Комплексная психокоррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы с применением здоровьесберегающих образовательных технологий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дороднова Марина Владимировна

Актуальность применения  здоровьесберегающих образовательных технологий  в коррекционной деятельности педагога-психолога в нашем учреждении обусловлена необходимостью  учитывать специфические индивидуальные особенности развития познавательной сферы у детей  с задержкой психического развития разного генеза и степени тяжести. 

В детском саду на протяжении тридцати  лет успешно осуществляется комплексная коррекция нарушений  в психическом развитии дошкольников. В последнее время увеличилось число детей, которые при  всех признаках внешнего благополучия демонстрируют такие нарушения психического развития, как  педагогическая запущенность, задержка психического развития. 

В отличие от классических проявлений детской задержки психического развития в прежние годы,  у детей этого набора сохранны потребности в общении с педагогом,  они максимально заинтересованы  в игре во всех проявлениях, нуждаются в тактильном контакте и эмоциональной поддержке, ласке. В то  же время, выявлены стойкие тормозящие реакции на обычные методы обучения, дети не в состоянии сосредоточиться на наглядном  картиночном материале, не могут усидеть за рабочим местом, у них не сформированы элементарные навыки поведения и общения со взрослыми: у большинства детей  обращение на «ты», отсутствие дистанции, дети в начале обучения  не здороваются и прощаются.

И на этом фоне диагностированы такие низкие уровни актуального развития, что трудно поверить,  что аккуратные, хорошо одетые,  ухоженные, непосредственные, общительные дети не в состоянии  правильно оценить элементарные сенсорные эталоны, не в состоянии  выполнить простейшие классификации и обобщение, не выделяют  количественные представления на элементарном уровне, и на очень  низком уровне способны к воссоздающему воображению и хотя бы  к предметному рисованию. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_psihokorrektsiya_emotsionalno.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная психокоррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы с применением здоровьесберегающих образовательных технологий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Подготовила: педагог-дефектолог  Дороднова Марина Владимировна

Актуальность применения  здоровьесберегающих образовательных технологий  в коррекционной деятельности педагога-психолога в нашем учреждении обусловлена необходимостью  учитывать специфические индивидуальные особенности развития познавательной сферы у детей  с задержкой психического развития разного генеза и степени тяжести.  

В детском саду на протяжении тридцати  лет успешно осуществляется комплексная коррекция нарушений  в психическом развитии дошкольников. В последнее время увеличилось число детей, которые при  всех признаках внешнего благополучия демонстрируют такие нарушения психического развития, как  педагогическая запущенность, задержка психического развития.  

В отличие от классических проявлений детской задержки психического развития в прежние годы,  у детей этого набора сохранны потребности в общении с педагогом,  они максимально заинтересованы  в игре во всех проявлениях, нуждаются в тактильном контакте и эмоциональной поддержке, ласке. В то  же время, выявлены стойкие тормозящие реакции на обычные методы обучения, дети не в состоянии сосредоточиться на наглядном  картиночном материале, не могут усидеть за рабочим местом, у них не сформированы элементарные навыки поведения и общения со взрослыми: у большинства детей  обращение на «ты», отсутствие дистанции, дети в начале обучения  не здороваются и прощаются.

И на этом фоне диагностированы такие низкие уровни актуального развития, что трудно поверить,  что аккуратные, хорошо одетые,  ухоженные, непосредственные, общительные дети не в состоянии  правильно оценить элементарные сенсорные эталоны, не в состоянии  выполнить простейшие классификации и обобщение, не выделяют  количественные представления на элементарном уровне, и на очень  низком уровне способны к воссоздающему воображению и хотя бы  к предметному рисованию.  

Наблюдения за детьми в режимных моментах, на групповых занятиях по музыкальному и физическому  развитию показали, что дети крайне  тяжело ориентируются в пространстве, тяжело воспринимают сигналы и команды, не умеют выполнять  действия по правилам и сообща.

