Развитие графо-моторных навыков у дошкольников старшего дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Арнаутова Людмила Викторовна

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие труд­ности испытывают эти дети, когда им приходится выпол­нять действия, требующие точности, выверенности и синх­ронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных дей­ствий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудно­сти, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых дей­ствий.

 

В процесс письма активно включаются глаз, рука, слу­ховой, зрительный, речедвигательный компоненты.

Письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру. Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения этим навыком. Профессор Н. А. Бернштейн в своей работе «О построении движений» отмечает, что каждый ребенок на первом этапе обучения пишет крупно, т. к. еще не завер­шено формирование зрительно-моторных, пространствен­ных координации. К тому же, чем крупнее письмо, тем мень­ше разница между движениями кончика пера и движения­ми самой руки. То есть, чем крупнее письмо, тем проще и доступнее перешифровка этих движений. По мере освоения этой перешифровки, ребенок переносит на кончик пера сна­чала зрительные, потом чувствительные проприоцептивные коррекции и обеспечивает движению кончика пера лю­бую нужную траекторию. Благодаря этому, постоянно уменьшается величина выписываемых цифр. Такое же яв­ление имеет место при действиях с любым орудием: иглой, ножом и т. п. А постепенное заполнение моторной памяти отлаженными элементами двигательных программ созда­ет предпосылку для автоматизации навыка, который, со­вершенствуясь через процесс тренировки, становится стан­дартизированным, стабильным. Поэтому целенаправлен­ные педагогические приемы также важны в методике обу­чения письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_grafo-motornyh_navykov.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арнаутова Людмила Викторовна,

учитель-логопед

Развитие графо-моторных навыков у дошкольников старшего дошкольного возраста.

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Основная задача: развитие двигательных и познавательных способностей. 

Цели: 

1.развитие двигательной области коры головного мозга: -формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми; -умение правильно держать карандаш, ручку фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения; -формирование зрительно – моторных координаций.

 2.Развитие речевой области коры головного мозга: -формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.

3.Развитие мышления. памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

 4.Развитие пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.

 5.формирование навыков учебной деятельности: -умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.

Развивать мелкую моторику можно разными способами. Надеюсь, что предложенные игры и упражнения будут интересны ребенку и помогут в развитии мелкой моторики.

Работа не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму. Основная ЗАДАЧА — РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:

  1. Двигательной области коры головного мозга:
  • формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
  • умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
  • формирование зрительно-моторных координации.
  1. Речевой области коры головного мозга:
  • формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
  1. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
  2. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.
  3. Пространственных ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
  4. Формирование навыков учебной деятельности:
  • умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
  • умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому ЗАНЯТИЯ, В КОТОРЫХ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ МЕЛКИЕ ГРУППЫ МЫШЦ, УТОМИТЕЛЬНЫ, И ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ИХ СМЕНУ, ограничивать длительность и нагрузку.

Игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от задействованных мышц — сгибательных и разгибательных — постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях мы проводим, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.

Итак, повторяя игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т. е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.

Но, приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты моторные навыки. В основу этих упражнений заложено развитие таких навыков. Ребенку трудно увидеть и воспринять образец. Он не различает деталей предмета и не может выделить части из целого. Связано это с дефектом восприятия или с плохим зрением. Поэтому очень важно подробно описать образец, проанализировать его изображение и детали и только после этого начинать работать. И наоборот, ребенок видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он видит уже готовое изображение, но не видел, какого делали. Малышу легче действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т. д. по показу взрослого. Но и в этом случае требуются подробные пояснения.

Работая с детьми, мы, взрослые, встречаемся с удивительными противоречиями. Ребенок как будто очень рано осваивает пространство, правильно ориентируется в знакомом помещении, в картине, рисунке и т. п. Он отличает одну геометрическую форму от другой, ближнее от дальнего, понимает выражения «вперед», «напротив», «между» и другие и правильно выполняет заданные действия. ВМЕСТЕ С ТЕМ САМИ ЭТИ ПРИЗНАКИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СВЯЗИ НЕ ВЫДЕЛЕНЫ И НЕ СТАЛИ ЕЩЕ У РЕБЕНКА ПРЕДМЕТОМ ПОЗНАНИЯ. Хорошо зная требования школы к будущей практической деятельности детей, мы с первых занятий уделяем большое внимание развитию и совершенствованию пространственных и временных представлений, ориентации на листе бумаги — «справа, слева, вверху, внизу» и т. д.

