Проект "Мир букв и звуков"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рытова Ирина Валерьевна

Тезнологическая карта занятия по автоматизации звука л

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_bukv_i_zvukov.docx226.32 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/originals/38/70/b3/3870b357e607a3d45c8714a215024a5d.jpg

                            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                 детский сад комбинированного вида № 7 «Улыбка»

                                    муниципального образования   город Новороссийск

               Творческий проект  

           по обучению грамоте

 «В мире звуков и букв »

         

 Подготовительная к школе логопедическая группа

(Учитель-логопед Рытова И.В.)                                                                                                        

                                               Новороссийск-2021

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной  логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед, и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

I. Информационная часть проекта.

  1. Информация об авторах проекта:

Рытова Ирина Валерьевна – учитель-логопед

Василенко Оксана Владисировна– воспитатель

2. Название проекта:«Мир звуков и букв»

3. Вид проекта:  творческий

4. Продолжительность проекта:   краткосрочный (февраль 2021)

5. Участники проекта:

Воспитатель, учитель-логопед, дети подготовительной к школе логопедической группы и их родители.

II. Содержательная часть проекта.

Актуальность: Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Для дошкольников с нарушениями устной речи характерно плохое запоминание зрительного образа буквы, смешение похожих элементов букв. Они значительно дольше своих сверстников учатся читать и писать.

Проблема нарушений письменной речи у детей с нарушениями устной  речи – одна из самых актуальных для школьного обучения, т.к. стойкие специфические нарушения чтения и письма неизбежно сказываются на успеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребенка. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Для успешного обучения детей с ТНР грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно. Знакомство детей с буквами - первая ступень к овладению чтением, важный момент в профилактике нарушений чтения и письма. В течение  года  дети подготовительной логопедической группы знакомились с буквами и их звуками . Для лучшего запоминания букв использовались разные методы и приемы.                                                                                                               В результате учебной деятельности  много времени изучению букв и их что название проекта долго искать не пришлось -  «Мир букв и звуков». Подвести итог изучения букв хотелось изготовлением любимой буквы в необычном ярком образе. Решили привлечь к процессу совместной творческой деятельности  родителей, без тесного сотрудничества с которыми не может быть полноценной логопедической работы.

Цель проекта: повышение уровня мотивации воспитанников подготовительной логопедической  группы к знанию бук и их звуков, желанию читать,  формирование   положительных детско-родительских отношений через совместную творческую деятельность.

Задачи проекта:

1. Закрепить знания о буквах и их звуках.                                                                                    2. Развивать творческие способности, эстетический вкус через разработку и изготовление оригинальной буквы из разного материала.                                                          3. Активизировать совместное творчество родителей и детей.                                                   4. Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Гипотеза: творческое взаимодействие родителей и воспитанников при совместной работе поможет им создать  букву и эффективнее находить слова на заданный звук , разовьет еще больший интерес детей к изучению алфавита, чтению.

Предполагаемый продукт проекта : поделка любимой буквы, выставка работ, конкурс лучших работ.

Ожидаемые результаты:

1. Разовьется познавательная активность детей, интерес к знаниям, любознательность.

2. Проявятся творческие способности, эстетический вкус детей и родителей.

3. Усилится интерес к чтению книг.

4. Укрепятся эмоционально-положительные взаимосвязи в семьях воспитанников. Родители станут более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысится их интерес к работе МДОУ, к успехам детей.

Этапы реализации проекта «Мир букв и звуков»

I этап: Организационно – подготовительный.

Цель: Определить задачи реализации проекта, сроки, конечный продукт.

Формы работы:  Объявление детям и родителям о предстоящем конкурсе. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта.

II этап: Основной  (практический) ; организация деятельности детей.

Цель: Мотивировать детей и родителей на изготовление букв.

Направления работы учителя-логопеда по проекту:

1. Проведение фронтальных логопедических занятий по обучению грамоте (согласно календарного  плана);

2. Речевые игры с буквами на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях: «Допиши букву», «Буквы потерялись», «Составь слово из букв», «Составь слово из слогов», «Ребусы», «Найди букву», «Раскрась букву», «На что похожа буква» , «Построй букву из счетных палочек», «Построй букву из камешков Марблс», «Выложи букву по контуру рисом, гречкой, фасолью» и др.

