Дидактические сказки в работе учителя-логопеда.
консультация по коррекционной педагогике

Косицына Нина Олеговна

Сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда. Использование сказки при коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями повысится эффективность коррекционной работы и мотивация на логопедических занятиях. Представляю материал по использованию дидактических сказок или логосказок в работе учителя-логопеда.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические сказки в работе учителя-логопеда.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Мы, педагоги, находимся в постоянном поиске новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей. Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с дошкольниками, в том числе и в развитии речи.

Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и зрители происходящего. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность. В занятие-сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Использование сказочного сюжета позволяет добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. При отборе сказок учитываются речевые, физиологические и психологические особенности детей группы. Нередко логопеду приходится адаптировать сюжет сказки с учётом вербальных и невербальных возможностей детей.

Виды сказок по классификации Татьяны Дмитриевны Зинкевич - Евстигнеевой:

Художественные  сказки, которые в свою очередь делятся на народные   и авторские. Народные  сказки  способствуют  воспитанию нравственных эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается  то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная  мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный  стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и  проблемами. 

Психотерапевтические сказки лечат детские комплексы и страхи. Именно при их помощи дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенными и самостоятельными.

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных  ситуаций.  Они рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и  окружающими, внушают уверенность в себе, создают  атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают  напряжения и возбуждения.  Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост:  30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в  волшебный  лес…»

Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки  становятся одушевлёнными   и повествуют о новых для  ребёнка  понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки  легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы использования дидактической сказки в работе учителя-логопеда.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
           
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

   Логосказки можно использовать как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление.

Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные

2. Пальчиковые.

3. Фонетические.
4. Лексико-грамматические.
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте.

        Артикуляционные сказки развивают артикуляционную моторику и речевое дыхание. Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.

Жил да был Веселый Язычок.

А у тебя есть язычок? Покажи.

У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка.

Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало. А теперь давай поиграем с язычком.

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединится к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол (делаем артикуляционное упражнение «Футбол»).

Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто больше мячей загонит (делаем дыхательное упражнение «Забей мяч»).

        Пальчиковые сказки развивают мелкую моторику, графические навыки.

Пальчиковые сказки: 
- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к  фольклорному жанру.
          Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

Использование сказки в Су-Джок терапии. Дети не просто катают массажные шарики, а происходит это в процессе рассказывания сказки. При использовании колючего мяча главным героем наших сказок становится ежик.

Фонетические сказки. Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

- развитие речевой моторики;

- отработка правильного произношения звуков;

- автоматизация и дифференциация звуков.

        Специалистам известно, что часто третий этап является самым трудным и длительным. Сказки о звуках – не только интересная форма автоматизации поставленных звуков в связной речи, они развивают у детей фантазию и речевую творческую активность. Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах,  словах и предложениях можно использовать такой вид работы, как сочинение сказок о звуках. У детей с речевыми нарушениями наряду с несформированностью всех ее компонентов нарушены внимание и словесно-логическое мышление, а это в свою очередь, ведет к трудностям овладения связной речью. Представляю Вашему вниманию примеры фонетических сказок облегчающих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Разработаны таблицы с рисунками на каждый звук: в левом углу изображена буква, соответствующая данному звуку, и нарисованы несколько предметных картинок, в названиях которых есть этот звук.

Пример сказки о звуке С.

Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на велосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы » С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.

  Лексико-грамматические сказки. Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение. Если в работе над лексико-грамматическим строем речи использовать игровые приемы, иллюстрации, инсценировки сказок, то трудный материал будет осваиваться ребенком намного легче.

Ниже привожу пример лексико-грамматической сказки и речевые игры к этой сказке, которые помогают ребенку с речевыми нарушениями (да и любому ребенку без речевой патологии!) овладевать лексикой и грамматикой родного языка. В процессе подобных речевых игр пополняется словарь дошкольника, формируется грамматический строй, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память.