Тем самым мы стремимся:

  • совершенствовать и закреплять чувственные знания о признаках предметов и их взаимосвязях;
  • связывать эти признаки с соответствующими словами, что обеспечивает переход детей от чувственного познания к обобщениям и отвлеченным понятиям;
  • использовать практические действия самого ребенка шире и разнообразнее.

Овладевая понятиями пространства, дети знакомятся и с категориями времени — что необходимо делать сначала, а что потом. Бытовое время: утро, вечер, завтра, недавно, потом; предлоги: перед, после, до, за — все это представляет особую сложность для усвоения детьми дошкольного возраста. Слабая ориентированность (тем более ее отсутствие) во времени и пространстве вызывает впоследствии трудности усвоения многих учебных предметов: чтения, письма, ручного труда, грамматики, математики, физкультуры.

Для развития, совершенствования деятельности обоих полушарий мозга требуется длительное время, но именно с этим связаны трудности пространственно-временной ориентации. Трудности усугубляются обилием вводимых педагогом понятий, терминов пространственных отношений, недостаточно подкрепленных практикой и жизненным опытом ребенка.

Чтобы ребенок в дальнейшей практической и учебной деятельности не испытывал затруднений, ощущения собственной неполноценности и аффективных реакций (тревога, агрессивность, отказ выполнять задания), мы стараемся предупредить формирование механизма таких затруднений. Этому помогают доброжелательность, внимание, чуткость со стороны взрослых, положительная оценка стараний ребенка. В конце каждого занятия первого раздела дети рисуют на свободном пространстве раздаточного листа. Таким образом, соблюдается смена деятельности ребенка, поддерживается интерес к занятиям, закрепляются пространственные ориентиры, признаки и отношения, значимость пространственного положения предметов. С большим удовольствием дети рисуют, используя цвет, выражают свои чувства, мысли, переживания от увиденного и услышанного. У них есть возможность высказать свое отношение к тому, что они уже знают и что узнали нового, выразить эмоциональное отношение к этому. Рисование в конце занятия снимает напряжение и дает возможность расслабиться.

Рисунки детей на свободную тему помогают глубже узнать и понять духовный мир ребенка, его содержание, поддержать стремление к познанию окружающего мира и правильной ориентации в нем.

Не случайно на первых же занятиях педагог предлагает ребятам как ориентир надеть на правую руку цветные резинки.

Обратимся к возрастным особенностям памяти детей  старшего дошкольного возраста. Память способна не только  воспроизводить полученные впечатления, но и длительно их  сохранять. В данном случае тактильные ощущения соприкосновения резинки с рукой способствуют запоминанию, закрепляя понятие «правая рука», «правая сторона». В дальнейшем все игры-упражнения, их повторы направлены на  развитие не только тактильной, но и других видов памяти: вербальной, образной, двигательной, эмоциональной; на сохранение воспринятого. Но это, в первую очередь, зависит от того, насколько интересно и понятно детям то, что они узнают и заучивают. То, что интересно, эмоционально окрашено чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится.

У детей в этом возрасте внимание непроизвольное (произвольное, внутреннее внимание еще не развито). Это значит, что ребенок направляет его туда, где есть что-то яркое, новое, необычное. Поэтому на наших занятиях мы используем много оборудования. Яркость, новизна, необычность позволяют поддерживать неослабевающий интерес у ребят до конца занятий. Тем самым вырабатывается сосредоточенность, волевое внимание.

В ходе игр, упражнений и тренировок дети начинают непроизвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движениях. Они различают и сравнивают мышечные ощущения, определяют их характер: «напряжение — расслабление», «тяжесть — легкость»; характер движений: «сила — слабость», темп и ритм.

