом.
Решающую роль так же играет привлечение родителей и микро социального окружения ребенка к коррекционной работе.
Учет потребности ребенка:
- в реализации практико- ориентированной и социальной направленности при организации коррекционной работы;
- в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
- в дозировании введения в занятия ребенка новизны и трудностей;
- в специальной отработке форм адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом и сверстниками
- в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
Коррекционная работа осуществляется поэтапно. Длительность каждого этапа определяется в зависимости от скорости накопления адаптивных возможностей. Индивидуальный план коррекционной работы разрабатывается на короткий срок 2-3 месяца, далее корректируется.
2. Индивидуальный учебный план
I. Базовая часть | Количество занятий в неделю |
1.1 Познавательное развитие | 3 |
1.2 Речевое развитие |
|
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте* | 2 |
Коррекционное* | 2 |
1.3 Социально-коммуникативное развитие | 0,5 |
1.4 Художественно-эстетическое развитие | 4 |
1.5 Физическое развитие | 1 |
Итого: | 12,5 |
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |
2.1 Социально-коммуникативное развитие | 0,5 |
2.2 Познавательное развитие | 1 |
2.3 Физическое развитие | 2 |
2.4. Коррекционно-развивающие занятия(психолог) | 1 |
Итого | 17 |
*-Индивидуальные занятия с логопедом согласно сетке НОД в подготовительной группе и расписанию индивидуальных занятий.
- Коррекционно-развивающие занятия(психолог)согласно расписанию педагога-психолога
3. Содержание программы
Содержание логопедической работы с детьми, имеющими третий уровень речевого развития (НРСХ).
Важнейшая задача обучения детей с третьим уровнем речевого развития (ОНР, НРСХ) состоит в формировании у них способности к усвоению элементарных языковых закономерностей.
Тематическое планирование соответствует плану подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на 21-22 уч.год
(см. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАкомпенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа, от 6 до 7 лет) на 2021-2022 учебный год (Разработана в соответствии с ФГОС ДО, с учётом ООП ДО и АООП ДО МБДОУ «ЦРР-детский сад №1 «Аист» г.Геленджик. )
Основные педагогические ориентиры в логопедической работе с детьми,
имеющими -третий уровень речевого развития (ОНР, НРСХ).
- Развивать произвольность мыслительной деятельности детей иформировать ее основные компоненты;
- способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, достаточных для решения поставленных задач, формированию навыка самоконтроля; поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия;
- совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
- расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;
- обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи в ономасиологическом (обращается внимание на названия объектов) и семасиологическом (обращается внимание на семантику слова) аспектах;
- формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;
- формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения;
- расширять возможности участия детей в диалоге, формировать их монологическую речь;
- учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания;
- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
- создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы;
- осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы.
- Развитие внимание, памяти, воображения, эмоциольнально-волевой сферы
Содержание коррекционно-развивающей работы
Образовательная область | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы | Формы и методы работы |
Речевое развитие | Обогащение словаря |
Формирование понятия слово и умение оперировать им | - рассматривание картин по лексическим темам; - игра «Подбери признаки»; - игра «Узнай по описанию» - по лексическим темам; - отгадывание загадок; - беседы; -заучивание текстов к пальч. играм; |
Формирование грамматического строя речи |
| - игра «Разноцветные листья»; - игры с мячом «Назови ласково», «Один- много», «Большой-маленький»; - игра «Чего не стало?»; - игра «Четвертый лишний»; - игра «Что изменилось?»; | |
Развитие фонетико-фонетической системы языка и навыков языкового анализа |
| - упражнение «Топни-хлопни»; - упражнение «Разноцветные флажки»; - упражнение «Телефон»; - упражнение «Лесенка»; - упражнение «Внимательные ушки»; - упражнение «Живые звуки»; - игра «Кто внимательный?»; | |
Познавательное развитие | - Формиро-вать целостную картину мира; - Познава-тельно-ис-следовательская деятель-ность. |
| - игры и упражнения для формирования временных представлений: «Части суток», «Что за время года», «Угадай по описанию»; - «Поможем заюшке» (овощи, грибы, фрукты); - дидактические игры по экологии; - природный материал; - иллюстрации с изображением домашних и диких животных, растений, аквариумных рыбок, комнатных растений и др.; |
Развитие математических представлений | - Времен-ные представ-ления; - Простран-ственные представле-ния; -Количество и счет; - Величина; - Форма. |
| Игры и упражнения: - «Сложи узор»; - «Больше-меньше»; - «Найди лишнюю»; - «Угадай, какая фигура»; - «Цветная лесенка»; - «Сложи квадрат из частей»; - «За грибами»; - «Найди, чем отличаются?»; - «Измени количество»; - «Какая фигура лишняя?» |
Художественно-эстетическое развитие | - восприя-тие художест-венной литературы; - конструк-тивно-модельная деятель-ность; |
| - русские народные песенки, потешки, сказки, загадки; - авторские сказки, стихи (Маршак С., Толстой Л., Ушинский К., Михалков С., Чарушин Е. и др.) - крупный и средний конструктор лего; - блоки Дьенеша; - палочки Кюизенера; - образцы построек |
- изобрази-тельная деятель-ность |
| - рассматривание иллюстраций с изображением предметов народного промысла; - рассматривание иллюстраций картин художников; - дидактические игры: «Укрась матрешку», «Раскрась сарафанчик», «Украшаем поднос» и др. | |
Развитие психических процессов | - Увеличи-вать объем памяти в зрительной, слуховой и осязатель-ной модаль-ностях; - Развивать приемы ассоциатив-ного и опосредо-ванного запомина-ния предметов в процессе игровой и непосред-ственно образова-тельной деятельно-сти. |
| - «Угадай, что звучит?»; - «Послушай и повтори»; - «Четвертый лишний»; - «Обобщающие понятия»; - «На что похоже?»; |
Развитие мелкой моторики рук | - Развивать мелкую моторику рук |
| - мозаика; - раскраски; - пазлы; - игры «Сложи картинку» |
4. Мониторинг достижения воспитанников
Мониторинг разработан в соответствии с ФГОС ДО . Представлена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития , учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования.