На этапе изучения анамнезов  вновь поступивших детей, было выявлено практически у всех нарушения соматического здоровья, слуха,  зрения, опорно-двигательного аппарата, а также ряд неврологических  и психиатрических патологий развития. Здоровье детей, его охрана  и обогащение является приоритетным направлением в нашем учреждении, поскольку лишь здоровые  дети в состоянии должным образом  заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье  способствует становлению гармонически развитой личности. Поэтому было необходимо так организовать коррекционно-развивающий  процесс, чтобы не только поднять уровень познавательного развития,  но и поддержать психическое и соматическое здоровье детей, подобрать такие психолого-педагогические технологии и коррекционные  методики, чтобы сберечь хрупкое внимание, предотвратить быструю  истощаемость и утомляемость детей. И сделать их обучение привлекательным и радостным, а каждую  встречу с педагогом-психологом — счастливой и продуктивной.  

Перед тем, как приступить к коррекции познавательных процессов  у детей, необходимо было сначала скорректировать такие проблемы в эмоционально-волевой сфере, как нарушения самоконтроля  и волевой регуляции поведения. Так как различия в продуктивности между такими детьми и здоровыми исчезают, как только деятельность  может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность:  если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не  требуют произвольной регуляции,  то для детей с ЗПР регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля. Воля  детей ЗПР характеризуется недостатком инициативы.  

Поэтому была поставлена задача сплочения группы, развитие  эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.  

Для решения этого вопроса необходимо многообразное варьирование условий протекания  деятельности. И применение здоровьесберегающих образовательных  технологий стало актуальным коррекционным воздействием. Так как  в одной и той же игре или упражнении решаются и задачи на развитие эмоций, и задачи, развивающие  регулятивный компонент психики.  А подвижность, присущая ребенку — дошкольнику обусловлена  тем, что моторная деятельность,  вызывая усиленное дыхание, кровообращение, обмен веществ является источником приятных ощущений, радостных эмоций, то, что  называется хорошим самочувствием ребенка, психофизическим благополучием. Физиологи объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не  только части тела, но и развивается мозг, умственные способности —  одна из главных основ дошкольного периода.  

Из всего многообразия здоровьесберегающих педагогических  технологий, были выбраны следующие:  

1. Подвижные игры, игры с правилами.  

2. Релаксация.

3. Гимнастика пальчиковая.

4. Гимнастика для глаз.

5. Гимнастика дыхательная.  

6. Проблемно-игровые — игротерапия.  

7. Коммуникативные игры.

8. Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного  средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.  

9. Технологии воздействия цветом.  

10.Технологии коррекции поведения.  

11.Сказкотерапия.

Кроме этого, использовались такие психологические методики, как  психогимнастика, арттерапия, песочная терапия, ресурсы сенсорной комнаты,  Для повышения коррекционного эффекта, в кабинет приглашались подгруппы по 6 детей. Это  число оптимальное для того, чтобы организовать внимание детей  и добиться усвоения необходимого материала, соблюдая технику  безопасности и охраны здоровья. На каждую подгруппу заводился  свой табель посещаемости. Пример оформления в таблице 1.  

Таблица  1.  Групповая психокоррекционная работа

Краткое обоснование

программы

Содержание занятий

Вид работы:

Коррекция эмоционально-волевой, коммуникативной, регулятивной сферы.

Нарушения:

Тревожность, застенчивость, расторможенность, нарушения самоконтроля, поведенческая негибкость.

Методики:

Хухлаева О.В.: развитие взаимодействия, сплочённости, эмпатийности;

Цайри А.: развитие личностного творческого начала, формирование умения выражать свои мысли и чувства в творчестве;

Захаров И.А: снятие напряжения, развитие навыков саморегуляции;

Романов А.А.: профилактика агрессивности;

Семенака С.И.: социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе

Средства:

психологические игры:

коммуникативные, на сплочение, на расширение поведенческого репертуара, психогимнастика, арт-терапия, песочная терапия, ресурсы сенсорной комнаты, музыка и рисование как вспомогательное средства, способствующие коррекции настроения, поведения и психомоторики детей.

1 дата

1.Знакомство с правилами группы.