Восприятие ритма как специального предмета познания становится доступным для детей этого возраста. Они с большей уверенностью не только замечают, где именно изменился ритм, но и точно воспроизводят его своими движениями, показывая на выкладываемых предметах различное расстояние между ними, воспроизводят воспринятый ритм движениями рук, ходьбой, бегом с остановкой и другими средствами. Чувство ритма обнаруживается в слуховом и зрительном восприятии, в возможности видеть орнамент, что очень важно в собственной деятельности ребенка: музыкальной, изобразительной, аппликационной, конструктивной, также, чуть позже, — в письме. Письмо — двигательный акт, где тонический фон пишущей руки, вибрация мышц предплечья, запястья, пальцев рук очень ритмичны и монотонны, при осуществлении округлости движения, его ритмического рисунка. Сформированность произвольной моторики, слухомоторных координации и чувства ритма могут снять возможные проблемы нарушений в чтении и письме.

Совершенствование умений управлять своими движениями, как мелкими, так и крупными, выполнять их разнообразно, т. е. дифференцированно, точно, плавно, красиво, или быстро, ловко и технически правильно, имеет свое продолжение во второй части программы.

Развитие крупных движений, физические упражнения также формируют восприятие, внимание, мышление, пространственные и временные представления.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка.

И как всякий труд, эта работа на первом этапе приходит к своему логическому завершению и одновременно продолжению на втором. Результаты работы позволяют приступить к решению не менее сложных проблем в обучении детей написанию цифр.

В процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты.

Письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру. Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения этим навыком. Профессор Н. А. Бернштейн в своей работе «О построении движений» отмечает, что каждый ребенок на первом этапе обучения пишет крупно, т. к. еще не завершено формирование зрительно-моторных, пространственных координации. К тому же, чем крупнее письмо, тем меньше разница между движениями кончика пера и движениями самой руки. То есть, чем крупнее письмо, тем проще и доступнее перешифровка этих движений. По мере освоения этой перешифровки, ребенок переносит на кончик пера сначала зрительные, потом чувствительные проприоцептивные коррекции и обеспечивает движению кончика пера любую нужную траекторию. Благодаря этому, постоянно уменьшается величина выписываемых цифр. Такое же явление имеет место при действиях с любым орудием: иглой, ножом и т. п. А постепенное заполнение моторной памяти отлаженными элементами двигательных программ создает предпосылку для автоматизации навыка, который, совершенствуясь через процесс тренировки, становится стандартизированным, стабильным. Поэтому целенаправленные педагогические приемы также важны в методике обучения письму.

Первое занятие первого раздела наглядно покажет педагогу эту возрастную особенность детей-дошкольников. Именно такую работу выполняют руки ребенка в рисовании «зернышек и червячков». Эти рисунки, как тестовое задание, определяют, у кого из детей плохо развита рука, кто не умеет правильно держать карандаш, кто и как ориентируется на листе бумаги, кто и как рисует.

Чаще всего дети рисуют крупно, размашисто. Психологи называют такое рисование «почеркушки». Педагогу понадобится много усилий, чтобы формирование зрительно-моторных координации проходило правильно. Поэтому так много в первом разделе данного пособия предварительной работы. Ведь даже нарисовать правильно точку многие дети, особенно домашние, не умеют. Именно поэтому предлагается сначала крупное рисование в рабочих листах, крупные цифры в крупных клетках. Очень осторожно вводим понятие нового рабочего поля — клетка. На этом этапе работа трудна. Она требует собранности, сосредоточенности, организованности. Через умение выполнять крупные движения карандашом (ручкой, фломастером) из занятия в занятие достигается необходимая стабильность двигательного акта письма. Этим процессом отрабатывается ровная расстановка цифр. Только затем вводится мелкое написание и мелкая клетка.

Такая постепенность правильно формирует моторные навыки, зрительные координации, а в дальнейшем служит хорошей основой для формирования скорописи письма.

Приемы и методы, используемые на занятиях: игра (как основной прием в дошкольном возрасте), наглядный, практический, словесный методы; наблюдение, собеседование, тестирование, анализ результатов деятельности; учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка, эмоционально-положительный настрой, — позволяют педагогам не допускать нарушений неврологического характера, аффективных потрясений детского организма.

