АРТ-ТЕРАПИЯ в коррекции психосоматических проявлений у детей дошкольного возраста
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жирова Светлана Геннадьевна

    Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбуждение.

Оно получает отражение в телесных ощущениях, а иногда – и в патологическом процессе. Ведь между эмоциями и физиологией существует прямая связь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТ-ТЕРАПИЯ в коррекции психосоматических проявлений у детей дошкольного возраста Педагог – психолог МБДОУ №123 Жирова Светлана Геннадьевна

Слайд 2

Детские психосоматические заболевания Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбуждение. Оно получает отражение в телесных ощущениях, а иногда – и в патологическом процессе. Ведь между эмоциями и физиологией существует прямая связь

Слайд 3

Выражением негативных эмоций являются: повышение артериального давления и частоты пульса, учащение дыхания, изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта, изменение тонуса мочевого пузыря, напряжение скелетной мускулатуры, повышение свертываемости крови.

Слайд 4

Каждое психосоматическое заболевание – это способ организма «привлечь внимание» к какой-то проблеме, которую не удалось разрешить или проговорить, что особенно актуально в случае с детьми .

Слайд 5

Вот как объясняются некоторые проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики : Астма, бронхит, отек Квинке – опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям. Обмороки – подавление реакции бегства. Хронический кашель – скрытое выражение агрессии, невысказанный протест. Гастрит – депрессия на фоне невозможности добиться желаемого.

Слайд 6

Детская экзема – переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека . Нейродермит – раздражительность, высокая готовность к переживаниям, аффектам, ощущение зависимости от более сильных личностей. Тик – повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей.

Слайд 7

Отит – подсознательный уход от конфликтов в семье. Энурез – регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело, гиперопека матери, конфликты с отцом.

Слайд 8

Коклюш. «Удушающая» атмосфера семьи. Ребенок задыхается в своей семье, больше не может выносить поведение матери, так как она все время кричит на него. Подавление талантов ребенка.

Слайд 9

Тики. В основе тиков: человек с чем-то категорически не согласен, что-то его мучает, но он не может это выразить в силу разных причин. Он не может выразить словами, но тело выражает несогласие, его переживание через тики. Люди, которые страдают тиками – это люди, готовые терпеть что-то, готовые загнать внутрь свои переживания.

Слайд 10

Профилактика психосоматических расстройств Центральной задачей ознакомления дошкольников с эмоциями и их словесным выражением служит профилактика психосоматических заболеваний.

Слайд 11

Алекситимия В последнее время широкое распространение получило понятие « алекситимия » ("а" - отрицание, " тимос " - настроение, "лексис" -лексика, словарь), т.е. существование личностных особенностей, являющихся предпосылкой появления психосоматических заболеваний.

Слайд 12

Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, т.е. всплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен. Эмоция требует переработки. Один из механизмов такой переработки - способность распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей (т.е. анализ эмоций с помощью слов, понятий). Как же помочь детям не стать впоследствии психосоматиками ? Для этого необходимо привлечь их к эмоциональному миру человека, обучить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, развивать самопознание.

Слайд 13

Самоценность . Работа с именем. Осознание своего Я.

Слайд 14

Самоценность . Работа с именем. Осознание своего Я.

Слайд 15

Упражнение « Я и здоровье» Материалы: картонные карточки, ленты, цветные карандаши. Ход упражнения: сначала нужно провести вступительную беседу об именах, их уникальности и значимости. Потом каждому ребенку дается карточка, на одной стороне которой предлагается нарисовать «здоровье» (смелость, доброту и т.п.), а на другой написать свое имя и нарисовать свой портрет. После завершения к карточкам прикрепляется лента и можно повесить на шею. Дети подробно рассказывают о том, как называют их родители, друзья. Какое имя из всех ему больше всего нравится и т.д.

Слайд 16

Волшебные ручки

Слайд 17

Моя ладошка

Слайд 18

Упражнение «Автобус с чувствами» Цель: повышение эмоциональной компетенции, профилактика алекситимии . Дети «едут» в метафорическом автобусе. Ведущий предлагает создать такой автобус всем тем, кто испытывает радость, грусть, обиду, злость, вину, усталость, счастье, интерес и пр… Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи друг другу и «едут», а водитель – ведущий. Ведущий озвучивает время от времени разные чувства, и, если кто-то его не испытывает «выходит» на остановке. Другие же дети наоборот входят в «автобус». Игра заканчивается, когда каждый хотя бы раз «проехался в автобусе».

Слайд 19

ДИАГНОСТИКА ДЕТСКИХ СТРАХОВ

Слайд 20

методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.А. Панфиловой; - методика «Эмоциональные лица» Н.Я.Семаго; - «Мои страхи» проективная методика изучения страха А.И. Захарова; - методика «Расскажи историю» (Махортова); - «Рисунок человека» проективная диагностика; - «Рисунок семьи» проективная методика; - «Силуэт человека» методика диагностики эмоционального состояния Л.Лебедевой; - « Карта внутренней страны» Т. Зинкевич - Евстигнеева.

Слайд 21

Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи» Цель: выявление страхов у детей. Ход: перед каждым ребенком кладется лист бумаги и цветные карандаши. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх.

Слайд 22

Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах — так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. Детям предлагается инструкция: «Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь». Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях ( черный, красный, синий либо розовый , желтый, голубой ), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаш.