2.Игра «Я очень хороший!».

3.Игра: «Если правильное имя назову – похлопайте, а неправильное – потопайте!».

4. Упражнение «Охотники и крокодилы»

5.Тренажер для релаксации зрительных центров «Звездное небо». Беседа о времени суток: «Вечер. Что мы видим за окном?». Окончание: «Чему мы сегодня научились».

2 дата

1.Приветствие: «Кто позвал?».

2.Игра «Назови ласково!».

3.Игра «Большие и маленькие» (с мячом).

4.Упражнение «Передай мяч» (вверху, внизу, справа, слева). Игра «День - ночь».

5.Тренажер для релаксации слуховых центров «Волшебный шар». Беседа «Части суток».

3 дата

1.Приветствие «Я очень хороший!».

2.Игра «Хлоп-топ» с игрушкой.

3.Игра «Передаем мяч: справа, слева, вверху, внизу».

4.Игра «Петушок». Выразительные движения, произвольность.

5.Игра «Роботы».

4 дата

1.Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Игра «Прохлопай свое имя».

3.Упражнение «Узнай по голосу»

4. Игра «Мое имя. Маленькое, ласковое и взрослое».

5.Игра «Пальчики как солнышко, пальчики как шарик!».

6.Диванчик дружбы+ разноцветные огоньки+ аудиозапись «Что за звук?».

5 дата

1. Упражнение «Возьми и передай»(настроение).

2. Упражнение «Превращения» (азбука настроений).

3.Упражнение «Закончи предложение».

4. Рисование на тему «Мое настроение» (дети обрисовывают свои ладошки и раскрашивают)

5. «Шалтай-Болтай».

6 дата

1. Приветствие «Здравствуй, небо голубое!»

2. Упражнение «Злые и добрые кошки»

3. Игра «На что похоже мое настроение?»

4. Упражнение «Ласковый мелок»

5. «Ласковые волны»+ аудио релакс.

7 дата

1.Приветствие «Доброе утро, Солнце!».

2.Упражнение «За что меня любит мама...папа...сестра...и т. д.

3. «На лесной полянке».

4.Игра «Руки-волны».

5. Азбука настроений (карточки)

6.Релакс «Море»+аудио

8 дата

1.Упражнение «Росточек под солн-

цем».

2.Игра «Сказочная шкатулка»-переход в драматизацию.

3.Игра «Принц и принцесса».

4.Упражнение «Волшебники».

5.Упражнение «Волшебный сон».

9 дата

1.Упражнение «Небо, земля» (со стулом).

2.Игра «Король молчания» (с колокольчиком).

3. Игра «Запомни место» (меняем кубики)

4.Логоритмика: обогащение словаря, звукоподражания, глаголы.

5. «Ласковый паровозик» (с массаж. шариком)

10

дата

1. Приветствие «Я рад вас видеть!»

2.Упражнение «Веселые паучки»

(пальчиковая гимн.+образное воображение)

3.Пластилиновая гусеничка: алгоритм: шарики, примазывание определенным пальчиком, воссоздающее воображение.

4.Игра «Хитрые мухи и варенье».

5. Релакс «Солнечные зайчики»+музыка

11

дата

1.Приветствие «Веселая площадь приветствий!»

2.Упражнение «Слушай команду!»

3.Игра «Сова» (день-ночь)

4. Игра «Сколько звуков» (взр. Стучит по столу, дети показывают пальцами  количество и затем по-очереди повторяют)

5.Релакс «Сияющие цветы»+ музыка+бескаркасные кресла.

12

дата

1.Приветствие «Будем дружить!»

2.Упражнение «Кот Все наоборот»

3.Игра «Воздушный замок»

4. Игра «Мамины бусы».

5. Релакс «Фея тишины»+ световая лампа ЖарПтица.