Для успешного проведения занятий необходимо создание благоприятных условий, к которым относятся следующие:

  • эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;
  • число детей (в группе 12 – 15 человек). Один раз в неделю предполагаются индивидуальные занятия с детьми, уровень подготовки которых требует более углубленных занятий по отдельным темам;
  • педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка, что является главной задачей.

Механизмом оценки получаемых результатов прежде всего является эмоционально-положительное состояние ребенка на занятиях. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребенком, как и насколько он «включен» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».

Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их работы, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть за определенное время.

Критериями оценки могут быть творческие работы детей, участие в проводимых выставках, игры в процессе занятий, которые позволяют детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень развития ребенка.

Так, задания первых трех занятий могут быть тестовыми для определения:

  • развития мелкой моторики рук;
  • умения правильно держать карандаш;
  • пространственной ориентации ребенка на листе бумаги и на примере собственного тела;
  • зрительно-моторных координации;
  • техники рисунка.

Иры и упражнения на развитие графо-моторных навыков

  Игровые упражнения

«Прикосновение»  - движения кистями рук по воображаемому препятствию.

«Встреча друзей» - поочередное прикосновение пальцев одной руки к пальцам другой.

«Угадай что нарисовано» - рисование пальцами на спине товарища.

«Волшебные орешки» - упражнение с орешками снимает нервное раздражение, ощущение недовольства, улучшает работу мозга.

«Покатилось, покатилось Олино колечко.

Покатилось, покатилось с нашего крылечка.

Кто с крылечка сойдет? Кто колечко найдет» - вращать один орех, с усилием прижимать его ладонью другой руки или делать орехом круговые движения на тыльной стороне кисти одной руки, прижав его ладонью другой.

«Клавиши и струны» с музыкальным сопровождением (имитация игры на клавишных и щипковых музыкальных инструментах).

«Крабы»

Детям предлагается представить, что они превратились в неуклюжих крабов. Перед игроками, стоящими в обручах, на расстоянии 8 – 10 м разложены мелкие предметы. По сигналу дети начинают подползать на четвереньках к предметам, захватывают их «клешнями» - руками (зажимая между пальцами – указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) и перенося предметы в свою «норку» (в обруч).  Все движения резкие, угловатые, тяжелые. Условие: захватывать предметы можно только одной рукой, не помогая другой. Выигрывают те игроки, которые перенесли больше предметов, не растеряв их по пути.

«Собери по одному»

На определенном расстоянии друг от друга на полу разложены мелкие предметы. Это – «грибы», которые растут «на поляне».По команде необходимо быстро добежать до полянки, сорвать как можно больше грибов, перенести их, зажав двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем), в корзинку(в ведро).Условие: захватывать грибы можно только одной рукой, не помогая другой. Побеждает тот,  кто собрал больше грибов.

«Счеты» пересчитать большим пальцем четыре других на то же руке. Движение сначала выполняется поочередно правой и левой рукой, затем обеими руками вместе. Направление движения: от мизинца к указательному и наоборот. Количество повторений от 5 до 10 в каждом направлении.

Игры с бумагой.

Используется старая газета, исписанные старые листы, бумага разной фактуры, цвета (с учетом предстоящего задания).

«Формопластика» - из бумаги разной фактуры «лепятся» фигуры разных животных. С большим удовольствием дети работают над общей темой, например, «Подводное царство» - крабы, загадочные рыбы разного размера и формы, водоросли, морские рифы. Для экономии цветной бумаги – основа делается из газет, а цветной бумагой поделка оборачивается, дополняется украшениями: бусы, разрисовка фломастером, обвязка цветными нитками.

«Разгладь лист»

Использовать фольгу, бумагу разной фактуры.

  1. «Разноцветные комочки» - пальцами обеих рук разгладить лист так. Чтобы он стал гладким.
  2. То же самое сделать, пользуясь одной рукой.
  3. Повторить тоже, пользуясь разными сочетаниями пальцев, предложив выяснить ребенку самому, какой рукой легче работать, каким пальцем удобнее выполнять задание, отметить, какие пальцы нуждаются в постоянной тренировке.
  4. Разгладить лист, используя разные сочетания пальцев с закрытыми глазами. Вслушиваться в свои ощущения, звуки.

Игры водой

Взять несколько одинаковых пластиковых стаканов и до половины налить в них подкрашенную краской воду. Игру лучше проводить в летнее время на участке.