Сказка «Бабочка и муравей»

Задачи: расширять словарь по лексической теме «Насекомые», обучать детей умению пересказывать, закреплять значение и правильное употребление в речи приставочных глаголов, образованных от глаголов «лететь» (перелететь, взлететь, слететь, влететь) и «ползать» (переползти, вползти, сползти).

Сказка сопровождается картинным материалом.

Жили-были в лесу на одной полянке два друга — бабочка и муравей Бабочка была хвастливая, а муравей — трудолюбивый. Решили они как-то проверить, кто из них лучше двигается. Бабочка говорит:

—        Я могу легко перелететь то большое бревно!

—        А я могу его переползти, — отвечает муравей

Бабочка быстро перелетела бревно. А муравей, хотя и медленно, но переполз бревно.

Бабочка говорит:

—        Я легко могу взлететь на тот красивый цветок!

—        А я могу на него вползти, — отвечает муравей

Бабочка быстро взлетела на цветок, а муравей, хотя и медленно, но тоже на него вполз. Бабочка говорит:

—        Я могу быстро с цветка слететь!

Муравей отвечает:

—        А я могу с него сползти, а чтобы было быстрее, могу даже спрыгнуть с него.

Бабочка быстро слетела с цветка, а муравей быстро с него спрыгнул. Погода начинала портиться. Муравей говорит:

—        Я могу легко вползти в этот муравейник и спрятаться от дождя!

Бабочка не могла попасть в муравейник, потому что там были маленькие дверцы, а ее большие крылья мешали в него войти. Бабочка могла влететь только в большое распахнутое окно дома. Она и полетела к дому, где жила добрая семья, которая с удовольствием ее приняла.

Каждый из них — и муравей и бабочка — хорошо двигаются, и каждый по-своему.

Вопросы:

—        Какая была бабочка, а какой был муравей?

—        Что друзья решили сделать?

—        Что перелезла бабочка и переполз муравей?

—        На что взлетела бабочка и вполз муравей?

—        С чего бабочка слетела, а муравей спрыгнул, хотя мог и сползти?

—        Куда муравей вполз и спрятался от дождя?

—        Почему бабочка не могла спрятаться в муравейнике?

—        Куда бабочка влетела и спряталась от дождя?

—        Кто лучше двигается: бабочка или муравей?

Речевые игры.

Игра «Четвертый лишний. Почему?»

Бабочка, муравей, оса, мотылек (Муравей не летает, остальные летают.)

Паук, червяк, муха, муравей. (Муха летает, остальные не летают.)

Червяк, гусеница, муравей, паук. (Про гусеницу говорим «она», про остальных «он».)

Игра «Подбери слова к эпитетам»

—        Он зеленый (кузнечик).

Она зеленая (гусеница, стрекоза).

—        Он полосатый (шмель).

—        Она полосатая (пчела, оса).

—        Он коричневый (червяк, муравей).

Игра «Пирамида слов»

Взрослый предлагает детям придумать как можно больше названий насекомых, которые состоят из:

—        одного слога (жук, шмель );

—        двух слогов (оса, пчела, муха, червяк... );

—        трех слогов (муравей, стрекоза, кузнечик );

—        четырех слогов (гусеница ).

Игра «Комары и Жуки»

1        вариант. Дети делятся на две группы, первая изображают комариков, а вторая жуков. Первая группа, услышав звук [з] летает по комнате до тех пор, пока не прозвучит звук [ж] — тогда комарики замирают, а летать начинают жуки (Смена звуковых сигналов повторяется 3—4 раза.)

2        вариант. Педагог с детьми вспоминают, как поют комарики (з-з-з...), как поют жуки (ж-ж-ж...). Дети делятся на две группы: комариков и жуков. Команда комариков придумывает слова, которые начинаются на звук [з] (заяц, зонт...), а команда жуков — на звук [ж] (жара, жираф...)

Игра «Закончи предложение»

Взрослый произносит предложения, а дети заканчивают их.

Гусеница ползает, а кузнечик... (прыгает).