3. Интерактивные игры из программно-дидактического комплекса от компании Мерсибо по обучению грамоте – «Меткий стрелок», «Собери бусы», «Угадай где волк»

4. Работа с лэпбуками  «Звуки и буквы» и «Буквы» на занятиях и в свободной деятельности.

2. Проявятся творческие способности, эстетический вкус детей и родителей.

3. Усилится интерес к чтению книг.

4. Укрепятся эмоционально-положительные взаимосвязи в семьях воспитанников. Родители станут более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысится их интерес к работе МДОУ, к успехам детей.

Этапы реализации проекта «Мир букв и звуков»

I этап: Организационно – подготовительный.

Цель: Определить задачи реализации проекта, сроки, конечный продукт.

Формы работы:  Объявление детям и родителям о предстоящем конкурсе. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта.

II этап: Основной  (практический) ; организация деятельности детей.

Цель: Мотивировать детей и родителей на изготовление букв и подбор картинок  на заданный звук.

Направления работы учителя-логопеда по проекту:

1. Проведение фронтальных логопедических занятий по обучению грамоте (согласно календарного  плана);

2. Речевые игры с буквами на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях: «Допиши букву», «Буквы потерялись», «Составь слово из букв», «Составь слово из слогов», «Ребусы», «Найди букву», «Раскрась букву», «На что похожа буква» , «Построй букву из счетных палочек», «Построй букву из камешков Марблс», «Выложи букву по контуру рисом, гречкой, фасолью» и др.

3. Интерактивные игры из программно-дидактического комплекса «Логомер» от компании Мерсибо по обучению грамоте – «Рейнджеры», …

4. Работа с лэпбуками  «Звуки и буквы» и «Буквы» на занятиях и в свободной деятельности.

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Придумай слово» , «Определи место звука» , «Подбери и назови», «Найди общий звук».

Словесные игры: «Исправь ошибку» , «Назови слово на букву …» , «Назови слово со звуком …»

Сюжетно-ролевые игры

«Школа», «Библиотека»

Взаимодействие с родителями:

1. Консультации для родителей в чате Ватсап  «Игры с буквами», «Звуковой анализ и синтез», «Как привить ребенку любовь к чтению».

2. Участие в конкурсе поделок «Мир букв и звуков».

III этап: Заключительный этап.

  1. Итоговое мероприятие по проекту – Игра-викторина по обучению грамоте «В гости к звукам и буквам»
  2. Организация выставки БУКВ и картинок на заданный звук  в группе детского сада с открытым голосованием за лучшую работу.
  3. Награждение детей грамотами и сладкими призами.

Подведение итогов проекта и его оформление.

Выводы по проекту:

В результате реализации проекта у детей повысились: познавательная активность, интерес к знаниям, любознательность,  коммуникативные и  творческие  способности; отмечается обогащение и активизация  словарного запаса, совершенствование навыков звукового анализа слов и фонематических процессов. Дети выучили все буквы русского алфавита, запомнили их написание, некоторые дети группы начали читать по слогам или целыми словами. Мотивация к обучению грамоте повысилась.

Включение родителей в совместный с учителем - логопедом и воспитателем процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы. Родители стали более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысился их интерес к работе ДОУ, к успехам своих детей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

Используемая литература:

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005

2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

3. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998

4. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.

5. Смоляная В.С. Картотека игр по обучению грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010

                    Игра - викторина по обучению грамоте.                                            

Итоговое мероприятие по проекту «В мире букв и звуков» в подготовительных к школе  логопедических группах  МКДОУ КВ №7«Улыбка» г.Новороссийска

«В гости к буквам и звукам»

                                                                                Учитель – логопед: Рытова И.В

Цель: обобщение и закрепление знаний по обучению грамоте  с элементами праздника.

Задачи: 

1. Развитие фонематического слуха, творческой активности, воображения, быстроты реакции.

2. Закрепление умения детей в составлении и чтении слов по буквам, по слогам.

3. Развитие звуко – буквенного анализа и синтеза, логического мышления.

4. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма, духа соревнований.

Оборудование: презентация, задания на листах, ручки, грамоты, сладкие призы.

Ход образовательной деятельности: 

Логопед: - Дорогие ребята! Сегодня у нас интересная и необычная игра – викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения. Сейчас мы поиграем в интересную игру КВН. Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая и сообразительная.