  1. Перелить воду 2 – 4 раза, держа стакан перед собой, один ниже другой на 25 – 30 см
  2. Кто быстрее перельет чайной ложкой из одного стакана в другой, а затем из бутылки в бутылку, пролив возможно меньше воды.
  3. Дети стоят в две шеренги на расстоянии вытянутых рук друг от друга. По шеренгам передается полный стакан  воды. Выигрывает та шеренга, которая быстрее передаст стакан, пролив при этом меньше воды.

 

Рисунки на фольге – выполнять любые рисунки (по образцу или по замыслу) кончиками ногтей, прилагая усилия.

Игры с волчком.

Завести волчок по часовой стрелке и против часовой стрелке, левой и правой рукой, большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем,
большим и безымянным пальцем, большим и мизинцем.

Палочки.

Палочки рассыпают на столе, участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, неосторожно выбирая палочку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто из играющих взял больше палочек, тот и выиграл. Правила игры: чтобы рассыпать палочки на столе, надо сначала зажать их в кулаке, а затем быстро разжать пальцы. Поднимать можно рукой или уже взятой палочкой. На каждого играющего должно быть до 10 палочек.

Бирюльки.

Играющие рассыпают бирюльки (разные мелкие предметы) на столе и вытаскивают их по одной палочкой с крючком на конце так, чтобы не задеть рядом лежащую. Если крючок, которым поднимают бирюльки, прикрепить к шнурку, то подцепить предмет будет сложнее. Выигрывает тот, кто больше вытащит бирюлек. Игра заканчивается, когда все бирюльки будут разобраны.

Ниткопись.

С помощью ниток дети выкладывают контуры изображения, сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, машинка, геометрические фигуры, буквы, сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов и т. д.) .

Бисерография.

Ребенок выкладывает на пластилиновой основе контуры предметов нитками с бисером, который был нанизан заранее. Старшие дошкольники начинают выкладывать предметы и сюжеты, заполняя отдельными бусинами все пространство внутри контуров («бусинка к бусинке»). Дети действуют с помощью пинцета. Такая много раз повторяющая операция способствует развитию щепоти и формированию правильного распределения мышечной нагрузки руки.

Варианты игр с разными предметами.

  1. Пуговицы:

- нанизывать пуговицы проволоку или нити, вдевая то в одну, то в две дырочки;

- выбрать на ощупь из мешочка металлические пуговицы, все пуговицы с ушками и т. д.;

- рассортировать пинцетом мелкие и крупные пуговицы, пуговицы с двумя, четырьмя дырочками;

- раскладывать пуговицы, подходящие по размеру и форме, в ячейки чертежной линейки;

- считать пуговицы на ощупь.

-Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

2.Нитки, шнурки, тесьма:

- переплетать шнурки между собой разными способами (путаница);

- натянуть шпагат, навешивать на него нити, подбирая гамму;

- последовательно связывая колечко за колечком из нитей разного цвета, получить цепочку;

- «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе.

3. Бусины:

- -переносить бусины из одной емкости в другую ложкой, пинцетом, приклеивая их к липкой ленте, присасывая резиновой грушей.

4.Разноцветные металлические скрепки:

- разбирать скрепки, собирать из них цепочки;

- вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

5. Цветная фасоль, горох:

- выкладывать рисунок бобами по нанесенным точкам;

- выложить из всех видов семян композицию на листе с пластилиновой основе.

6.Винтики, шурупы, гайки:

- разложить по размеру в коробки: маленькие, большие, толстые, тонкие, длинные, короткие;

- выкладывать фигуры из гаечек;

- раскладывать винтики, гайки, шурупы пинцетом.

7.Прищепки:

- подхватывать и переносить легкие предметы;

- соединяя прищепки между собой, получать различные предметы.

 Рекомендуемая литература:

  1. О.Б.Иншакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет.»Серия «Коррекционная педагогика» -издательский центр «Владос»
  2. С.О.Филиппова «Подготовка дошкольников к обучению письму»-СПб: Детство-пресс,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение является важным средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка....

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего дошкольного возраста

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из самых важных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Дети дошкольного возраста должны у...