Паук ползает, а стрекоза... (летает).

Муравей ползает, а бабочка... (порхает).

Комар летает, а червяк... (ползает).

Бабочка порхает, а муха... (летает).

Шмель летает, а муравей.,, (ползает).

Кузнечик прыгает, а оса... (летает).

Божья коровка летает, а клоп... (ползает).

Игра «Подбери признак» (с мячом)

Взрослый называет насекомое и бросает мяч, а ребенок должен назвать слово-признак.

Муравей (какой?) — трудолюбивый, сильный ...

Муха (какая?) — надоедливая, черная, маленькая...

     Бабочка (какая?) — красивая, пестрая.. Комар (какой?) маленький...

Кузнечик (какой?) — большой, зеленый, длинноногий. .

Игра «Полезны или вредны»

Сначала взрослый беседует с детьми о том, кто из насекомых приносит пользу, а кто вред. (Полезны: бабочки, муравьи, пчелы. Вредны: гусеница, саранча, муха, комар, таракан.) Затем взрослый бросает мяч и называет насекомое, а ребенок отвечает, полезное оно или вредное, и бросает мяч обратно Другой вариант игры: взрослый называет слова «полезное» или «вредное», а ребенок называет соответствующее насекомое.

В нашей группе идет долгосрочный проект «Эмоции и чувства». В рамках этого проекта проводились интегрированные досуги по теме «Перелетные птицы» на основе сказки «Гуси-лебеди» и по теме «Игрушки» на основе сказки «Приключения Буратино». В процессе этих досугов у детей развивалась не только эмоционально-волевая сфера, но  формировалась эмоциональная лексика, отрабатывались в игровой форме лексико-грамматические категории.

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Хочется отметить особенности выбора сказки:

- используются простые, хорошо знакомые детям сказки,  например:  «Три поросенка»,  «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»;  «Лиса и журавль» и т.д.

-  сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик  у детей;

- возможное использование элементов  сюжета, а не сказки целиком;

- использование наглядности (сюжетные картинки, мнемотаблицы).

Приёмы работы со сказкой:

- чтение сказки и её анализ;

- рассказывание сказок;

- проигрывание эпизодов сказки, драматизация;

- постановка сказок с помощью кукол;

- рисование по мотивам сказки.

Сказки по обучению грамоте: 

-  знакомят детей с гласными и согласными звуками,
- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развивают слуховое внимание;
- развивают фонематический слух;
- знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
- формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».

Сказка о букве А.

Жила была на свете буква. У нее были две прямые и длинные ноги. Буква любила ходить по дорожкам. Толька одна была беда у этой буквы: ее длинные ноги все время раздвигались и расползались в разные стороны. Она все время падала и плакала: «А-А-А!!!». Буква не знала, что делать. Думала она, думала и придумала. Взяла и завязала поясок, и тут же ноги перестали разъезжаться. «А-А-А!!!» обрадовалась буква. С тех пор ее так и стали называть: буква А.

Положительными результатами использования сказки можно назвать следующее:

- процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление их в речи происходит в увлекательной форме и без принуждения, речь ребёнка становится значительно грамотнее, лексически обогащённой, улучшается просодическая сторона речи: голос у детей становится более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.

- использование занятий–сказок в логопедической работе с детьми помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении. Гиперактивных детей сказка дисциплинирует, а пассивные и робкие в ней «оживают» и активизируются.

- заинтересованность в положительном результате оптимизирует работу всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.

Таким образом, сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда. Использование сказки при коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями повысится эффективность коррекционной работы и мотивация на логопедических занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

Логопедические сказки в работе учителя-логопеда

Театрализованные логопедические сказки в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет способствуют речевому развитию, развитию произвольного внимания, мышле...

Дидактическая игра в работе учителя-логопеда.

Одной из основных задач примерной Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В. Нищевой, является «овладение детьми самостоятельной, связной, гра...

Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»

В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками  для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...