После успешной коррекции эмоционально-волевой сферы, когда дети стали лучше организованы, хорошо реагировали на слово  взрослого, усвоили правила группы, и стремились в кабинет к психологу, адекватно общались со взрослыми и друг с другом, были организованы  основные коррекционно-развивающие мероприятия познавательной  сферы. Учитывая специфику группы, и в этой работе уделялось внимание развитию эмоционально-волевой и регулятивной сферы. Игры  и упражнения были интегрированы в познавательную начинку занятия.  

Основной целью данных занятий являлось: повышение интеллектуально-волевой активности  детей через развитие наглядно-образного и формирование словеснологического мышления, развитие  операций сравнения и обобщения,  ориентировки в пространстве, конструктивного праксиса.  

Также уделялось внимание развитию произвольности психических процессов, продолжительной  умственной трудоспособности посредством использования здоровьесберегающих образовательных  технологий.  

Обогащение личностно-развивающего общения являлось эмоционально благоприятным фоном  для каждого занятия.

 Коррекционные задачи:

1. Формировать умения внимательно слушать и точно  выполнять простейшие указания взрослого, придерживаться задаваемого темпа  работы. Развивать операции произвольного внимания  и саморегуляции: тренировка сосредоточения, переключения произвольного внимания, удержания инструкции,  скорости формирования простого навыка в играх с правилами.  

2. Развивать умения осуществлять последовательно умственные действия:  сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку.  

3. Формировать операции образно-логического мышления.  

4. Развивать операции слухового внимания и памяти.  

Развивающие задачи:  

1. Стимулировать умение обобщать и классифицировать  предметы и понятия.  

2. Развивать восприятие целостного объекта, формы, взаиморасположения предметов, конструктивного праксиса.  

3. Совершенствовать употребление антонимов, развивать  связную речь, фонематическое восприятие и слух, умение отвечать развернутым  предложением.  

4. Развивать точные тонкие соотносящие движения рук, координацию движений.  

5. Создание позитивного эмоционального фона. Совершенствовать коммуникативные навыки, формировать  доброжелательное отношения к окружающим, умение  снижать психоэмоциональное напряжение.  

Коррекционно-развивающие  средства и методики: психогимнастические игры и упражнения, дидактическая игра, методика отгадывания загадок, беседа, практические  манипуляции с предметами, игры  с правилами, выразительные движения.  

Здоровьесберегающие образовательные технологии: подвижные  игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, коммуникативные игры,  технологии музыкального воздействия.  

Вспомогательные средства: игрушки повышенного интереса, зеркальный шар, светодиодный шнур,  аудиозаписи релаксационной музыки.  

Структура игрового занятия:  

1. Ритуал приветствия — 2 минуты.  

2. Разминка — 5 минут.

3. Коррекционно-развивающий  этап — 10 минут.

4. Игра как средство снятия утомления — 3 минуты.

5. Релаксация — 3 минуты.

6. Подведение итогов, ритуал прощания — 2 минуты.

Краткий план занятия:

1. Настрой на занятие, снятие  напряжения с помощью игровой мотивации, установка  на доброжелательное отношение к детям: приветствие,  пожелание, прикосновение.  

2. Формирование связей между тактильными, зрительными и кинестетическими  ощущениями и их вербализация, ориентировка в пространстве, развитие мелкой,  крупной и грубой моторики.  

3. Восприятие сенсорных эталонов (форма, размер, цвет).

4. Формирование понятийного аппарата, умения выделять  существенные признаки, находить сходство и различие,  производить операции классификации и обобщения.  

5. Восприятие целостного объекта, конструктивное восприятие.  

6. Овладение способами снятия  психо-эмоционального напряжения, мышечных зажимов:  игры по развитию мелкой моторики, игровой этюд, релаксация.  

7. Формирование доброжелательного общения со взрослым и друг с другом, умение  преодолевать импульсивность, своеволие при выполнение учебных заданий.  

Оборудование и материалы: мягкий ковер, учебные столы и стулья,  бескаркасный диван, светодиодный шнур с подключением к сети;  небольшой мяч, дидактическое пособие «Зоопарк из Тарамбуко»,  аудиозаписи релаксационной музыки, зеркальный шар и проектор.  