И. Д. Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР» Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 80 с.
И. Д. Коненкова
Обследование речи дошкольников с ЗПР
- Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР;
- Методика обследования;
- Балльная система оценки результатов;
- Развернутое заключение по результатам логопедического обследования;
- Речевая карта.
Наглядно -дидактический материал:
1. Методический комплект Н. В. Нищевой.
2. Пособие по обследованию речи дошкольников с ЗПР/ И.Д. Коненкова.
3. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М. Быховская; Н.А.Казова.
4. С.Ю Кондратьева; И.Н Лебедева «Карта развития дошкольника с ЗПР» Санкт - Петербург
Прогнозируемый результат | Достигнутый результат |
В итоге логопедической работы ребенок должен научиться:
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы. | |
5. План работы с родителями ребёнка, консультации на темы:
Перспективный план работы логопеда с семьёй на 2021 -22учебный год
Месяц | Содержание работы |
сентябрь | Родительское собрание. Тема : «Давайте познакомимся». «Итоги логопедического и психологического обследования детей группы. Программа коррекционно-педагогической работы с детьми на 2021-22 учебный год» Занятие «Ягоды. Домашние заготовки» с элементами артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики и самомассажа. |
октябрь | Консультация «Дизартрия. Причины. Симптомы. Коррекция и методы лечения» Папка – передвижка «Дома играем – речь развиваем» |
ноябрь | Консультация «Правила выполнения артикуляционной гимнастики» |
декабрь | Родительское собрание «Чему мы научились. Коррекционная работа дома» |
январь | Консультация «Что такое ЗПРР? Как помочь ребенку» |
февраль | Консультация «Фонематическое восприятие – как его развивать» |
март | МК для родителей «Дыхательный тренажер «Слоненок» |
апрель | Консультация «О чем поговорить с ребенком» |
май | Родительское собрание «Итоги учебного года. Рекомендации для летних занятий дома» |
Список литературы
1. Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС
2. Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – С-Пб, «Детство- Пресс», 2016.
3.«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2005).
4. Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» Методическое пособие М. Мозаика-Синтез, 2008г.
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983..
6. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
7.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)
9.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991
10.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». 4.1. Первый год обучения и второй год обучения, М., «Альфа», 1993
12.«Преодоление ОНР у дошкольников»./ под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий центр, 2007
13. «Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи»./ под ред. Гаркуши Ю.Ф., М., 2002
14. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ», М., Творческий центр, 2003
15.Волкова И.Н.. Цыпина Н.А. «Почитаем-поиграем». Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.- М.: «Школьная Пресса», 2005г.
16.Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром» Конспекты занятий Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2009г.
17.Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром» Конспекты занятий Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2009г.
18.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных представлений. Конспекты занятий Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2009г.
19.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных представлений. Конспекты занятий Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)
В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей напрвленности 5-6 года жизни. Тема: Слова-признаки.Овощи.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности 5-6 года жизни по теме: Слова-признаки. Овощи. Цель занятия: познакомить детей с понятием признак,...
конспект занятия в группе компенсирующей напрвленности с ФФН "Путешествие солнечных лучиков"
Занятие направлено на расширение познавательных интересов детей, уточнению произношения звука [Р], закрепление умений выделять звук из состава, узнавать смоделированные символы звуков и их графи...
Конспект интегрированного занятия "Колобок" для детей средней группы компенсирующей напрвленности
В данной статье представлен конспект тематического занятия с элементами театральной деятелности,направленного на развитие у детей связанной речи, эмоциональной отзывчивости, бережного отношения к прир...
конспект НОД в старшей группе компенсирующей напрвленности "В гости к снеговику"
В конспекте прослеживается методика заучивания стихотворения детьми при использовании символов- подсказок, с помощью которых идет быстрое запоминание текста стихотворения....
Индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут воспитанника группы компенсирующей направленности
Индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут воспитанника группы компенсирующей направленности...