Встреча с лесным гостем
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

 Нестерова Яна Александровна

Конспект индивидуального игрового образовательного сеанса с элементами сенсорной интеграции для ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

 муниципального образования город Краснодар

«Детский сад  № 216 «Кораблик детства»

Конспект индивидуального игрового образовательного сеанса

с элементами сенсорной интеграции для ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

Тема: «Встреча с лесным гостем».

Возраст: 4 года

Диагноз: Темповая задержка развития с выраженной задержкой речевого развития в структуре генетического заболевания.

Автор: педагог-психолог первой  квалификационной  категории

Нестерова Яна Александровна

г. Краснодар

Конспект индивидуального игрового образовательного сеанса

с элементами сенсорной интеграции для ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

Тема: «Встреча с лесным гостем».

Возраст: 4 года

Диагноз: Темповая задержка развития с выраженной задержкой речевого развития в структуре генетического заболевания.

Автор: Нестерова Я.А. – педагог-психолог МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №216»

Описание. 

     Конспект индивидуального игрового образовательного сеанса для ребенка, имеющего сочетанные  нарушения развития.

      Практический материал, представленный в конспекте, будет полезен для педагогов-психологов, учителей - дефектологов дошкольных образовательных организаций.
Цель: Обогащение чувственного опыта ребёнка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи: 

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • обеспечение  психологической и педагогической поддержки родителям ребёнка;
  • развитие зрительного, тактильного, обонятельного, слухового восприятия как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности;
  • гармонизация психоэмоционального состояния.
  • развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими;
  • формирование представления о частях собственного тела;
  • мотивация двигательной активности;
  • формирование пространственных представлений.

Материалы и оборудование: 

  • Массажные мячики.
  • Игрушка «Ежик», «Улитка».
  • Грибы (большие и маленькие), листья, шишки.
  • Корзины большая и маленькая.
  • Аудиозаписи: «Фырканье ежа»; «Шум леса»;  песни  «Ходит ежик без дорожек», «Улитка» Е. Железновой .
  • Прищепки, плоскостной макет солнышка.
  • Фасоль в контейнере.
  • Игровой набор «Дары Фребеля».
  • Картинка с изображением цветка (стебель, лист, цветок).
  • Кочки резиновые (сенсорные)
  • Кинезеологические мешочки.
  • Ароматная корзина с фруктами.

Применяемые технологии:

  • игровая технология;
  • метод сенсорной интеграции Улла Кислинг;
  • технология  «Дары Фребеля»;
  • метод диалога, рефлексия;
  • здоровьесберегающая технология (кинезиология, личностно-ориентированная технология);
  • технология проблемного обучения.

Ход деятельности:

Минутка вхождения в проблему

Ребенок с мамой заходят в игровую комнату Лекотеки.

        Приветствие: игра  «Доброе утро!»

         Цель: создание положительного эмоционального климата, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», осознания частей своего тела, формирование когнитивных предпосылок речевой деятельности.

        Психолог:  Доброе утро, Никита! Ты сегодня рано проснулся! Я рада тебя видеть! А глазки твои проснулись? (Ответ ребёнка). 

Доброе утро, глазки, вы проснулись? (Ребёнок поглаживает веки)

Доброе утро, ушки, вы проснулись? (Ребёнок поглаживает ушки)

Доброе утро, щечки, вы проснулись? (Ребёнок поглаживает щечки)

Доброе утро, ручки, вы проснулись? (Ребёнок поглаживает ручки)

Доброе утро, ножки, вы проснулись? (Ребёнок поглаживает ножки)

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись! (Протягивает руки вверх и широко улыбаются)

        Психолог еще раз здоровается с ребенком, называя его имя, обнимает его, ожидая ответную реакцию от ребенка.

Сюрпризный момент «Коробка с ёжиком».

        Цель: стимулирование познавательных интересов ребёнка, развитие зрительного, слухового восприятия, эмпатии.

        Психолог: Никита, когда я шла к тебе, то услышала какое-то фырканье, сопение, шуршание. Я сначала испугалась, а потом посмотрела по сторонам и увидела маленький, серенький комочек, он был совсем один. Мне стало его  жалко, и я взяла его с собой. Послушай, как он фырчит (включается аудиозапись из коробки  с фырканьем ежа). Никита, кто же сидит в этой коробке? (Ответ ребенка. Если ребенок не отвечает, психолог и мама помогают ему. Психолог достает ежика).

        Психолог: Никита, посмотри, какой он? (ребенок рассматривает ежика) Маленький, серенький. У него острый носик, круглые глазки.