Слайд 23

Рисуночные тесты. Существенные признаки * анализ линии, направление линии; * характер контура и закрашивания; * сила нажима; * расположения в пространстве; * соотношение размеров частей рисунка цвет; * ограничение пространства, заполнение листа.

Слайд 24

- Однако более характерная особенность тревожного рисунка — штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусочков. - Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. - Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. - В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия.

Слайд 25

Множественность линий (вместо одной линии проводится несколько с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная) также говорит о высокой тревоге. Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление контролировать свою тревогу, «держать себя в руках».

Слайд 26

Интересно отметить, что аффект страха действительно сопровождается расширением зрачков, глаза при этом как бы увеличиваются и чернеют. Видимо, отсюда идет выражение «у страха глаза велики». Не очень понятно, каким образом этот признак выделяется ребенком, но, тем не менее, зачернение глаз как признак страхов характерно даже для дошкольного возраста.

Слайд 27

При чистой импульсивности, не связанной с повышением тревоги, в рисунке, естественно, отсутствуют такие проявления, как множественные или штриховые линии, многочисленные исправления. В рисунке детей наблюдаются выраженные колебания силы нажима на карандаш (верхняя часть рисунка выполнена с сильным нажимом, нижняя — со слабым). Это является признаком повышенной эмоциональной лабильности, т. е. склонности к частой смене настроений.

Слайд 28

Каждому участнику предлагается погулять по стилизованному лабиринту и остановиться в зоне, цвет которой соответствует его настроению. В итоге участники образуют группы, различные по численности и эмоциональному фону. Далее возможна творческая работа над индивидуальными «знаками (образами, символами) настроения», на основе которых затем создается эмблема группы .

Слайд 29

После обмена впечатлениями в общем круге упражнение повторяется. Вполне вероятно, что некоторые изменят «цвет своего настроения». Важно корректно выяснить причины произошедших перемен, а также предложить этим участникам создать еще один знак (символ), отражающий их новое эмоциональное состояние. Выбор цветового ряда, по данным исследований Л. Н. Собчик , зависит как от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией.

Слайд 30

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВА СТРАХА «Маленькие человечки». Для проведения упражнения психолог заранее готовит из плотной бумаги маленьких человечков: мужчину и женщину. Ребенку предлагается раскрасить их, придумать имена, а затем разыграть какую-нибудь историю. «Дом ужасов» (варианты, «Мешочек страхов», «Пещера страхов»).Ребенку предлагается нарисовать дом ужасов и его обитателей. «Лабиринт страхов». Ребенку дается рисунок пустого лабиринта и предлагается его «заселить» страшными персонажами. «Чужие рисунки». Ребенку показывают рисунки «страха» других детей, предлагают придумать, чего боялись эти дети, и как им можно было бы помочь.

Слайд 32

Создание куклы – оберега (помощника) Ребёнку предлагается создать куклы из бумаги, фольги, глины, ниток ( кукла-мотанка ), куклу-марионетку (используются кусочки ткани, нитки, отрезки капроновых чулок, пуговицы, бусины, вата, контейнер от игрушки из киндер-сюрприза) затем разыграть спектакль с участием всех кукол. Это может происходить в течение нескольких занятий.

Слайд 33

Алгоритм создания куклы: 1) Демонстрирование образца 2) Создание куклы 3) Дать кукле имя 4) Взаимодействие с куклой: кто твоя кукла?; где живёт?; сколько ей лет?; чего боится?

Слайд 34

В процессе создания куклы-мотанки ребёнку рассказывается, что такие куклы наши предки создавали для защиты своего дома, это кукла-обрег . «Теперь выбери и пришей к кукле красивую бусинку или страз, это будет «душа» куклы. Эта кукла - твой талисман, который будет тебя охранять». Создавая куклу марионетку, ей в голову ребёнок вкладывает красивую пуговицу или бусину – символ своего заветного желания, затем «оживляет» куклу – продевает нитки через ручки и голову.

Слайд 35

Включение в терапию упражнений на межполушарное взаимодействие Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Доминантное полушарие — полушарие , преобладающее в активности. Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Слайд 36

Упражнение «Бабочки» Цель: Активизировать билатеральное взаимодействие, научить детей простому способу контроля стресса и снятия напряжения. Упражнение можно делать сидя и стоя. Детям предлагается перекрестить руки на груди так, чтобы правая рука лежала на левом плече, а левая – на правом. Получается, как будто «крылья бабочки» или самообъятия .

Слайд 37

Затем детям предлагается образ: «Бабочка машет крылышками». Это означает, что они по очереди легко, с индивидуальным ритмом ударяют ладонью по предплечью то правой, то левой рукой в течение 30-60 секунд. Затем бабочка замирает на 10-20 сек и опять машет крыльями. Делаем три подхода. Дыхание свободное.

Слайд 38

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...

Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....

Использование метода Су-Джок-терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 Сегодня мы хоти познакомить вас с методом Су-Джок-терапии. Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой ...

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.

Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся  с  проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...

Мастер-класс «Применение Су Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью, и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине и является лучшей системой оздоровления, существующей в настоящ...

Песочная терапия в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

актуальность использования песочной терапии на занятиях с детьми ЗПР...

Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей "Консультация для воспитателей : Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....