Так же сохранялся численный  состав детей, 6 человек в подгруппе. В то же время, четыре человека с наиболее сильными нарушениями и расстройством внимания  были взяты на индивидуальную  коррекционно-развивающую работу.  Пример оформления в таблице 2.

 Таблица  2.  Групповая коррекционно-развивающая работа

Краткое обоснование

программы

Тематика занятий

Вид работы:

Познавательная

сфера:

формирование и развитие высших психических функций, познавательной деятельности, произвольности психических процессов.

Нарушения:

ЗПР СДВГ логопатии нарушения произвольности психических процессов (операции восприятия, слуховой и зрительной памяти, нагляднообразного, конструктивного мышления, воссоздающего воображения, сенсомоторики, оизвольного внимания и самоконтроля)

Методики:

И.Е.Светлова: коррекция познавательных процессов и сенсомоторного компонента;

А.С.Сиротюк: элементы нейропсихологической коррекции.

Средства:

Дидактические игры, работа по слову и сигналу, игровой набор психолога «Пертра», подвижные игры с регуляторным компонентом, пальчиковая гимнастика, ресурсы сенсорной комнаты: чередование активации и релаксации, логоритмика, игры с песком.

1 дата

1.Знакомство с правилами группы.

2.Игра «Похожи – не похожи». (операции сравнения)

3.Игра: «Выложи бусы». (восприятие последовательности, формы)

4.Игра: «Что сначала, что потом?».

(наглядно-образное мышление, связная речь, восприятие времени).

5.Тренажер для релаксации зрительных центров «Звездное небо». Беседао времени суток: «Вечер. Что мы видим за окном?».

Окончание: «Чему мы сегодня научились».

2 дата

1.Приветствие: «Я знаю пять овощей».(операции обобщения) с мячом

2.Упражнение «Да – нет!». (общая осведомленность об окружающем мире, слуховое внимание)

3.Игра «Длинный – короткий, большой- маленький». (операции восприятия размера) «Пертра»

4.Упражнение «Салат - компот» (операции классификации) «Овощи», «Фрукты»

5.Тренажер для релаксации слуховых центров «Волшебный шар». Беседа «Части суток».

Окончание: «Что мы делали сегодня».

3 дата

1.Приветствие «Я знаю пять домашних/диких животных»

2.Игра «Дотронься до... цвета. Кто из животных бывает такого цвета?» (восприятие цвета, зрительное внимание, осведомленность) цветные кубики, чудесный мешочек

3.Игра «Свинка Нюша помогает вспомнить!» - домашние животные, обобщение.

4.Логоритмика на ПК «Кто это? Как голос подает?». (зрительное и слуховое соотнесение)

5.Игра «Зайчики в огороде». (выразительные движения, реакция на сигнал)

Окончание: «Чему мы сегодня научились».

4 дата

1.Упражнение «Циркачи». (координация движений, осанка, равновесие) светодиодный шнур

2. Игра «Цапля и лягушка». (слуховое внимание, произвольная регуляция, реакция на сигнал)

3.Упражнение «Сейчас ответит..»(зрительное внимание) описание ребенка вместо имени

4. Игра «Один-много». (счет)

5.Диванчик дружбы+ разноцветные огоньки+ аудиозапись «Что за звук?».

5 дата

1. Упражнение «Возьми и передай»(настроение).

2. Упражнение «Цапля и лягушка» (внимание).

3.Д/игра «Зимой бывает...»

4.»Времена года»(с активным вниманием: «Принесите картинки только с зимой»)

5. П/игра «Зима - лето».

6 дата

1. Приветствие «Здравствуй ,небо голубое!»

2. Упражнение «Спрячь подушку» за стул, перед, над, под, на, между.

3. Игра «Все наоборот!» (пособие «Школа 7 гномов», антонимы)

4. Игра «Громко-тихо!» (пропевание звуков)

5. «Ласковые волны»+ аудио релакс.

7 дата

1.Приветствие «Доброе утро, Солнце!».

2.Упражнение «Я знаю 5 животных Африки», с мячом.

3. Игра «Хитрый счет» - активное внимание, произвольность, порядковый счет.