-Хочешь погладить ежика, чтобы он не боялся? (Ответ ребенка) (Психолог при поглаживании ежика отдергивает руку, как - будто укололся произнося фразу : «Ой, колючий»!)

- Погладь ежика.  Какой он? (Ответ ребенка)

- А знаешь почему у ежа  колючие иголки? (Ответ ребенка).

                                          Психолог читает стихотворение от имени ежика.

Что ты, еж, такой колючий?

Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи:

Лисы, волки и медведи.

        Психолог: Никита, у ежика для тебя есть сюрприз.  (психолог показывает мешочек).

Ты хочешь узнать что в нем? (Ответ ребёнка) Давай потрогаем и узнаем.

Игра «Чудесный мешочек».

        Цель: развитие тактильного, зрительного восприятия, активизация внимания.

        (В мешочке лежат массажный колючий мяч и шишка. Рядом на столе лежат: шишка, гриб, листочек, массажный колючий мяч).

        Психолог:  Никита, возьми любой предмет в мешочке, руку  из мешка не вынимай, потрогай предмет. Ты узнал что это? (Ответ ребенка) (Если ребенок затрудняется ответить, то педагог предлагает ему  показывает такой же предмет на столе).

- Никита, ты отгадал все предметы, молодец! С ними можно поиграть. Поиграем? (ответ ребёнка)

Игровой массаж «Ходит ёжик».

         Цель: активизация работы всего организма через работу зрительного, слухового и тактильного анализатора.

(Звучит аудио запись “Ходит ёжик без дорожек” Е. Железнова.)

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.

(Ребенок  прокатывает массажный мячик по ногам, рукам, туловищу)

А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,

Где катают мышки маленькие шишки

(Ребенок  прокатывает шишку по ногам, рукам, туловищу)

        Психолог: Какие приятные и необычные ощущения, Никита, ты со мной согласен? (Ответ ребенка). Посмотри, выглянуло солнышко и хочет поиграть с тобой. Никита, ты тоже заметил, оно не ярко светит? Как ты думаешь,  чего нет у солнышка? твет ребенка, если ребенок затрудняется ответить, психолог и мама помогают ему) Да, действительно, у солнышка нет лучиков! Давай, поможем их найти?  (Ответ ребенка).

Упражнение с прищепками «Лучики для солнышка».

        Цель: развивитие мелкой моторики рук, зрительно – двигательной координации, тактильной чувствительности.

(Ребёнок крепит на солнышко прищепки-лучики, которые спрятаны в контейнере с фасолью. Если ребенок затрудняется выполнить задание, мама выполняет упражнения вместе с ребёнком его руками).

        Психолог: Никита, ты нашел все лучики! Молодец! Посмотри, как ярко солнышко светит. Хочешь с ним поиграть? (Ответ ребенка)

Игра «Где солнышко?»

        Цель: способствоввать формированию пространственных представлений, развитию зрительного восприятия, внимания.

        Психолог: Никита, посмотри, где наше солнышко?

        (Психолог произносит ребенку  слова и выполняет действия под стихотворение.)

Солнышко высоко,

Солнышко низко,

Солнышко далеко,

Солнышко близко.

        (Ребенок следит за движениями солнышка.)

(Далее педагог предлагает ребенку самостоятельно выполнять действия по содержанию стихотворения).

        Психолог: Никита, как здорово ты поиграл с солнышком! Тебе понравилось? (Ответ ребенка).

-Ёжик мне рассказал, что в лесу много грибов. Он зовет тебя пойти в лес вместе и  собрать грибы. Пойдем? (Ответ ребёнка).

(Звучит аудиозапись “Шум леса”).

(Психолог с мамой и ребенком передвигаются по «лесным» (сенсорным) дорожкам,  на  дородке сидит улитка).

         Психолог:Посмотри, Никита, кто сидит на дорожке? Это же улитка! Послушай, что она про себя рассказывает. (Психолог читает стихотворение от имени улитки).

Весь день ползу я по дорожке -
То выпущу, то спрячу рожки.
Ползти домой я не спешу -
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу -
И потому всегда я дома.
        

(Психолог с целью концентрации внимания ребенка поднимает улитку с дорожки и показывает её).

        Психолог:Никита, улитка просит тебя посадить ее на цветок. Поможем улитке? (Ответ ребёнка. Ребёнок переносит улитку на цветок). Улитка говорит тебе спасибо  и хочет вместе с тобой поиграть.

Дидактическое упражнение «Где ползет улитка?»

        Цель: формировать навыки пространственного ориентирования, развитие понимания обращенной речи.

        Психолог: Никита, давай с ней поиграем?