Логопед: - ВСЕМ! Всем! Всем! Начинаем наш КВН. Сегодня в нем участвуют 2 команды. Приветствуем участников игры.

Команда «Звуковички» Капитан команды… 

Команда «Буковки» капитан команды…… 

- Работу наших команд будет оценивать компетентное жюри – наши воспитатели  Василенко О.В и Кобец Н.Д

Логопед: - За каждый правильный ответ вы будете получать фишку, которые будете собирать в специальный сундучок.  Итоги будем подводить в конце игры. Всех участников игры в конце ждут грамоты и сладкие призы.  Итак,  начинаем нашу игру. 

Приветствие участников викторины 

I КОНКУРС «Разминка» 

Логопед: - Наш второй конкурс – разминка. Я буду загадывать вам загадки, отвечайте попеременно.

1) Буквы значки, как бойцы на парад в четком равнении построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит и называется всё (алфавит) 

2) Айболиту все сперва говорили букву? (А) 

3) В старом дереве дупло, но совсем как буква? (О) 

4) Давно известно детям всем корова знает букву? (М) 

5) Для шипенья хороша в алфавите буква? (Ш) 

6) Узнаешь сразу ты её: с двумя глазами буква? (Ё) 

7) Ходит с палочкой, увы, по страницам буква? (Ы) 

8) Мы запомнили легко, номер первый буква? (А) 

9)  Круглой формы голова, той же формы буква? (О) 

10) Алфавитную семью возглавляет буква? (А) 

11)  Дальше всех, совсем в конце в алфавите буква? (Я) 

II  КОНКУРС «Звуковой калейдоскоп» 

Логопед: - Следующее задание –   «Звукоград»

«Что лишнее?» 

Д Л А 3  (А - гласная среди согласных)

А О У Н  (Н - согласная среди гласных)

Ч Ш Ц Ж (Ц - свистящая среди шипящих)

С 3 Ц Ч (Ч - шипящая среди свистящих)

-Игра «Король и королева»

(Образование слов с мягкими и твердыми согласными звуками в первом слоге)

Например: Король – королева, замок, робот, роза, бокс, рыцарь.

Королева – лев. Лилия, Лиза, пирог, небо, лебедь.

III  КОНКУРС «Допиши буквы» 

Логопед: - Ребята, посмотрите на ваши столы. У вас лежат листы, на которых написаны буквы. Но буквы эти не дописаны.

- Исправьте ошибки. Напишите буквы правильно – добавьте недостающие элементы.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/08/s_5c5cc569e0dbb/1080158_6.png

Динамическая пауза 

«Алфавит» 

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,                                                             На одной живут странице, а повсюду славятся.                                                             А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)                                                             З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)                                    П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)                                                        Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками) 

VI  КОНКУРС  игра-«Король и королева»

Логопед: - Ребята, посмотрите на доску. Королю нужно отдать карточки название которых начитается на твердый звук ,а королеве на мягкий.

-Игра «Король и королева»

(Образование слов с мягкими и твердыми согласными звуками в первом слоге)

Например: Король – королева, замок, робот, роза, бокс, рыцарь.

Королева – лев. Лилия, Лиза, пирог, небо, лебедь.

V  КОНКУРС «Буквы потерялись» 

Логопед: - Ребята, посмотрите, перед вами карточки с картинками и подписями к ним. Но в каждом слове потерялась одна или две буквы. Вам нужно подписать картинки правильно, вписать потерянные буквы.

VI  КОНКУРС «Составь слова из букв» 

Логопед: - Каждой команде раздадим набор букв, а вы должны из всех этих букв составить слова (дети построится с буквами  по порядку, так чтобы получилось слово)

Слова: КНИГА, ШКОЛА 

VII  КОНКУРС «Ребусы» 

Логопед: - И последний наш конкурс – это ребусы. Кто первый разгадает ребус – тому фишка.

. 

Подведение итогов викторины .Награждение участников

Логопед: - Ребята, на этом викторина  подошла  к концу.

Логопед: - Все вы, ребята, показали сегодня свои знания. Мы награждаем каждую команду грамотами, желаем вам любить свой родной язык, читать много интересных книг, учиться в школе на 4 и 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...