4. Д/игра «Большие и маленькие животные Африки», соотнесение, сравнение, словообразование

5.Д/игра «Зоопарки из Тарамбуко», действия по сигнальному слову, конструктивный праксис.

6. П/игра «День и ночь в зоопарке».

8 дата

1.Упражнение «Росточек под солнцем».

2.Игра «Разбери и собери», пирамидки, алгоритм.

3.Пальчиковые игры «Леопард выпускает когти».

4.Д/игра «Часть и целое», целостное восприятие, связная речь.

5.Упражнение «Сравни животных Африки», сравнение, воображение, описание.

9 дата

1.Упражнение «Небо, земля» (со стулом).

2.Игра «Пертра – фигуры,24 эл.», восприятие формы, цвета, фон-фигура, внимание, сравнение, сериация, работа по сигналу, по слову.

3. Игра «Запомни место» (меняем кубики)

4.Игра «Сколько стало?», счет.

5.П/игра «Конфетки в коробке», саморегуляция, реакция на сигнал.

10 дата

1. Приветствие «Я рада вас видеть!»

2.Игра «Что бывает зимой?» -да - нет.

3.Д/игра «Что сначала, что потом?» (времена года)

4. «Дятел» (пальчиковая гимн.+образное воображение)

5. Д/игра «Что перепутал художник?», сравнение, внимание, пред. об окружающем мире.

6. П/игра «Летом и зимой»

11 дата

1.Приветствие «Колокольчик звенит!»

2.Упражнение «Слушай команду!»

3.Игра «Свинка Нюша и Лиса Фоксик помогает вспомнить», обобщение, внимание.

4.«Ферма»: найди и назови домик для животного, словообразование, сличение предметных изображений с силуэтными.

5.Игра «Палочки Кюизенера»: построй домик для животного, восприятие размера, счет, обобщение.

12 дата

1.Приветствие «Будем дружить!»

2.Упражнение «Кот Все наоборот», с мячом.

3.Игра «Прямая и волнистая дорожка», Пертра: взгляд, рука, человечек, машинка.

4. Игра «Палочки Кюизенера», строим гараж для машинки, размер, сравнение, конструктивный праксис.

5. П/игра «Дракон ловит свой хвост».

6. Релакс «Фея тишины»+ световая лампа Жар Птица.

В конце курса коррекционно-развивающих занятий было проведено  контрольное индивидуальное психологическое обследование зоны  актуального развития. Выявлена  достаточная положительная динамика у 78% детей. Недостаточная  положительная динамика выявлена у 22% детей. Одному из них был  предложен индивидуальный образовательный маршрут для обучения в специально организованных  условиях для детей с ОВЗ по УО.  

Таким образом, применяя здоровьесберегающие образовательные  технологии в коррекции познавательной сферы, удалось достигнуть запланированных результатов.  

Достигнут психоэмоциональный  эффект оздоровления — выявлено развитие положительных эмоций, психических процессов, качественное развитие центральной  нервной системы, навыков саморегуляции.  

И диагностировано улучшение познавательного развития через  связь движений с развитием мозга, развитие двигательной памяти,  приобретение новых знаний и умений.  

Кроме того, у детей качественно улучшилось усвоение Адаптированной основной образовательной  программы для детей с задержкой психического развития от 5 до 6 лет. Данные результаты позволяют применять комплексное развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями  здоровья — задержкой психического развития — на следующем  возрастном этапе.

Использованная литература:

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста.— СПб.: Речь, 2006.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования  личности. М.; Воронеж, 1995.

3. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как научить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда.— СПБ.: НОУ «СОЮЗ», 2004.

4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2.­3­е изд. М.: Генезис, 2005.

5.Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической  и коррекционной работы с эмоционально­волевой сферой ребёнка.— М.: УЦ «Перспектива», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...

Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...

Формирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии

Аннотация. Статья рассматривает проблему задержки психического развития у детей и необходимость специальной поддержки и внимания со стороны специалистов дошкольного образования. В частности, она ...