(Ребенок пытается выполнить задание самостоятельно. Если ребенок затрудняется выполнить задание, мама выполняет упражнения с ребёнком его руками).

- улитка ползет под листком,
- улитка ползет вверх по стеблю,
- улитка ползет по листку,
- улитка ползет на цветок,
- улитка ползет вокруг середины цветка,
- улитка ползет вниз по стеблю.

        Психолог: Никита, какой ты молодец! Ты показал улитке, как можно передвигаться по цветку?  Ты хочешь поползать, как улитка? (Ответ ребенка).

 

Игра «Улитка ползет».

        Цель: способствовать развитию межполушарных связей.

        (Ребенок ползёт на низких четвереньках, удерживая на спине кинезеологический мешочек. Под музыку «Улитка» Е. Железновой.)

Психолог: Никита, у тебя весело и интересно получилось ползать как улитка! Посмотри вокруг, сколько грибов в лесу! Поможем ежику собрать их? Есть грибы большие, есть маленькие. Давай разложим их в разные корзинки: большие грибы — в большую корзинку, а маленькие грибы — в маленькую корзинку.

Игра «Собери большие и маленькие грибы»

Цель:формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать предметы.

(Ребенок пытается выполнить задание самостоятельно. Если ребенок затрудняется выполнить задание, мама выполняет упражнения его руками, произнося речевую инструкцию за ребенка проговаривая «большой», «маленький». После выполнения задания психолог благодарит ребенка).

        Псиолог: Кто помог ёжику? (Ребёнок жестом показывает на себя и проговаривает: «Я-я»). Молодец! Никита,  ёжик мне рассказал, что в лесу был сильный ветер и перемешал грибы и фруты, которые ёжик запасал на зиму. Ёжик просит помочь ему собрать их на веревочку. Поможем?  (Ответ ребенка).

                                                    

Игра «Грибы и фрукты»

(Взаимодействие с игровым  набором  «Дары Фребеля»).

        Цель: развитие мелкой моторики,  формирование сенсорных эталонов (форма, цвет)

(Ребёнок нанизывает на верёвку предметы согласно звуковому диктанту)

        Психолог: Кто помог все собрать ёжику? (Ребёнок жестом показывает на себя и проговаривает: «Я-я»). Кто молодец? (Ребёнок жестом показывает на себя и проговаривает: «Я-я»).        

        Психолог: Ёжик благодарит тебя за помощь и дарит тебе «Ароматную корзину с фруктами». 

Игра «Ароматная корзина с фруктами»

        Цель: развивать обоняние у ребенка; способствовать возникновению устойчивых ассоциативных связей в головном мозге.

        (Психолог выставляет перед ребенком корзину с фруктами).

        Психолог: Посмотри и понюхай, какие ароматные фрукты в корзине нам ежик принес! (Психолог предлагает ребенку с закрытыми глазами по запаху определить фрукт). Какие ароматные фрукты!

         Какое интересное у нас получилось путешествие, но нам пора возвращаться домой.

                                 Ритуал прощания: Игра «До свидания».

        Психолог  берет два массажных мяча и прощается с ребенком приемом самомассажа, читает стихотворение.

        Психолог:

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Нам «Спасибо!» пропищал.

Список использованной литературы:

  • Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - Спб. :Издательство «Союз», 2001.
  • Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников - Мн.: БрГУ, 2007.
  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  • Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Метод. рекомендации / Ю.В. Карпова, В. В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под. общ. ред. В. В. Кожевниковой. – М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», Самара, 2014. – 44 с
  • Кислинг, Улла. Сенсорная интегртеграция в диалоге : / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
  • Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "Встреча с лесными жителями"

Познавательное занятие для детей младшего возраста...

Познавательное занятие для детей средней группы "Встреча на лесной полянке" (комплексное)

Познавательное занятие с элементами театрализации (средняя группа)- комплексноеТема: «Встреча на лесной полянке»Программное содержание: познакомить детей с жизнью лесных животных, вызвать интерес к жи...

Занятие по развитию речи "Встреча на лесной поляне"

Открытое занятие по развитию речи (с элементами логоритмики)...

Конспект комплексного занятия по ФЦКМ и развитию речи во второй младшей группе «Встречи на лесной тропинке»

Лексическая тема: Дикие животные Цель: создать социальную ситуацию развития для формирования представлений о диких животных....

Презентация на тему "Встречаем лесных гостей"

Цель:  Развивать речь детей. Задачи: Учить детей с помощью воспитателя пересказывать небольшой рассказ.Упражнять детей в образовании существительных множественного числа в именительных ...

математика встречаем лесных гостей

встречаем лесных гостей математика...